ВВЕДЕНИЕ
В настоящее время основы рыночной экономики распространяются на нематериальные сферы деятельности человека, в том числе и сферу культуры. Это обеспечивает рыночный подход к функционированию и деятельности культурных учреждений, в рамках которого деятельность культурных организаций рассматривается с позиции рентабельности и подчинения приоритету материальных благ. Таким образом, наблюдается своеобразный синтез функций учреждения культуры. С одной стороны его деятельность направлена на воспитание нравственного и духовно развитого общества, с другой стороны, учреждение культуры должно быть не просто рентабельным, но и приносить прибыль. Такой подход предъявляет определенные новые требования к учреждениям культуры, как объектам взаимодействия в рамках рыночных отношений.
Исследование роли и значения арт-менеджмента особо актуализируется в связи с тем, что сфера культуры и искусства постепенно переходит на рыночные отношения, которые настоятельно требуют научного анализа и теоретического обобщения управленческих механизмов на уровне позиционирования и продвижения социокультурных образовательных услуг. В этой связи главной задачей арт-менеджмента как вида управленческой деятельности является повышение теоретической значимости и практической применимости технологий и методов, предоставляющих возможность решения многочисленных проблем функционирования и развития образовательных учреждений социокультурного и художественного профиля.
Вопрос о том, является ли арт-менеджмент новой академической дисциплиной или же просто определенным концептом, оставался до последнего времени наиболее обсуждаемым среди специалистов – арт-менеджмент рассматривался либо как образовательный курс, либо как научная дисциплина, или же просто как область профессионального интереса некоторых специалистов. Однако все больше свидетельств того, что арт-менеджмент прошел процесс своего становления, и к настоящему моменту превратился в самостоятельную дисциплину.
На сегодняшний день категории и приемы коммуникаций проникли в сферу культуры и широко используются. Арт-менеджмент – это управление и руководство организациями и учреждениями культуры, а также планирование, программирование и подготовка коммерческих и некоммерческих проектов в сфере культуры. Другими словами, менеджмент в культурной сфере может заключаться исключительно в создании организационных и экономических условий саморазвития культурной жизни.
В настоящее время необходимо выстроить организационно-управленческую деятельность учреждения культуры в систему и сделать ее эффективной. Грамотно и эффективно организованная кампания по продвижению услуг организации позволяет резко повысить социальную значимость и эффективность арт-проектов, доступ к их результатам различных социальных групп.
Исследование роли и значения арт-менеджмента особо актуализируется в связи с тем, что сфера культуры и искусства постепенно переходит на рыночные отношения, которые настоятельно требуют научного анализа и теоретического обобщения управленческих механизмов на уровне позиционирования и продвижения социокультурных образовательных услуг. В этой связи главной задачей арт-менеджмента как вида управленческой деятельности является повышение теоретической значимости и практической применимости технологий и методов, предоставляющих возможность решения многочисленных проблем функционирования и развития образовательных учреждений социокультурного и художественного профиля.
Теоретической основой исследования являются труды отечественных и зарубежных ученых и практиков в области менеджмента социально-культурной сферы, маркетинга – Г.Л. Тульчинского, С.Н. Андреева, Т.М. Дридзе, С.Э. Зуева, О.И. Генисаретского, М.Вудкока, Д.Френсиса, М. Альберта, В.С. Кабанова, М.М. Лебедевой, В.Р. Веснина, С.Ф. Макарова, Н.И. Аксютика, О.И. Беляковой, М.И. Веренич, В.В. Жолобовой, А.В. Калашниковой, И.А. Кузнецова, Е.А. Макаровой и других.
В научной литературе накоплен значительный опыт теоретических исследований в области процесса организации социально-культурной деятельности, однако вопросы функционирования арт-менеджмента в организации процесса производства полнометражного кино остаются мало изученными, что обуславливает актуальность темы курсовой работы.
Объект исследования: процесс производства полнометражного фильма.
Предмет исследования: арт-менеджмент в процессе организации производства полнометражного фильма.
Цель исследования: изучить специфику арт-менеджмента в процессе организации производства полнометражного фильма.
Задачи исследования:
- изучить теоретически-методологические основы функционирования арт-менеджмента;
- раскрыть сущность понятие и сущность арт-менеджмента;
- рассмотреть особенности рекламной коммуникации в структуре арт-менеджмента;
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ АРТ-МЕНЕДЖМЕНТА В ПРОЦЕССЕ КИНОПРОИЗВОДСТВА
1.1 Уточнение понятийного аппарата предметно-объектного поля исследования. Методология исследования
Арт-менеджмент – сравнительно новая область науки и практики в нашей стране. В обществе неуклонно повышается интерес к этому перспективному направлению, о чем свидетельствуют конференции, круглые столы, мастер-классы, посвященные данной теме. Важным показателем осознания необходимости управления в области искусства является появление образовательных программ по данной специальности в вузах. Арт-менеджмент существует как самостоятельная специальность в крупных творческих вузах страны, кроме того, некоторое количество квалификационных работ на факультетах менеджмента экономических вузов обычно бывает посвящено именно менеджменту в сфере искусства.
Также накоплен определенный опыт в практике арт-менеджмента, который позволяет делать первые теоретические обобщения и обозначать проблемы. Однако из-за сложности, многоуровневости, многоаспектности и теоретической неразработанности проблематики существует известная несогласованность в категориях, разночтения в понимании сущности арт-менеджмента, функций, предмета и объектов его деятельности. Это вполне естественно для настоящего этапа развития научного знания в данной области. Нерешенность многих методологических проблем вызывает затруднения в прикладных исследованиях, что в свою очередь отражается на осуществлении практического арт-менеджмента.
С научной точки зрения арт-менеджмент начали рассматривать с появлением «Международной ассоциации менеджмента культуры и искусств» (AIMAC), на одной из конференций которой был поставлен вопрос об определении арт-менеджмента как новой научной дисциплины. Так, в оценке арт-менеджмента как науки аргументом служит то, что менеджмент – это наука, которая имеет свой объект, предмет, накопленные человеческие знания, концепции, теории, а также свои проблемы, принципы и методы их решения. В свою очередь арт-менеджмент также имеет свой объект – это искусство и предмет – это технология арт-менеджмента. Существует и множество проблем, важнейшей из которых является «отсутствие общей концепции функционирования сферы культуры и целенаправленной государственной политики в области зрелищ, эстрадной музыки, кино, модельного бизнеса. Также имеется и теоретическая база, образовавшаяся с помощью исследований и публикаций. Все это позволяет рассматривать арт-менеджмент как полноправную научную дисциплину» [51, с. 29].
Современный период деятельности коммерческих и некоммерческих учреждений в сфере культуры характеризуется значительным вниманием к менеджменту в целом и арт-менеджменту в частности. Несомненно, основоположниками общего менеджмента являются зарубежные исследователи П. Лоуренс, Дж. Лорш, Ф. Филлер, Р. Моклер. Они разработали фундаментальные основы и понятия теории менеджмента. У истоков классической школы теории управления стоят Ф. Тейлор и его последователи М. Фоллет, Р. Шелтон. Исследователи рассматривают менеджмент с позиции замкнутой системы, которая не связана с внешней средой и функционирует отдельно от нее. Представителями другого направления теории менеджмента являются Ч. Барнард, Г. Саймонс, И. Ансофф, Р. Сайерд. Данные исследователи представляли теорию управлению как единое целое.
Наиболее признанными теоретиками арт-менеджмента являются Ф. Колбер – профессор культурной политики Высшей школы экономики в Монреале (Канада), издатель и главный редактор International Journal of Arts Management и И. Эврар – профессор маркетинга, один из руководителей Международной Ассоциации менеджмента культуры и искусства (AIMAC). Им принадлежит большое количество статей, в т. ч. «Арт-менеджмент – наука третьего тысячелетия» [25], в которой они подытожили достижения научного арт-менеджмента, обосновали его самостоятельность и легитимность как научной дисциплины, обозначили границы предметного поля арт-менеджмента и определили его значение в системе современных наук.
Одним из активных исследователей менеджмента в сфере культуры является Ф. Котлер. По его мнению, «в современном обществе происходит нарастание требований к менеджментной компетентности специалистов и работников социально-культурной сферы. Переход от сугубо административно-распределительной технологии управления сферой к все более широкому использованию экономических методов, от чисто дотационного бюджетного финансирования структур к финансированию программ, к конкуренции за бюджетные средства, необходимости широкого привлечения внебюджетных средств, идеологический и политический плюрализм, хозяйственная самостоятельность – все это радикально меняет требования к профессионализму менеджера в социально-культурной сфере» [28, с. 43].
Стоит отметить, что в отечественной науке не до конца сформировано представление об арт-менеджменте.
ГЛАВА 2 СПЕЦИФИКА АРТ-МЕНЕДЖМЕНТА В ОРГАНИЗАЦИИ ПРОЦЕССА ПРОИЗВОДСТВА ПОЛНОМЕТРАЖНОГО ФИЛЬМА
2.1 Характеристика деятельности и особенности арт-менеджмента ООО «MediaCube Production»
MediaCube Production – белорусская группа компаний, включающая в себя студию видеопроизводства, партнерскую сеть YouTube, агентство по работе с блогерами и подразделение по разработке программного обеспечения. MediaCube была основана в 2013 году. Компания производит телепрограммы, рекламные ролики, музыкальные клипы, коммерческие фильмы, сотрудничает с телеканалами, ритейлерами и рекламными агентствами.
MediaCube Production включает в себя несколько подразделений. Подразделение MediaCube Rental отвечает за техническую сторону производства, занимается онлайн-трансляцией, съемкой и постпродакшном концертов, фестивалей, музыкальных и спортивных мероприятий.
В 2015 году начала работу дочерняя компания MediaCube Production – многоканальная сеть YouTube MediaCube Network. Партнерская сеть занимается монетизацией видеоблогеров, защитой авторских прав, дистрибуцией контента на разных цифровых платформах, поддержкой и развитием каналов. По количеству просмотров входит в топ-40 лучших партнерских сетей мира. Изначально многоканальная сеть в числе партнеров насчитывала 60 белорусских блогеров, а к концу 2018 года – 747 авторов по всему миру.
В 2015 году MediaCube Network стал организатором собственного фестиваля видеоблогеров «Видак», который в 2017 году получил статус международного.
В 2018 году была образована дочерняя компания MCN Global, которая приступила к поиску собственных софтверных решений для управления продуктами интеллектуальной собственности. С октября 2018 года MCN Global является резидентом Парка высоких технологий, как разработчик собственного программного обеспечения.
В 2018 году MediaCube Production осуществлял съемки музыкального YouTube-проекта Альфа-Банка под названием «Смелее».
Среди музыкальных клипов производства MediaCube Production можно отметить следующие:
- Макс Корж – «Слово пацана» (2016), «Малый повзрослел» (2017);
- NaviBand – «Гісторыя майго жыцця» (2016), «А дзе жывеш ты?» (2017);
- Юлианна Караулова – «Просто так» (2017);
- Пицца – «Назад» (2017);
- IOWA – «Молчишь на меня» (2018);
- Слава – «Твой поцелуй» (2018);
- Катя Адушкина – «Beauty Bomb», «НГ» (2018);
- Без билета и Анна Шакурова – «Свобода – это рай» (2018);
- Тима Белорусских – «Мокрые кроссы и Незабудка» (2018).
Также компания выпускала концертные видео таких исполнителей как «Океан Ельзи», «Би-2», Макс Корж, «ДДТ», «Brainstorm», Валерия, «Brutto», «Gorillaz», «Ленинград», Светлана Лобода и других.
Для телеканала ОНТ компания производила телепрограммы «Вечерний Минск» (2013), «Твоя территория» (2013), «Легенды Live» (2014-2016), «Новый год» (2014-2016), «Мой Бизнес» (2015), «Беларусь без границ» (2016), «Все сложится» (2016), «Удача в придачу» (2016-2018). Также в 2014 году снимали программу «Дрифт» для канала Беларусь 1.
В 2016 году короткометражный фильм «Одной крови» режиссера MediaCube Митрия Семенова был приглашен на Каннский кинофестиваль для участия в программе «Short Film Corner».
MediaCube работает с правообладателями для разработки, производства, управления и распространения видеоматериалов на разных площадках. Локализует, рекламирует и монетизирует контент в социальных сетях, таких как Одноклассники, ВКонтакте, занимается дистрибуцией на крупных интернет-площадках: Pladform, Dailymotion, TopBuzz.
С 2017 года компания занялась цифровой дистрибуцией музыки. MediaCubeMusic защищает аудио-контент авторов на YouTube, занимается размещением аудиозаписей в магазинах приложений и музыкальных стриминговых сервисах: iTunes (в том числе Apple Music), Google Play, Amazon, Spotify, Яндекс.Музыка, Deezer, Shazam. С MediaCubeMusic сотрудничают артисты разных музыкальных направлений и стран: группы «NaviBand», «Песняры», «Без билета», «Litesound», «Intelligency», «Петля Пристрастия», «Hurma», сольные артисты Макс Лоренс, Зина Куприянович, Даниэль Ястремский, Эрик Нейтрон, Диана Громова и другие.
MediaCube Production осуществляет следующий спектр услуг.
1. Многокамерная съемка, которая может быть использована на каждом масштабном событии: она создает целостную картину происходящего, передает атмосферу мероприятия. MediaCube Production предлагает съемку с любым количеством камер, дополнительное оборудование в виде кранов, стедикамов для того, чтобы зритель имел возможность увидеть все, что происходит на главной площадке.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В ходе исследования было рассмотрено понятие арт-менеджмента, который представляет собой инструмент для разработки и реализации арт-проектов и универсальную технологию эффективного управления в изменяющихся и развивающихся системах. Это метод решения крупных научных, производственных и социальных проблем в сфере культуры.
Анализ литературных источников по теме исследования показал, что в современный период деятельности коммерческих и некоммерческих учреждений в сфере культуры характеризуется значительным вниманием к менеджменту в целом и арт-менеджменту в частности. Однако в отечественном арт-менеджменте нет ясного представления о менеджменте как таковом, что выражается как в сочетании пренебрежительного отношения к научным постулатам или отрицания теории менеджмента как науки, с произвольным его толкованием при применении отдельных технологий арт-менеджмента.
В отечественной науке, обращенной непосредственно к функционированию искусства и культуры в современном обществе, также отмечается активизация исследовательской деятельности по систематизации и расширению теоретических знаний о закономерностях развития менеджмента как специализированной области научного знания. Весьма продуктивно осуществляются исследования относительно технологических аспектов функционирования арт-менеджмента как самостоятельного вида профессиональной деятельности специалистов.
Технологии менеджмента, в том числе и рекламных коммуникаций, в сфере культуры стали исследоваться сравнительно недавно и, на сегодняшний день, еще не нашли такого широкого распространения и применения, в сравнении с производственной сферой деятельности человека. Несмотря на то, что сфера культуры направлена на производство и накопление нематериальных ценностей, то применение технологий менеджмента имеет здесь свои отличительные особенности. Однако на сегодняшний день уже не вызывает сомнений необходимость и правильность внедрения и популяризации данных технологий в нематериальной сфере деятельности людей.
Анализ теоретической литературы также позволил установить дефицит работ, посвященных технологиям арт-менеджмента в процессе производства полнометражного фильма. Вопрос применения технологий арт-менеджмента в процессе производства полнометражного фильма остается не изученным и требует углубленного научного анализа, результаты которого имели бы не только научную, но и практическую значимость.
В ходе работы была раскрыта сущность процесса производства полнометражного фильма. Технология производства фильма предполагает взаимосвязь многих видов деятельности в рамках продюсерских студий, киностудий и других организаций по производству кино. Производство кино включает такие компоненты как: подготовка сценариев; формирование съемочной группы; разработка постановочного проекта, включающего в себя творческие, производственно-экономические и технологические компоненты и устанавливающего рамки ресурсного обеспечения съемок; собственно реализация кинопроекта посредством съемок и в процессе монтажа; реклама и продвижение готового фильма.
Наиболее полный производственный цикл создания фильма состоит из пяти основных этапов: проектирование (development), предварительная подготовка (pre-production), съемки (production), пост-производство (post-production), распространение (sale).
В ходе исследования была рассмотрена деятельность и особенности арт-менеджмента ООО «MediaCube Production». MediaCube Production – белорусская группа компаний, включающая в себя студию видеопроизводства. MediaCube Production специализируется на видеопроизводстве, а также сотрудничает с блогерами, оказывает услуги проката видеооборудования, разрабатывает программное обеспечение. Структура MediaCube Production включает в себя MediaCube Agency, MediaCube Production, MediaCube Rental, MediaCube Network. Каждая структура специализируется на определенном виде деятельности, обеспечивая таким образом, целостное функционирование компании.
Компания предоставляет широкий спектр услуг по производству рекламных роликов, изготовлению музыкальных клипов. MediaCube работает с правообладателями для разработки, производства, управления и распространения видеоматериалов на разных площадках. Локализует, рекламирует и монетизирует контент в социальных сетях. А также предоставляет услуги аренды оборудования.
В процессе управленческой деятельности реализуется множество целей и задач, направленных на развитие MediaCube Production, улучшение его репутации и повышение рентабельности. В целом MediaCube Production можно охарактеризовать как успешно развивающуюся компанию, которая имеет мало конкурентов на рынке производимых услуг и пользуется популярностью у потребителя.
1. Аванесова, Г. А. Культурно-досуговая деятельность: теория и практика организации: учебное пособие / Г. А. Аванесова. – М. : Аспект-Пресс, 2008. – 240 с.
2. Аксютик, Н.И. Арт-менеджмент как вид управленческой деятельности в сфере искусства и культуры: учеб. пособ. / Н.И. Аксютик, Е.А. Макарова. – Мн., 2008. – 147 с.
3. Алексеев, А. Востребованные услуги рекламного рынка / А. Алексеев // Продвижение продовольствия. Prog&Prog. – 2010. – №10. С – 59-63.
4. Алешин, Л.И. Мультимедиа и реклама: учеб. пособие / Л.И. Алешин. – М.: Литера, 2012. – 376 с.
5. Баннерная слепота. Почему пользователи игнорируют баннеры и как это исправить [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://blog.seolib.ru/yuzabiliti/bannernaja-slepota.
6. Бахова, Н.А. Конспект лекций по дисциплине «Арт-менеджмент» / Н.А. Бахова. – Красноярск: Гуманитарный институт Сибирского федерального университета, 2010. – 75 с.
7. Белогородский, А.А. Манипулятивные методы в рекламе / А.А. Белогородский // Маркетинг в России и за рубежом. – 2005. – № 6(50). – С. 43-54.
8. Бутовский, Я. Технология монтажа кинофильмов / Я. Бутовский, Т.С. Зиновьева, Л.О. Эйсымонт. – М.: «Искусство», 1968. – 127 с.
9. Вайсфельд, И.В. Азбука кино / И. В. Вайсфельд, И. И. Чанышев. – М.: Киноцентр, 1990. – 64 с.
10. Виханский, О.С. Менеджмент: человек, стратегия, организация, процесс: учебник / О. С. Виханский, А.И. Наумов. – М.: Гардарика, 1996. – 670 с.
11. Войтковский, С.Б. Основы менеджмента и проектный менеджмент в искусстве / С.Б. Войтковский. – М.: НАМ-ИЗ ДАТ, 2001. – 128 с.
12. Гамалей, В.А. Мой первый видеофильм от А до Я / В.А. Гамалей. – М.: Искусство, 2006. – 268 с.
13. Гейтс Р. Управление производством кино- и видеофильмов / под ред. Б.И. Криштула и В.С. Калинина. – М.: ГИТР, 2005 г. – 253 с.
14. Глаголев, Н.И. О маркетинге культуры // Социально-экономические проблемы художественной культуры / Н. И Глаголев, Р. М. Писконтина. – М., 1987. – 208 с.
15. Грачев, В.И. Коммуникативные культурфеномены и парадоксы современного российского арт-менеджмента / В.И. Грачев // Вестник МГУКИ. – 2006. – № 1. – С. 84.
16. Дейнекин, Т.В. Комплексный метод оценки эффективности интернет-рекламы в коммерческих организациях / Т.В. Дейнекин // Маркетинг в России и за рубежом. – 2003. – № 2. – С. 102-111.
17. Джефкинс, Ф.Д. Паблик рилейшнз: учеб. пособ. для вузов / пер. с англ. под редакцией Б.Л. Еремина. – М., Юнити-дана, 2003. – 416 с.
18. Долинин, Д.А. Киноизображение для «чайников»: учеб. пособие для студентов, обучающихся специальности кинорежиссера и кинооператора, а также для абитуриентов / Д. А. Долинин. – 10-е изд., доп. – СПб.: Издание автора, 2011. – 118 с.
19. Жданова, Е.И. Управление и экономика в шоу-бизнесе: учеб. пособ. / Е.И. Жданова, С.В. Иванов, Н.В. Кротова. – М.: Финансы и статистика, 2003. – 176 с.
20. «Запретная зона» (2020): мнение и интересные факты о белорусском фильме на тему Чернобыля. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://zen.yandex.ru/media/id/5de95f1de6e8ef00ae123349/zapretnaia-zona-2020-mnenie-i-interesnye-fakty-o-belorusskom-filme-na-temu-chernobylia-5f648ddb174f9a0e6db02738.
21. Ивасенко, А.Г. Менеджмент: учеб. пособ. / А.Г. Ивасенко. – Новосибирск, 2001. – 56 с.
22. Инновационные рекламные технологии // Березина, Ю. Продвижение продовольствия. Prod&Prod, – 2009. – №10-11. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: www.adbusiness.ru.
23. Киселева, Т.Г. Социально-культурная деятельность: учебник / Т.Г. Киселева, Ю.Д. Красильников – М.: МГУКИ, 2004. – 471 с.
24. Кнышова, Е.Н. Менеджмент: учеб. Пособие / Е.Н. Кнышова. – М.: ФОРУМ: ИНФРА-М, 2005. – 304 с.
25. Колбер, Ф. Арт–менеджмент – наука третьего тысячелетия / Ф. Колбер, И. Эврар // Арт-менеджер. Журнал для профессионалов. – М.: ЗАО «Холдинговая Компания Блиц-Информ», – 2002. – № 3. – С.3-7.
26. Коноплев, Б. Основы фильмопроизводства / Б. Коноплев. – 2-е изд. – М.: «Искусство», 1975. – 448 с.
27. Королько, В. Г. Основы паблик рилейшнз / В. Г. Королько. – М. : «Рефл-бук» : «Ваклер», 2001. – 528 с.
28. Котлер, Ф. Маркетинг менеджмент / Ф. Котлер. – СПб: Питер Ком, 1998. – 896 с.
29. Кравцов, Ю. А. Конспект по теории кино / Ю.А. Кравцов. – Москва, ГИТР, 2008. – 347 с.
30. Кузнецова, И.В. Арт-менеджмент: учебное пособие для студентов отделений очного и заочного обучения, специальность 07.14.01 «Социально-культурная деятельность» /И.В. Кузнецова. – Тюмень: РИЦ ТГАКИ, 2009. – 167 с.
31. Макарова, Е.А. Теория и технологии арт-менеджмента: учебно-методическое пособие для студентов специальности «Культурология прикладная» / Е.А. Макарова. – Минск: Институт современных знаний имени А.М. Широкова, 2010.
32. Макнаб, Дж. Профессия: кинопродюсер: так делается кино / Дж. Макнаб, Ш. Суорт ; пер. с англ. З. Мамедьярова, Е. Фоменко. – Москва : РИПОЛ классик, 2014. – 192 с.
33. Максимцова, М.М. Менеджмент: учебник / М.М. Максимцова, М.А. Комарова. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, Единство, 2005. – 359 с.
34. Мастерство продюсера кино и телевидения: Учебник для студентов вузов, обучающихся по специальности «Продюсерство кино и телевиденья» и другим кинематографическим специальностям» / под ред. П.К. Огурчикова, В.В. Падейского, В.И. Сидоренко. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2008. – 862 с.
35. Назайкин, А. Как оценить эффективность рекламы / А. Назайкин. – М.: Солон-Пресс, 2014. – 303 с.
36. Новаторов, В.Е. Инновационный менеджмент в сфере культуры / В.Е. Новаторов. – Омск: Омич, 2000. – 288 с.
37. Новикова, Г.Н. Технология арт-менеджмента: учеб. пособ. / Г.Н. Новикова. – М.: Издательский дом МГУКИ, 2006. – 178с.
38. Основы продюсерства. Аудиовизуальная сфера: учебник для ВУЗов / под ред. Г.П. Иванова, П.К. Огурчикова, В.И. Сидоренко. – М.: ЮНИТИ - ДАНА, 2003 г. – 719 с.
39. Переверзев, М.П. Менеджмент в сфере культуры и искусства: учеб. пособие / под ред. М.П. Переверзева. – М.: Инфра-М, 2007. – 192 с.
40. Песоцкая, Е.В. Маркетинг услуг / Е.В. Песоцкая. – СПб: Издательство «Питер», 2000. – 160с.
41. Петрик, Е.А. Интернет-маркетинг / Е.А. Петрик. – М.: Московская финансово-промышленная академия, 2004. – 299 с.
42. Платонов М.Ю. Арт-менеджмент: предмет и границы дисциплины / М.Ю. Платонов // Известия Санкт-Петербургского государственного экономического университета. – 2015. – № 6 (96). – С. 61-68.
43. Познин, В.Ф. Основы монтажа изображения: учебн. пособие / В.Ф. Познин. – СПб.: Лаборатория оперативной печати факультета журналистики СПбГУ, 2000. – 58 с.
44. Почти миллион рублей от Минкульта и российские актеры в главных ролях. Посмотрели «Запретную зону». [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://afisha.tut.by/news/anews/707440.html?
45. Пресс, С. Как пишут и продают сценарии в США для видео, кино и телевидения / С. Пресс. – М. : Издательство Триумф, 2012. – 396 с.
46. Пригожин, И.И. Политика - вершина шоу-бизнеса / И.И. Пригожин. – М.: Алкигамма, 2001. – 320 с.
47. Реклама у видеоблогеров. Все, чего вы не знали и хотели бы узнать. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://worldofvideo.ru/reklama-u-videoblogerov-na-youtube/.
48. Рекламные возможности видеосервисов: на примере ivi.ru и tvigle.ru [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.cossa.ru/152/29239/.
49. Семенович, В. На пустом месте / В. Семенович // Минский курьер. – 2019. –№117. С. 8.
50. Сидоренко, В.И. От идеи к бюджету фильма: учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности «Продюсерство» / В.И. Сидоренко. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2016. – 286 с.
51. Синецкий, С. Б. Культурная политика XXI века: от прецедента Истории к проекту Будущего: монография / С.Б. Синецкий. – Челябинск: Энциклопедия, 2011. – 288 с.
52. Соколов, А.Г. Монтаж: телевидение, кино, видео / А.Г, Соколов. – M.: «625», 2001. – 207 с.
53. Столяров, И.А. Современные методы и средства управления в отраслях культуры и искусства / И.А. Столяров. – М.: Экономика, 1983. – 208 с.
54. Суминова, Т.Н. Арт-менеджмент как социокультурный концепт / Т.Н. Суминова // Вестник МГУКИ. – 2011. – №З. – С. 122.
55. Тарковский, А.А. Уроки режиссуры: учеб. пособие / А.А. Тарковский. – М.: Всероссийский институт переподготовки и повышения квалификации работников кинематографии (ВИППК), 1992. – 92 с.
56. Тульчинский, Т.Л. Технологии менеджмента в сфере культуры / Т.Л. Тульчинский. – СПб., Культура, 2000. – 265с.
57. Тульчинский, Г.Л. Менеджмент в сфере культуры: учеб, пособие / Г.Л. Тульчинский, Е.Л. Шекова. – 4-е изд.,испр. и доп. – СПб.: Издательство «Лань»; «Издательство ПЛАНЕТА МУЗЫКИ», 2009. – 528 с.
58. Уэллс, У. Реклама: принципы и практика / У. Уэллс. – СПб., 1999. – 488 с.
59. Фирсова, Т.Ю. Тенденции развития digital-рекламы в мире / Т.Ю. Фирсова // Теория и практика медиарекламных исследований. – 2012. – Вып. 2. – С. 21-27.
60. Чижиков, В.М., Чижиков В.В. Введение в социокультурный менеджмент: учеб. пособ. / В.М. Чижиков, В.В. Чижиков. – М.: МГУКИ, 2003. – 382.
61. Шилова, О.Е. Дидактические особенности изучения арт-менеджмента студентами музыкальных специализаций в вузах культуры и искусств: дис. канд. пед. наук : 13.00.08 / О.Е. Шилова. – М., 2006 – 176 с.
62. Якобсон, Л. И. Экономические методы управления в социально-культурной сфере / Л. И. Якобсон. – М.: Экономика, 1991. – 174 с.