ГЛАВА 1 ШОУ-ПРОЕКТ В СФЕРЕ ИНДУСТРИИ МОДЫ
1.1. Индустрия моды: история и эволюция
Нельзя не отметить, что мода сама по себе, играла большую роль в жизни человека еще с давних времен. Еще в то время, когда существовали в древней цивилизации, она являлась одним из важнейших элементов общественной жизни, социума в целом, она оказывала свое влияние на политическую жизнь людей, и, конечно же, на искусство.
Как социальный феномен наука стала трактовать моду с конца 19 века. Американский экономист В. Торстейн и немецкий социолог Г. Зиммель, которые являются авторами теории «просачивания» и ввели данное понятие как научное. Авторы считают, что мода создается только в элитных группах социума для того, чтобы подчеркнуть свое отличие от простых людей. И для того, чтобы подражать элитным слоям общества, быть к ним ближе, низшие слои перенимают новинки моды и примеряют их на себя. В тот момент, когда мода просачивается на нижние слои общества, она теряет свою новизну и значимость и становится массово потребляемой или же вульгарной. Для того, чтобы держать непосредственно социальную дистанцию, общественная элита снова и снова изобретает что-то актуальное и оригинальное [5].
Уже в 20 веке, когда поляризация разделения общества становится не такой очевидной, она выполняет опять же функция подчеркивания различий, однако теперь не только высоких и низких слоев общества, а просто различных социальных групп. Так, например, молодежная мода подчеркивает различия между возрастными группами населения, кроме этого, индивидуальный выбор товаров представляет собой средство самовыражения, служит для подчеркивания своей индивидуальности.
Существуют базовые значения феномена моды, которые можно найти в справочниках и словарях. Так, например, в четырехтомном словаре русского языка дается следующее определение. Мода – это феномен господства в определенной социальной среде тех или иных вкусов в определенный промежуток времени. Мода может проявляться в определенных условиях быта, но особенно в одежде населения [1].
В Большой советской энциклопедии мода рассматривается в качестве вкуса или идеи, которая непродолжительное время господствует в обществе, жизни и культуре, а в более узком смысле как смена форм, видов и образцов одежды, которая происходит в непродолжительные промежутки времени.
Мода рождается и развивается, поскольку некоторое число людей нуждается в самовыражении посредством обновления внешнего вида. В то же время мода появляется на свет только благодаря свойственному роду человеческому заразительному желанию подражать. С точки зрения исторического развития мода возникла одновременно с цивилизацией и способствовала ее эволюции.
Еще в древнем мире можно проследить изготовление тканей и одежды занимались, которым занимались женщины у себя дома, и созданные ими предметы гардероба не были предназначены на продажу, а использовались семьей. Прялка и ткацкий станок были основными принадлежностями женщин всех слоев населения. Более или менее крупные ткацкие цеха находились при храмах и дворцах, царских поместьях и дворах крупнейших вельмож. Конечно, работавшие в ткацких мастерских ткачихи не получали никакой оплаты за свой труд, но уже в древние века была распространена система «премиальных». За создание особо удачного отреза ткани ткачиху награждали серьгами, наплечным украшением или некоторым количеством ткани этой же мастерской [16].
Но уже начиная с эпохи Древнего Рима, знатные женщины перестали заниматься домашним хозяйством, И функции создания повседневной и нарядной одежды постепенно перешли к специально обученным ткачам, которые были объедены в ткацкие мастерские.
В XI - XII вв. сформировались цеха мастеровых, в том числе ткачей и портных, что способствовало дальнейшему углублению специализации труда и стандартизации применяемых технологий. Во главе цеха, своеобразного средневекового профсоюза, стоял цеховой старшина. Цехи подразделялись на мастерские, которые возглавляли мастера. В каждой мастерской трудились подмастерья и ученики, которые подчинялись строгим правилам продвижения по профессиональной лестнице. Качество и количество изделий, изготовляемых мастерской, строго контролировались. Не принадлежащий к цеху не имел право заниматься ремеслом. Интересно, что существовало жесткое ограничение: мастер не имел право изготовить больше изделий, чем ему требовалось для того, чтобы прокормить семью. В случаи, если кто-то из мастеров начинал получать много заказов, часть из них цех должен был передать другому. Популярность профессионально изготовленных моделей привела к тому, что с 12 века домотканые предметы одежды стали носить только в деревне [20].
1.2. Особенности организации и проведения модных показов
Организация модного показа представляет собой настолько широкое поле для идей и творчества, что можно назвать ее одной из самых креативных и смелых отраслей организации шоу. В организации модного показа, как и организации других мероприятий культурного уровня, важно не только тщательно продумать сценарий мероприятия, но и найти способ удивить публику [24].
Очень важна идея и способ преподнесения новой коллекции публики, именно для этого имеет значение фон, на котором она представлена, а также важен выбор моделей, которые грамотно подчеркнут преимущества коллекции. Каким бы ярким в идее не было ваше шоу, очень важно подойти ответственно к самой его организации, создать правильную огранку. Необходимо придумать особенное содержание показа, тщательно проработать организационные моменты различного уровня, хорошо натренировать моделей и непосредственно хорошо провести сам показ. Необходимо также учитывать уровень приглашенных гостей. Необходимо тщательная подготовка, так как на показе обычно присутствует пресса, и будет возможность зафиксировать событие в фото и видеосъемке [19].
Организация показа мод – достаточно сложная и кропотливая работа. Существуют различные варианты и форматы его проведения, однако на начальном этапе необходимо разобраться какой из вариантов подходит в в большей степени и наиболее актуален на данном этапе.
Если говорить о методах модного показа, то можно выделить четыре основных варианта, которые мы рассмотрим ниже.
Первый метод – классический модный показ, который является одним из наиболее распространенных методов. Такой тип показа обычно представлен на телевизионных экранах. В данном типе используется стандартная схема при построении зала, когда посередине располагается подиум для моделей, а по бокам находятся места для зрителей. В конце находится обычно место для операторов. Модный показ проходит без особенных спецэффектов и сложных украшений, а требования для организации зала выдвигаются самые минимальные: музыка ритмичного характера, подиум прямой формы и как минимум две модели. Модный показ такого типа требует коллекции хорошего качества, так как внимание зрителей будет приковано именно к моделям одежды [6].
Однако среди большого количества дизайнеров и модных показов, бывает довольно сложно выделиться и запомниться зрителю, именно поэтому в ход идут различные приемы. К ним относятся украшения подиума различной тематики, варьирование как манекенщицами, так и их выходом на подиум, а таких случаях классический показ можно назвать креативным.
Второй тип организации показа – креативный. Данный метод позволяет модным дизайнерам выделиться, отличиться. Для этого они выбирают необычные места для проведения показа, необычные декорации. Иногда существуют практики организации показов на открытой природе, например в лесу, на побережье. Иногда дизайнеры выбирают для показа старинные особняки или заброшенные замки. Иногда модные показы действительно поражают своей необычностью, например один из показов марки Чистова-Эндоурова проходил на эскалаторе. Модели съезжали вниз к объективам камер [50].
Данный тип модного показа имеет как преимущества, так и недостатки. Несмотря на то, что данный тип показа отличается своей необычностью и позволяет дизайнерам выделить, организации может помешать погода, а необычные условия могут затруднить работу манекенщиц. Также такой тип организации показа является достаточно затратным в финансовой плане, однако это покрывается оригинальной фотосъемкой в необычных условиях.
Третий способ организации и проведения модного показа – театрализованное шоу. В ситуации, когда у организатора или дизайнера много креативных идей, их следует воплощать в жизнь. Для этого и существует описываемый театрализованный показ. Он предполагает различные варианты дефиле – например, от полураздетых парней-моделей до летающих над подиумом девушек [41].
1.3. Технологии создания шоу-проектов и их продвижение
Шоу представляет собой постановочное зрелище, представление, с участием артистов эстрады, цирка, хореографии и других жанров.
Можно выделить основные виды шоу-проектов:
- телевизионные (ток-шоу);
- реалити-шоу;
- игровые;
- информационно-зрелищные, развлекательные;
-уличные представления (карнавалы, парады, шествия, пиротехническое и лазерное шоу и т.д.);
- программы спортивно-технической направленности (аква-, авто-, мото-шоу и др.);
- клубные программы различной направленности (развлекательные, игровые, музыкальные, танцевальные и т.д.).
К принципам построения шоу-программ относятся:
- принцип системности;
- разножанровости номеров;
- эмоционально-тематической переклички;
-динамичности, темпоритма, контрастности, зрелищности, разнообразия [36].
В процессе построения шоу-программы учитываются психологические аспекты восприятия, логичность чередования номеров, неожиданность сюжетного хода.
Разработка шоу-проектов предусматривает два основных этапа: подготовительный и, непосредственно, организационный.
В процессе подготовительного этапа необходимо изучить:
- среду воздействия - численность и структуру населения в данном районе;
- наличие других организаций культуры и театрально-зрелищных предприятий;
- творческие возможности учреждения - наличие творческих коллективов и исполнителей, ведущих, организаторов, художников, режиссеров и т.д.;
- материально-технические возможности - условия сцены, вместимость зала, наличие технического и звукового оборудования; финансовые возможности учреждения [22].
При разработке и подготовке шоу-проекта необходимо учесть следующие аспекты:
1) организационный аспект:
- художественное оформление помещений, в которых будет осуществляться прокат программы;
- установка звуковой, музыкальной и технической аппаратуры;
- расписание репетиций;
- подбор группы менеджерского состава (менеджеры, арт- менеджеры и т.д);
- создание бытовых условий для исполнителей ( наличие гримерных комнат и комнат отдыха) [52].
2) маркетинговый аспект:
- выявление процента потенциальной зрительской аудитории;
- исследование необходимости и дальнейшей популярности данной программы;
- организация рекламной кампании;
- подготовка афиш и рекламного видео ролика;
- организация каналов распространения билетов.
3) финансовый аспект:
- формирование бюджета проекта;
- поиск генеральных, официальных спонсоров;
-подготовка коммерческих предложений для определенной категории организаций, которые могут быть заинтересованы в спонсорстве [38].
4) нормативно-правовой аспект:
- заключение договора с исполнителями и выполнение договорных обязательств.
Как уже было сказано выше, подготовка и разработка шоу-программ требует наличия информационных, финансовых, технологических, технических и человеческих ресурсов. Производство шоу-программы невозможно без создания определённого штата. Штат такой организации подразделяется на творческий и менеджерский [9].
Выводы по главе 1
Мода сама по себе, играла большую роль в жизни человека еще с давних времен. Еще в то время, когда существовали в древней цивилизации, она являлась одним из важнейших элементов общественной жизни, социума в целом, она оказывала свое влияние на политическую жизнь людей, и, конечно же, на искусство.
В науке понятие моды появилось в конце 19 века. Американский экономист В. Торстейн и немецкий социолог Г. Зиммель, которые являются авторами теории «просачивания» и ввели данное понятие как научное. Авторы считают, что мода создается только в элитных группах социума для того, чтобы подчеркнуть свое отличие от простых людей. И для того, чтобы подражать элитным слоям общества, быть к ним ближе, низшие слои перенимают новинки моды и примеряют их на себя. В тот момент, когда мода просачивается на нижние слои общества, она теряет свою новизну и значимость и становится массово потребляемой или же вульгарной. Для того, чтобы держать непосредственно социальную дистанцию, общественная элита снова и снова изобретает что-то актуальное и оригинальное. Так происходит формирование и поддержание модных тенденций.
Существует большое количество определений понятия моды. Мода – это феномен господства в определенной социальной среде тех или иных вкусов в определенный промежуток времени. Мода может проявляться в определенных условиях быта, но особенно в одежде населения. В Большой советской энциклопедии мода рассматривается в качестве вкуса или идеи, которая непродолжительное время господствует в обществе, жизни и культуре, а в более узком смысле как смена форм, видов и образцов одежды, которая происходит в непродолжительные промежутки времени.
Мода в своем развитии проходила различные этапы, начиная от изготовления в домашних условиях тканей и одежды женщинами, в том числе и из элитных слоев общества, заканчивая современным этапом, когда созданием брендов занимаются специальные мастерские.
Особенно мода стала популяризироваться с 1850-х годах во Франции, когда стали появляться универсальные магазины. Покупатели получили огромную свободу выбора, так как стали открываться универмаги, где можно было найти широкий спектр товаров по вполне разумным ценам. В Лондоне в 1851 году впервые состоялась международная выставка, которая стала эффективным толчком для развития торговли. Подъему и распространению новых тенденций способствовало также развитие железных дорог и пароходных линий. Увеличилось количество модных журналов, которые помогли сделать так, что парижская мода стала признаваться во всем мире.
Индустрия моды в настоящее время является постоянным источником роста и развития всей экономики мира, а также мода вносит значительный вклад в развитие большого количества национальных экономик разных стран. Например, для Франции, как законодательницы всемирной моды, отрасль товаров класса люкс является четвертым по объему источником доходов.
Каждый из дизайнеров выбирает для себя различные способы и методы организации и демонстрации показа. Кто-то придерживается консервативных взглядов, кто-то наоборот, желает привлечь внимание публики.
Организация модного показа представляет собой настолько широкое поле для идей и творчества, что можно назвать ее одной из самых креативных и смелых отраслей организации шоу. В организации модного показа, как и организации других мероприятий культурного уровня, важно не только тщательно продумать сценарий мероприятия, но и найти способ удивить публику.
Очень важна идея и способ преподнесения новой коллекции публики, именно для этого имеет значение фон, на котором она представлена, а также важен выбор моделей, которые грамотно подчеркнут преимущества коллекции. Каким бы ярким в идее не было ваше шоу, очень важно подойти ответственно к самой его организации, создать правильную огранку. Необходимо придумать особенное содержание показа, тщательно проработать организационные моменты различного уровня, хорошо натренировать моделей и непосредственно хорошо провести сам показ. Необходимо также учитывать уровень приглашенных гостей. Необходимо тщательная подготовка, так как на показе обычно присутствует пресса, и будет возможность зафиксировать событие в фото и видеосъемке.
1. Мерцалова М.Н. История костюма / М.Н. Мерцалова. - М., 1972.
2. Монмутский Гальфрид. История Бриттов / Гальфрид Монмутский. - М., 1984.
3. Аброзе Е.А. Мода в динамике культурных процессов Европы / Е.А. Аброзе. - СПб.: Нестор, 2010
4. Бодрийяр Ж. Общество потребления. Его мифы и структуры. - М.: Культурная революция, Республика, 2006. - 269 с.
5. Гофман А.Б. Мода и люди. Новая теория моды и модного поведения. Глава 7. СПб: Питер, 2004.
6. Гофман А.Б., Мода, наука, мировоззрение: о теоретической социологии в России и за ее пределами // Социологический ежегодник, М., 2010. C. 19-55.
7. Ключарев А. Несколько замечаний о современных модах в одежде / А. Ключарев. - М., 1861.
8. Кнабе Г.С. Древний Рим - история и повседневность / Г.С. Кнабе. - М.: Искусство, 1986.
9. Ковальчук Н. Великий мистификатор / Н. Ковальчук // Натали. - 2001. - №11. - С.100-104.
10. Козлова Е.Э., Социокультурные процессы в моде. Мотивация и психология потребления / Известия Российского государственного педагогического университета им.А.И. Герцена, 2009, № 115.
11. Конева А.В., Визуальные практики моды / Ярославский педагогический вестник - 2012 - № 3 - Том I (Гуманитарные науки).
12. Кукаркин А.В. Буржуазная массовая культура. Теории, идеи, разновидности. Образцы / А.В. Кукаркин. - М., 1978.
13. Лабрюйер Ж. Характеры или нравы нынешнего века. М., 2006
14. Леви-Брюль Л. Первобытное мышление / Л. Леви-Брюль. - М.: Л.: Атеист, 1930.
15. Легенький Ю.Г. Система моды: культурология, эстетика, дизайн / Ю.Г. Легенький, Л.П. Ткаченко. - К.: ГАЛПУ, 1998. - 222с.
16. Любимова Г.Н. Некоторые особенности формирования ассортимента бытовых изделий / Г.Н. Любимова. - М.: ВНИИТЭ, 1978.
17. Маркс К. Формы, предшествующие капиталистическому производству / К. Маркс // Маркс К., Энгельс Ф. Соч. - 2-е изд. - Т.46, ч.1.
18. Мода: за и против: Сб. статей. - М., 1973.
19. Неклюдов С.Ю. О функционально-семантической природе знака в повествовательном фольклоре / С.Ю. Неклюдов // Семиотика и художественное творчество. - М., 1977.
20. Нельсон Д. Проблемы дизайна / Д. Нельсон. - М.: Искусство, 1971.
21. Норбоева Т.Б., Понятийный анализ моды как феномена культуры / Общество. Среда. Развитие (Terra Humana) - 2011, №3.
22. Овруцкий А.В., Потребление как функция культуры / Известия Иркутской государственной экономической академии, 2011, № 5.
23. Орлова Л.В. Мы и мода / Л.В. Орлова. - М.: Знание, 1982. - 64с.
24. Песнь о Нибелунгах. - Л., 1973.
25. Петров Л.В. Мода как общественное явление / Л.В. Петров. - Л., 1974. - 26с.
26. Пинская Т. Кутюр жив - да здравствует кутюр! / Т. пинская, А. Карток // Натали. - 1999. - №10. - С.84-87.
27. Платонов К.К. Проблемы способностей / К.К. Платонов. - М., 1972. - 106с.
28. Покна М. - Ф. Кристиан Диор / М. - Ф. Покна. - М.: Вагриус, 1998. - 383с.
29. Посохова С.Т., Принятие моды: внешнее и внутреннее измерение личности / Известия Российского государственного педагогического университета им.А.И. Герцена, 2010, № 128
30. Похищение быка из Куальнгл. - М., 1985.
31. Рушковский А. Ив Сен Лоран: " После меня и Коко Шанель - настоящий потоп!" / А. Рушковский // Натали. - 1999. - №1. - С.70-75.
32. Смолякова Е., Мода на лидера как фактор влияния на электоральные предпочтения / Власть, 2012, № 9.
33. Спичева Д.И., Имидж как инструмент управления сознанием и поведением "Поколения Y" / Вестник Московского государственного университета, 2012, № 363.
34. Сто знаменитостей мира моды / В.М. Скляренко, Н.И. Вологжина, О.Я. Исаенко, И.А. Колозинская. - Х.: Фолио, 2006. - 509 с. - (100 знаменитых).
35. Стриженова Т.К. Из истории советского костюма / Т.К. Стриженова. - М., 1978.
36. Тард Г. Законы подражания / Г. Тард. - СПб., 1892.
37. Терешкович Т.А. Словарь моды: терминология, история, аксессуары / Т.А. Терешкович. - Минск: Хэлтон, 1999. - 459с.
38. Тихонова С., Мифология брендинга в обществе глобального потребления / Власть, 2008, № 9.
39. Харитонович Д.Э. Средневековый матер и его представления о вещи / Д.Э. Харитонович // Художественный язык средневековья. - М.: Наука, 1982.
40. Хаустова А., Мода как социальный феномен и объект социологического анализа / Власть, 2013, № 2.
41. Храпченко М.Б. Природа эстетического знака / М.Б. Храпченко // Семиотика и художественное творчество. - М., 1973.
42. Черемушникова И.К., Имидж как выразитель культурных смыслов / Вестник Волгоградского государственного университета. Серия 7: Философия. Социология и социальные технологии, 2008, № 2.
43. Шмерлина И.А., Плывущий мир моды // Социальная реальность. 2008. № 11.
44. Энциклопедия женской красоты. - М.: Вече, 2000. - 607с.
45. Яковина А. Валентино: дань настоящей красоте / А. Яковина // Натали. - 1999. - №4. - С.75-79.
46. Barthes R. Le systиme de la mode / R. Barthes. - P., 1963.
47. Burgman R. When is new product a new product? / R. Burgman // Business paper. - 1976. - May. - № 5.
48. Laver J. Taste and fashion. From the French revolution to the present day / J. Laver. - L., 1946.
49. Molloy J. Dress for success / J. Molloy. - N. Y., 1975.
50. Richardson J. Three centuries of women's dress fashions: A Quantitative analysis / J. Richardson, A. Kroeber // Kroeber A. The Nature of culture / A. Kroeber. - Chicago, 1952.
51. Tцnnies F. Gemeinschaft und Gesellschaft / F. Tцnnies - B., 1926.
52. Wasson C. R. What is “new” about a new product? / C. R. Wasson // Journal of marketing. - 1960. - Vol.25. P.54-55