Особенности организации арт-проектов в сфере современного хореографического искусства Диссертация
БГУКИ (Белорусский государственный университет культуры и искусств)
Диссертация
на тему: «Особенности организации арт-проектов в сфере современного хореографического искусства»
по дисциплине: «Арт-менеджмент»
2018
Выполнено экспертами Зачётки c ❤️ к студентам
343.00 BYN
Особенности организации арт-проектов в сфере современного хореографического искусства
Тип работы: Диссертация
Дисциплина: Арт-менеджмент
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 70%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 59.
В работе также имеются следующие приложения:
ПРИЛОЖЕНИЕ А Анкета для социального опроса.
ПРИЛОЖЕНИЕ Б Расписание занятий летних экспресс-курсов обучения танцам на гироскутерах.
ПРИЛОЖЕНИЕ В SWOT-анализ по методике Э.Б. Гусева.
Поделиться
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1 СОВРЕМЕННАЯ ХОРЕОГРАФИЯ КАК ВИД СЦЕНИЧЕСКОГО ИСКУССТВА
1.1 Социальная сущность современной хореографии
1.2 Общая характеристика направлений развития современной хореографии в Республике Беларусь
1.3 Танец как средство самореализации и самовыражения
ГЛАВА 2 АРТ-ПРОЕКТ КАК ФОРМА ПОПУЛЯРИЗАЦИИ СОВРЕМЕННЫХ НАПРАВЛЕНИЙ ХОРЕОГРАФИЧЕСКОГО ИСКУССТВА
2.1 Общая характеристика арт-проектов в сфере современного танца в Республике Беларусь
2.2 Особенности экспериментальной хореографии: синтез художественных форм, выразительных средств и стилей
2.3 Анализ опытно-экспериментальной работы по организации хореографического арт-проекта «Танцы на гироскутерах» на основе работы студии современного танца «AEVUM» г. Гомеля
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ПРИЛОЖЕНИЯ
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы диссертации:
Современная социокультурная ситуация, кризис общества породили сложнейшие проблемы в воспитании подрастающего поколения и в становлении отдельно взятой личности. В связи с этим одной из актуальных проблем современности является поиск новых форм организации досуга молодежи, которые будут отвечать требованиям современности. В годы перехода нашей экономики на рыночные основы ведения хозяйства в социокультурную деятельность проникло и утвердилось понятие проектного менеджмента.
Проектный менеджмент – это инструмент для разработки и реализации проектов и универсальная технология эффективного управления в изменяющихся и развивающихся системах. Это метод решения крупных научных, производственных и социальных проблем. В странах с традиционной рыночной экономикой проектный менеджмент перестал быть средством выполнения последовательных процессов и соблюдения сроков для достижения результата. Он стал выразителем современной культуры развития всех областей человеческой деятельности, основываясь на морально-этических принципах и разумности формируемых задач.
В настоящее время в мире уже сложились традиции использования систем управления проектами во многих областях жизнедеятельности. Современный период деятельности коммерческих и некоммерческих учреждений в сфере культуры характеризуется значительным вниманием к менеджменту в целом и арт-менеджменту в частности. Широкое распространение получили новые формы культурной деятельности – творческие проекты. Они возникают и как самостоятельное направление деятельности по сохранению и развитию отдельных отраслей или учреждений культуры, и как некий творческий замысел, выраженный в конкретной художественной форме. Проект сегодня рассматривается как замысел, план, нацеленный на преобразование, как составная часть, как предвари тельная модель одной из форм социально-культурной деятельности по реализации разработанной концепции и является обязательным компонентом профессиональной деятельности творческой команды продюсера, арт-менеджера, коллектива учреждения культуры, министерства, инициативы частного лица.
Теоретической основой исследования стали научные труды известных ученых в области культуры досуга как: Л. И. Михайлова, Ж.Т. Тощенко, Л. А. Акимова, С. Н. Иконникова и др.
В научный анализ теории и практики культурно-досуговой деятельности значительный вклад внесли М. А. Ариарский, А. Ф. Воловик, Е. И. Григорьева, И. Н. Ерошенков, А. Д. Жарков, Л. С. Жаркова, Т. Г. Киселева, Ю. Д. Красильников, В. Е. Новаторов, Ю. А. Стрельцов, В. М. Чижиков.
Проблемами молодежи как важной социальной группы общества занимались такие исследователи как, С. Н. Иконникова, И. М. Ильинский, Э. В. Соколов и др.
Исследования в области культуры досуга молодежи рассматриваются в работах Л. И. Михайловой, З. В. Сикевич, С. И. Левиковой, В. Н. Кузнецовой, В. Я. Суртаева и др.
Значительный вклад в теорию организации досуга молодежи внесли такие исследователи, как И.Н. Ерошенкова, А.И. Вишняк, В.И. Тарасенко, И.В. Бестужев-Лада.
Психолого-педагогические труды по вопросам специфики формирования хореографических навыков с учетом разных возрастных особенностей (Беликова А.Н., Кветная О.В., Пуляева Л.Е., Пуртурова Т.В. и др.); исследования в области хореографического образования воспитания (Жирнова Л., Ивлева Л.Д., Каргин А.С., Барышникова Т.К. и др.).
Вопросы использования танца в системе воспитания и образования в качестве развития и гармонизации личности достаточно подробно рассматривали в своих работах В.Н. Нилов, А.С. Фомин, Е.Н. Фокина, М.Н. Юрьева и др.
Научный вклад в обучение и образование средствами хореографического искусства (классический танец, народно-сценический, бальный танец) внесли Н. П. Базарова, Л. Д. Блок, А. А. Борзов, А. Л. Ваганова, Е. Д. Васильева, Ю. Н. Григорович, Р. В. Захаров, К. Зацепина, А. А. Климов, B. C. Костровицкая, И.А. Моисеева, М. Л. Мурашко, Г. А. Настюков, И. В. Смирнов, Т. С. Ткаченко, Т. А. Устинова, Ю. М. Чурко, Н. И. Школьников и др.
Также нами были изучены и проанализированы нормативно-правовые документы в области молодежной политики и культуры: Закон Республики Беларусь «Об основах государственной молодежной политики», Закон Республики Беларусь «О государственной поддержке молодежных и детских общественных объединений в Республике Беларусь», Закон Республики Беларусь «О массовых мероприятиях в Республике Беларусь», Постановление Совета Министров Республики Беларусь «О комплексе мер по реализации государственной молодежной политики», Закон Республики Беларусь «О культуре в Республике Беларусь» (последняя редакция в 2004 г.), Постановление Совета Министров Республики Беларусь «Об утверждении Государственной программы «Культура Беларуси» на 2016 - 2020 годы» и др. [49, 53-57].
ГЛАВА 1 СОВРЕМЕННАЯ ХОРЕОГРАФИЯ КАК ВИД СЦЕНИЧЕСКОГО ИСКУССТВА
1.1 Социальная сущность современной хореографии
В формировании эстетической и художественной культуры личности хореографическое искусство является важнейшим аспектом эстетического воспитания. Хореография – это мир красоты движения, звуков, световых красок, костюмов, то есть мир волшебного искусства. Как и другие виды искусства, хореография отражает социальные процессы, взаимоотношения людей. Специфика ее состоит в том, что чувства, переживания человека она передает в пластической образно-художественной форме.
Танец передает мысли, чувства и переживания человека в своеобразной для каждого народа национальной форме. Эта форма рождается конкретным содержанием, на которое накладывают свой отпечаток политические, экономические и географические условия жизни в той или иной стране. Так, у каждого народа складывается свой стиль танца, отражающий особенности определенной эпохи [24, с. 32].
Хореография (от греческого «хорео» – двигаю и «графо» – пишу). В настоящее время хореография включает в себя все то, что относится к искусству танца, и охватывает различные виды танцевального искусства, где художественный образ создается с помощью условных выразительных движений [29, с. 9].
Любой сценический хореографический номер – это художественное произведение, раскрывающее свое содержание через сценическое действие, осуществляемое с помощью творчества хореографа-постановщика, исполнения танцовщиков, искусства художника, осветителя, костюмера и др. Танец в сфере пространственно-временных измерений сцены приобретает новое эстетическое качество [11, с. 35].
В формировании эстетической и художественной культуры личности хореографическое искусство является одним из важнейших аспектов эстетического воспитания. Занятия хореографией вырабатывают у человека привычки и нормы поведения в соответствии с постигаемыми законами красоты. Они развивают эмоциональность и образность восприятия музыки, чувство ритма, мелодический и гармонический слух, ощущение музыкальной формы, музыкальную память. Хореография способствует гармоничному развитию человека, формирует фигуру, развивает физическую силу, выносливость, ловкость. Несомненно, что хореографическое искусство является мощным фактором развития личности. Оно дает человеку возможность самореализации, а процесс физического совершенствования и развития творческого потенциала является результатом художественно-эстетического воспитания на занятиях по хореографии.
Хореографическое искусство, профессиональное и любительское, как известно, выполняет несколько функций одновременно. Ему свойственна определенная структура функций, интегрально характеризующая его воздействие на людей, на общественную жизнь. Что касается самодеятельного хореографического искусства, то оно возникло как необходимость повышения эстетической, художественной, нравственной, физической культуры людей. Ведущая или главная функция самодеятельного хореографического искусства – «привлечь человека к активному занятию танцем, приобщить его к национальным хореографическим ценностям, познакомить с классическим наследием народного танца. Тем самым способствовать образованию всесторонней и гармонично развитой личности» [60].
Хореография, как вид искусства выполняет определенные социально-культурные функции.
Гуманистическая функция проявляется в единстве противоположных, но органически взаимосвязанных между собой процессов: социализации и индивидуализации личности. «В процессе социализации человек осваивает общественные отношения, духовные ценности, превращая их во внутреннюю сущность своей личности, в свои социальные качества» [5, с. 28]. Но эти отношения, ценности человек осваивает по-своему, неповторимо, в индивидуальной форме.
Социально-информационная функция. Танцевальная культура, представляющая собой сложную знаковую систему, передает социальный опыт от поколения к поколению, от эпохи к эпохе. Кроме культуры, общество не располагает иными механизмами сосредоточения всего богатства опыта, который был накоплен людьми. Поэтому не случайно культуру, в том числе и танцевальное творчество, считают социальной памятью человечества. Потребность в информации по самым разным вопросам выступает естественным условием жизнедеятельности как отдельного человека, так и общества в целом. Человек должен помнить свое прошлое, уметь его правильно оценивать, признавать свои ошибки, должен знать, кто он, откуда и куда идет. Для получения ответа на эти вопросы человек создал знаковые системы, которые собирают, систематизируют и хранят необходимую информацию. При этом «хореографическую культуру можно представить – как сложную знаковую систему, обеспечивающую историческую преемственность и передачу социального опыта от поколения к поколению, от эпохи к эпохе, от одной страны к другой, а также синхронную передачу информации между людьми, живущими в одно время» [26, с. 33].
ГЛАВА 2 АРТ-ПРОЕКТ КАК ФОРМА ПОПУЛЯРИЗАЦИИ СОВРЕМЕННЫХ НАПРАВЛЕНИЙ ХОРЕОГРАФИЧЕСКОГО ИСКУССТВА
2.1 Общая характеристика арт-проектов в сфере современного танца в Республике Беларусь
При переходе государства к рыночной экономической модели проектная деятельность в сфере культуры получила свободу не только от цензуры, но и от обязательного прикрепления к какой-либо государственной концертной организации. Сегодня помимо государственных организаций, имеющих право на осуществление проектной деятельности, существует ряд частных коммерческих организаций, составляющих основную конкуренцию госструктурам в организации именно коммерческих проектов с целью заработка денежных средств. Среди них можно выделить:
1. «Класс-Клуб ДжасКрафт». Организован в 1992 г. Леонидом Динерштейном и Геннадием Шульманом. Класс-Клуб имеет опыт профессиональной работы в этой сфере с 1987 г. В 1998 г., когда в Республике Беларусь было введено лицензирование гастрольно-концертной деятельности, ООО «Класс-Клуб ДК» получило государственную лицензию №1.
2. «Альфа-концерт». Агентство, основанное в 2000 г. на базе одноименного радио «Альфа радио». Директором данного агентства является Евгений Ершов в бывшем администратор Витебской и Могилевской областной филармонии.
3. «Виртуозы сцены». В прошлом – ЭТС «Арт-центр», Театральное агентство Ушакова.
4. «Линия звука» (Директор Владимир Шаблинский).
5.«ПМ Концерт». Арт-директор агентства Виталий Морозов, это агентство в основном занимается организацией гастролей так называемой альтернативы и рок-коллективов.
В настоящее время не существует крупных концертных и проектных агентств, которые бы специализировались исключительно в сфере хореографического искусства. Выше перечисленные организации занимаются проектной деятельностью во многих сферах культуры, таким образом, они являются комплексными многофункциональными. Так же существует ряд проектов, которые реализуются через мелкие частные агентства. Как правило, эти агентства засвечиваются один-два раза и исчезают с просторов белорусской концертно-гастрольной сферы.
В Республике Беларусь на данный момент существует Белорусская Федерация Современного Танца. Федерация занимается организацией грандиозных арт-проектов, фестивалей и чемпионатов для танцоров со всего мира. Так же довольно часто приглашаются известные хореографы со всего мира на мастер-классы в Беларусь. Федерация довольно часто организует поездки на всевозможные зарубежные чемпионаты. Ежегодно проводятся летние танцевальные лагеря для детей и взрослых.
В настоящее время большинство арт-проектов в Беларуси реализуются как конкурсы и фестивали хореографического искусства различных направлений. Эти проекты могут носить как коммерческий, так и некоммерческий характер. Огромное количество проектов имеет международный уровень.
Хореографическое искусство в Республике Беларусь является одной из наиболее перспективных отраслей с точки зрения международного уровня хореографии. Год за годом растет число интересных и значимых событий для страны. Самые различные международные, региональные, национальные проекты конкурсов, фестивалей помогают популяризации и распространению белорусской культуры, как в самой стране, так и далеко за рубежом, что, несомненно, содействует межкультурному диалогу.
Обратив внимание на разнообразие и многогранность арт-проектов хореографического искусства можно отметить, что самая главная сущность их – распространение и популяризация танцевального искусства в целом. «Такие мероприятия являются творческой мастерской для руководителей и организаторов любительского творчества, содействуют развитию региональной культуры. Фестивали хореографического творчества становятся активной формой сохранения и умножения культурного потенциала общества, в которой реализуются творческие способности людей. Комплексные по характеру организационно-технологического обеспечения такие мероприятия практически реализуют целый спектр социально-культурных функций, решают ряд художественно-эстетических, воспитательных, научно-методических, экономических и иных задач развития культуры» [14, с. 11].
В Республике Беларусь каждый год с успехом проходит множество различных фестивалей, различных проектов и конкурсов хореогафического творчества. «Проекты в основном направлены на популяризацию хореографического искусства среди молодежи, креативные новшества в танцевальной сфере, развитие способностей молодых людей. Можно выделить особенные своей уникальностью фестивали, такие как «Фэст эстрадного танца» (Минск), «Сожскi карагод» (Гомель)» [17, с. 127].
Хореографические арт-проекты Республики Беларусь подразделяются на следующие направления:
- современный танец;
- смешанные направления танцев;
- классический народный (бытовой) танец.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Практика внедрения и реализации проектов в сфере культуры за последние годы показывает эффективность этой формы организационно-управленческой активности. Несмотря на то что данная проблематика находится сегодня в центре внимания отечественных и зарубежных ученых и специалистов, на теоретико-методологическом уровне анализ специфики проектной деятельности в сфере культуры и определения основных направлений ее эффективного применения остаются недостаточно исследованными. В рамках данной работы сделана попытка рассмотреть проектную деятельность в сфере хореографического искусства как организационно-управленческую модель реализации стратегических целей и задач культурной политики.
В ходе работы были выделены такие основные социально-культурные функции хореографии как: гуманистическая функция, социально-информационная функция, коммуникативная функция, образовательно-воспитательная функция, регулирующая функция, интегрирующая функция.
Также в ходе работы были выявлены следующие теоретические направления в исследовании менеджмента в сфере культуры:
1) о сущности, структуре управленческого процесса;
2) о сущности социальных технологий менеджмента;
3) о применении технологий менеджмента в системе воспитательных воздействий;
4) прошлый и современный опыт внедрения социальных;
5) многоплановость целевого предназначения социальных и социокультурных технологий.
В ходе работы было дано определение понятия «культурный проект» и дана их классификация с точки зрения проектируемых изменений, особенностей финансирования, сроков реализации, масштабов.
Было установлено, что одной из главных функций проектной деятельности в сфере культуры, в том числе и хореографического искусства, является привлечение внимания целевой аудитории, приобщение людей к национальным ценностям. Тем самым способствовать образованию всесторонней и гармонично развитой личности. Хореографическое искусство с этой точки зрения обладает огромным потенциалом, так является одним из наиболее демократичных видов искусства.
Была дана общая характеристика направлений развития современной хореографии в Республике Беларусь, которая показала, что среди различных направлений и жанров хореографического искусства, наиболее распространенными, востребованными и развивающимися на сегодняшний день являются модерн, джаз, хип-хоп танец и брейк-данс, как отдельное направление, развивающееся в рамках хип-хоп культуры. Работы молодых белорусских хореографов наглядно демонстрируют, сколь широко понятие сопtеmрогагу dance, вбирающее в себя не только экспериментальные направления, радикально отвергающие стилистику классического балета, но и синтез академических форм со свободной стихией танца модерн, фольклора с современной пластикой.
Было дано множество определений понятия «танец», а также отмечено его значение с позиции самореализации личности. В силу своих изобразительно-выразительных возможностей танец более чем другой вид искусства, чужд натуралистической подробности, житейской повседневности, обыденной достоверности. Человек исконно стремится быть выраженным – ибо только в этом случае его существование будет оправдано. Внешняя свобода движений современного человека на самом деле лишь проявление нового телесного канона, в котором свобода так же соседствует с ограничениями, как она соседствовала в каноне старом. Танец дает возможность реализовать себя, свои творческие идеи, радоваться каким-то маленьким достижениям и просто отдыхать от загруженности повседневных дел.
В ходе работы была дана общая характеристика арт-проектов в сфере современного танца в Республике Беларусь. Отмечены организации, работающие в данной сфере: «Класс-Клуб ДжасКрафт», «Альфа-концерт», «Виртуозы сцены», «Линия звука», «ПМ Концерт». В настоящее время большинство арт-проектов в Беларуси реализуются как конкурсы и фестивали хореографического искусства различных направлений. Эти проекты могут носить как коммерческий, так и некоммерческий характер. Огромное количество проектов имеет международный уровень. Отмечены наиболее значительные арт-проекты в сфере хореографического искусства Беларуси. Такие как: «IFMC», «Феерия танца», «BIZON», «Be Energy», «International street dance freestyle», «Чемпионат Беларуси по современным танцам», «Баттл Беларуси», «Скрыжаваннi. Miнск», «Территория талантов», «Dance of Europe», «Дорога к солнцу», «Мегаданс», «Сожский хоровод» и др.
В рамках работы были отмечены особенности экспериментальной хореографии. Были рассмотрены такие современные направления хореографии как: Contemporary dance, Модерн, Джаз-танец, Хип-хоп, New Style, Брейкданс, Танцы под музыку R'N'B, Диско танцы, Хастл, Латиноамериканские социальные танцы, Bellydance, Аргентинское танго, Ирландский степ, Фламенко.
В рамках работы был разработан арт-проект «Танцы на гироскутерах» на базе студии современного танца «AEVUM» г. Гомеля. Уникальность проекта состоит в том, что в настоящее время в Беларуси не существует аналогичных проектов.
1. Балет. Танец. Хореография : краткий словарь танцевальных терминов и понятий / Сост. Н.А. Александрова. – СПб.: Лань: Планета музыки, 2008. – 416 с.
2. Барышникова, Т. К. Азбука хореографии / Т. К. Барышникова. – СПб.: Люкси, 1996. – 256 с.
3. Блок, Л. Д. Классический танец: история и современность / Л. Д. Блок. – М.: Искусство, 1987. – 157 с.
4. Блэйер, Ф. Айседора Дункан: портрет женщины и актрисы / Ф. Блейер. – Смоленск: Русич, 2007. – 560 с.
5. Богданова, Л. А. Танец как средство коммуникации // Вестник Казанского государственного университета культуры и искусств / Л. А. Богданова. – 2007. – № 2. – С. 27-30.
6. Бодунова, И. И. Темпорально-историческая природа и сущность танца // Веснік Беларускага дзяржаўнага універсітэта культуры і мастацтваў / И. И. Бодунова. – 2012. – № 1(17). – С. 37-43.
7. Борзов, А. А. Танцы народов мира / А. А. Борзов. – М.: Университет Натальи Нестеровой, 2006. – 496 с.
8. Васенина, Е. Российский современный танец. Диалоги / Е. Васенина. – М.: Emergency Eхit, 2005. – 264 с.
9. Гренлюнд, Э. Танцевальная терапия. Теория, методика, практика / Э. Гренлюд, Н. Ю. Оганесян. – СПб.: Речь, 2004. – 219 с.
10. Гутковская, С. В. Сценическая хореография Беларуси на современном этапе: состояние и проблемы // Веснік Беларускага дзяржаўнага універсітэта культуры і мастацтваў / С. В. Гутковская. – 2008. – № 10. – С. 54-59.
11. Гутковская, С. В. Хореографическое искусство: пособие для абитуриентов / С. В. Гутковская, Н. В. Карчевская, О. Н. Парахневич; М-во культуры Респ. Беларусь, Белорус. гос. ун-т культуры и искусств. – 3-е изд., с изм. – Минск: БГУКИ, 2016. – 56 с.
12. Дункан, А. Моя жизнь. Танец будущего / А. Дункан. – М.: Книга, 2005. – 345 с.
13. Ильин, И. П. Постмодернизм от истоков до конца столетия: эволюция научного мифа / И. П. Ильин. – М.: Интрада, 1998. – 250 с.
14. Канцэпцыя дзяржаўнай праграмы «Беларусы ў свеце» / Праект АН Рэспублікі Беларусь. – Мінск, 1992. – С. 8-12.
15. Карпенко, В. Н. Музыка как одно из выразительных средств хореографии // Евразийский союз ученых: Общество с ограниченной ответственностью «Международный Образовательный Центр» (Москва) / В. Н. Карпенко. – 2015. – № 9-5 (18). – С. 34-37.
16. Карпухин, О. И. Менеджмент организационных структур в культурном секторе // Социально-политический журнал / О. И. Карпухин. – 1996. – № 6. –С. 165-174.
17. Карчевская, Н. В. Конкурсы и фестивали как форма актуализации хореографического искусства // Культура: открытый формат – 2015 (библиотековедение, библиографоведение и книговедение, искусствоведение, культурология, музееведение, социокультурная деятельность): сб. науч. ст. / Сост.: Т. Н. Бабич, А. И. Гурченко, Ю. А. Переверзева. – Минск, 2015. – С. 126-129.
18. Карчевская, Н. В. Влияние синтеза искусств на развитие современной белорусской хореографии // Педагогика и психология, культура и искусство: материалы VII Международной научно-практической конференции «Педагогика и психология, культура и искусство: проблемы общего и специального гуманитарного образования»: г. Климовск, 3 декабря 2013 г.: Российский новый университет. Белорусский государственный университет культуры и искусств / Н. В. Карчевская. – Климовск, Московская область, 2014. – Вып. 7. – С. 238-241.
19. Карчевская, Н. В. Эстрадный танец в контексте хореографического искусства Беларуси: дис. ... канд. искусствоведения / Н. В. Карчевская. – Мн., 2006. – 100 с.
20. Козикова, М. В. Влияние хореографии на повышение качества жизни людей с ограниченными возможностями здоровья // Созидание качества жизни обучающихся через дополнительное образование / М. В. Козикова. – 2017. – № 2 (04). – С. 33-34.
21. Козлов, В. В. Интегративная танцевально-двигательная терапия / В. В. Козлов, А. Е. Гиршон, Н. И. Веремеенко. – СПб.: Речь, 2006. – 286 с.
22. Кошелюк, M. Е. PR как деятельность по управлению социальными контекстами // PR-Универсум 2004: сб. материалов I Межрегион, науч.-практ. конф / М. Е. Кошелюк. – Томск, 2004. – С. 30-37.
23. Культурный проект: от замысла к реализации // Материалы по проектной деятельности в сфере культуры. Опыт практической реализации проектов / Сост. А. В. Калашникова. – Белгород: БГЦНТ, 2017. – 64с.
24. Лабунская В. А. Развитие личности методом танцевально-экспрессивного тренинга // Психологический журнал / В. А. Лабунская, Т. А. Шкурко. – 1999. – Т. 20. – № 1. С.31-38
25. Лозовая, С. В. Роль социально-культурной среды хореографического коллектива в художественно-творческом развитии личности // Вопросы науки и образования / С. В. Лозовая. – 2017. – № 9 (10). – С. 75-78.
26. Лысенкова, В. В. Историческая ценность хореографического искусства и его трансформация в условиях глобализации // Культура: открытый формат - 2016 (библиотековедение, библиографоведение и книговедение, искусствоведение, культурология, музееведение, социокультурная деятельность): сборник научных статей: Белорусский государственный университет культуры и искусств / В. В. Лысенкова. – Минск, 2017. – С. 31-35.
27. Марков А. П. Основы социокультурного проектирования: учеб. пособ. / А. П. Марков, Г. М. Бирженюк. – Санкт-Петербург, 1997. – 260 с.
28. Меланьин, А. А. Теоретические аспекты изучения хореографического искусства / А. А. Меланьин. – М., 2010. – 118 с.
29. Мелехов, А. В. Искусство балетмейстера. Композиция и постановка танца: учеб. пособ. / А. В. Мелехов. – Екатеринбург, 2015. – 128 с.
30. Морина, Л. П. Мифологическое пространство танцевальной образности / Л. П. Морина. – СПб.: Санкт-Петербургское 3 философское общество, 2004. – 87 с.
31. Никитин, В. Ю. Модерн-джаз танец: История. Методика. Практика / В. Ю. Никитин. – М.: Изд-во «ГИТИС», 2000. – 440 с.
32. Никитин, В. Ю. Модерн-джаз танец: Этапы развития. Метод. Техника Текст / В. Ю. Никитин. – М.: ИД «Один из лучших», 2004. – 414 с.
33. Новикова, A. A. Планирование социально-культурных комплексов / А. А. Новикова. – Ростов-на-Дону: РИНХ, 1991. – 28 с.
34. Парахневич, О. Н. Бальный танец в системе хореографических искусств: история возникновения и развития: дис. ... магистра искусств / О. Н. Парахневич. – Мн., 2004. – 69 с.
35. Полятков, С. С. Основы современного танца / С. С. Полятков. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2006. – 97 с.
36. Пуртова, Т. В. Танец на любительской сцене (XX век: достижения и проблемы) / Т. В. Пуртова. – М.: ГРДНТ, 2006. – 168 с.
37. Пуртова, Т. В. Учите детей танцевать: учеб. пособ. для студентов среднего проф. образования / Т. В. Пуртова, А. Н. Беликова, О. В. Кветная. – M.: Владос, 2001. – 256 с.
38. Рунин, Б. М. О психологии импровизации // Психология художественного творчества. Хрестоматия / Сост. К. В. Селченок. – Минск.: Харвест, 1999. – С. 626-641.
39. Смирнов, И. В. Работа балетмейстера над хореографическим произведением: учеб. пособ. / И. В. Смирнов. – М.: ЗНУИ, 1979. – 71 с.
40. Смит, Л. Танцы / Л. Смит. – М.: Астель, 2001. – 131 с.
41. Тульчинский, Г. Л. Менеджмент в сфере культуры: учеб. пособ. 3-е изд. / Г. Л. Тульчинский, Е. Л. Шекова. – СПб.: Издательство «Лань»; «Издательство ПЛАНЕТА МУЗЫКИ», 2007. – 528 с.
42. Улановская, С. И. Новая белорусская хореография // Веснік Віцебскага дзяржаўнага універсітэта / С. И. Улановская. – 2007. – № 3. – С. 90-95.
43. Ханнафорд, К. Л. Мудрое движение. Мы учимся не только головой / К. Л. Ханнафорд. – Москва, 1999. – 238с.
44. Четвергова, А. А. Готовность к творческой самореализации как фактор повышения спортивных результатов в бальных танцах // Вестник ЮУрГУ / А. А. Четвергова. – 2011. – № 38. – С. 49-63.
45. Чурко, Ю. М. Линия, уходящая в бесконечность: субъективные заметки о современной хореографии / Ю. М. Чурко. – Минск: Полымя, 1999. – 224 с.
46. Шамрова, О. А. Состояние и тенденции развития современного танца в любительском хореографическом искусстве Беларуси // Веснік Беларускага дзяржаўнага універсітэта культуры і мастацтваў / О. А. Шамрова. – 2010. – № 1 (13). – С. 80-84
47. Щугарева, И. Н. Развитие творческих способностей детей средствами танцевальной культуры // Непрерывное образование: региональный аспект: материалы конференции / И. Н. Щугарева. – Ростов-н/Д.: ИПО ПИ ЮФУ, 2007. – С. 197-200.
48. Якобсон, Л. И. Экономические методы управления в социально-культурной сфере / Л. И. Якобсон. – М.: Экономика, 1991. – 174 с.
49. Аб культуры ў Рэспублiцы Беларусь: Закон Республики Беларусь от 4 июня 1991 г. №832-XII [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www. pravo. by. – Дата доступа:
50. Глоссарий Академии русского балета им. А. Я. Вагановой [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.vaganova.ru/page. – Дата доступа:
51. Международный хореографический конкурс «Феерия танца»/ «Fairy dance» Минск. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.art-center.ru/events/feeria_tanca_minsk. – Дата доступа:
52. Народные белорусские танцы, как неотъемлемая часть белорусов [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://litvin.org/2014/03/narodnye-belorusskie-tancy-kak-neotemlemaya-chast-belorusskoj-kultury/. – Дата доступа:
53. О государственной поддержке молодежных и детских общественных объединений в Республике Беларусь: Закон Республики Беларусь 9 ноября 1999 г. № 305-З [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www. pravo. by. – Дата доступа:
54. О массовых мероприятиях в Республике Беларусь: Закон Республики Беларусь 30 декабря 1997 года N 114-з (в ред. Законов Республики Беларусь от 08.11.2011 N 308-З) [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www. pravo. by. – Дата доступа:
55. Об основах государственной молодежной политики: Закон Республики Беларусь, 7 декабря 2009 г., № 65-З [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www. pravo. by. – Дата доступа:
56. О компплексе мер по реализации государственной молодежной политики: Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 21 марта 2011 г. №349 [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www. pravo. by. – Дата доступа:
57. Об утверждении Государственной программы «Культура Беларуси» на 2016-2020 годы: Постановление Совета Министров Республики Беларусь 4 марта 2016 г. №180 [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www. pravo. by. – Дата доступа:
58. Развитие танцевального искусства от начала 20 века до наших дней [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://stydopedia.ru/4x4e48.html. – Дата доступа:
59. Событие года в хореографическом искусстве Беларуси – Международный фестиваль современной хореографии в Витебске [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://artaktivist.org/theatre-afisha/events/sobytie-goda-v-xoreograficheskom-iskusstve-belarusi-%CF%87%CF%87v-mezhdunarodnyj-festival-sovremennoj-xoreografii-v-vitebske. – Дата доступа:
60. Социализация и инкультурация личности посредством хореографии [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://mmlib.net/pages-6017.html. – Дата доступа:
61. Фестивали Беларуси [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.belarus.by/ru/about-belarus/culture/festivals-in-belarus. – Дата доступа:
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 70%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 59.
В работе также имеются следующие приложения:
ПРИЛОЖЕНИЕ А Анкета для социального опроса.
ПРИЛОЖЕНИЕ Б Расписание занятий летних экспресс-курсов обучения танцам на гироскутерах.
ПРИЛОЖЕНИЕ В SWOT-анализ по методике Э.Б. Гусева.
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты