ВВЕДЕНИЕ
В современном мире коммуникационные процессы становятся все более значимой сферой жизни общества. Особую актуальность тематике данного исследования придает также само место коммуникации в современной культуре. Возникновение новых методов рекламно-коммуникационной деятельности обусловлено потребностями развития производства, потребления, новым образом жизни, новыми формами жизнедеятельности человека, создающимися на этой основе.
На современном этапе развития общества коммуникация в сфере культуры реализуется не только посредством ее традиционных форм, таких, как живое и письменное слово, музыка, изображение, танец. Доминирующую роль в современном обществе играют средства массовой коммуникации (печать, радио, телевидение, кино), электронные коммуникации, Интернет. СМИ раскрывают новые возможности социальной ориентации человека посредством распространения социально-культурной информации, регулирующей его поведение, формирующей его самосознание, сплачивающей в организованную историческую силу, мобилизующей на участие в социальной жизни.
На сегодняшний день категории и приемы коммуникаций проникли в сферу культуры и широко используются. Менеджмент в сфере культуры – это управление и руководство организациями и учреждениями культуры, а также планирование, программирование и подготовка коммерческих и некоммерческих проектов в сфере культуры. Другими словами, менеджмент в культурной сфере может заключаться исключительно в создании организационных и экономических условий саморазвития культурной жизни.
Сегодня дело не в том, что надо заняться организацией рекламно-коммуникационной деятельности, а в том, чтобы выстроить эту деятельность в систему и сделать ее эффективной. Грамотно и эффективно организованная рекламная капания позволяет резко повысить социальную значимость и эффективность арт-проектов, доступ к их результатам различных социальных групп.
В современном мире реклама выступает в качестве важного элемента культуры. Проникая в различные сферы жизни общества, она оказывается вовлечена не только в процесс сбыта продукции и мотивации потребителей к приобретению товаров и услуг, но также играет основополагающую роль в создании привычек и обычаев, в распространении и закреплении культурных и эстетических норм. Можно сказать, что реклама утверждается в качестве воздействующего на духовную и социальную жизнь общества структурного компонента современной культуры.
Аудиовизуальная реклама является особенным видом рекламы, так как характер ее социокультурного воздействия оказывается взаимосвязан с социальной ролью самого процесса и результатов творческой деятельности. В рамках социально-культурного проектирования она может стать не просто инструментом привлечения зрителей, но и оказывать влияние на формирование ценностных ориентации, установок человека. Рекламная аудиовизуальная информация является специфическим видом рекламы, она представляет собой оперативно сделанный видеосюжет о каком-либо выдающемся событии в жизни организации-рекламодателя. Следует отметить, что в настоящее время в практике рекламы четко прослеживается тенденция к увеличению выпуска видеороликов. Это вызвано такими преимуществами аудиовизуальной рекламы, как оперативное производство, тиражирование, возможность использования широкой гаммы выразительных электронных спецэффектов, простота транспортирования готовых видеороликов, широкие возможности их демонстрации. В настоящее время рекламные видеоролики превратились в самостоятельный вид искусства, и неудивительно, что проводятся различные их конкурсы и фестивали.
Таким образом, в условиях возрастающей социальной значимости рекламы с одной стороны, а с другой - отсутствия в современной науке достаточного внимания к столь значимому элементу арт-менеджмента как аудиовизуальные технологии, возникает необходимость исследования данных технологий.
Проблемы социально-психологического взаимодействия искусства и публики раскрыты в работах Н.А. Хренова. С точки зрения социологического исследования искусства особый интерес представляют труды Ю.У. Фохт-Бабушкина. Организация и технология социальной коммуникации, социальных связей и отношений рассмотрены в работах С. Катлипа, В.А. Моисеева, А.В. Соколова. Характер, особенности, тенденции развития современных технологий социальной коммуникации, их влияние на развитие организаций и учреждений сферы художественной культуры отражены в работах, Е.А. Левшиной, Г.Л. Тульчинского, М.А. Шишкиной и других авторов.
Модели современных эффективных технологий в области социальной коммуникации представлены как в отечественных, так и зарубежных публикациях, среди которых наиболее важными применительно к тематике исследования являются работы С. Блэка, Д.Е. Грюнига, Д. Доти, С. Катлипа, В.А. Моисеева, Д. Ньюсома, Г.Г. Почепцова, Ф. Сайтела, А. Сентера, А.В. Соколова, А.Н. Чумикова, М.А. Шишкиной, И.П. Яковлева.
ГЛАВА 1 АУДИОВИЗУАЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В СТРУКТУРЕ АРТ-МЕНЕДЖМЕНТА
1.1 Анализ литературы по теме исследования
Понятие «менеджмент» (англ. management) американского происхождения, которое переводится на русский язык как «управление». Однако такое узкое понятие не раскрывает всей сути менеджмента, как процесса управления. В практической деятельности менеджмент представляет собой преимущественно процессы руководства и управления деятельностью в организационных системах.
В настоящее время менеджмент, как управленческая система имеет место не только в сфере коммерческой деятельности, но и в сфере культуры. Менеджмент в сфере культуры – это «инструмент для разработки и реализации арт-проектов и универсальная технология эффективного управления в изменяющихся и развивающихся системах» [29, с. 378]. Технологии менеджмента направлены на решение крупных научных, производственных и социальных задач. В странах, где экономика является рыночно ориентированной, менеджмент перестал быть просто средством выполнения последовательных процессов и соблюдения сроков для достижения результата. «Он стал выразителем современной культуры развития всех областей человеческой деятельности, основываясь на морально-этических принципах и разумности формируемых задач» [22, с. 13].
В настоящее время в мире уже сложились традиции использования систем управления проектами во многих областях жизнедеятельности, в том числе и арт-проектов. «В процессе активного использования технологий менеджмента происходит расширение методов и приемов их использования» [13, с. 164]. Зарубежные исследователи активно занимаются разработкой данного вопроса, постоянно появляются публикации в научных журналах о новых разработках в сфере управления проектной деятельностью.
Современный период деятельности коммерческих и некоммерческих учреждений в сфере культуры характеризуется значительным вниманием к менеджменту в целом и арт-менеджменту в частности. Стоит отметить, что в отечественной науке не до конца сформировано представление об арт-менеджменте. По мнению таких исследователей как Г.Н. Новикова, В.М. Чижиков, В.В Чижиков – «арт-менеджмент является на сегодняшний момент одним из самых актуальных направлений коммерческой деятельности в сфере культуры и искусства» [53, с. 8].
Отечественные исследователи Е.И. Жданова, С.В. Иванов, Н.В. Кротова, С. Корнеева [21] рассматривают арт-менеджмент в качестве «системы управления различными видами искусства, а также как сферу научного знания, помогающую осуществлять процессы управления в сфере культуры и искусства, продвижение на рынке культурных услуг и продуктов творческой деятельности» [21, с. 34].
Проблемы теории и практики реализации арт-проектов в условиях рыночной экономики рассматриваются в трудах Г.А. Аванесовой, О.Н. Астафьевой, Т.Г. Богатыревой, Л.Е. Вострякова, B.C. Жидкова, О.И. Карпухина, Ю.А. Лукина, К.Б. Соколова, С. Манди, Э. Эверитт и других. Определенный интерес для данной работы представляют публикации, посвященные разработке теоретико-методологических основ социального и социально-культурного проектирования М.Б. Гнедовского, Т.М. Дридзе, С.Э. Зуева, О.И. Генисаретского, B.П. Глазычева, В.Ю. Дукельского, A.В. Лисицкого, В.А. Лукова, Э.А. Орловой, Б. Стойкович и других.
Развитие менеджмента в различных сферах культурной деятельности рассматривали в своих работах Д. Богнер, Ф. Колбер, А.В. Лебедев, Б. Лорд и Г. Лорд, Т.Л. Манилова, Н.А. Никишина и других [25].
Начиная с середины ХХ в. в научной литературе, посвященной проблемам изучения современного искусства в его социальном контексте, находит свое отражение процесс осмысления и разработки концептуально-методологических и теоретико-технологических основ менеджмента как вида управленческой деятельности в сфере культуры и искусства. Появляются публикации, которые рассматривают технологический аспект функционирования арт-менеджмента. Активность исследователей направлена на выявление направлений деятельности арт-менеджера, современных социокультурных аспектов его деятельности, круга задач и обязанностей.
Постепенно в процесс подготовки специалистов для управления в сфере культуры внедряются новые учебные технологии и программы. Появляется ряд учебных пособий. Например, С.Б. Войковского «Основы менеджмента и практический менеджмент в искусстве» [14], А.Д. Жаркова «Социально-культурные основы эстрадного искусства», Е.И. Ждановой, С.В. Иванова, Н.В. Кротовой «Управление и экономика в шоу-бизнесе» [21], Е.И. Ждановой, А.К. Акчуриной «Основы промоутерской деятельности в музыкальном шоу-бизнесе», С.М. Корнеевой «Музыкальный менеджмент», Г.Н. Новиковой «Социокультурные концепции управления в арт-менеджменте» [37], Г.Л. Тульчинского «Менеджмент в сфере культуры» [50], В.М. Чижикова, В.В. Чижикова «Введение в социокультурный менеджмент» [53] и другие.
ГЛАВА 2 ОСОБЕННОСТИ ПОЗИЦИОНИРОВАНИЯ АРТ-ПРОЕКТА СРЕДСТВАМИ АУДИОВИЗУАЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ
2.1 Арт-проект Международного конкурса социальной рекламы «Сквозь призму современности»
В настоящее время является очевидным, что рекламные идеи способны изменить и уже активно меняют мир, в котором мы живем. Ведь реклама и маркетинг – это искусство, выполняющее определенные функции в заданных бизнесом или социальным заказом рамках. Здесь есть ограничения, но нет границ для фантазии создателей. Вместе с правом творить создатель рекламного продукта наделяется и ответственностью за получаемый результат.
Татьяна Астахова, одна из первых исследовательниц социальной рекламы в статье «Хорошие идеи в Америке рекламируют» описала западные стандарты SR, на которые в первую очередь ориентируется социальная реклама в Беларуси. «Само словосочетание «социальная реклама» является калькой с английского «social advertising», в США для обозначения такого типа рекламы используются термины «public service advertising» и «public service announcement» – сокращенно PSA. Предметом PSA является идея, которая должна обладать определенной социальной ценностью. Социальная реклама часто рассчитана на самую широкую аудиторию, которую волнуют общечеловеческие проблемы: борьба с насилием, охрана природы, здоровье детей (и общества), наркомания, СПИД. Цель PSA – изменить отношение публики к какой-либо проблеме, а в долгосрочной перспективе – создать новые социальные ценности» [4].
Роль социальной рекламы как «агента социализации» в настоящее время возрастает. Когда-то усвоение ребенком норм и правил общественной жизни проходило исключительно в рамках семьи и соседской общины. В XX веке становления альтернативной социализации человек усваивает нормы, ориентируясь на всю окружающую коммуникативную среду. Именно поэтому общество обязано заботиться о постоянной циркуляции в ней социально одобряемых образцов, моделей поведения, ценностей. Все это определяет актуальность проекта Международного конкурса социальной рекламы «Сквозь призму современности».
«Сквозь призму современности» по своей сути – это грандиозный проект, который требует не только инвестиций и большой подготовительной работы, но и доверия со стороны участников. Участники конкурса должны быть уверены в профессиональной компетенции и объективности членов жюри, также в том, что участие в конкурсе удовлетворит следующие потребности:
- позволит им получить новые контакты в среде рекламного рынка;
- поможет узнать много нового и полезного с практической точки зрения для формирования собственных маркетинговых стратегий;
- сформирует общий взгляд на отечественный и международный рынок социальной рекламы [33, с. 47].
Задачами социальной рекламы являются:
1. Гуманистическая – направлена на привлечение внимания общественности к социальным проблемам и тем самым оказание помощи в их разрешении.
2. Образовательная – призвана помочь людям увидеть, что бывает не только реклама по продвижению продукции или бренда, но и по популяризации вечных ценностей.
Несмотря на то, что во многом социальная реклама является сферой некоммерческой деятельности, в настоящее время развитие и авторитет данного вида рекламы выросли настолько, что крупнейшие коммерческие корпорации проводят социальные рекламные кампании самостоятельно (Phillip Morris: кампания против курения; AVON – предотвращение рака груди). В связи с этим главной целью конкурса является привлечение именно коммерческих организаций. Для того чтобы в дальнейшем они могли выбрать понравившиеся им проекты конкурсантов-участников и с их участием реализовать полноценную рекламную кампанию социальной направленности.
В программе конкурса выделены 3 блока:
- научно-образовательная программа, посвященная социальной рекламе;
- выставка работ участников-рекламистов;
- конкурсная программа, проведение и результаты которой будут интересны не только производителям рекламы, но и всем тем, кто профессионально занимается маркетингом и понимает важность социальной рекламы.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Проанализировав литературу по теме диссертации и рассмотрев понятие «арт менеджмент», мы пришли у к выводу, что арт-менеджмент представляет собой инструмент для разработки и реализации арт-проектов и универсальную технологию эффективного управления в изменяющихся и развивающихся системах. Это метод решения крупных научных, производственных и социальных проблем в сфере культуры.
Также анализ литературных источников по теме исследования показал, что в современный период деятельности коммерческих и некоммерческих учреждений в сфере культуры характеризуется значительным вниманием к менеджменту в целом и арт-менеджменту в частности. Однако в отечественном арт-менеджменте нет ясного представления о менеджменте как таковом, что выражается как в сочетании пренебрежительного отношения к научным постулатам или отрицания теории менеджмента как науки, с произвольным его толкованием при применении отдельных технологий арт-менеджмента.
В отечественной науке, обращенной непосредственно к функционированию искусства и культуры в современном обществе, также отмечается активизация исследовательской деятельности по систематизации и расширению теоретических знаний о закономерностях развития менеджмента как специализированной области научного знания. Весьма продуктивно осуществляются исследования относительно технологических аспектов функционирования арт-менеджмента как самостоятельного вида профессиональной деятельности специалистов.
Технологии менеджмента, в том числе и рекламных коммуникаций, в сфере культуры стали исследоваться сравнительно недавно и, на сегодняшний день, еще не нашли такого широкого распространения и применения, в сравнении с производственной сферой деятельности человека. Несмотря на то, что сфера культуры направлена на производство и накопление нематериальных ценностей, то применение технологий менеджмента имеет здесь свои отличительные особенности. Однако на сегодняшний день уже не вызывает сомнений необходимость и правильность внедрения и популяризации данных технологий в нематериальной сфере деятельности людей.
Анализ теоретической литературы также позволил установить дефицит работ, посвященных аудиовизуальным технологиям в структуре арт-менеджмента. Стоит отметить, что существует немало учебных пособий и обширных исследований в области технологий менеджмента и рекламной деятельности. Непосредственно аудиовизуальные технологии рассматриваются в данных работах в комплексе с другими технологиями. Вопрос применения аудиовизуальных технологий в сфере арт-менеджмента остается не изученным и требует углубленного научного анализа, результаты которого имели бы не только научную, но и практическую значимость.
При изучении понятия и сущности аудиовизуальных технологий как средства создания рекламного сообщения, было отмечено, что данные технологии включают в себя рекламные кинофильмы, видеофильмы и слайд-фильмы, показываемые с помощью кино и диапроекторов. Иногда могут использоваться различные сочетания аудиовизуальных средств кинопоказа, диапоказа, светомузыки, акустических, стереоскопических и других эффектов. Каждая из технологий имеет свои характерные особенности создания и применения.
Также в ходе исследования были отмечены следующие преимущества аудиовизуальной рекламы:
- эффективность воздействия на зрительскую аудиторию, объясняющаяся сочетанием изображения, звука и движения;
- высокая избирательность аудитории зрителей на специальных просмотрах;
- возможность установления мгновенных деловых контактов после таких просмотров.
А также ее недостатки:
- малая оперативность изготовления;
- трудоемкость производства;
- относительно высокая стоимость.
В настоящее время с традиционными аудиовизуальными технологиями, которые реализуются в основном посредством телевидения и Интернета, внедряются инновационные технологии, в том числе и в арт-менеджменте. Стоит отметить, что для успешной рекламной кампании арт-проектов не достаточно традиционных методов рекламы. Для того чтобы эффективно воздействовать на потребителя и привлекать внимание публики именно к своим услугам, следует находить инновационные, неординарные подходы к созданию рекламы. Так как в современном мире типичные предложения теряются среди их большого количества.
1. Аксютик, Н.И. Арт-менеджмент как вид управленческой деятельности в сфере искусства и культуры: учеб. пособ. / Н.И. Аксютик, Е.А. Макарова. – Мн., 2008. – 147 с.
2. Алексеев, А. Востребованные услуги рекламного рынка / А. Алексеев // Продвижение продовольствия. Prog&Prog. – 2010. – №10. С – 59-63.
3. Алешин, Л.И. Мультимедиа и реклама: учеб. пособие / Л.И. Алешин. – М.: Литера, 2012. – 376 с.
4. Астахова, Т.В. Хорошие идеи в Америке рекламируют [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.socreklama.ru/analytics/list.php. – Дата доступа:
5. Баннерная слепота. Почему пользователи игнорируют баннеры и как это исправить [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://blog.seolib.ru/yuzabiliti/bannernaja-slepota. – Дата доступа:
6. Беленко, О.Ф. Режиссура телевизионной рекламы: учеб. пособ. / О.Ф. Беленко. – Хабаровск: РИЦ ХГАЭП, 2010. – 349 с.
7. Бове, К.Л. Современная реклама / К.Л. Бове, У.Ф. Аренс. – Тольятти: «Издательский Дом Довгань», 2005. – 704 с.
8. Божко, А.И. Компьютерная графика: учеб. пособ. для вузов / А.И. Божко, Д.М. Жук, В.Б. Маничев. – М.: Изд-во МГТУ им. Н.Э. Баумана, 2007. – 392 с.
9. Борецкий, Р.А. Информационные жанры телевидения/ Р.А. Борецкий. – М.: Прогресс, 1989. – 92 с.
10. Бориснев, С.В. Социология коммуникации: учеб. пособ. для вузов / С.В. Бориснев. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003. – 270.
11. Борисов, Б. Технология рекламы и PR: учеб. пособ. / Б.Л. Борисов. – М.: ФАИР-ПРЕСС, 2001. – 624 с
12. Боткина, О. Психология рекламы: откуда она пошла / О. Боткина // Рекламные технологии. – 2001. – № 8. – С. 42-43.
13. Виханский, О.С. Менеджмент: человек, стратегия, организация, процесс: учебник / О.С. Виханский, А.И. Наумов. – М.: Гардарика, 1996. – 670 с.
14. Войтковский, С.Б. Основы менеджмента и проектный менеджмент в искусстве / С.Б. Войтковский. – М.: НАМ-ИЗ ДАТ, 2001. – 128 с.
15. Гольман, И.А. Рекламная деятельность: Планирование. Технологии. Организация / И.А. Гольман. – М.: Гелла-Принт, 2002. – 400с.
16. Данилов, Е.А. Новые форматы интернет-рекламы – раздражитель для посетителей сайта или эффективный инструмент продвижения? / Е.А. Данилов // Интернет-маркетинг. – 2008. – №6. С. – 382-387.
17. Дейнекин, Т.В. Комплексный метод оценки эффективности интернет-рекламы в коммерческих организациях / Т.В. Дейнекин // Маркетинг в России и за рубежом. – 2003. – № 2. – С. 102-111.
18. Джефкинс, Ф.Д. Паблик рилейшнз: учеб. пособ. для вузов / пер. с англ. под редакцией Б.Л. Еремина. – М., Юнити-дана, 2003. – 416 с.
19. Дроздова, А.В. Воздействие рекламы на безопасность личности в современном информационном обществе: социально-психологический аспект / А.В. Дроздова // Вестник Московского университета. Сер. 14, Психология. – 2011. – № 4. – С. 58-65.
20. Дроздова, А.В. Трансформация повседневных практик человека: от текста к визуальному образу. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://elibrary.ru/download/elibrary_18027051_54700295.pdfW. – Дата доступа:
21. Жданова, Е.И. Управление и экономика в шоу-бизнесе: учеб. пособ. / Е.И. Жданова, С.В. Иванов, Н.В. Кротова. – М.: Финансы и статистика, 2003. – 176 с.
22. Ивасенко, А.Г. Менеджмент: учеб. пособ. / А.Г. Ивасенко. – Новосибирск, 2001. – 56 с.
23. Инновационные рекламные технологии // Березина, Ю. Продвижение продовольствия. Prod&Prod, – 2009. – №10-11. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: www.adbusiness.ru. – Дата доступа
24. Катернюк, А.В. Рекламные технологии. Коммерческая реклама / А.В. Катернюк. – Ростов на Д.: Феникс, 2001. – 132 с.
25. Колбер, Ф. Арт–менеджмент – наука третьего тысячелетия / Ф. Колбер, И.Эврар // Арт-менеджер. Журнал для профессионалов. – М.: ЗАО «Холдинговая Компания Блиц-Информ», – 2002. – № 3. – С.3-7.
26. Коломиец, В.П. Телерекламный бизнес: информационно-аналитическое обеспечение / В.П. Коломиец. – М. Международный институт рекламы, 2001. – 395 с.
27. Коновалов, А.В. Маленькие секреты большого шоу-бизнеса / А.В. Коновалов. – СПб., Питер, 2005. – 271 с.
28. Корнилова, Е.Е. Телевизионная реклама / Е.Е. Корнилова. – СПб., 2002. – 184 с.
29. Котлер, Ф. Маркетинг менеджмент / Ф. Котлер. – СПб: Питер Ком, 1998. – 896 с.
30. Крылов, И. Введение в медиапланирование / И. Крылов // Рекламные технологии. – 1998. – №2. – С. 2-4.
31. Кутлалиев, А. Эффективность рекламы / А. Кутлалиев, А. Попов. – М. Изд-во Эксмо, 2005. – 416 с.
32. Максимцова, М.М. Менеджмент: учебник / М.М. Максимцова, М.А. Комарова. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, Единство, 2005. – 359 с.
33. Матыцина, Т. Социальная реклама / Т. Матыцина. // «Пчела». – 2002. – №2. – С. 42-48.
34. Медиа-потребление в России. Ключевые тенденции. 2016. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: www.2.deloitte.com. – Дата доступа:
35. Мудров, А.Н. Основы рекламы: учебник / А.Н. Мудров. – М.: Магистр, 2008. – 397 с.
36. Назайкин, А. Как оценить эффективность рекламы / А. Назайкин. – М.: Солон-Пресс, 2014. – 303 с.
37. Новикова, Г.Н. Технология арт-менеджмента: учеб. пособ. / Г.Н. Новикова. – М.: Издательский дом МГУКИ, 2006. – 178с.
38. Ньюсом, Д. Все о PR. Теория и практика паблик рилейшнз / Д. Ньюсом, Д. Терк, Д. Крукеберг. – М., Инфра-М, 2001. – 627 с.
39. Панкратов, Ф.Г. Рекламная деятельность: учеб. для студ. высш. учеб. завед. / Ф.Г. Панкратов, Ю.К. Баженов, Т.К. Серегина, В.Г. Шахурин. – М.: Дашков и К°, 2002. – 364 с.
40. Папандина, А., Парфентьева, И. Каждая пятая компания в России выбрала рекламу только в интернете. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.rbc.ru/technology_and_media/25/10/2016/580f67279a7947c8327ff93e. – Дата доступа:
41. Песоцкий, Е. Современная реклама: теория и практика. / Е. Песоцкий. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2001. – 134 с.
42. Петрик, Е.А. Интернет-маркетинг / Е.А. Петрик. – М.: Московская финансово-промышленная академия, 2004. – 299 с.
43. Полукаров, В.Л. Телевизионная и радиовещательная реклама: учеб. пособ. / В.Л. Полукаров, Л.Г. Грановский, В.П. Козин, В.Ю. Лозовская. – М.: Дашков и К, 2004. – 388 с.
44. Полуэхтова, И. Медиасреда и медиабизнес в цифровую эпоху / И. Полуэхтова. – М.: ООО «НИПКЦ Восход-А», 2011. – 420 с.
45. Реклама у видеоблогеров. Все, чего вы не знали и хотели бы узнать. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://worldofvideo.ru/reklama-u-videoblogerov-na-youtube/. – Дата доступа:
46. Рекламные возможности видеосервисов: на примере ivi.ru и tvigle.ru [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.cossa.ru/152/29239/. – Дата доступа:
47. Рыжкова, З.П. Конкурс рекламы как форма коммуникации: Результаты культурного проекта, поддержанного региональной администрацией / З.П. Рыжкова // Справочник руководителя учреждения культуры. – 2003. – № 6. – С. 88-96.
48. Сорокина, Е. Реклама и PR – слияние или дифференциация / Е. Сорокина // Рекламные технологии. – 2001. – №2. – С.25-28.
49. Столяров, И.А. Современные методы и средства управления в отраслях культуры и искусства / И.А. Столяров. – М.: Экономика, 1983. – 208 с.
50. Тульчинский, Т.Л. Технологии менеджмента в сфере культуры / Т.Л. Тульчинский. – СПб., Культура, 2000. – 265с.
51. Федотова, Л.Н. Реклама в коммуникационном процессе: учебник / Л.Н. Федотова. – М.: Изд. дом «Камерон», 2005. – 464 с.
52. Фирсова, Т.Ю. Тенденции развития digital-рекламы в мире / Т.Ю. Фирсова // Теория и практика медиарекламных исследований. – 2012. – Вып. 2. – С. 21-27.
53. Чижиков, В.М., Чижиков В.В. Введение в социокультурный менеджмент: учеб. пособ. / В.М. Чижиков, В.В. Чижиков. – М.: МГУКИ, 2003. – 382.
54. Шубина, И.Б. Основы драматургии и режиссуры рекламного видео. Творческая мастерская рекламиста / И.Б. Шубина. – М.: ИКЦ «МарТ», 2004. – 320 с.