ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования. Качественные характеристики детско-родительских отношений являются важным фактором, который оказывает влияние на все аспекты развития личности ребенка. В процессе семейного взаимодействия развиваются познавательные способности ребенка, формируется его личность, самооценка, овладение морально-этическими нормами, моделями поведения, выбор и освоение социальных ролей и др. Родители для ребенка выступают как заботливые воспитатели, обеспечивающие его безопасность, и как агенты социализации, ответственные за обучение его автономии.
Ребенок является для родителей самоценной и уникальной личностью, с одной стороны, а с другой, ребенок является объектом воспитательного и педагогического влияния и воздействия со стороны родителя. Семья играет одну из самых важных ролей в интеграции ребёнка в общество, в адаптации ребёнка к окружающему миру. Значимой целью развития детей считается образ взаимодействия взрослых людей один с одним, методы обращения старших с детьми. Дети дошкольного возраста в характерных им поступках и конфигурациях копируют действия собственных родных и усваивают модификации действия взрослых.
Старший дошкольный возраст — это значимый промежуток в возрастном и индивидуальном формировании ребенка, начинающийся с 5 лет и заканчивающийся к 6 годам.
В старшем дошкольном возрасте происходит формирование когнитивной области – это непростое систематическое явление, содержащее формирование познавательных действий (восприятия, мышления, памяти, внимания, воображения), какие предполагают собою различные формы ориентации детей в находящемся вокруг обществе, для себя самом и регулируют его работу. Этот промежуток значим для формирования познавательной потребности детей, что обретает представление в фигуре исследовательской, экспериментальной деятельности, сосредоточенной на выявления нового.
Основная отличительная черта формирования когнитивной области в старшем дошкольном возрасте — познавательный круг интересов, выражающийся во внимательном рассматривании, независимом поиске интересных данных и желании выяснить у старшего всю информацию. Познавательная работа подразумевается не только как процедура освоения знаний, умений и способностей, но, основным способом, как отбор знаний, получение знаний без помощи других либо под управлением старшего, исполняемого в ходе гуманистического взаимодействия, партнерства, сотворчества [2].
Основное условие, обеспечивающее высокий уровень развития когнитивной сферы в старшем дошкольном возрасте, насыщенная информационная среда, возможность практической деятельности в ней, а также взаимоотношения с родителями. Последнее считается важным компонентом в познавательном развитии ребенка.
Взаимоотношения родителя и ребенка – это сложный процесс, к которому необходимо отнестись с предельной серьёзностью. Таким образом, острая на протяжении всего развития психологической науки и практики проблема родительского отношения и когнитивного развития мальчиков и девочек старшего дошкольного возраста остаётся актуальной и на современном этапе.
Цель исследования: выявление особенностей родительского отношения и когнитивного развития мальчиков и девочек старшего дошкольного возраста.
Задачи исследования:
1. Проанализировать проблему родительского отношения и когнитивного развития мальчиков и девочек старшего дошкольного возраста в современной психологии.
2. Выявить особенности родительского отношения и когнитивного развития мальчиков и девочек старшего дошкольного возраста.
3. Разработать рекомендации родителям по развитию когнитивных процессов ребенка старшего дошкольного возраста.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ ОСОБЕННОСТЕЙ РОДИТЕЛЬСКОГО ОТНОШЕНИЯ И КОГНИТИВНОГО РАЗВИТИЯ МАЛЬЧИКОВ И ДЕВОЧЕК СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
1.1 Понятие родительского отношения и его стилей
Взаимоотношения между детьми и родителями считаются наиболее значимой подсистемой семейных взаимоотношений как целой концепции и формируются как постоянные, долговременные и опосредованные согласно возрасту взаимоотношения между ребенком и родителем. Развитие, формирование и деятельность детско-родительских взаимоотношений и их психические свойства формируются в семье. В свою очередь, суть детско-родительских взаимоотношений отличает семейно-групповые взаимоотношения от взаимодействия отношений в иных групповых обществах и, в таком случае, покоряется строю законов, какие характерны концепции взаимоотношений людей [21, с. 72].
В таком случае, детско-родительские взаимоотношения возможно установить как самостоятельную концепцию взаимоотношений среди взрослыми и ребенком, которые пребывают в непосредственных отношениях. Они появляются с возникновением в семье детей и в ходе взаимодействия родителя и ребенка, обладают собственной динамикой и спецификой.
По мере взросления детей и изменения возраста родителей отношения «родитель-ребенок» превращаются в отношения «родитель-дочка» или «родитель-сын», но при этом основой этих отношений остаются отношения между ребенком и родителем.
Специфика взаимодействия между родителями и детьми заключается в том, что такое взаимодействие имеет двусторонний характер. Обе стороны, как родитель, так и ребенок, активно формируют и обуславливают систему взаимоотношений. Однако такие взаимоотношения по своей природе являются неравноценными, и более важная роль в процессе их формирования принадлежит родителям. Непосредственно согласно фактору этого детско-родительские взаимоотношения зачастую объединяются к отношениям отца с матерью с собственными ребенком. Подобное ограниченное представление детско-родительских взаимоотношений считается более популярным в нашей и зарубежной психологии, что приводит, в частности, к исследованию вида, определяющих факторов и обстоятельств патологий взаимоотношения отца с матерью к собственным детям. Таким образом, Б. Ю. Шапиро, заключая детерминанты взаимоотношений «родитель – ребенок» в разных суждениях, подчеркнул последующее:
- особенности личности родителя;
- личностные и клинико-психологические особенности;
- этнологические факторы;
- социокультурные детерминанты;
- особенности внутрисемейных отношений [50, с. 65].
Наблюдения и исследования о влиянии нарушенных родительских отношений с детьми убедительны и показательны. Лишение родительских прав, прежде всего, материнских, рассматривается как конечный вариант нарушенных родительских отношений и поведения. Так, дети, которые воспитываются в детских учреждениях без материнской (родительской) заботы и привязанности, характеризуются более низкими интеллектуальными возможностями, эмоциональной незрелостью и заторможенностью в психическом и личностном развитии. Они отличаются повышенным уровнем агрессивности в отношениях со сверстниками, отсутствием избирательности и постоянством эмоциональной привязанности к взрослым людям. Жизнь в такой среде приводит к сокращению спектра убеждений о доверии [40, с. 221].
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ РОДИТЕЛЬСКОГО ОТНОШЕНИЯ И КОГНИТИВНОГО РАЗВИТИЯ МАЛЬЧИКОВ И ДЕВОЧЕК СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
2.1 Организация и методы исследования
Цель исследования состоит в выявлении особенностей родительского отношения и когнитивного развития мальчиков и девочек старшего дошкольного возраста. Исходя из этого, было проведено эмпирическое исследование, которое осуществлялось поэтапно.
На подготовительном этапе был проведен обзор литературы, исследований, а также тематически близких к данному исследованию работ, что позволило определить проблему и подобрать методы исследования.
На основном этапе в соответствии с анализом научных данных было проведено эмпирическое исследование, направленное на их изучение особенностей родительского отношения и когнитивного развития мальчиков и девочек старшего дошкольного возраста.
На заключительном этапе полученные эмпирические данные были подвергнуты количественной и качественной обработке, анализу и интерпретации.
База исследования: ГУО «Ясли-сад № 239 г. Минска»
Выборка исследования: 50 детей дошкольного возраста 5-7 лет, а также их родители (отцы и матери).
Для проведения эмпирического исследования использовались следующие диагностические методики [40]:
1. Тест-опросник родительского отношения А.Я. Варга, В.В. Столина.
2. Методика «Чего не хватает на рисунках?».
3. Методика «Проставь значки».
4. Методика «Вырежи фигуры».
5. Методика «Узнай фигуры».
6. Методика «Что здесь лишнее?».
1. Тест-опросник родительского отношения А.Я. Варга, В.В. Столина.
Назначение: выявление родительского отношения. Под родительским отношением понимается система разнообразных чувств по отношению к ребенку, поведенческих стереотипов, практикуемых в общении с ним, особенностей восприятия и понимания характера и личности ребенка, его поступков.
Методика предназначена для родителей детей 3-10 лет. Опросник содержит 61 вопрос, на который необходимо ответить согласием или несогласием. Шкалы методики: принятие-отвержение, социальная желательность поведения ребенка, симбиоз (отсутствие дистанции между родителем и ребенком), авторитарный контроль, отношение к неудачам ребенка.
«Принятие-отвержение». Шкала отражает интегральное эмоциональное отношение к ребенку. Содержание одного полюса шкалы: родителю нравится ребенок таким, какой он есть. Родитель уважает индивидуальность ребенка, симпатизирует ему. Родитель стремится проводить много времени вместе с ребенком, одобряет его интересы и планы. На другом полюсе шкалы; родитель воспринимает своего ребенка плохим, неприспособленным, неудачливым. Ему кажется, что ребенок не добьется успеха в жизни из-за низких способностей, небольшого ума, дурных наклонностей. По большей части родитель испытывает к ребенку злость, досаду, раздражение, обиду. Он не доверяет ребенку и не уважает его.
«Социальная желательность поведения ребенка» – социально желательный образ родительского отношения. Содержательно эта шкала раскрывается так: родитель заинтересован в делах и планах ребенка, старается во всем помочь ребенку, сочувствует ему. Родитель высоко оценивает интеллектуальные и творческие способности ребенка, испытывает чувство гордости за него. Он поощряет инициативу и самостоятельность ребенка, старается быть с ним на равных. Родитель доверяет ребенку, старается встать на его точку зрения и спорных вопросах.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Детско-родительские отношения являются ключевым компонентом человеческой жизни и могут рассматриваться с точки зрения организации системы в силу их многокомпонентности, многофункциональности и детерминированности различными факторами. Детско-отцовские отношения традиционно рассматривались как динамическая система, которая возникает в результате интеграции подсистем родительства и детских отношений.
Детско-родительские и внутрисемейные отношения – это главный фактор развития дошкольника как личности. Успех воспитания в семье может быть обеспечен только в том случае, когда созданы благоприятные условия для роста и всестороннего развития личности ребенка. Определяющая роль семьи обусловлена ее глубоким влиянием на весь комплекс физической и духовной жизни растущего в ней человека. Основными условиями успеха в воспитании детей дошкольного возраста в семье можно считать наличие гармоничной семейной атмосферы, авторитета родителей.
Когнитивное развитие – это развитие всех видов мыслительных процессов, таких как восприятие, память, формирование понятий, решение задач, воображение и логика. Теория когнитивного развития была разработана швейцарским философом и психологом Жаном Пиаже.
Когнитивное развитие – это процесс формирования и развития когнитивной сферы, особенно восприятия, внимания, воображения, памяти, речи, мышления.
Цель данной работы состоит в выявлении особенностей родительского отношения и когнитивного развития мальчиков и девочек старшего дошкольного возраста.
Для проведения эмпирического исследования использовались следующие диагностические методики:
1. Тест-опросник родительского отношения А.Я. Варга, В.В. Столина.
2. Методика «Чего не хватает на рисунках?».
3. Методика «Проставь значки».
4. Методика «Вырежи фигуры».
5. Методика «Узнай фигуры».
6. Методика «Что здесь лишнее?».
Анализ результатов теста-опросника родительского отношения А.Я. Варга, В.В. Столина. Нами был выявлен высокий уровень шкалы «Принятие/отвержение» и низкий уровень шкалы «отношение к неудачам».
По шкале «принятие-отвержение» ребенка высокий уровень выявлен у всех родителей. Это говорит о том, что все родители принимают своих детей такими, какие они есть, уважают и признают их индивидуальность, проявляют положительное отношение к своему ребенку, одобряют его интересы, планы, проводят с ребенком много времени и не жалеет об этом. Принимать другого человека таким, какой он есть, – значит воспринимать его во всей его уникальности и неповторимости, не пытаясь переделать в нем что-либо, что нам не нравится. А именно так поступают иногда взрослые люди по отношению друг к другу и по отношению к своим детям, то есть пытаются что-то изменить в другом, «создать идеального партнера или ребенка». Вместе с тем, только в случае принятия родителями ребенок может ощутить родительскую любовь, доверять, а общение с родителями будет складываться по принципу диалога. Поэтому принятие означает признание права ребенка на присущую ему индивидуальность, непохожесть на других, в том числе непохожесть на родителей, признание его как отдельной личности со всеми присущими ей качествами.
По шкале «отношение к неудачам ребенка» у большинства родителей детей из однодетных семей преобладают низкие значения. Таким образом, что неудачи ребенка взрослые считают случайными и верят в него.
В соответствии с полученными результатами исследования когнитивной сферы дошкольников мы выделили уровни развития.
1. Абульханова-Славская, К.А. Деятельность и психология личности / К.А. Абдульханова-Славская. – Москва : Наука, 2000. – 335 с. – Текст : непосредственный.
2. Авдеева, Н.Н. Влияние детско-родительских отношений на возникновение страхов у детей / Н.Н. Авдеева, Ю.А. Кочетова. – Текст : непосредственный // Психологическая наука и образование. – 2008. – №4. – С. 35–47.
3. Адлер, А. Воспитание детей. Взаимодействие полов / А. Адлер. – Ростов- на-Дону, 2008. – 258 с. – Текст : непосредственный.
4. Акулина, М.В. Особенности восприятия родитель-ребенок отношений у детей дошкольного возраста при разводе семьи / М.В. Акулина, С.А. Терехин. – Текст : непосредственный // Психология и право. – 2012. – № 2. – С. 1–14.
5. Ананьев Б. Г. Избранные психологические труды : в 2 томах / Б. Г. Ананьев. – Академия педагогических наук СССР. – Москва : Педагогика, 1980. – 286 с. – Текст : непосредственный.
6. Артамонова, Е.И. Психология семейных отношений с основами семейного консультирования / Е.И. Артамонова, Е.В. Екжанова, Е.В. Зырянова. – Москва. : Академия, 2002. – 192 с. – Текст : непосредственный.
7. Асламазова, Л.А. Детско-родительские отношения в замещающих семьях, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья : автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата психологических наук : 19.00.10 / Лилия Артуровна Асламазова ; СпбГУ – Санкт-Петербург, 2012. – 24 с. – Текст : непосредственный.
8. Баумринд Д. Практическая психология / Д. Баумринд. – Москва, 1995. – 411с. – Текст : непосредственный.
9. Боулби, Д. Привязанность / Д. Боулби ; под редакцией Г.В. Бурменской ; перевод с английского Н.Г. Григорьевой и Г.В. Бурменской. – Москва : Гардарика, 2003. – 447 с. – Текст : непосредственный.
10. Боулби, Д. Создание и разрушение эмоциональных связей / Д. Боулби ; перевод с английского – Москва : Академический проект, 2004. – 237 с. – Текст : непосредственный.
11. Варга, А.Я. Системная семейная психотерапия : Краткий лекционный курс / А.Я. Варга. – Санкт-Петербург : Речь, 2001. – 143 с. – Текст : непосредственный.
12. Василюк, Ф.Е. Психология переживания: анализ преодоления критических ситуаций / Ф.Е. Василюк. – Москва : Изд-во МГУ, 1984. – 200 с. – Текст : непосредственный.
13. Вассерман, Л.И. Родители глазами подростка : психологическая диагностика в медико-психологической практике / Л.И. Вассерман, И.А. Горьковская, Е.Е. Ромицына. – Санкт-Петербург : Речь, 2004. – 256 с. – Текст : непосредственный.
14. Винникотт, Д.В. Семья и развитие личности. Мать и дитя / Д.В. Винникотт. – Екатеринбург, 2004. – 400 с. – Текст : непосредственный.
15. Выготский Л.С. Вопросы детской психологии / Л.С. Выготский. – Санкт-Петербург : СОЮЗ, 1997. – 224 с. – Текст : непосредственный.
16. Гиппенрейтер, Ю.Б. Общаться с ребенком. Как? / Ю.Б. Гиппенрейтер. – Москва : ЧеРо, 2000. – 240 с. – Текст : непосредственный.
17. Дубровинская Н.В. Психофизиология ребенка: Психофизиологические основы детской валеологии: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений / Н.В. Дубровинская Д.А. Фарбер, М.М. Безруких. – Москва : Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2000. – 144 с. – Текст : непосредственный.
18. Дрейкурс, Р. Манифест счастливого детства : Основные идеи разумного воспитания / Рудольф Дрейкурс, Вики Золц. – Екатеринбург : Рама Паблишинг, 2011. – 296 с. – Текст : непосредственный.
19. Дьяченко О.М. Развитие воображения дошкольника / О. М. Дьяченко. – Москва : Международный образовательный и психологический колледж : Психологический институт, 1996. – 197 с. – Текст : непосредственный.
20. Захарова, Е.И. Опыт родительства и личностное развитие в зрелости / Е.И. Захарова. – Текст : непосредственный // Перинатальная психология и психология родительства. – 2007. – № 4. – С. 69–86.
21. Захарова, Е.И. Особенности детско-родительских отношений матерей с детьми подросткового возраста в условиях позднего материнства / Е.И. Захарова. – Текст : непосредственный // Психологическая наука и образование. – Издательство ГБОУ ВПО МГППУ, том 6. – 2014. – № 4. – С. 182–193.
22. Инхельдер Б. Психология ребенка / Б. Инхельдер, Ж. Пиаже. – Санкт-Петербург : Питер, 2003. – 160 c. – Текст : непосредственный.
23. Истомина, З.М. Развитие памяти. Учебно-методическое пособие / З.М. Истомина – Москва, 1978. – 143 c. – Текст : непосредственный.
24. Казанцева, Т.В. Социально-психологические детерминанты межличностной привязанности : автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата психологических наук : 19.00.05 / Татьяна Валерьевна Казанцева; МГУ. – Москва, 2011. – 24 с. – Текст : непосредственный.
25. Карабанова, О.А. Психология семейных отношений и основы семейного консультирования: учебное пособие / О.А. Карабанова. – Москва : Гардарики, 2004. – 342 с. – Текст : непосредственный.
26. Кволс, К. Радость воспитания. Как воспитывать детей без наказания / К. Кволкс. – Санкт-Петербург : Питер, 2006. – 352 с. – Текст : непосредственный.
27. Козлов, В.В. Интегративная психология : Пути духовного поиска, или освящение повседневности / В.В. Козлов – Москва : Психотератия, 2007. – 528 с. – Текст : непосредственный.
28. Конарева, И.Н. Психологические особенности сиблинговых и детско-родительских отношений в полной семья / И.Н. Конарева. – Текст : непосредственный // Психология, 2014. – № 8. – С. 22–29.
29. Крэйг, Г. Психология развития : перевод с англ / Г. Крэйг. – Санкт-Петербург : Питер, 2000. – 992 с. – Текст : непосредственный.
30. Крюкова, Т.Л. Психология семьи : жизненные трудности и совладание с ними / Т.Л. Крюкова, М.В. Сапоровская, Е.В. Куфтяк. – Кострома : РЦОИ «Эксперт-ЕГЭ», 2005. – 321 с. – Текст : непосредственный.
31. Лангмейер, Й. Психическая депривация в детском возрасте / Й. Лангмейер, З. Матейчек. – Прага : Авиценум, 2004. – 335 с. – Текст : непосредственный.
32. Липпо, С.В. Образ отца как фактор самоактуализации личности : автореферат дисссертации на соискание ученой степени кандидата психологических наук: 19.00.01 / С.В. Липпо. – Санкт-Петербург. – 2006. – 24 с. – Текст : непосредственный.
33. Лурия А.Р. и современная психология (Сборник статей памяти Лурия А.Р.) под редакцией Е.Д. Хомской, Л.С. Цветковой. – Москва : Издательство Московского Университета,1982. – 256 c. – Текст : непосредственный.
34. Малер, М., Процесс сепарации – индивидуации и формирование идентичности / М. Малер, Дж.Б. Мак-Девитт. – Текст : непосредственный // Журнал практической психологии и психоанализа. – 2005. – № 2. – С. 12–24.
35. Мамайчук, И.И. Психолого-педагогическая помощь семье / И.И. Мамайчук, Л.А. Киреева. – Санкт-Петербург, 2004. – 198 с. – Текст : непосредственный.
36. Марковская, И.М. Психология детско-родительских отношений / И.М. Марковская // монография – Министерство образования и науки Российской Федерации, Уральский государственный университет. – Челябинск : Изд-во ЮУрГУ, 2007. – 91 с. – Текст : непосредственный.
37. Овчарова, Р.В. Психологическое сопровождение родительства / Р.В. Овчарова. – Москва : Издательство Института Психотерапии, 2003. – 319 с. – Текст : непосредственный.
38. Посохова, С.Т. Образ отца и самоактуализация личности / С.Т. Посохова, С.В. Липпо, Р.В. Манеров // Вестник Санкт-Петербургского университета. – 2008. – С. 23–30. – Текст : непосредственный.
39. Пиаже Ж. Речь и мышление ребенка» / Ж. Пиаже. – Римис, 2008. – 935 c. – Текст : непосредственный.
40. Психодиагностика: Учебник для вузов / Л. Ф. Бурлачук. – Санкт-Петербург: Питер, 2003. – 351 с. – Текст : непосредственный.
41. Психология подростка : учебник / под редакцией члена-корреспондента РАО А.А. Реана. – Санкт-Петербург : ПРАЙМ-Еврознак, 2006. – 480 с. – Текст : непосредственный.
42. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии / С. Л. Рубинштейн. – Москва, 1946. – 705 c. – Текст : непосредственный.
43. Сорокоумова Е.А. Возрастная психология. Краткий курс. – Санкт-Петербург : Питер, 2009. – 152 c. – Текст : непосредственный.
44. Смирнова, Е.О. Опыт исследования структуры и динамики родительского отношения / Е.О. Смирнова, М.В. Быкова // Вопросы психологии. – 2000. – № 3. – С. 3–13. – Текст : непосредственный.
45. Смирнова, М.Н. Особенности детской привязанности как фактор развития суицидального риска / М.Н. Смирнова // Современные проблемы психологии семьи : феномены, методы, концепции. Вып. 5. – Санкт-Петербург : Издательство АНО «ИПП», 2011. – С. 79–84. – Текст : непосредственный.
46. Солнцева, Л.И. Психология воспитания детей с нарушением зрения / Л.И. Солнцева, В.З. Денискина, Г.А. Буткина ; под редакцией Л.И. Солнцевой, В.З. Денискиной. – Москва : Налоговый вестник, 2004. – 316 с. – Текст : непосредственный.
47. Соловьев, Н.Я. Брак и семья сегодня / Н.Я. Соловьев. – Вильнюс : Минтис, 2007. – 266 с. – Текст : непосредственный.
48. Спиваковская А. С. Как быть родителями: (О психологии родительской любви). / А. С. Спиваковская. – Москва : Педагогика, 1986. – 160 с. – Текст : непосредственный.
49. Теория семейных систем Мюррея Боуэна : Основные понятия, методы и клиническая практика / под редакцией Бейкер К., Варга А.Я. – Москва : Когито-центр, 2008. – 265 с. – Текст : непосредственный.
50. Ускова, С.А. Взаимосвязь сиблинговых отношений и общения между супругами / С.А. Ускова. – Текст : непосредственный // Вопросы психологии, 2016. – № 5. – С. 22–36.
51. Хоментаускас, Г.Т. Семья глазами ребенка / Г.Т. Хоментаускас. – Екатеринбург, 2010. – 312 с. – Текст : непосредственный.
52. Хрестоматия. Дети с нарушениями развития./ Сост. В. М. Астапов, Ю. В. Микадзе. – Москва : Институт практической психологии, 1996. – 384 c. – Текст : непосредственный.
53. Целуйко, В.М. Психологические проблемы современной семьи / В.М. Целуйко – Москва : ВЛАДОС, 2008. – 496 с. – Текст : непосредственный.
54. Шэффер, Д. Дети и подростки: психология развития / Д. Шэффер. – Санкт-Петербург : Питер, 2013. – 288 с. – Текст : непосредственный.