Введение
Глава 1 Теоретическое изучение жизнестойкости и эмоционального благополучия женщин средней взрослости
1.1 Понятие эмоционального благополучия
1.2 Особенности развития эмоционального благополучия женщин ранней взрослости
1.3 Понятие стресса и стрессоустойчивости
1.4 Феномен жизнестойкости в отечественной и зарубежной психологии
Выводы по первой главе
Глава 2 Сравнительный анализ зависимости показателя жизнестойкости и эмоционального благополучия женщин средней взрослости
2.1 Организация и методы исследования
2.2 Анализ результатов исследования уровня эмоционального благополучия и жизнестойкости женщин средней взрослости
2.3 Анализ взаимосвязи уровня эмоционального благополучия и жизнестойкости женщин средней взрослости
2.4 Практические рекомендации по повышению уровня жизнестойкости
Выводы по второй главе
Заключение
Список использованной литературы
Приложения
Актуальность темы исследования обусловлена тем, что ритм жизни изменился за последние годы, и продолжает меняться. Нынешнюю обстанов-ку в мире можно назвать крайне стрессогенной, критической и даже экстре-мальной. На это повлияли разные факторы: политическая обстановка, эколо-гическое состояние окружающей среды, социально-экономические преобра-зования, информационное воздействие. Хотим мы того или нет, но это все сказывается на физическом и психологическом здоровье человека, а также на эмоциональном благополучии.
В современном мире, насыщенном информацией, суетой и событиями, понятия жизнестойкости, стресса и эмоционального благополучия стали ключевыми в понимании нашей способности справляться с вызовами и со-хранять гармонию внутри себя. Жизнестойкость не только позволяет нам выживать в мире перемен, но и преуспевать, развиваться и достигать своих целей.
Жизнестойкость – это способность личности успешно преодолевать не-благоприятные средовые условия, демонстрируя высокую устойчивость к стрессогенным факторам. Сегодня наличие жизнестойкости жизненно важно и необходимо как никогда иначе. Именно поэтому современная психологиче-ская наука проявляет повышенный интерес к изучению данного феномена, и его роли в поддержании психологического здоровья человека (Л.А. Алек-сандрова, С.А. Богомаз, О.Б. Дарвиш, М.В. Логинова, В.В. Морозова, Т.В. Наливайко, Д.А. Леонтьев, С. Мадди, А.Н. Фоминова, Д.А. Циринг и др.).
Жизнестойкость может быть связана с эмоциональным благополучием личности. Субъективное переживание эмоций имеет решающее значение для адаптации к жизненным вызовам и возможностям, а также для широкого спектра социального поведения. Основные стрессоры часто ухудшают эмо-циональное благополучие людей, усиливая отрицательные эмоции и умень-шая положительные. Если эти эмоциональные удары кратковременны, они вряд ли причинят длительный вред. Однако продолжительные периоды вы-соких отрицательных эмоций и низких положительных эмоций могут нанести вред здоровью, подвергая людей риску возникновения проблем с психоло-гическим здоровьем. Жизнестойкость как способность человека справляться с трудностями и адаптироваться к непредсказуемым событиям в жизни поз-воляет поддерживать или даже улучать эмоционального благополучие.
Эмоциональное благополучие может быть определено как положи-тельная направленность (положительный знак) эмоционального самочув-ствия (В. И. Самохвалова, Т. Я. Сафонова, Л. С. Славина и др.). Эмоцио-нальное благополучие также рассматривается в контексте значения эмоций в жизни человека, функций, выполняемых ими (Л. М. Аболин, О. А. Воробьева и др.). Более широкое представление об эмоциональном благополучии мо-жет быть получено за счет рассмотрения его как неотъемлемой и составной части психологического благополучия личности в целом (М. С. Дмитриева, М. Ю. Долина, Л. В. Куликов).
Вместе с тем, в современной психологии недостаточно раскрыта про-блема взаимосвязи жизнестойкости и эмоционального благополучия у жен-щин ранней взрослости.
Объект исследования: жизнестойкость.
Предмет исследования: взаимосвязь жизнестойкости и эмоционально-го благополучия.
Цель исследования: определить зависимость эмоционального благо-получия от жизнестойкости и социально-психологические факторы форми-рования составляющих жизнестойкости.
Гипотеза исследования: существует взаимосвязь жизнестойкости и эмоционального благополучия у женщин ранней взрослости.
Задачи исследования:
1. Изучить понятие «эмоциональное благополучие»;
2. Теоретический анализ составляющих жизнестойкости: вовлечен-ность, контроль, принятие риска;
3. Выявить социальные и психологические факторы формирования жизнестойкости;
4. Провести сравнительный анализ зависимости показателя жизне-стойкости и эмоционального благополучия женщин средней взрослости;
5. Разработать практические рекомендации по развитию жизнестой-кости для эмоционального благополучия.
Положения, выносимые на защиту:
1. Эмоциональное благополучие – это компонент субъективного благо-получия, предполагающий переживание положительного аффекта и удовле-творенности жизнью. Эмоциональное благополучие предполагает осознание переживаемых эмоций, умение регулировать эмоциональные проявления, чувство связанности, ощущение удовлетворенности текущей жизненной си-туации.
2. Жизнестойкость представляет собой своеобразную личностную ха-рактеристику, проявляющуюся в результате столкновения со стрессовыми ситуациями, которая выражается в адаптивных установках и поведении, поз-воляя индивиду оставаться психологически здоровым. Жизнестойкость поз-воляет сохранять собственный внутренний баланс, несмотря на опыт трав-мирующих событий или стрессовых состояний. Компонентами жизнестойко-сти являются: вовлеченность, контроль, принятие риска.
3. Уровень жизнестойкости определяется личностными качествами, ко-торые считаются защитными факторами, такими как: когнитивная гибкость, позитивный аффект, оптимизм, принятие трудностей, активное преодоление трудностей, духовность, альтруизм, социальная поддержка, стрессоустойчи-вость, а также социальными характеристиками – семейным положением, уровнем образования.
[…]
Глава 1 Теоретическое изучение жизнестойкости и эмоционального благополу-чия женщин средней взрослости
1.1 Понятие эмоционального благополучия
Понятие эмоционального благополучия рассматривается как компо-нент субъективного благополучия. На современном этапе субъективное бла-гополучие является одной из основных концепций позитивной психологии и считается научной концепцией, наиболее близкой к общему термину «сча-стье». Субъективное благополучие включает эмоциональные реакции людей, удовлетворенность жизнью и общее суждение об удовлетворенности сферой жизни.
Субъективное благополучие имеет следующие измерения: долгосроч-ный положительный аффект, незначительный негативный аффект и удовле-творенность жизнью. Э. Динер отметил, что субъективное благополучие име-ет три характеристики: 1) субъективное суждение, основанное на личном опыте; 2) относится не только к небольшим негативным последствиям, но и к позитивным мерам, принимаемым отдельными людьми; 3) предпочитает личное суждение и оценку всех сторон жизни, а не основную оценку кон-кретных областей. В целом, общий баланс положительных и отрицательных эмоций людей предсказывает их суждения о субъективном благополучии [1, с. 36].
Ресурсы и характеристики, которые ценят люди, связаны с субъектив-ным благополучием. В частности, исследования показали, что люди с высо-ким уровнем счастья, как правило, добиваются успеха в профессии, браке, работе и других областях. Личностные ресурсы, накопленные в состояниях положительных эмоций, рассматриваются как долговечные. Часто случай-ным эффектом переживания положительных эмоций является увеличение личных ресурсов. Эти ресурсы функционируют как резервы, которые можно использовать в последующие моменты и в различных эмоциональных состо-яниях [1, с. 38].
В работе Х.Т. Хуан эмоциональное благополучие выступает как счаст-ливое состояние ума, которое включает в себя общую оценку существующего чувства качества жизни и психического здоровья человека в соответствии с его собственными стандартами благополучия. Благополучие играет важную роль в мотивации людей к улучшению индивидуального качества жизни и психического здоровья, поддержанию межличностной гармонии [2, с. 89].
Некоторые зарубежные авторы рассматривают эмоциональное благо-получие в контексте положительной аффективности (Д. Уотсон и др.). Поло-жительная эффективность состоит из широкого спектра состояний, включая, среди прочего, счастье, радость, активность и решимость, а отрицательная аффективнсоть включает: враждебность, гнев, чувство вины, нервозность и депрессию как отрицательную аффективность. Так, негативная аффектив-ность описывает аспекты эмоционального опыта, которые связаны с напря-жением или неудовлетворенностью. Здесь утверждается, что высокий уро-вень положительных эмоций и низкий уровень отрицательных эмоций по-вышает благополучие [3, с. 108].
М. Тамир и его коллеги подчеркнули важность для благополучия эмо-ций, которые служат эвдемоническим целям. В эвдемонических моделях бла-гополучия благополучие является результатом реализации потенциала, а не переживания положительных эмоций. Реализация личностного потенциала, также называемая позитивным функционированием или процветанием, ха-рактеризуется разными аспектами, среди которых: освоение окружающей среды, смысл жизни и личностный рост. Как предположили М. Тамир и его коллеги, эмоции, отражающие базовые потребности, служат эвдемоническим целям и, следовательно, могут быть связаны с благополучием [4, с. 1449].
Р.М. Райан и Э.Л. Деси также придерживались эвдемонических взгля-дов на благополучие, которое основано на базовых потребностях: потреб-ность в автономии (стремление ощущать себя способным самостоятельно контролировать свое поведение), компетентность (потребность в самоуваже-нии) родство (потребность в близких отношениях) [5, с. 72].
Б.Л. Фредриксон указывал на большую роль положительных эмоций. По мнению автора, положительные эмоции служат маркерами процветания или оптимального благополучия. Положительные эмоции сигнализируют о расцвете, а также способствуют процветанию. При этом, не только в настоя-щий приятный момент, но и в долгосрочной перспективе. Следовательно, положительные эмоции стоит культивировать не только как конечные состо-яния сами по себе, но и как средство достижения психологического роста и улучшения благосостояния с течением времени [6, с. 221].
Научные определения эмоций несколько различаются у разных иссле-дователей. Однако, появляется консенсус в отношении того, что эмоции яв-ляются лишь подмножеством более широкого класса аффективных явлений. Согласно этой точке зрения, эмоции лучше всего концептуализировать как многокомпонентные реакции, которые разворачиваются в течение относи-тельно коротких промежутков времени. Обычно эмоция начинается с оценки человеком личного значения некоторого предшествующего события.
[…]
Глава 2 Сравнительный анализ зависимости показателя жизнестойкости и эмо-ционального благополучия женщин средней взрослости
2.1 Организация и методы исследования
Эмпирическое исследование проводилось на базе аудитории блога о красоте. Выборку составили: 116 женщин в возрасте от 20 до 40 лет.
Распределение испытуемых по семейному положению: замужем – 29 женщин, не замужем – 82 женщины, разведены – 5 женщин. Можно выде-лить 2 группы: 29 замужних женщин и 87 незамужних женщин.
Распределение испытуемых по уровню образования: 7 женщин имеют несколько высших образований, 68 женщин имеют законченное высшее об-разование, 16 женщин – неполное высшее образование, 18 женщин – среднее специальное, 6 женщин – среднее общее, 1 женщина – неполное среднее.
Можно выделить 2 группы: 75 женщин с законченным высшим образо-ванием и 41 женщина – с незаконченным высшим либо средним образовани-ем.
Цель исследования: определить зависимость эмоционального благо-получия от жизнестойкости и социально-психологические факторы форми-рования составляющих жизнестойкости.
Гипотеза исследования: существует взаимосвязь жизнестойкости и эмоционального благополучия у женщин ранней взрослости.
Эмпирические задачи:
1. Провести сравнительный анализ зависимости показателя жизнестой-кости и эмоционального благополучия женщин средней взрослости.
2. Установить характер взаимосвязи уровня эмоционального благопо-лучия и жизнестойкости женщин средней взрослости.
3. Разработать практические рекомендации по развитию жизнестойко-сти для эмоционального благополучия.
Методики исследования:
1. «Тест жизнестойкости» (автор С. Мадди, адаптация Д.А. Леонтьева, Е.И. Рассказовой).
Цель: диагностика уровня жизнестойкости личности.
Шкалы:
- вовлеченность - убежденность в том, что вовлеченность в происходя-щие жизненные события позволяет найти что-то важное и интересное для се-бя;
- контроль - убежденность в необходимости вести борьбу, пытаться оказать влияние на итоги событий, несмотря на небольшие шансы успеха;
- принятие риска - убежденность в том, что любые жизненные события несут в себе ценность получения полезного опыта, как положительного, так и отрицательного.
Опросник состоит из 45 утверждений, которые необходимо оценить, выбрав один из вариантов ответов. Обработка полученных данных прово-дится согласно ключу методики. Для каждой шкалы в методике описаны средние показатели. Полученные баллы сравниваются с нормативными зна-чениями (Приложение А).
2. «Шкала удовлетворенности жизнью» (Е. Динера, адаптация Е.Н. Осина, Д.А. Леонтьева).
Цель: выявить уровень удовлетворенности жизнью.
Данная методика позволяет оценить уровень удовлетворенности жиз-нью, который отражает оценку своей жизни как соответствующей собствен-ному идеалу; оценку условий своей жизни как превосходные; удовлетворен-ность собственной жизнью в целом; оценку своих жизненных планов и до-стижений; а также нежелание индивида что-либо поменять в своей жизни.
Опросник содержит 5 вопросов, которые оцениваются по шкале от 1 до 7 баллов. Критерии оценки:
От 27 до 35 баллов – высокие показатели,
От 17 до 26 баллов – средние показатели;
От 7 до 16 баллов – низкие показатели (Приложение А).
3. «Опросник контроля за действием» (автор Ю. Куль, в адаптации С.А. Шапкина).
Цель: выявить степень контроля за действием. Методика позволяет определить выраженность основных компонентов волевой саморегуляции и определения индивидуальных диспозиций «Ориентация на действие» или «Ориентация на состояние». Шкалы:
- контроль при планировании – ориентация личности на действие (что предполагает отсутствие каких-либо мыслей и эмоций, препятствующих пла-нированию) либо на состояние (что проявляется в трудностях инициирова-ния действия и мыслях по поводу невозможности построения планов);
- контроль при реализации – ориентация личности на действие (что предполагает отсутствие каких-либо мыслей и эмоций, препятствующих реа-лизации планов) либо на состояние (что проявляется в трудностях иниции-рования действия и мыслях по поводу незавершенных намерений);
[…]
Заключение
Теоретический анализ литературы показал, что эмоциональное благо-получие – это компонент субъективного благополучия, предполагающий пе-реживание положительного аффекта и удовлетворенности жизнью. Эмоцио-нальное благополучие предполагает осознание переживаемых эмоций, уме-ние регулировать эмоциональные проявления, чувство связанности, ощуще-ние удовлетворенности текущей жизненной ситуации. Положительные эмо-ции способствуют процветанию, улучшению психологического здоровья, накоплению личностных ресурсов, повышению психосоциальной адаптации.
Эмоциональное благополучие женщин в период ранней взрослости имеет свои особенности. В этот период перед личностью стоит необходи-мость решения таких задач, как: брак, рождение ребенка, выбор профессио-нального пути. Женщина должна решить проблему достижения идентично-сти и близости, развить способность быть открытой для построения близких. Эмоциональная сфера в этот период является достаточно стабильной, на развитие которой влияют успехи в различных жизненных сферах. Нарушать эмоциональное благополучие в этот период у женщин могут конфликт между работой и личной жизнью, неудовлетворительные отношения с другими, не-возможность удовлетворения потребностей и самореализации.
Стресс – это реакция организма на физические, эмоциональные или психологические факторы, которые воспринимаются как вызовы или угрозы, позволяющая адаптироваться к переменам и справляться с разнообразными ситуациями. Стрессоустойчивость отражается способность справляться со стрессовыми и травмирующими ситуациями, сохраняя или восстанавливая нормальную жизнедеятельность. Чем выше уровень стрессоустойчивости, тем ниже уязвимость к нарушению эмоционального благополучия. Высокий уровень стрессоустойчивости может помочь людям лучше справляться с не-благоприятными событиями в жизни, чтобы они могли сохранять позитивное настроение, психологическое здоровье и лучше справляться со стрессовыми событиями. Стрессоустойчивость может косвенно влиять на эмоциональное состояние посредством выбора стиля совладания, оптимальных стратегий регуляции эмоций, развития таких качеств, как жизнестойкость, оптимизм, склонность рассматривать все как полезный опыт, умение сосредотачиваться на личных сильных сторонах, эмоциональная осведомленность.
Жизнестойкость представляет собой своеобразную личностную харак-теристику, проявляющуюся в результате столкновения со стрессовыми ситу-ациями, которая выражается в адаптивных установках и поведении, позволяя индивиду оставаться психологически здоровым. Жизнестойкость позволяет сохранять собственный внутренний баланс, несмотря на опыт травмирую-щих событий или стрессовых состояний. Уровень жизнестойкости определя-ется личностными качествами, которые считаются защитными факторами, такими как: когнитивная гибкость, позитивный аффект, оптимизм, принятие трудностей, активное преодоление трудностей, духовность, альтруизм, соци-альная поддержка, стрессоустойчивость Компонентами жизнестойкости яв-ляются: вовлеченность, контроль, принятие риска.
В результате эмпирического исследования выявлено, что у женщин ранней взрослости умеренно выражены вовлеченность и контроль - убеж-денность в необходимости активно вовлекаться с происходящие события, стремление к расширению интересов, нахождению важных для себя аспектов, а также убежденность в необходимости вести борьбу, пытаться оказать влия-ние на итоги событий, несмотря на небольшие шансы успеха. Также женщи-ны характеризуются умеренным принятием риска – убежденностью в том, что любые жизненные события несут в себе ценность получения полезного опыта, как положительного, так и отрицательного, желание проявлять актив-ность даже в неопределенных ситуациях.
Большая часть женщин ранней взрослости дают среднюю оценку своей жизни с точки зрения ее соответствия идеальным представлениям, испыты-вают неполную удовлетворенность условиями жизни, а также собственными достижениями и жизненным планами.
У женщин ранней взрослости ярко выражен контроль при неудаче как ориентация личности на действие, что проявляется в трудностях контроля действий и мыслях по поводу свершившихся неудач. У них умеренно выра-жена ориентация личности на действие, что предполагает отсутствие каких-либо мыслей и эмоций, препятствующих планированию и реализации пла-нов.
Большая часть женщин ранней взрослости обладает средним уровнем чувства связности – у них умеренно выражено ощущение, что внешние и внутренние стимулы носят предсказуемый и понятный характер, существуют ресурсы, необходимые для соответствия требованиям, обусловленным дан-ным стимулами, а также восприятие этих требований в качестве вызовов, ко-торые имеют свою ценность.
Проведен сравнительный анализ жизнестойкости и эмоционального благополучия у женщин с разным семейным положением и уровнем образо-вания:
- достоверных различий между показателями жизнестойкости у жен-щин в зависимости от семейного положения и уровня образования не обна-ружено;
- уровень удовлетворенности жизнью выше у замужних женщин, чем у незамужних женщин.
[…]
1. Diener, E. Subjective well-being: the science of happiness and a proposal for a national index // Am Psychol. – 2000. - № 55(1). – Р. 34–43.
2. Huang, X. T. Some thoughts on the urban well-being index // J. South-west China Norm. Univ. (Nat. Sci. Edition). – 2012. - № 38. – Р. 83–91.
3. Watson, D. Positive affectivity. The disposition to experience pleasura-ble emotional states // In: Snyder C, Lopez S, editors / Handbook of positive psy-chology. - New York: Oxford University Press, 2005. – Р. 106–119.
4. Tamir, M, Schwartz SH, Oishi S, Kim MY. The secret to happiness: feel-ing good or feeling right? // J Exp Psychol Gen. – 2017. - № 146(10). – Р. 1448–1459.
5. Ryan, R.M., Deci E.L. Self-determination theory and the facilitation of intrinsic motivation, social development, and well-being // Am Psychol. – 2000. - № 55(1). – Р. 68–78.
6. Fredrickson, B.L. The role of positive emotions in positive psychology: The broaden-and-build theory of positive emotions // American Psychologist. – 2001. - № 56(3). – Р. 218–226.
7. Сериков, А. Е. Типичные эмоциональные состояния / А. Е. Сериков // Гуманитарный вектор. – 2019. – Т. 14, № 4. – С. 98-106.
8. Заячковская, О. О. Интегративный взгляд на изучение эмоций / О. О. Заячковская // Евразийское Научное Объединение. – 2021. – № 6-6(76). – С. 457-459.
9. Campbell-Sills, L Effects of suppression and acceptance on emotional responses of individuals with anxiety and mood disorders // Behavioral Research and Therapy. – 2006. - № 44(9). – Р. 1251–1263.
10. Одинцова, В.В. Эмоциональное благополучие как интегративная характеристика эмоциональной сферы / В.В. Одинцова // Вестник Санкт-Петербургского университета. Социология. – 2014. – Вып. 1. – С. 69-77.
11. Чернявская, А. В. Роль эмоций в жизни современного человека / А. В. Чернявская // Юность и знания - гарантия успеха - 2022 : сборник науч-ных статей 9-й Международной молодежной научной конференции : в 3 т., Курск, 15–16 сентября 2022 года. Том 1. – Курск: Юго-Западный государ-ственный университет, 2022. – С. 374-376.
12. Козлова, О. В. Специфика эмоционального благополучия человека в РФ / О.В. Козлова, Д. Н. Бурыгина // Исторические, философские, полити-ческие и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. - 2012. - № 12 – С. 26-33.
13. Рыжова, О.Б. Определение эмоционального благополучия и его со-отношение с типами привязанности / О.Б. Рыжова // Мировая наука. – 2021. - № 2. – С. 32-36.
14. Никулина, Д.С. Подходы к определению эмоционального благопо-лучия / Д.С. Никулина // Известия Южного федерального университета. Тех-нические науки. – 2008. - № 2. – С. 73-76.
15. Григорова, Ю.Б. Структура эмоционального благополучия / Ю.Б. Григорова // Азимут научных исследований: педагогика и психология. – 2019. - № 1. – С. 331-334.
16. Шамионов, Р.М. Субъективное благополучие личности: психологи-ческая картина и факторы: монография [Текст] / Р.М. Шамионов. –Саратов: Научная книга, 2008. – 296 с.
17. Вологдина, К.А. Теоретические подходы к исследованию эмоцио-нального благополучия в современной психологии / К.А. Вологдина // Сборник статей «Непрерывное образование: актуальное состояние, пробле-мы и перспективы». - Екатеринбург: УГПУ, 2013. - С. 63-68.
18. Бахтина, Н. Н. Теоретический анализ понятия удовлетворенности в основных жизненных сферах / Н. Н. Бахтина, В. В. Ежова // Тенденции раз-вития науки и образования. – 2022. – № 86-8. – С. 53-56.
19. Меренкова, В. С. Исследование феномена «удовлетворенность жиз-нью» / В. С. Меренкова, О. Е. Солодкова // Комплексные исследования дет-ства. – 2020. – Т. 2, № 1. – С. 4-13.
20. Селигман, М. Новая позитивная психология: Научный взгляд на счастье и смысл жизни [Текст] / Пер. с англ. – М.: «София», 2006. – 368 с.
21. Черкевич, Е.А. Удовлетворенность жизнью в период ранней и поздней молодости [Текст] / Е.А. Черкевич // Человек и общество в неста-бильном мире. – Омск, 2016. – С. 212-217.
22. Карапетян, Л.В. Психологические корреляты эмоционально-личностного благополучия / Л.В. Карапетян // СибСкрипт. – 2017. - № 4. – С. 132-140.
23. Осин, Е.Н. Чувство связи как показатель психологического здоро-вья и его диагностика / Е.Н. Осин // Психологическая диагностика. – 2007. - №2. – С. 22-40.
24. Эриксон, Э. Идентичность: юность и кризис / Пер. А.В. Толстых. – М. : Прогресс, 1996. – 344 с.
25. Beam, C.R. Gender Differences in the Structure of Marital Quality // Behav. Genet. - 2018. - № 48. – Р. 209–223.
26. Ильин, Е.П. Психология взрослости / Е.П. Ильин. – СПб.: Питер, 2012. – 468 с.
27. Проневская, Е.В. Эмоциональный стресс периода ранней взросло-сти / Е.В. Проневская // Актуальные проблемы теории и практики психоло-гических, психолого-педагогических и лингводидактических исследований. – Москва, 2019. – С. 244-248.
28. Порхачева, Л.В. Особенности развития личности в период ранней взрослости / Л.В. Порхачева // Современные проблемы психологии лично-сти: теория и практика. – 2008. – № 3. – С. 51–53.
29. Бодалев, А.А. Вершины в развитии взрослого человека /А.А. Бода-лев. – СПб.: Питер, 2007. – 456 c.
30. Карякина, Т.Н. Кризисы периода взрослости / Т.Н. Карякина // Фо-рум. – 2016. – №1. – С. 156-163.
31. Крайг, Г. Психология развития / Г. Крайг. – СПб.: Питер, 2000. – 747 с.
32. Пермина, С. В. Феномен кризиса 30 лет и его влияние на эмоцио-нально-психологическое состояние личности [Текст] / С. В. Пермина, А. Р. Коваленко // Человеческий фактор: Социальный психолог. – 2017. – № 1(33). – С. 149-154.
33. Bakker, A.B. Advancements in crossover theory // Journal of Manage-rial Psychology. 2009;24(3):206–219.
34. Король, Н.В. Взаимосвязь удовлетворенности жизнью и личност-ных особенностей женщин в период ранней взрослости / Н.В. Король // Universum: психология и образование. – 2023. - № 10. – С. 1-5.
35. Суворова, И. В. К определению понятий "стресс" и "стрессоустой-чивость" / И. В. Суворова // Мировая наука: проблемы и инновации. – Пенза: "Наука и Просвещение" (ИП Гуляев Г.Ю.), 2018. – С. 274-277.
36. Китаев-Смык, Л. А. Психология стресса / Л. А. Китаев-Смык. – М. : Наука, 1983. – 367 с.
37. Соколова, К. В. Стресс и стрессоустойчивость личности / К. В. Со-колова // Меридиан. – 2020. – № 5(39). – С. 279-281.
38. Lazarus, R.S. From psychological stress to the emotions: a history of changing outlook // Ann. Rev. Psychol. - 1993. - V. 44. - P. 1-21.
39. Ong A. D. Psychological resilience, positive emotions, and successful adaptation to stress in later life // Journal of Personality and Social Psychology. – 2006. - № 91(4). – Р. 730–749.
40. Masten, A. S. Ordinary magic: Resilience processes in development // American Psychologist. – 2001. - № 56(3). – Р. 227–238.
41. Bonanno, G. A. Loss, trauma, and human resilience: Have we underes-timated the human capacity to thrive after extremely aversive events? // American Psychologist. – 2004. - № 59(1). – Р. 20-28.
42. Бусыгина, И. С. Внутриличностные ресурсы стрессоустойчивости личности / И. С. Бусыгина, Е. В. Распопин // Психология. Психофизиология. – 2013. – № 2. – С. 92-96.
43. Трофимова, М. В. Стрессоустойчивость личности как способ совла-дания с жизненными трудностями / М. В. Трофимова, Е. А. Ермакова // Тру-ды Братского государственного университета. Серия: Гуманитарные и соци-альные науки. – 2021. – Т. 1. – С. 142-144.
44. Зильберман, П.Б. Эмоциональная устойчивость оператора // Очер-ки психологии труда оператора / Под ред. Е.А. Милеряна. – М.: Педагогика, 1974. – 326 с.
45. Бодров, В.А. Психологический стресс: развитие и преодоление. – М.: ПЕР СЭ, 2006. – 528 с.
46. Александрова, Н. П. Эмоциональная саморегуляция и личностные факторы стрессоустойчивости / Н. П. Александрова, Е. Н. Богданов // Аллея науки. – 2014. – № 1. – С. 22-30.
47. Wang, Y. W. Mediating effect of mental elasticity on occupational stress and depression in female nurses // Zhonghua Lao Dong Wei Sheng Zhi Ye Bing Za Zhi. – 2017. – № 35. – Р. 436–439.
48. Падун, М. А. Регуляция эмоций / М. А. Падун // Разработка поня-тий современной психологии. – М.: Институт психологии РАН, 2021. – С. 300-320.
49. Бычкова, В. С. Самооценка стрессоустойчивости личности / В. С. Бычкова, Ж. А. Мелконян // Вестник научных конференций. – 2019. – № 3-3(43). – С. 44-46.
50. Мельникова М. Л. Психология стресса: теория и практика : учебно-метод. пособие. Екатеринбург : Урал. гос. пед. ун-т, 2018. 112 с.
51. Бергис, Т.А. Социально-психологические факторы преодоления критических жизненных ситуаций женщинами-предпринимателями: автореф. дис. … канд. психол. наук / Т.А. Бергис. – Санкт-Петербург, 2012. – 25 с.
52. Евтушенко, Е. А. Жизнестойкость личности как психологический феномен / Е. А. Евтушенко // Личность, семья и общество: вопросы педагоги-ки и психологии. – 2016. – № 2. – С. 72-78.
53. Maddi, S. Hardiness: Operationalization of Existential Courage / S. Maddi // Journal of Humanistic Psychology. – 2004. - Vol. 44. - № 3. - Р. 279 – 298.
54. Sisto, А. Towards a Transversal Definition of Psychological Resilience: A Literature Review // Medicina. – 2019. - Nov; 55(11). – Р. 745-759.
55. Макеева, Е. С. Жизнестойкость как фактор психологического бла-гополучия студентов / Е. С. Макеева, И. И. Рифицкая // Вестник Минского государственного лингвистического университета. – 2022. – № 1(41). – С. 41-47.
56. Sudom, K.A., Lee J.E., Zamorski M.A. A longitudinal pilot study of re-silience in Canadian military personnel // Stress Health. – 2014. - № 30. – Р. 377–385.
57. Dias, R., Santos R.L., Sousa M.F.B.D., Nogueira M.M.L., Torres B., Belfort T., Dourado M.C.N. Resilience of caregivers of people with dementia: A systematic review of biological and psychosocial determinants // Trends Psychia-try Psychother. – 2015. - № 37. – Р. 12–19.
58. Harvey, J., DelFabbro P.H. Psychological resilience in disadvantaged youth: A critical overview // Aust. Psychol. – 2004. - № 39. – Р. 3–13.
59. Александрова, Л. А. К концепции жизнестойкости в психологии / Л. А. Александрова // Сибирская психология сегодня: сборник научных трудов. – М., 2004. – С. 82–90.
60. Garmezy, N. Children in poverty: Resilience despite risk // Psychiatry. - 1993. - № 56. – Р. 127–136.
61. Wagnild, G.M., Collins J.A. Assessing resilience // J. Psychosoc. Nurs. Ment. Health Serv. - 2009. - № 47. – Р. 28–33.
62. Maddi, S. Creating Meaning Through Making Decisions // The Human Search for Meaning / ed. by P.T.P. Wong, P.S. Fry. - Mahwah: Lawrence Erl-baumPubl., 1998. - P. 1-25.
63. Фоминова, А. Н. Жизнестойкость личности: монография / А. Н. Фоминова. – М.: Прометей, 2012. – 152 с.
64. Циринг, Д.А. Исследование жизнестойкости у беспомощных и са-мостоятельных подростков / Д.А. Циринг // Вестник Томского гос. ун-та. – 2009. – № 1. – С. 336–342.
65. Логинова, М. В. Психологическое содержание жизнестойкости лич-ности студентов: автореф. дис. … канд. психол. наук / М. В. Логинова. – М., 2010. – 26 с.
66. Леонтьев, Д. А. Психология смысла: природа, строение и динамика смысловой реальности / Д. А. Леонтьев. – М.: Смысл, 2003. – 487 с.
67. Богомаз, С. А. Жизнестойкость человека как личностный ресурс со-владания со стрессами и достижения высокого уровня здоровья / С. А. Бого-маз // Материалы научно-практических конгрессов. – 2008. – Т.2. – С. 24–27.
68. Наливайко, Т. В. Исследование жизнестойкости и ее связей со свой-ствами личности: автореф. дис. канд. психол. наук / Т. В. Наливайко. – Челя-бинск, 2006. – 17 с.
69. Медведева, Е. В. Взаимосвязь ценностно-смысловых ориентаций и жизнестойкости инвалидов / Е. В. Медведева // Материалы Всероссийской научно-практической конференции. – 2008. – Вып. 2. – С. 172–177.
70. Березкина, О. А. Актуализация и развитие жизнестойких качеств будущих специалистов: автореф. дис. канд. пед. наук / О. А. Березкина. – Комсомольск-на-Амуре, 2006. – 19 с.
71. Митрофанова, Е. А. Активность индивидуальности как ресурс жиз-нестойкости (на примере учебы): автореф. дис. ... канд. психол. наук / Е.А. Митрофанова. - Екатеринбург, 2019. – 25 с.
72. Григорьева, Ю.Б. Зависимость эмоционального благополучия от жизнестойкости личности / Ю.Б. Григорьева // Ярославский педагогический вестник. – 2019. - № 2. – С. 11-18.
73. Осин Е. Н. Факторная структура краткая версия теста жизнестойко-сти / Е. Н. Осин // Организационная психология. - 2013. - Т. 3, № 3. - С. 42-60.