ВведениеАктуальность исследования обусловлена тем, что педагогическая деятельность характеризуется напряженностью и многозадачностью, что может приводить к профессиональной дезадаптации педагогов и требует ее коррекции. Стремительно меняющиеся высокие требования к профессиональным и личностным качествам педагога на фоне истощения внутренних ресурсов поднимают проблему профессиональной дезадаптации специалистов данной категории.
Трудности в работе, повышенный уровень психоэмоционального напряжения педагогов, состояние стресса негативно влияют на эффективность педагогической деятельности. педагогическая профессия относится к категории профессий, особо уязвимых перед стрессом, так как педагогу приходится решать разнообразные профессиональные задачи в условиях недостатка времени и информации, постоянного открытого контакта с людьми, предполагающего значительные эмоциональные и энергетические затраты. Профессиональная деятельность современного педагога требует постоянной и максимальной мобилизации его собственных ресурсов, предъявляя требования к его адаптивности. Несоответствие личности педагогов требованиям профессиональной среды может приводить к различным формам профессиональной дезадаптации.
На профессиональное развитие педагога могут оказывать значительное влияние педагогический стаж, возраст, пол, специфика его деятельности. Эти социально-демографические факторы могут лежать в основе дезадаптации педагогов, которая проявляется в ухудшении самочувствия и настроения, дезинтеграции социального взаимодействия и снижении профессиональной мотивации. Профессиональная дезадаптация также проявляется в нарушениях деятельности педагога, снижении качества его педагогической деятельности, нарушении дисциплины труда. Испытывая на себе негативное влияние профессиональной деятельности, педагоги не способны эффективно осуществлять свою работу.
В современных условиях такие показатели психологического состояния педагогов, как изменение самочувствия настроения, удовлетворенность повседневной деятельностью, напряженность, значимость социального окружения характерны не только для проявлений профессиональной дезадаптации, но и для уровня субъективного благополучия. Это важно, так как субъективное благополучие личности педагога, включая и физическое благополучие, способствует активной профессиональной реализации.
Обоснование темы. Тема данного магистерского исследования представляет собой особую важность. Педагогическая деятельность требует интеллектуальных и эмоциональных усилий, умения выстраивать продуктивные отношения с учащимися, их родителями и коллегами по работе. Это неизбежно влечет за собой снижение стрессоустойчивости, повышение тревожности и психоэмоционального напряжения. В результате чего могут наступить профессиональные деформации. С целью сохранения психоэмоционального здоровья педагогов необходимо выявить факторы, приводящие к дезадаптации, а также разработать систему рекомендаций, направленных на профилактику и коррекцию профессиональной деформации.
Степень разработанности темы. Феномен профессиональной дезадаптации изучали В.А. Глущенко, С.И. Головков, Л.Н. Голуб, О.О. Гонина, Н.А. Гончарова, О.А. Гончарова, И.Н. Квасова, Е.А. Климов, А.К. Маркова, И.А. Мирзоева, Е.А. Могильникова, С.Н. Назарова, А.М. Самурганова, Л.В. Темнова и др. Среди факторов, влияющих на уровень профессиональной дезадаптации, ан сегодняшний день достаточно хорошо изучены средовые (характер профессиональной деятельности, неформальное общение в коллективе, организация процесса адаптации новых сотрудников) и психологические (особенности нервной системы, особенности функционирования психических функций, социальный опыт, личностные особенности).
Вместе с тем, с современной психологии недостаточно освещенным остается проблема социально-демографических факторов профессиональной дезадаптации педагогов колледжа искусств.
Цель исследования: выявить социально-демографические факторы профессиональной дезадаптации педагогов колледжа искусств.
Объект исследования: профессиональная дезадаптация.
Предмет исследования: социально-демографические факторы профессиональной дезадаптации педагогов колледжа искусств.
Задачи исследования:
1. Провести теоретический анализ проблемы дезадаптации педагогов.
2. Подобрать психодиагностический инструментарии для изучения профессиональной дезадаптации личности.
3. Провести эмпирическое исследование и установить факторы, определяющие формирование профессиональной дезадаптации педагогов.
Гипотеза исследования: социально-демографическими факторами профессиональной дезадаптации педагогов колледжа искусств являются: стаж работы, возраст, направление профессиональной деятельности.
Методы исследования:
- теоретический анализ литературы;
[...]
Глава 1 Теоретические аспекты проблемы социально-демографических факторов дезадаптации педагогов
1.1 Подходы к изучению профессиональной дезадаптации в психологииФеномен профессиональной дезадаптации рассматривается в контексте таких понятий, как адаптация и профессиональная адаптация.
Существуют различные взгляды на определение понятия адаптации. Согласно А.А. Налчаджян, адаптация выступает «процессом установления соответствия личности и окружающей среды, что осуществляется в ходе совокупности действий. При этом, удовлетворяются потребности индивида, которые определяют возможность реализации поставленных целей, способствую таткой деятельности, которая соответствовала бы требованиям и ограничениям среды» [33, с. 56].
В рамках системного подхода адаптация рассматривается как целостный системный процесс, который характеризует эффективное взаимодействие индивида с внешней средой. По мнению Д.В. Лукашенко, «процесс адаптации следует рассматривать через способность стабильных систем удерживать переменные в пределах адаптированности. Личность стремится возвратиться в состояние адаптированности и будет находиться в нем до тех пор, пока каждый элемент «системы» находится в этом состоянии при условиях, заданных ей другими элементами» [25, с. 85].
По мнению Р.П. Семина, «важнейшим компонентом адаптации является соответствие самооценок и требований субъекта его способностям и реальности социальной среды, включая тенденции развития среды и субъекта. Адаптация характеризуется способностью анализировать текущие социальные ситуации, осознавать свои способности в текущей социальной среде и поддерживать свое поведение в соответствии с основными целями деятельности» [42, с. 53].
Одним из видов адаптации является профессиональная адаптация. Так, М. Армстронг понимает профессиональную адаптацию как «приспособление к новым условиям работы, социальной среде организации, при котором молодой сотрудник усваивает определенные паттерны поведения, принятые к компании, знакомится со своими должностными обязанностями, интегрируется в организационные коммуникации и знакомится с коллективом. Завершающим этапом успешной адаптации выступает отождествление личных интересов и целей с организационными. Речь идет о профессиональной идентичности» [2, с. 11].
Под профессиональной адаптацией А.К. Маркова понимает «процесс вхождения индивида в профессиональную среду, усвоение профессиональных навыков, а с другой стороны, а также процесс активного пользования накапливаемых профессиональных знаний, как выбор наилучшего поведенческого решения, которое предполагает непрерываемое профессиональное саморазвитие» [26, с. 60].
Согласно А.В. Федосеевой, «профессиональная адаптация – процесс становления равновесия в системе «человек – профессиональная среда», которое проявляется в эффективности и качестве труда, в удовлетворенности человека процессом труда, его результатом, собой как профессионалом, взаимоотношениями в коллективе» [52, с. 4].
Западные психологи выделяют два основных подхода к профессиональной адаптации: структурный функционализм и символический интеракционизм. С точки зрения структурного функционализма профессиональная социализация является результатом приобретения новичками ценностей и взглядов общества (С.Е. Миллер). В рамках символического интеракционизма профессиональная социализация рассматривается как процесс, а интерактивность является его главной чертой. Поэтому здесь новые участники активно участвуют в формировании этого процесса и играют важную роль в его становлении и развитии (С.М. Кларк, М. Коркоран). Согласно теории интеракционизма, процесс профессиональной адаптации можно рассматривать как процесс принятия ролей, который требует постоянной модификации своей роли по мере того, как специалист входит в разные рабочие среды с разными возможностями и проблемами [53, с. 14].
Согласно модели С.К. Роя, профессиональная адаптация - это процесс, в ходе которого работник осуществляет осознание и выбор для установления интеграции между собой и профессиональной средой. Это равновесие между экологическими и индивидуальными стимулами приводит к адаптивным реакциям, которые положительно влияют на адаптивное поведение. В процессе профессиональной адаптации работник проявляет психические реакции и действия для удовлетворения потребностей, успешного преодоления напряженности, разочарований, а также создания гармоничных отношений между его потребностями и требованиями среды [20, с. 92].
Большинство исследований в этой области рассматривают профессиональную адаптацию как процесс развития. Согласно Дж. Эйресу, А. Лусто, в этом процессе люди пытаются связать способы познания и принципы поведения вместе в единой структуре, которая соответствует когнитивной и теории нравственного развития.
[...]
Глава 2 Эмпирическое исследование социально-демографических факторов дезадаптации педагогов колледжа искусств
2.1 Организация и методы исследованияИсследование проводилось на базе колледжа искусств. В исследовании приняли участие 25 педагогов со стажем работы от 7 до 51 года в возрасте от 28 до 72 лет. Среди опрошенных 8 концертмейстеров и 17 преподавателей, 11 мужчин и 14 женщин.
Цель исследования: выявить социально-демографические факторы дезадаптации педагогов колледжа искусств.
Гипотеза исследования: социально-демографическими факторами профессиональной дезадаптации педагогов колледжа искусств являются: стаж работы, возраст, направление профессиональной деятельности.
Эмпирическое исследование проводилось в три этапа:
1) подбор методов и методик исследования, формирование выборки испытуемых;
2) диагностика социально-демографических факторов дезадаптации педагогов колледжа искусств с помощью анкетирования и тестирования;
3) обработка данных, анализ и интерпретация полученных результатов, формулирование выводов исследования.
Методики исследования:
1. Анкета «Оценка представлений о себе в профессии» (собственная разработка на основе анкеты Д.Н. Золотухиной).
Цель: выявить представления о себе в профессии.
Анкета содержит 13 открытых и закрытых вопросов. Анкета затрагивает такие аспекты профессионального самоопределения как:
- удовлетворенность реализацией себя в профессии;
- ощущение связи смысла своей жизни со своей профессиональной деятельностью;
- преобладающее самочувствие;
- преобладающее настроение;
- наличие интересов кроме работы;
- появление раздражительности;
- ухудшение физического состояния;
- отношение к работе в коллективе;
- частная смена настроения (Приложение А).
2. Опросник «Оценка профессиональной дезадаптации», автор О.Н. Родина.
Цель: выявить уровень профессиональной дезадаптации.
Шкалы методики:
- ухудшение самочувствия: эмоциональные сдвиги – снижение настроения, раздражительность, тревожность, апатия,
- ухудшение самочувствия: психических процессов – ухудшение концентрации внимания, неспособность сосредоточиться, недостатки памяти;
- ухудшение самочувствия: снижение активности – пассивность, выполнения работы в постоянном напряжении, неспособность начать новое дело;
- ухудшение самочувствия: ощущение усталости – ухудшение самочувствия, усталость, снижение работоспособности;
- соматовегетативные нарушения – появление физических нарушений;
- нарушение цикла «сон – бодрствование» – нарушения сна на фоне чрезмерной загруженности,
- особенности социального взаимодействия – сужение круга интересов вокруг работы, непринятие отдельных членов коллектива, трудности в установлении социальных контактов, а также дискомфорт в общении с другими;
- снижение мотивации к деятельности – потеря интереса к работе, отсутствие чувства удовлетворения в профессиональной деятельности, желание сократить обязанности.
Опросник включает 64 утверждения, которые необходимо оценить согласием или несогласием. По ключу подсчитывается сумма баллов по каждой шкале, а также итоговый балл.
Критерии оценки:
- высокий уровень дезадаптации – от 96 баллов и выше; выраженный уровень – 65-96 баллов;
- средний уровень – 32-64 балла;
- низкий уровень – менее 32 баллов.
Текст опросника представлен в Приложении А.
Методы математической статистики. Для оценки достоверных различий между показателями использовался U-критерий Манна-Уитни. Для выявления взаимосвязи между переменными использовался критерий корреляции Спирмена. Обработка данных проводилась в программе STATISTIСA 12.0.
[...]
ЗаключениеТеоретический анализ литературы по теме исследования показал, что профессиональная адаптация – это процесс, в ходе которого работник осуществляет осознание и выбор для установления интеграции между собой и профессиональной средой. Профессиональная дезадаптация – это нарушения активного процесса приспособления индивида к условиям профессиональной деятельности, вызванные невозможностью реализовать цель деятельности. Профессиональная дезадаптация отражает неспособность специалиста справляться с изменением профессиональной роли и находить баланс между профессиональной ролью и давлением рабочей среды. Профессиональная дезадаптация часто сопровождается профессиональной деформацией - негативными изменения личности в процессе усвоения профессионального опыта. Причинами появления профессиональной дезадаптации могут быть: психосоциальный стресс, вызванный профессиональными трудностями, неблагополучное включение в новую профессиональную среду ситуацию или нарушение профессионального развития. Профессиональная дезадаптация проявляется в различных нарушениях деятельности – в снижении производительности труда и удовлетворенности, в нарушениях дисциплины труда, ухудшении самочувствия, психоэмоционального и физического состояния, снижении мотивации, нарушении социального взаимодействия.
Факторами профессиональной дезадаптации педагогов могут выступать: организационные (условия и содержание труда, специфика профессии) и психолого-педагогические (межличностные отношения в коллективе, корпоративная культура, стиль руководства, субъективные (личностные качества, адаптационный потенциал, карьерная мотивация). Педагоги, имеющие выраженную профессиональную дезадаптацию, теряют интерес к работе, испытывают негативные психоэмоциональные состояния на фоне специфических требований к профессии педагога, особенно повышенной ответственности, эмоциональной загруженности и интенсивности общения. В процессе профессиональной дезадаптации у педагогов могут возникнуть рестрикционизм, избыточная интенсивность труда, ригидность, боязнь самовыражения, бедность ролевой системы, профессиональный стресс, профессиональное выгорание, профессиональные деформации.
Профессиональная деятельность педагогов музыкального колледжа носит многогранный характер, направлена на стимулирование учащихся к творческому самовыражению в художественной деятельности. Для их профессиональной деятельности характерна импровизация и творчество, необходимость проявления активной жизненной позиции и постоянного самосовершенствования. Преподавание в музыкальном колледже требует физических и эмоциональных усилий для выполнения профессиональных обязанностей, развития профессионально-важных качеств, поддержания положительного самочувствия, установления продуктивного социального взаимодействия и поддержания высокой мотивации к деятельности.
Эмпирическое исследование позволило выявить, что большая часть педагогов колледжа искусств имеет стаж работы от 21 до 31 года, являются преподавателями, находится в возрасте 36-45 лет. Большую часть преподавателей коллежа искусств составляют женщины. Педагоги скорее удовлетворены, чем не удовлетворены реализацией себя в профессии. Большая часть педагогов колледжа искусств отчасти могут назвать смыслом собственной жизни. Они не всегда имеют испытывает хорошее самочувствие и хорошее настроение. Большая часть педагогов имеет много различных интересов кроме работы. Они не считают, что стали более раздражительными и стали больше болеть в последнее время. Большая часть педагогов не считает, что у них постоянно меняется настроение. При этом, педагогам в полной мере нравится работать в коллективе.
Изучение значимых различий показало, что постоянно меняется настроение у педагогов со стажем работы от 0 до 20 лет, чем у педагогов со стажем от 21 года и более. Значимых различий между показателями представлений о себе в профессии у педагогов в зависимости от других социально-демографических характеристик (направления профессиональной деятельности, пола, возраста) не было установлено.
Установлено, что большая часть педагогов колледжа искусств имеет средний уровень профессиональной дезадаптации – у них отмечаются некоторые признаки профессиональной дезадаптации, которые затрагивают особенности из социального функционирования, мотивации и физического здоровья. У педагогов колледжа искусств более всего выражены такие проявления профессиональной адаптации, как: снижение настроения, раздражительность, тревожность, апатия, сужение круга интересов вокруг работы, непринятие отдельных членов коллектива, трудности в установлении социальных контактов, дискомфорт в общении с другими людьми, а также потеря интереса к работе, отсутствие чувства удовлетворения в профессиональной деятельности, желание сократить обязанности.
Сравнительный анализ показал: 1) у педагогов со стажем работы от 21 до более лет более выражено ухудшение самочувствия (снижение активности), снижение мотивации к деятельности, а также уровень профессиональной дезадаптации, чем у педагогов со стажем работы от 0 до
[...]
1. Абдуллин, Э. Б. Теория музыкального образования / Э. Б. Абдуллин, Е. Н. Николаева. – Москва : Издательский центр «Академия», 2004. – 336 с.
2. Армстронг, М. Практика управления человеческими ресурсами / М. Армстронг. – СПб. : «Питер», 2008. – 848 с.
3. Блинов, С. А. Проблемы адаптации сотрудников в розничной торговле / С. А. Блинов, О. Г. Карпова // Актуальные вопросы современной экономики. – 2022. – № 6. – С. 1002-1005.
4. Болдинская, В. В. К проблеме профессионального выгорания преподавателей общеобразовательной школы / В. В. Болдинская // Образование и педагог в условиях информационного социума: взгляд из будущего. – Уссурийск : ДВФУ, 2017. – С. 241-244.
5. Бондаренко, Т.И. Педагогическая импровизация в профессиональной деятельности учителя музыки: автореф. дис. ... канд. пед. наук / Т.И. Бондаренко. – Москва, 2007. – 25 с.
6. Бурмантов, А. С. Профессиональная деформация личности / А. С. Бурмантов, А. Е. Куреннов // Вестник науки. – 2020. – Т. 4, № 10 (31). – С. 5-9.
7. Ваховская, В. О. Адаптация молодых специалистов в организации: основные критерии, проблемы и рекомендации / В. О. Ваховская // Актуальные направления научных исследований: перспективы развития. – Чебоксары: Общество с ограниченной ответственностью "Центр научного сотрудничества «Интерактив плюс», 2020. – С. 160-167.
8. Водопьянова, Н. Е. Синдром выгорания: диагностика и профилактика / Н. Е. Водопьянова, Е. С. Старченкова. – СПб. : Питер, 2008. – 338 с.
9. Галушко, И. Г. Профессиональное выгорание учителя / И. Г. Галушко, А. А. Собратинова, С. В. Собратинова // Формирование профессиональной направленности личности специалистов – путь к инновационному развития России. – Пенза: Пензенский государственный аграрный университет, 2020. – С. 57-65.
10. Глущенко, В. А. Профессиональная адаптация начинающих учителей начальных классов / В. А. Глущенко // Шамовские чтения : сборник статей XV Международной научно-практической конференции : В 2 ч., Москва, 21–25 января 2023 года. Том Ч. 2. – Москва : 5 за знания, 2023. – С. 200-202.
11. Головков, С. И. Адаптация молодых специалистов на предприятии / С. И. Головков, С. Н. Копылов // Инновации в профессиональном и профессионально-педагогическом образовании. – Екатеринбург: Российский государственный профессионально-педагогический университет, 2021. – С. 20-24.
12. Головочесова, В. С. Психологические особенности деятельности музыканта-педагога / В. С. Головочесова // Здоровьесбережение в условиях цифровой трансформации общества: педагогические технологии - от проблем к решениям. – Магнитогорск: Магнитогорский государственный технический университет им. Г.И. Носова, 2020. – С. 264-268.
13. Голуб, Л. Н. Профессиональная адаптация: этапы, уровни и характеристики / Л. Н. Голуб, С. А. Медведева // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. – 2021. – № 5(195). – С. 82-87.
14. Голубева, Т. А. О профессиональной креативности педагога / Т. А. Голубева // Традиции и новации в профессиональной подготовке и деятельности педагога. – Тверь: Тверской государственный университет, 2023. – С. 330-336.
15. Гонина, О. О. Актуальные аспекты эффективной системы адаптации персонала / О. О. Гонина, С. В. Ильченко // Бизнес и дизайн ревю. – 2018. – №3 (11). – С.8-15.
16. Гончарова, Н. А. Механизмы профессионального дизонтогенеза и профессиональные деформации личности / Н. А. Гончарова // Проблемы современного педагогического образования. – 2017. – № 57-6. – С. 309-315.
17. Горенкова, О. А. Адаптация и дезадаптация специалистов социальной сферы / О. А. Горенкова, М. А. Косинова, С. А. Каменева // Проблема профессиональной дезадаптации в условиях современных социальных вызовов. – Липецк : Липецкий государственный педагогический университет имени П.П. Семенова-Тян-Шанского, 2021. – С. 72-75.
18. Иванина, Л. П. Креативность как один из компонентов профессиональной компетентности современного педагога / Л. П. Иванина // Научные горизонты. – 2021. – № 5(45). – С. 19-23.
19. Иргалина, А. И. Исследование удовлетворенности персонала работой как инструмент диагностики кадровой политики организации / А. И. Иргалина, О. А. Алексеев // Управление социально-экономическими системами : теория, методология, практика. – Пенза : «Наука и Просвещение» (ИП Гуляев Г.Ю.), 2020. – С. 40-41.
20. Казанцева, Е.Е. Адаптация персонала : современный взгляд // Управление развитием персонала. – 2018. – №12. – С. 90-98.
21. Калашникова, О. В. Профессиональная адаптация молодых специалистов в образовательной организации / О. В. Калашникова // Тенденции развития науки и образования. – 2020. – № 62-19. – С. 59-62.
22. Квасова, И. Н. Профессиональная адаптация и дезадаптация учителя в современных условиях / И. Н. Квасова // Проблема профессиональной дезадаптации в условиях современных социальных вызовов. – Липецк: Липецкий государственный педагогический университет имени П.П. Семенова-Тян-Шанского, 2021. – С. 83-88.
23. Климов, Е. А. Психология профессионального самоопределения / Е. А. Климов. – М. : Академия» 2005. – 304 с.
24. Лозовская, Р. И. Определение специфики профессиональных компетенций будущего педагога-музыканта и их формирование в процессе вузовского образования / Р. И. Лозовская // Педагогическое образование в России. – 2014. – № 2. – С. 207-211.
25. Лукашенко, Д. В. Адаптация личности. Системный подход / Д. В. Лукашенко // Человеческий капитал. – 2016. – № 4. – С. 35 – 39.
26. Мaркова, А. К. Психология профессионализма / А. К. Маркова. – М.: Знание, 1996. – 138 с.
27. Макарова, Г. А. Синдром эмоционального сгорания / Г. А. Макарова // Психотерапия. – 2003. – № 11. – С. 18–20.
28. Мирзоева, И.А. Преодоление профессиональной деформации практического психолога / И.А. Мирзоева // Известия Тульского государственного университета. – 2011. – № 2. – С. 1-9.
29. Митина, Л. М. Эмоциональная гибкость учителя: психологическое содержание, диагностика, коррекция / Л. М. Митина, Е. С. Асмаковец. – М. : Флинта, 2001. – 413 с.
30. Могильникова, Е. А. Профессиональная деформация и профессиональное выгорание сотрудников социальной сферы / Е. А. Могильникова // Актуальные вопросы управления персоналом. – Москва: «Эдельвейс», 2021. – С. 338-342.
31. Молчанова, Л. Н. Современное состояние проблемы психического выгорания преподавателей отдельных образовательных организаций / Л. Н. Молчанова // Региональный вестник. – 2020. – № 2(41). – С. 64-65.
32. Назарова, С. В. Проблема адаптации молодых специалистов в новом коллективе / С. В. Назарова, И. Н. Дворникова // Современные научные исследования и инновации – 2020. – № 10(114). – С. 23-27.
33. Налчаджян, А. А. Психологическая адаптация : механизмы и стратегии / А. А. Налчаджян. – М. : Эксмо. – 368 с.
34. Падалка, Г. М. Педагогіка мистецтва : теорія і методика викладання мистецьких дисциплін / Г. М. Падалка. – Київ : Освіта України, 2010. – 274 с.
35. Панова, Н. В. Профессиональные деформации и пути их коррекции в личностно-профессиональном развитии педагога / Н. В. Панова // Вестник Северо-Восточного федерального университета им. М. К. Аммосова. – 2010. – № 2. – С. 113-121.
36. Перепелкина, А. Д. Адаптация молодых специалистов в трудовой среде / А. Д. Перепелкина // Управление человеческими ресурсами - основа развития инновационной экономики. – Красноярск : Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Сибирский государственный университет науки и технологий имени академика М.Ф. Решетнева», 2019. – С. 366-371.
37. Полякова, О. Б. Психогигиена и профилактика профессиональных деформаций личности / О. Б. Полякова. – М.: МПСИ, 2008. − 304 с.
38. Родионова, Е. А. Об удовлетворенности трудом сотрудников, мотивационных ожиданиях и личности руководителя / Е. А. Родионова, А. А. Маклакова // Ученые записки Санкт-Петербургского университета технологий управления и экономики. – 2020. – № 2(70). – С. 73-78.
39. Рожнов, А. А. Реализация профессиональной деятельности педагога в контексте современных требований к процессу образования / А. А. Рожнов // Проблемы современного педагогического образования. – 2020. – № 66-3. – С. 242-245.
40. Рудой, Е. Л. Сущность профессиональной подготовки педагога-музыканта на современном этапе / Е. Л. Рудой // Экономические и гуманитарные исследования регионов. – 2019. – № 1. – С. 88-92.
41. Самурганова, А. М. Предупреждение и коррекция профессиональной деформации учителя в современной школе России : автореферат дис ... канд. пед. наук / А. М. Самурганова. – Пятигорск, 2009. - 22 с.
42. Семин, Р. П. Подходы к изучению адаптации как психолого-педагогического явления / Р. П. Семин // Аллея науки. – 2021. – № 127. – С. 52-53.
43. Симанина, Е. Д. Адаптация персонала / Е. Д. Симанина // Азимут. – 2018. – № 4. – С. 26-28.
44. Симанина, Е. Д. Факторы адаптации персонала / Е. Д. Симанина // Научный журнал. – 2018. – № 2. – С. 11-12.
45. Слота, Н. В. Профессиональная деятельность будущих учителей музыки на основе обобщенных трудовых функций и трудовых действий / Н. В. Слота // Современный учитель. – Донецк: Донецкий национальный университет, 2022. – С. 265-271.
46. Сорокоумова, С. Н. Специфика профессиональной деятельности специалистов помогающих профессий / С. Н. Сорокоумова, В. П. Исаев // Педагогическое образование в России. – 2013. – № 4. – С. 186–189.
47. Стефаненко, М. Н. Профессиональная адаптация новых сотрудников в организации / М. Н. Стефаненко // Учетно-аналитическое обеспечение стратегии устойчивого развития предприятия . – Симферополь : «Издательство Типография «Ариал», 2022. – С. 229-234.
48. Сыманюк, Э. Э. Психологические основания профессиональных деструкций педагога : автореф. дис. … канд. психол. наук / Э. Э. Сыманюк. – Екатеринбург, 2005. – 26 с.
49. Тарасова, Л. Е. Параметры адаптации молодых специалистов в образовательном учреждении / Л. Е. Тарасова // Актуальные проблемы социально-гуманитарных наук и образования: сущность, концепции, перспективы. – Саратов: Издательство «Саратовский источник», 2019. – С. 770-777.
50. Темнова, Л. В. Профессиональные деформации в социономических профессиях / Л. В. Темнова, Н. С. Файман // Вестник Российского университета дружбы народов. – 2019. – № 1. – С. 7-19.
51. Усманова, М. Н. Симптомы эмоционального выгорания современного педагога / М. Н. Усманова, М.М. Бафаев, Ш.Ш. Остонов // Наука. Мысль: электронный периодический журнал. – 2014. – №10. – 23-32.
52. Федосеева, А. В. Организация профессиональной адаптации [Электронный ресурс]. – Режим доступа : https://science-education.ru/ru/article/view?id=17400.
53. Феоктистова, С. В. Теоретические подходы к исследованию проблемы адаптации и адаптивного поведения личности в системе научных знаний / С. В. Феоктистова, И. В. Григорьева // Вестник Тверского государственного университета. Серия : Педагогика и психология. – 2020. – № 3(52). – С. 13-19.
54. Форманюк, Т. В. Синдром «эмоционального сгорания» как показатель профессиональной дезадаптации учителя / Т.В. Форманюк // Вопросы психологии – 1994. - №6. – С. 57-64.
55. Фролова, О. Я. Адаптация персонала в условиях торгово-производственной деятельности организаций АПК / О. Я. Фролова // Проблемы современной аграрной науки : Материалы международной научной конференции, Красноярск, 15 октября 2021 года. – Красноярск: Красноярский государственный аграрный университет, 2021. – С. 385-389.
56. Фурсевич, И. Н. Адаптация молодых специалистов к ротации кадров на предприятиях промышленности / И. Н. Фурсевич // Экономика, право и проблемы управления. – 2019. – № 9. – С. 198-203.
57. Хасанова, А. Р. Профессиональная адаптация молодых специалистов социальной сферы / А. Р. Хасанова // Актуальные проблемы современного образования: опыт и инновации, 2019. – С. 458-462.
58. Черкасов, Д. О. Профессиональная адаптация молодого специалиста / Д. О. Черкасов, О. А. Лымарева // Экономика и бизнес: теория и практика. – 2019. – № 11-3(57). – С. 151-154.
59. Юрченко, Е. Н. Теоретико-исторические аспекты проблемы изучения социальной адаптации личности / Е. Н. Юрченко. – Рязань: ИП Жуков Виталий Юрьевич, 2022. – С. 285-289.