Ценностные ориентации юношей и девушек склонных к суицидальному поведению Диссертация
БГПУ им. М. Танка (Белорусский государственный педагогический университет)
Диссертация
на тему: «Ценностные ориентации юношей и девушек склонных к суицидальному поведению»
по дисциплине: «Кризисная психология»
2024
Выполнено экспертами Зачётки c ❤️ к студентам
343.00 BYN
Ценностные ориентации юношей и девушек склонных к суицидальному поведению
Тип работы: Диссертация
Дисциплина: Кризисная психология
Организация: БГУ, факультет юридический и экономический
Работа защищена на оценку «7» с одной доработкой.
Уникальность свыше 70%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 80.
В работе также имеются следующие приложения:
В работе также имеются следующие приложения:
ПРИЛОЖЕНИЕ А Первичные данные исследования по опроснику суицидального риска в модификации Т.Н. Разуваевой (констатирующий этап)
ПРИЛОЖЕНИЕ Б План мероприятий программы профилактики суицидальных намерений у юношей и девушек, склонных к суицидальному поведению
ПРИЛОЖЕНИЕ В Первичные данные исследования по методике «Ценностные ориентации» Ш. Шварца (контрольный этап)
В работе также имеется презентация, выполненная в программе MS PowerPoint.
В работе также имеется речь, выполненная в программе MS Word.
В работе также имеется речь, выполненная в программе MS Word.
Поделиться
Перечень сокращений и условных сокращений
Общая характеристика работы
Введение
Глава 1 Теоретико-методологические предпосылки исследования системы ценностных ориентаций юношей и девушек, склонных к суицидальному поведению
1.1 Сущностные характеристики суицидального поведения как социально-психологического феномена
1.2 Психологические особенности юношей и девушек, склонных к суицидальному поведению
1.3 Ценностные ориентации юношей и девушек, склонных к суицидальному поведению
1.4 Психологические особенности юношей и девушек в период ранней юности
Выводы по первой главе
Глава 2 Результаты эмпирического исследования ценностных ориентаций юношей и девушек, склонных к суицидальному поведению
2.1 Организация, методы и методики эмпирического исследования
2.2 Анализ результатов исследования суицидального риска юношей и девушек
2.3 Анализ результатов исследования ценностных ориентаций юношей и девушек, склонных к суицидальному поведению
Выводы по второй главе
Глава 3 Программа для педагогов-психологов учреждений образования по профилактике суицидального поведения у юношей и девушек
3.1 Пояснительная записка
3.2 Результаты апробации программы
Выводы по третьей главе
Заключение
Библиографический список
Приложения
Введение
Актуальность темы исследования. Ценностные ориентации юношей и девушек склонным к суицидальному поведению на современном этапе определяется кардинальными социально-экономическими изменениями. Д.И. Фельдштейн, В.С. Собкин, Н.А. Кузнецова выдвинули положение о том, что противоречия развития, свойственные юношескому возрасту, значительно усилились в нынешней ситуации, которая приводит к искусственной задержке личностного развития, интенсифицирует рост отклонений в поведении, повышенную тревожность.
Проявление отклонений у юношей и девушек в современном обществе связано с кризисной социализацией. По мнению В.И. Андреева, российского педагога и профессора «юношеский возраст» – это период становления мировоззрения, творческого самоопределения и формирования жизненной позиции; время становления личности, активного поиска жизненного пути и самоутверждения. Поэтому современный период в психологии развития юношеский возраст рассматривается как период интенсивного формирования ценностных ориентаций личности. Юноши стремятся познакомиться с социальным опытом, получить представления о системах ценностей, найти смысл жизни. Таким образом, можно сказать, что кардинальные изменения в жизни общества повлекут за собой изменения в ценностно-смысловой сфере юношей и девушек. Возникает вопрос о том, как ценностная сфера представлена в сознании юношей и девушек, как меняются их ценности, представляется недостаточно изученным.
Самоубийство является одной из серьезных проблем современного общества, актуальность которой характерна для стран с совершенно разными социально-экономическими условиями, культурными и религиозными традициями. Имеющиеся данные показывают, что каждый год из жизни добровольно уходят почти полмиллиона землян. Суицидально опасными являются три возраста: юношеский (15-24 года), средний (45-50 лет) и старческий – после 70 лет. Суицид рассматривается как ведущая причина смерти не только в Республике Беларусь, но и во всех странах мира.
Одними из наиболее суицидально опасных возрастов являются подростковый и юношеский, когда происходит формирование сексуально-ролевой идентификации, особо остро переживаются неразделенная любовь, конфликты с друзьями, родителями, школьные проблемы. Клинико-эпидемиологические исследования показывают, что у детей суицид занимает 10-е место среди причин смерти. В возрастной группе от 15 до 25 лет завершенный суицид стоит на втором – третьем месте среди причин смерти.
По мнению психологов, в 10% случаев суицидальное поведение молодых людей имеет цель покончить с собой, в 90% – суицидальное поведение юношей и девушек – это стремление привлечение к себе внимания. Иногда эти попытки ребенка привлечь к себе внимание взрослых таким страшным образом заканчиваются «благополучно» и не выходят за границы домашнего круга, оставаясь вне поля зрения специалистов. Следует отметить, что среди подростков и юношей у 30% лиц в возрасте 14-24 лет бывают суицидальные мысли, а 6% юношей и 10% девушек совершают суицидальные действия.
В большинстве случаев суициды совершают вполне нормальные дети. Так среди общего числа совершающих суициды лишь 20% детей, которые относятся к группе психически больных, остальные 80% – психически здоровы.
В сфере личностных особенностей определяющую роль играет направленность личности, определяющая ее отношение к социальному окружению. При этом одно из важнейших образований в структуре направленности личности – ценностные ориентации. В рамках исследования ценностных ориентаций рассматриваются различные характеристики структуры ценностных ориентаций, соотношение целей и средств, значимого и незначимого, гармоничность и дисгармоничность системы ценностных ориентаций.
Тем не менее, необходимо констатировать недостаток работ, посвященных юношам и девушкам, склонным к суицидальному поведению. В связи с этим и учитывая современные тенденции развития кризисной психологии, во-первых, считаем необходимым использовать элементы системного подхода в исследовании проблемы суицидального поведения юношей и девушек и, во-вторых, отмечаем особую ценность изучения склонности к суицидальному поведению с целью предупреждения суицидов.
Требования системности и учета социального контекста в изучении феномена суицидального поведения юношей и девушек, потребности практики в изучении склонности юношей и девушек к суицидам, а также недостаточная научная разработанность системных вопросов суицидального поведения подростков порождают научную проблему: каким образом взаимосвязаны особенности ценностных ориентаций юношей и девушек с уровнем склонности к суицидальному поведению.
Предмет исследования: ценностные ориентации юношей и девушек, склонных к суицидальному поведению.
Объект исследования: ценностные ориентации юношей и девушек.
Цель исследования: изучить ценностные ориентации юношей и девушек, склонных к суицидальному поведению, и разработать программу по профилактике суицидального поведения у юношей и девушек.
[...]
[...]
Глава 1 Теоретико-методологические предпосылки исследования системы ценностных ориентаций юношей и девушек, склонных к суицидальному поведению
1.1 Сущностные характеристики суицидального поведения как социально-психологического феномена
В настоящее не существует единого определения понятия «суицид», как и общепринятой концепции, объясняющей природу суицидального поведения. В психологической литературе различают понятия суицида и суицидального поведения. Под суицидом понимается осознанное лишение себя жизни. Суицидальное поведение же является более широким понятием, включающим кроме суицида, все проявления суицидальной активности: мысли, намерения, высказывания, угрозы, попытки и покушения на свою жизнь [9, с. 22].
При анализе суицидов, кроме мотива, необходимо различать следующие понятия. «Причина суицидального поведения – это все то, что вызывает и обусловливает суицид. Кроме основной причины могут быть еще и второстепенные (болезнь, семейно-бытовые трудности и др.). Повод суицидального поведения – в отличие от причины – это событие, которое выступает толчком для действия причины. Повод носит внешний, случайный характер и не служит звеном в цепи причинно-следственных отношений. Как правило, анализ поводов самоубийств не выявляет их причины. Условия – это совокупность явлений, которые хотя и не порождают конкретные действия, но выступают необходимой предпосылкой их становления и развития. Нет причин и следствий без определенных условий. Анализ причин суицидов показывает повсеместную зависимость их от условий» [23, с. 254].
В современной психологии выделяются отдельные теоретические подходы к изучению суицидального поведения, среди которых можно назвать: психопатологический, психологический, социологический, клинико-психологический, социально-личностный подходы.
Психопатологическая концепция основана на положении о том, что самоубийцы являются душевнобольными людьми, а суицидальные действия являются проявлением острых или хронических психических расстройств. «Представители данной концепции психиатры Н.П. Бруханский, В.К. Хорошко, Л.А. Прозоров предпринимали попытки выделить самоубийства в отдельную нозологическую единицу (суицидомания), а саму проблему изучали медицинскими методами. В настоящее время психопатологическая концепция вызывает только исторический интерес, одно некоторыми исследователи поддерживается идея о том, что суицидальные действия являются формой проявления психических заболеваний» [4, с. 97].
Психологический подход основан на идеи о том, что в формировании суицидальных тенденций личности главная роль принадлежит психологическим факторам. «Основателем психоанализа З. Фрейдом самоубийство рассматривалось в качестве проявления инстинкта смерти, выражения агрессии, в частности, аутоагрессии. Сторонники психоаналитической концепции видят в суициде преобразованное (направленное на себя) убийство. Современные ученые, стоящие на психоаналитических позициях, не разделяют взгляды Фрейда на аутоагрессию. Однако отдают ведущее значение психологическим особенностям личности» [21, с. 375].
К. Меннингер придерживается идеи З.Фрейда: «человек в течение всей жизни ведет напряженную борьбу между инстинктами самосохранения и саморазрушения. В результате исследования глубинных мотивов самоубийства, автор выделил три составных части суицидального поведения: иметь желание убить, испытывать желание быть убитым, желание умереть» [18, с. 412].
По мнению К. Юнга: «у каждого человека отмечается бессознательное стремление к духовному перерождению, что может стать важнейшей причиной суицида. Человек не только желает уйти от невыносимых условий жизни, совершая самоубийств, он стремиться к метафорическому возвращению во чрево матери. Лишь после этого он превратится в ребенка, вновь рожденного, но уже в безопасности» [31, с. 129].
В индивидуальной психологии А. Адлера: «суицид рассматривается в качестве результата кризиса, возникающего в связи с поиском индивидом путей преодоления переживаемого им комплекса неполноценности. В результате индивид попадает в состояние стагнации и регрессии, что не позволяет ему приблизиться к реальности. Суицидальная попытка выступает как крайняя стадия регрессии личности» [2, с. 108].
[...]
[...]
Глава 2 Результаты эмпирического исследования ценностных ориентаций юношей и девушек, склонных к суицидальному поведению
2.1 Организация, методы и методики эмпирического исследования
Цель исследования: изучить ценностные ориентации юношей и девушек, склонных к суицидальному поведению, и разработать программу по профилактике суицидального поведения у юношей и девушек.
Выборка исследования: студенты 1 курса БГУ, факультет юридический и экономический, 50 девушек и 50 юношей. Среди личностей студентов в процессе проведения диагностики была выделена группа личностей, склонных к суицидальному поведению и группа студентов – не склонных к суицидальному поведению.
Методики исследования:
– для диагностики суицидального риска – «Опросник суицидального риска» в модификации Т.Н. Разуваевой;
– для диагностики структуры ценностных ориентаций юношей и девушек – «Ценностный опросник» Ш. Шварца.
1. Опросник суицидального риска в модификации Т.Н. Разуваевой [34].
С помощью опросника можно выявить суицидальный риск, уровень сформированности суицидальных намерений с целью предупреждения серьезных попыток самоубийства. Опросник предназначен для учащихся 8-11 классов. Опросник состоит из 29 вопросов.
Опросник включает в себя 9 шкал – факторов суицдального риска, среди которых: демонстративность, аффективность, уникальность, несостоятельность, социальный пессимизм, слом культурных барьеров, максимализм, временная перспектива, антисуицидальный фактор. По каждому субшкальному диагностическому концепту подсчитывается сумма положительных ответов. Полученный балл уравнивается в значениях с учетом индекса. Делается вывод об уровне сформированности суицидальных намерений и конкретных факторах суицидального риска.
Шкалы методики:
1. «Демонстративность. Желание привлечь внимание окружающих к своим несчастьям, добиться сочувствия и понимания. Оцениваемое из внешней позиции порой как шантаж, истероидное выпячивание трудностей, демонстративное суицидальное поведение переживается изнутри как крик о помощи. Наиболее суицидоопасно сочетание с эмоциональной ригидностью, когда диалог с миром может зайти очень далеко.
2. Аффективность. Доминирование эмоций над интеллектуальным контролем в оценке ситуации. Готовность реагировать на психотравмирующую ситуацию непосредственно эмоционально. В крайнем варианте – аффективная блокада интеллекта.
3. Уникальность. Восприятие себя, ситуации и, возможно, собственной жизни в целом как явления исключительного, не похожего на другие, и, следовательно, подразумевающего исключительные варианты выхода, в частности, суицид. Тесно связана с феноменом непроницаемости для опыта, т.е. с недостаточным умением использовать свой и чужой опыт» [4].
4. Несостоятельность. Отрицательная концепция собственной личности. Представление о своей несостоятельности, некомпетентности, ненужности, «выключенности» из мира. Данная шкала может быть связана с представлениями о физической, интеллектуальной, моральной и прочей несостоятельностью. Несостоятельность выражает интрапунитивный радикал. Формула внешнего монолога – «Я плох».
5. Социальный пессимизм. Отрицательная концепция окружающего мира. Восприятие мира как враждебного, не соответствующего представлениям о нормальных или удовлетворительных для человека отношениях с окружающими. Социальный пессимизм тесно связан с экстрапунитивным стилем каузальной атрибуции. Наблюдается экстрапунитивность по формуле внутреннего монолога – Вы все недостойны меня.
6. «Слом культурных барьеров. Культ самоубийства. Поиск культурных ценностей и нормативов, оправдывающих суицидальное поведение или даже делающих его в какой-то мере привлекательным. Заимствование суицидальных моделей поведения из литературы и кино. В крайнем варианте – инверсия ценности смерти и жизни. В отсутствие выраженных пиков по другим шкалам это может говорить только об экзистенции смерти. Одна из возможных внутренних причин культа смерти – доведенная до патологического максимализма смысловая установка на самодеятельность: вершитель собственной судьбы сам определяет конец своего существования.
7. Максимализм. Инфантильный максимализм ценностных установок. Распространение на все сферы жизни содержания локального конфликта в какой-то одной жизненной сфере. Невозможность компенсации. Аффективная фиксация на неудачах.
[...]
[...]
Глава 3 Программа для педагогов-психологов учреждений образования по профилактике суицидального поведения у юношей и девушек
3.1 Пояснительная записка
Профилактика суицидального поведения – одна из важных и сложнейших проблем нашего общества. Проблема суицидов отражает противоречия и несовершенство многих сторон жизни отдельного человека и общества в целом. Сочетания микросоциальных (социально-психологических) причин и индивидуально-психологических особенностей личности, обусловливающие суицидальные формы реагирования на психологически трудные обстоятельства, предполагают индивидуализацию работы, особенно с учащимися группы риска. Как следует из сказанного, предупреждение побуждений к самоубийству и повторных суицидальных попыток – это задача психолого-педагогического состава, осуществляющих коррекционную работу с студентами, склонными к суицидальному поведению. Вот некоторые пути реализации этой задачи:
– «неукоснительное соблюдение педагогической этики, требований педагогической культуры в повседневной работе каждого воспитателя или преподавателя;
– освоение хотя бы минимума знаний возрастной психопатологии, а также соответствующих приемов индивидуально-педагогического подхода, лечебной педагогики и психотерапии;
– раннее выявление контингента риска на основе знания его характеристики в целях динамического наблюдения и своевременной психолого-педагогической коррекционной работы» [12, с. 141];
– «активный патронаж семей, в которых проживают учащиеся группы риска, с использованием приемов семейной психотерапии, оказанием консультативной помощи родителям и психолого-педагогической помощи детям;
– неразглашение фактов суицидальных случаев в коллективе;
– рассмотрение угрозы самоубийства в качестве признака повышенного суицидального риска;
– усиление внимания родителей к порядку хранения лекарственных средств, а также к суицидогенным психологическим факторам;
– проведение при необходимости тактичной консультации с психологом, психотерапевтом, психиатром» [4, с. 95];
– «формирование у студентов таких понятий, как «ценность человеческой жизни», «цели и смысл жизни», а также индивидуальных приемов психологической защиты в сложных жизненных ситуациях;
– повышение стрессоустойчивости путем психологической подготовки студента к сложным и противоречивым реалиям современной жизни, формирование готовности к преодолению ожидаемых трудностей;
– психологическая помощь учебному заведению, семье и студенту в целях предупреждения или ослабления действия факторов, обусловливающих возникновение психогенных реакций или декомпенсацию имеющихся у обучающихся нервно-психических расстройств» [40, с. 105].
В психологической литературе обнаруживаются различные подходы к коррекции и профилактики депрессии и риска суицидального поведения. Специалисты утверждают, что профилактика должна быть направлена на редукцию симптомов суицида, повышение степени семейного и профессионального благополучия студента, замедление темпов формирования суицидального поведения и профилактику его рецидивов. Опыт психокоррекционной работы помогает приобретать студенту полезные навыки преодоления суицидального поведения в дальнейшем, сформировать навыки самопомощи, научится распознавать симптомы наступления такого опасного состояния и предотвращать его, это дает возможность студентам склонным к суициду приспособиться к реальной жизни при сохраняющихся нарушениях аффективной сферы.
Нами была разработана программа для педагогов-психологов учреждения образования по профилактике суицидального поведения у юношей и девушек, склонных к суицидальному поведению.
Актуальность программы. Увеличилось количество обращений детей и подростков в службу «Телефон доверия» по вопросам, связанным с суицидальными мыслями или намерениями. 62% всех самоубийств несовершеннолетними совершается из-за конфликтов и неблагополучия в их окружении: боязни насилия со стороны взрослых, бестактного поведения учителей, одноклассников, друзей, черствости и безразличия окружающих. В целом ряде случаев личности юношеского возраста решались на самоубийство из-за равнодушного отношения родителей и педагогов к их проблемам, протестуя таким образом против безразличия и жестокости взрослых. Мощным фактором, влияющим на подростка и личность юношеского возраста, является система его социальных связей, прежде всего семья.
[...]
[...]
Заключение
Суицидальное поведение представляет собой сложное многоплановое явление, феномен человеческого поведения, который представляет собой следствие социально-психологической дезадаптации личности в условиях неразрешенного микросоциального конфликта. Суицидальное поведение является аутодеструктивным набором действий, суицидальной активности, возникающим как результат личных трагедий, разногласий между личностью и социальной средой, уход от субъективно невыносимых переживаний. В качестве причин суицидального поведения можно назвать: социальные (социальная изоляция, нарушенные социальные связи с окружающими), психологические (неудовлетворенность значимых для личности потребностей, качества личности), социально-психологические причины (семейная ситуация, условия развития и воспитания, наличие социально-психологической дезадаптации). Основными мотивами суицидального поведения являются: протест, месть; стремление избежать угрозы; отказ или капитуляция; призыв о помощи.
Социальными факторами суицида в период студенчества являются: неблагоприятное воздействие средств массовой информации и современной литературы, вынужденная частая смена окружающей обстановки, подверженность влиянию асоциальных групп, вовлечению в деструктивные группы в социальных сетях, семейное неблагополучие, деструктивный характер детско-родительских отношений, трудности, связанные с учебной, исключение из высшего учебного заведения, несчастная любовь, употребление алкоголя и наркотиков. Психологическими особенностями личности в период студенчества, сказывающихся на склонности к суицидальному поведению являются: дезадаптация, связанная с нарушением социализации, при которой отмечается расхождение между уровнем притязаний юноши и реальным его положение в социуме; преобладание чувств безнадежности и беспомощности, когда любые проблемы выступают перед ними как непреодолимые; стремление к уединению и одиночеству. Риск возникновения суицидального поведения связан с такими личностными особенностями, как: впечатлительность, неадекватная самооценка, замкнутость, незрелость суждений, уход от неблагоприятных стрессогенных ситуаций, низкая толерантность к фрустрациям, внутренние конфликты.
Ценностные ориентации представляют собой основу в рамках развития структуры личности, что определяет направленность и высокий уровень регуляции социального поведения личности. Основное содержание ценностных ориентаций – убеждения, глубокие и постоянные принципы поведения, в основе которых лежат потребности человека. Ценности отражают в сознании человека значимость предметов и явлений окружающей действительности, ранжируют их в соответствии с личными критериями.
В рамках определения особенностей ранней юности, установлено, что основными психологическими характеристиками этого периода являются такие как установление хронологических рамок – 15-17 лет. Для современных личностей раннего юношеского возраста характерно то, что они задерживают социальное созревание. Физиологическое формирование человека в этот период юности происходит очень постепенно, увеличение объема внутренней организации происходит пропорционально признакам валентности и мышечной концепции, в нервной концепции тормозящие движения уравновешиваются активностью возбуждения. Социальная среда образования определяется подготовкой человека в период преждевременной юности к самостоятельному существованию. Наиболее важными новообразованиями нервной системы человека в период преждевременной юности являются его взгляды на жизнь. Рассмотрены основные отличительные особенности формирования личности в раннем юношеском возрасте: формирование Я-концепции, в данном рисунке, высоконравственной Я-концепции; развитие мировоззрения; формирование интенсивного актуального мировоззрения, самоопределение; изменения психологической сферы личности. В раннем юношеском возрасте человек впервые раскрывает свое внутреннее общество и начинает интересоваться индивидуальным опытом и собственным «Я».
В результате проведенного эмпирического исследования в данной работе, пришли к следующим выводам: у юношей и девушек идентичные результаты по показателям, которые имеют высокую значимость для молодежи – это универсализм и безопасность. Менее значимые соответствующие ценности для юношей и девушек со склонностью к суицидальному поведению– это гедонизм, стимуляция. Из различий можно увидеть, что для юношей не имеет значение ценность традиции, а для девушек – власть. В результате исследования суицидального риска у студентов установлено, что наиболее выраженными факторами суицидального риска у студентов девушек являются: социальный пессимизм, аффективность и несостоятельность. У студентов юношей риск суицидального поведения повышается при отрицательной концепции окружающего мира. На достоверном уровне антисуицидальный фактор выше у студентов юношей, чем у студентов девушек. В результате сравнительного анализа установлено: на уровне убеждений у юношей и девушек, склонных к суицидальному поведению выше значимость самостоятельности и достижений, а у юношей и девушек несклонных к суицидальному поведению – доброты и стимуляции.
[...]
[...]
1. Адаптация методик исследования суицидальных аспектов личности / К. А. Чистопольская [и др.] // Психология. Журн. Высш. шк. экономики. – 2017. – Т. 14, № 1. – С. 61–87.
2. Банников, Г. С. Скрининговая диагностика антивитальных переживаний и склонности к импульсивному, аутоагрессивному поведению у подростков (предварительные результаты) [Электронный ресурс] / Г. С. Банников, Т. С. Павлова, О. В. Вихристюк // Психол. наука и образование: электрон. журн. – 2014. – Т. 6, № 1. – Режим доступа: https://psyjournals.ru/files/68036/15_Bannikov_psyedu_1_2014.pdf.
3. Васина, Н. В. Ценностные ориентации современной молодежи / Н. В. Васина, Н. Г. Жарких, С. С. Костыря // Человеч. капитал. – 2014. – № 5. – С. 44–48.
4. Галстян, Г. С. Суицид несовершеннолетних как крайняя форма девиантного поведения: социокультурный анализ: дис. ... канд. социол. наук: 22.00.06 / Г. С. Галстян. – Майкоп, 2010. – 199 с.
5. Гурьев, М. Е. Анализ психологических особенностей подростков склонных к девиантным формам поведения в отечественной и зарубежной психологической литературе / М. Е. Гурьев // В мире научных открытий: материалы XVII Междунар. науч.-практ. конф., 28 сент. 2015 г. / Центр науч. мысли; редкол.: С. П. Акутина [и др.]; науч. ред. И. А. Рудакова. – М., 2015. – С. 109-117.
6. Дмитриева, Н. В. Психологические особенности личности суицидальных подростков / Н. В. Дмитриева, Ц. П. Короленко, Л. В. Левина // Вестн. Кемер. гос. ун-та. – 2015. – № 1-1. – С. 127-134.
7. Дружинина, Э. Л. Психологические детерминанты суицидальной склонности современных подростков / Э. Л. Дружинина // Теория и практика обществ. развития. – 2012. – № 11. – С. 120-123.
8. Евсеенкова, Е. В. Профилактика риска аутодеструктивного поведения старшеклассников с разным уровнем жизнестойкости: дис. ... канд. психол. наук: 19.00.07 / Е. В. Евсеенкова. – Кемерово, 2020. – 229 с.
9. Епанчинцева, Г. А. Самоубийство: законодательные, психологические и криминологические аспекты / Г. А. Епанчинцева, Н. Ю. Волосова, Т. Н. Козловская // Криминол. журн. Байк. гос. ун-та экономики и права. – 2015. – Т. 9, № 2. – С. 234–247.
10. Ефимова, О. И. Взаимосвязь ценностных ориентаций и жизнестойкости личности у нормативных и девиантных подростков / О. И. Ефимова, С. В. Игдырова, А. А. Ощепков // Вестн. Ленингр. гос. ун-та. – 2011. – Т. 5, № 1. – С. 61–71.
11. Ефимова, О. И. Инновационный опыт работы по профилактике суицидального поведения детей и подростков в образовательных организациях (методические рекомендации для руководителей и педагогических работников образовательных организаций) / О. И. Ефимова, Н. В. Сероштанова, В. А. Березина // Профилактика зависимостей. – 2016. – № 3. – С. 59–112.
12. Ефимова, О. И. Особенности изменения систем ценностей молодежи, склонной к суицидальному поведению, в условиях проведения ценностно-мотивационного тренинга / О. И. Ефимова, А. А. Ощепков, А. Н. Фоминова // Образование личности. – 2019. – № 3/4. – С. 134–141.
13. Ефимова, О. И. Особенности социальных установок и ценностных ориентаций подростков со склонностью к суицидальному поведению / О. И. Ефимова, А. А. Ощепков // Образование личности. – 2014. – № 3. – С. 112–118.
14. Ефимова, О. И. Социально-психологические аспекты гетеро- и аутоагрессии: новые грани исследования / О. И. Ефимова, Н. В. Горбоконенко, Е. В. Козицина // Вестн. Рос. гуманитар. науч. фонда. – 2002. – № 4. – С. 141–150.
15. Ефимова, О. И. Социальные установки и ценностные ориентации молодежи группы риска / О. И. Ефимова, А. А. Ощепков // Образование личности. – 2013. – № 3. – С. 113–118.
16. Ипполитова, Е. А. Семейные перспективы юношей и девушек, склонных к девиантному поведению [Электронный ресурс] / Е. А. Ипполитова, Г. Ф. Кроян // Азимут науч. исслед.: педагогика и психология. – 2018. – Т. 7, № 3. – Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/semeynye-perspektivy-yunoshey-i-devushek-sklonnyh-k-deviantnomu-povedeniyu/viewer.
17. Исагулова, Е. Ю. Суицидальное поведение в подростковом возрасте: проблема и факторы формирования / Е. Ю. Исагулова, А. Н. Алехин // Вестн. психотерапии. – 2020. – № 73. – С. 127–140.
18. Исследование личностных предикторов самоповреждающего поведения в форме телесных модификаций / М. В. Смирнова [и др.] // Психопедагогика в правоохран. органах. – 2020. – Т. 25, № 2. – С. 188–196.
19. Кавецкий, И. Т. Картина мира современного студента: социально-психологическая характеристика / И. Т. Кавецкий, А. В. Почекина // Проблемы управления социально-экономическими системами: теория и практика: материалы VIII Междунар. науч.-практ. конф. / Твер. гос. ун-т [и др.]; редкол.: Н. Н. Беденко [и др.]. – Тверь, 2020. – С. 116–126.
20. Калинкина, Е. М. Ценностные детерминанты склонности к саморазрушающему поведению в подростковом возрасте [Электронный ресурс] / Е. М. Калинкина, О. К. Соколовская, И. В. Фокина // Проблемы соврем. пед. образования. – 2017. – № 55-10. – Режим доступа: https://elibrary.ru/download/elibrary_29909869_76090676.pdf.
21. Климов, В. М. Анализ факторов суицидального риска у студентов вуза [Электронный ресурс] / В. М. Климов, Р. И. Айзман // Вестн. Новосиб. гос. пед. ун-та: электрон. журн. – 2017. – Т. 7, № 5. – Режим доступа: http://sciforedu.ru/system/files/articles/pdf/10klimov5-17z.pdf.
22. Кольчик, Е. Ю. Гендерные особенности отклоняющегося поведения подростков [Электронный ресурс] / Е. Ю. Кольчик, В. Р. Ушакова // Мир науки. Педагогика и психология. – 2020. – Т. 8, № 5. – Режим доступа: https://mir-nauki.com/60PSMN520.html.
23. Кузнецова, Л. Э. Влияние индивидуально-психологических особенностей личности на формирование склонности к суицидальному поведению подростков / Л. Э. Кузнецова, К. А. Дризгалина // Гуманизация образования. – 2019. – № 3. – С. 24–35.
24. Манохина, О. А. Психологические особенности понятия и причины девиантного поведения подростков / О. А. Манохина // Учен. зап. Рос. гос. соц. ун-та. – 2011. – № 1. – С. 106–112.
25. Марина, И. Е. Психологическое сопровождение личности, склонной к суицидальным формам поведения: дис. ... канд. психол. наук: 19.00.01 / И. Е. Марина. – Красноярск, 2006. – 248 с.
26. Матасова, И. Л. Особенности самоповреждающего и суицидального поведения в юношеском возрасте: теоретический и прикладной аспект / И. Л. Матасова, М. А. Шаталина // Проблемы соврем. пед. образования. – 2021. – № 71-1. – С. 312–315.
27. Мягков, А. Ю. Суицидальное поведение молодежи: масштабы, основные формы и факторы / А. Ю. Мягков, И. В. Журавлева, С. Л. Журавлева // Социол. журн. – 2003. – № 1. – С. 48–70.
28. Набойченко, Е. С. Психология отклоняющегося поведения подростков [Электронный ресурс] / Е. С. Набойченко. – Екатеринбург: Изд. Калинина Г. П., 2007. – Режим доступа: http://elar.uspu.ru/bitstream/uspu/373/1/ mon00001.pdf.
29. Нестеркова, Я. И. Современное состояние проблемы суицидального поведения молодежи / Я. И. Нестеркова, Е. В. Плуталова // Психологические исследования личности в современной стрессогенной среде: сб. материалов VI Всерос. науч.-практ. конф. с междунар. участием, 28–29 марта 2017 г. / Сев. -Кавк. федер. ун-т ; под ред. М. В. Лукьяновой, А. С. Лукьянова. – Ставрополь, 2017. – С. 286–290.
30. Ощепков, А. А. Особенности психосемантического пространства самосознания личности молодежи, склонной к суицидальному поведению / А. А. Ощепков // Науч.-техн. ведомости С.-Петерб. гос. политехн. ун-та. Гуманитар. и обществ. науки. – 2013. – № 4. – С. 168–173.
31. Ощепков, А. А. Особенности системы ценностных ориентаций и структуры жизнестойкости личности молодежи, склонной к самоповреждающему и саморазрушающему поведению / А. А. Ощепков, В. В. Фриауф // Вектор науки Тольят. гос. ун-та. Сер.: Педагогика, психология. – 2020. – № 1. – С. 42–47.
32. Ощепков, А. А. Особенности суицидального поведения молодежи и жизнестойкости личности / А. А. Ощепков, В. Б. Салахова // Симб. науч. вестн. – 2018. – № 3. – С. 28–36.
33. Ощепков, А. А. Особенности ценностных ориентаций и социальных установок подростков, склонных к суицидальному поведению / А. А. Ощепков // Изв. Сарат. ун-та. Н. С. Сер.: Акмеология образования. Психология развития. – 2013. – Т. 2, № 2. – С. 171–177.
34. Ощепков, А. А. Суицидальный риск в молодежной среде: структура ценностно-мотивационной сферы личности / А. А. Ощепков, О. И. Ефимова // Симб. науч. вестн. – 2019. – № 3. – С. 30–36.
35. Ощепков, А. А. Экспериментальное исследование динамики ценностно-мотивационной сферы личности подростка, склонного к девиантному поведению, под воздействием социально-психологической коррекции / А. А. Ощепков, С. В. Игдырова, В. Б. Салахова // Учен. зап. С.-Петерб. гос. ин-та психологии и соц. работы. – 2018. – Т. 29, № 1. – С. 112–118.
36. Павлова, Т. С. Современные теории суицидального поведения подростков и молодежи [Электронный ресурс] / Т. С. Павлова, Г. С. Банников // Психол. наука и образование: электрон. журн. – 2013. – Т. 5, № 4. – Режим доступа: https://psyjournals.ru/files/65717/05_Павлова_Банников.pdf. – Дата доступа: 24.01.2024.
37. Плясунова, О. М. Отношение к суицидальному поведению у современной молодежи / О. М. Плясунова // Достижения вуз. науки. – 2015. – № 17. – С. 62–67.
38. Погожева, О. В. Профилактика девиантного поведения несовершеннолетних на территории Ставропольского края: современный правовой и институциональный анализ / О. В. Погожева, С. М. Плиев // Гуманитар. и юрид. исслед. – 2021. – № 1. – С. 168–173.
39. Потенциальные и актуальные факторы риска развития суицидального поведения подростков (обзор литературы) / Г. С. Банников [и др.] // Суицидология. – 2015. – Т. 6, № 4. – С. 21–32.
40. Прялухина, А. В. Проблемы развития девиантной личности подростков / А. В. Прялухина, Л. Г. Лаптев // Человеч. капитал. – 2017. – № 3. – С. 88–90.
41. Рахимкулова, А. С. Суицидальность и склонность к риску у подростков: биопсихосоциальный синтез / А. С. Рахимкулова, В. А. Розанов // Суицидология. – 2013. – Т. 4, № 2. – С. 7–25.
42. Рахимова, Е. В. Социально-педагогические особенности девиантного поведения подростков / Е. В. Рахимова // Проблемы реализации инклюзивного образования детей с ограниченными возможностями здоровья в образовательном пространстве Калужской области: материалы заоч. науч.-практ. конф., 16–18 дек. 2015 г. / Калуж. гос. ун-т; под ред. Е. Н. Буслаевой. – Калуга, 2015. – С. 321–333.
43. Руженкова, В. В. Суицидальное поведение в подростковом и юношеском возрасте / В. В. Руженкова, В. А. Руженков // Науч. ведомости Белгор. гос. ун-та. Сер.: Медицина. Фармация. – 2011. – № 22. – С. 26–32.
44. Салахова, В. Б. Диспозиционная система личности подростка как индикатор направленности на девиантное поведение в сложной жизненной ситуации (программа исследования) / В. Б. Салахова, А. А. Ощепков // Симб. науч. вестн. – 2020. – № 1/2. – С. 90–95.
45. Сенкевич, Л. В. Исследование паттернов поведения в критических ситуациях как детерминант суицидального риска в юношеском возрасте / Л. В. Сенкевич, Д. А. Донцов, М. В. Донцова // Человеч. капитал. – 2019. – № 6. – С. 135–156.
46. Сенкевич, Л. В. Отношение к смерти при девиантном поведении на разных возрастных этапах / Л. В. Сенкевич // Вестн. Акад. права и упр. – 2015. – № 4. – С. 168–174.
47. Сидоров, А. А. Теоретико-эмпирическое исследование психологических механизмов формирования склонности к самоубийству в современной студенческой среде / А. А. Сидоров // Вестн. Череповец. гос. ун-та. – 2014. – № 2. – С. 131–135.
48. Тормосина, Н. Г. Психологическая профилактика аутодеструктивного поведения в подростковом возрасте: дис. ... канд. психол. наук: 19.00.07 / Н. Г. Тормосина. – Ставрополь, 2014. – 236 с.
49. Ульянова, Н. Б. Взаимосвязь ценностных ориентаций и склонностей к девиантному поведению у подростков [Электронный ресурс] / Н. Б. Ульянова // Пед. образование на Алтае. – 2019. – № 1. – Режим доступа: https://journals-altspu.ru/pedagogical-education/article/view/1267.
50. Фахрадова, Л. Н. Рискованное деструктивное поведение подростков и условия его формирования / Л. Н. Фахрадова, И. Н. Разварина, Е. О. Смолева // Проблемы развития территории. – 2017. – № 1. – С. 114–129.
51. Фурманов, И. А. Психологические основы диагностики и коррекции нарушений поведения у детей подросткового и юношеского возраста / И. А. Фурманов. – Минск: Нац. ин-т образования, 1997. – 197 с.
52. Шамухаметова, Е. С. Нарушения в ценностно-смысловой сфере как фактор отклоняющегося поведения у подростков / Е. С. Шамухаметова // Отклоняющееся поведение человека в современном мире: проблемы и решения: материалы II Междунар. заоч. науч.-практ. конф., Владимир, 12 мая 2011 г. / Владим. гос. ун-т; редкол.: Д. В. Семенов (отв. ред.) [и др.]. – Владимир, 2011. – С. 260–264.
53. Шкилев, С. В. Особенности личности подростков со склонностью к девиантному поведению [Электронный ресурс] / С. В. Шкилев, О. В. Одрына, Ю. А. Парамонова // Синергия Наук. – 2017. – № 18. – Режим доступа: http://synergy-journal.ru/archive/article1426.
54. Шнейдер, Л. Б. Девиантное поведение детей и подростков / Л. Б. Шнейдер. – 2-е изд. – М.: Гаудеамус: Акад. Проект, 2007. – 334 с.
55. Яблоков, А. М. Психологический мониторинг как инструмент предупреждения антисоциального девиантного поведения / А. М. Яблоков // Актуальные проблемы психологической науки в исследованиях молодых ученых: сб. материалов конф., посвящ. 225-летию РГПУ, 25 марта 2022 г. / Рос. гос. пед. ун-т, Ин-т психологии; редкол.: Е. Н. Волкова, С. А. Котова. – СПб., 2022. – С. 7–12.
Работа защищена на оценку «7» с одной доработкой.
Уникальность свыше 70%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 80.
В работе также имеются следующие приложения:
В работе также имеются следующие приложения:
ПРИЛОЖЕНИЕ А Первичные данные исследования по опроснику суицидального риска в модификации Т.Н. Разуваевой (констатирующий этап)
ПРИЛОЖЕНИЕ Б План мероприятий программы профилактики суицидальных намерений у юношей и девушек, склонных к суицидальному поведению
ПРИЛОЖЕНИЕ В Первичные данные исследования по методике «Ценностные ориентации» Ш. Шварца (контрольный этап)
В работе также имеется презентация, выполненная в программе MS PowerPoint.
В работе также имеется речь, выполненная в программе MS Word.
В работе также имеется речь, выполненная в программе MS Word.
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты