Регулирование антимонопольной деятельности и развитие конкуренции в ЕАЭС Диссертация
Гомельский филиал Международный университет МИТСО""
Диссертация
на тему: «Регулирование антимонопольной деятельности и развитие конкуренции в ЕАЭС»
по дисциплине: «Правовое регулирование внешнеэкономической деятельности»
2019
Выполнено экспертами Зачётки c ❤️ к студентам
343.00 BYN
Регулирование антимонопольной деятельности и развитие конкуренции в ЕАЭС
Тип работы: Диссертация
Дисциплина: Правовое регулирование внешнеэкономической деятельности
Работа защищена на оценку "8" без доработок.
Уникальность свыше 60%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 69.
Поделиться
ВВЕДЕНИЕ
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ
ГЛАВА 1 АНАЛИТИЧЕСКИЙ ОБЗОР ЛИТЕРАТУРЫ
ГЛАВА 2 ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ О ЕАЭС
2.1 Понятие ЕАЭС
2.2 Особенности деятельности ЕАЭС
ГЛАВА 3 ОСОБЕННОСТИ РЕГУЛИРОВАНИЯ АНТИМОНОПОЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И РАЗВИТИЯ КОНКУРЕНЦИИ В ЕАЭС
3.1 Регулирование антимонопольной деятельности в ЕАЭС
3.2 Развитие конкуренции в ЕАЭС
ГЛАВА 4 ПРОБЛЕМЫ И ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ РЕГУЛИРОВАНИЯ АНТИМОНОПОЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И РАЗВИТИЯ КОНКУРЕНЦИИ В ЕАЭС
4.1 Проблемы регулирования антимонопольной деятельности и развития конкуренции в ЕАЭС
4.2 Пути совершенствования регулирования антимонопольной деятельности и развития конкуренции в ЕАЭС
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования заключается в следующем. В настоящее время происходит увеличение международного движения товаров, услуг, капитала, миграции населения. Особенностью большинства современных национальных экономик является то, что они открыты и интернацианализованны, что влечет стремительное развитие процесса международной экономической интеграции. Развитие интеграционных отношений столь масштабно, что в мире почти не осталось ни одной страны, которая существовала бы от иных участников интернациональных отношений.
Роль экономической интеграции крайне велика, ведь она делает экономическое пространство шире, способствует объединению сил государств-участников в решении социальных, экономических проблем, во взаимодействии с третьими странами.
Развитие евразийской интеграции представляет собой сложный, исторически обоснованный процесс. В настоящее время оно представлено Евразийским экономическим союзом, страны-участницы которого стремятся развивать свою экономику путем ликвидации барьеров для свободного движения товаров, услуг, капитала и рабочей силы.
Страны-участницы ЕАЭС проводят совместную работу в ряде направлений, основными целями в реализации которых является повышение благо-состояния граждан, развитие экономической, социальной, политической сфер, укрепление своих позиций на международной арене, объединение рынков.
Евразийский экономический союз является итогом долгого и плодотворного сотрудничества стран-участниц. В своем развитии он преодолел непростой путь, однако и в настоящий момент существует ряд проблем, которые требуют скорейшего разрешения.
Переход экономики к рыночным отношениям, рост внешнеторговых обменных операций, увеличение пассажирооборота через таможенные границы, усиление мер по обеспечению национальной и личной безопасности граждан, внедрение современных глобальных информационных технологий, формирование международных нормативно-правовых договоров, а также международные организации потребовали радикальной реформы всей си-стемы таможенных отношений.
Эти структурные изменения претерпели структурные, экономические и правовые аспекты осуществления таможенной деятельности.
Таким образом, объект работы – общественные отношения, связанные с правовым регулированием конкуренции в ЕАЭС.
Предмет работы – нормы права и научная литература, связанная с правовым регулированием конкуренции в ЕАЭС.
Цель работы – проанализировать нормы права и научную литературу, связанную с правовым регулированием конкуренции в ЕАЭС.
Цель образует задачи, необходимые к выполнению в ходе проводимого исследования:
- рассмотреть понятие ЕАЭС;
- проанализировать особенности деятельности ЕАЭС;
- определить регулирование антимонопольной деятельности в ЕАЭС;
- рассмотреть развитие конкуренции в ЕАЭС;
- определить проблемы регулирования антимонопольной деятельности и развития конкуренции в ЕАЭС;
- рассмотреть пути совершенствования регулирования антимонопольной деятельности и развития конкуренции в ЕАЭС.
К методам, используемым в ходе проводимого исследования, следует отнести:
- методы анализа и синтеза;
- методы индукции и дедукции;
- формально-юридический метод;
- сравнительно-правовой метод.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ
Объект работы – общественные отношения, связанные с правовым регулированием конкуренции в ЕАЭС.
Предмет работы – нормы права и научная литература, связанная с правовым регулированием конкуренции в ЕАЭС.
Цель работы – проанализировать нормы права и научную литературу, связанную с правовым регулированием конкуренции в ЕАЭС.
Цель образует задачи, необходимые к выполнению в ходе проводимого исследования:
- рассмотреть понятие ЕАЭС;
- проанализировать особенности деятельности ЕАЭС;
- определить регулирование антимонопольной деятельности в ЕАЭС;
- рассмотреть развитие конкуренции в ЕАЭС;
- определить проблемы регулирования антимонопольной деятельности и развития конкуренции в ЕАЭС;
- рассмотреть пути совершенствования регулирования антимонопольной деятельности и развития конкуренции в ЕАЭС.
К методам, используемым в ходе проводимого исследования, следует отнести:
методы анализа и синтеза;
методы индукции и дедукции;
формально-юридический метод;
сравнительно-правовой метод.
Следует отметить, что 2017 год был самым успешным в трехлетней истории Евразийского экономического союза. Торговый оборот между его странами-членами в период с января по октябрь 2017 года увеличился на 26,7 процента по сравнению с аналогичным периодом 2016 года и достиг почти 44 миллиардов долларов.
Объем внешней торговли продуктами ЕС с несоюзными странами за период с января по сентябрь 2017 года составил 450,8 млрд. долл. США: экспорт - 274,3 млрд. долл. США, импорт - 176,5 млрд. долл. США [17].
Таким образом, путь евразийской интеграции носит эволюционный характер. Таможенный союз и Единое экономическое пространство превратились в большую евразийскую ассоциацию - Евразийский экономический со-юз. На данный момент членами Союза являются Россия, Республика Бела-русь, Казахстан, Армения и Кыргызстан. Несмотря на явления мирового кризиса, последовательное и успешное развитие евразийского пространства на рыночных экономических принципах продолжается с сохранением политической независимости и культурной самобытности суверенных государств, которые сложились.
2. Цифровая трансформация экономики является одним из основных условий развития ЕАЭС как современного формата интеграции наряду с мировыми лидерами цифровой экономики: США, ЕС, АСЕАН и Китай. Цифровые преобразования основаны на изменениях, связанных с внедрением информационных и коммуникационных технологий.
Среди мер Комиссии - переход к системе электронного документооборота, использование цифровой подписи, а затем электронного взаимодействия бизнеса с государственными учреждениями, расширение системы «одного окна» на территории Союза [10 , с.48-49].
Таким образом, перечень областей сотрудничества стран-членов Евразийского экономического союза очень широк. Реализация каждого из них влияет на прогресс в работе этой международной организации. В ближайшем будущем успех ЕАЭС будет зависеть от того, смогут ли страны-члены Союза должным образом обеспечить и координировать совместную работу по реализации каждого из рассмотренных выше направлений.
В завершение нужно отметить, что, поставленные в начале исследования задачи были решены: изучены теоретические основы и предпосылки со-здания ЕАЭС, правовая основа и система управления ЕАЭС, проведен анализ основных направлений интеграции ЕАЭС, выявлены проблемы и перспективы развития экономической интеграции в рамках ЕАЭС.
Можно сделать вывод, что экономическая интеграция - это длинное, сложное, исторически развитое явление. Это процесс взаимодействия между странами, который связан со сближением экономических (и не только) механизмов, основан на межгосударственных соглашениях и регулируется меж-государственными органами. Предпосылками экономической интеграции являются ряд факторов и обстоятельств. Создание интеграционных объединений позволяет странам, входящим в них, использовать преимущества едино-го рынка для собственного развития и укреплять свои позиции в экономической сфере на международной арене переговоров. В настоящее время экономическое интеграционное сотрудничество активно развивается и ведет к сближению государств, в том числе евразийских.
ГЛАВА 1 АНАЛИТИЧЕСКИЙ ОБЗОР ЛИТЕРАТУРЫ
В работе были использованы работы таких ученых, как: Бурук А.В. «Сущность и виды экономического развития, инновационная оставляющая в обеспечении экономического роста», Мисько О.Н. «Международная экономическая интеграция: учебник», Шаховская Л.С., Морозова И.А., Джинджолия А. Ф., Попкова Е. Г., Акимова О. Е. «Мировая экономика и международные экономические отношения: учебник», Фролова Т.А. «Мировая экономика: учебник», Хасбулатов Р. И. «Мировая экономика: учебник для бакалавров», Мантусов В.Б. «Международная экономическая интеграция в со-временных мирохозяйственных отношениях: учебное пособие», Чечурина М.Н. «Международная интеграция и международные организации: учебное пособие», Шкваря Л. В. «Международная экономическая интеграция в мировом хозяйстве: учебное пособие», Авдокушин Е.Ф., Сизов В.С. «Глобализация и международная экономическая интеграция: учебник», Мансуров Т. А. «Евразийская экономическая интеграция: опыт и перспективы», Нигматуллин Н.З. «Экономические приоритеты Евразийской интеграции», Бочарова М. «8 малоизвестных фактов о Евразийском экономическом союзе», Зиядуллаев Н.С. «Евразийский экономический союз: первые итоги и новые вызовы», Долинин В. «Интеграция в действии: каких результатов достиг Евразийский экономический союз в 2017 году», Также важно отметить: До-говор о Евразийском экономическом союзе в редакции от 11.04.2017, Отчет Евразийской экономической комиссии 2012 - 2015 год. Расширяя простран-ство возможностей. Евразийская экономическая комиссия, Государства-члены Евразийского экономического союза в цифрах: статистический ежегодник; Евразийская экономическая комиссия.
Нужно сказать и о таких работах, как: Глазьев, С.Ю., Ткачук, С.П. «Перспективы развития евразийской экономической интеграции: от ТС - ЕЭП к ЕАЭС», Аубакиров Н.Е. «Практические рекомендации по обращению в суд ЕАЭС», Романова М.Е. «ЕАЭС: какие изъятия и ограничения на внутренних рынках будут устранены в 2018-2019 годах», Мигранян А. «Зачем Беларуси Евразийский экономический союз: внешняя торговля», Гришина О.А., Евсюков С.Г., Устюжанина Е.В. «Проблемы и перспективы евразийской интеграции (на примере ЕАЭС)», Троценко П. «Год союза: первые итоги и перспективы ЕАЭС», Хрулева Т. «ЕАЭС: шансы против рисков», Пан-телеев А.А. «Оценка интеграционного потенциала экономик государств - членов Евразийского экономического союза: концептуальные и методологические подходы», Винокуров Е.Ю. «Экономика ЕАЭС: повестка дня», Шаститко А. Е. «Экономическая стратегия: отсутствие конкуренции стоит 2,5% ВВП» и иные.
ГЛАВА 2 ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ О ЕАЭС
2.1 Понятие ЕАЭС
Современный мировой рынок сложился к началу XXI столетия в процессе продолжительного исторического развития, после длительного развертывания интернациональных процессов [1, с. 6].
Начиная с этого этапа, идет процесс интеграции каждой национальной экономики в систему. Появление международной экономической интеграции обусловлено объективными процессами и тенденциями в мировой экономике и международных экономических отношениях. На международный же уровень экономическая интеграция выходит только со второй половины ХХ века [2, с. 93].
Экономическая интеграция - это процесс взаимопроникновения, срастания экономик соседних стран в единый хозяйственный комплекс на основе устойчивых экономических связей. На межгосударственном уровне интеграция происходит на основе формирования экономических объединений государств и согласования национальных политик [3, с. 295].
Международная экономическая интеграция - это комплекс экономических отношений сотрудничества стран в различных сферах деятельности, который характеризуется глубоким взаимопроникновением экономик и ведет к долгосрочной технической, технологической и экономической взаимозависимости [2, с. 93].
Интеграционный процесс обычно начинается с либерализации взаимной торговли, устранения ограничений в движении товаров, затем услуг, капиталов и постепенно, если есть все необходимые условия и заинтересованность стран- партнеров, приводит к единому экономическому, правовому, информационному пространству в рамках определенного региона [4, с. 107].
Процессы интеграции охватывают прежде всего страны, которые территориально входят в один регион. Экономическое объединение стран по регионам влечет регионализацию мировой экономики. Следует обратить внимание, что необходимо наличие не только географического соседства, но и сходства хозяйственного, культурно-религиозного, этнического.
На современном этапе интеграция рассматривается как сложный, многоаспектный, саморазвивающийся исторический процесс, который поначалу зарождается в наиболее развитых с технико-экономической и социально-политической точек зрения регионах мира.
Существует ряд предпосылок для развития интеграции. Основной предпосылкой реальной интеграции стран является примерно одинаковый уровень экономического развития и зрелости рыночной экономики. Их хозяйственные механизмы должны быть совместимыми. Основные макроэкономические показатели (валовой внутренний продукт (далее - ВВП) на душу населения, темпы роста ВВП, его отраслевая структура, уровни инфляции, безработицы, процентных ставок, уровень производительности труда и за-работной платы) не должны существенно различаться. Как правило, уровень развитости интегрирующихся стран влияет на сколько прочной и эффективной будет интеграция.
Второй, не менее важной, предпосылкой является взаимодополняемость экономик соседних стран. Она заключается прежде всего в разнообразии структур экспорта интегрирующихся стран.
К предпосылкам также можно отнести так называемый демонстрационный эффект, то есть, чем больше стран входят в интеграционную группу и наращивают внутрирегиональную торговлю, тем больше трудностей испытывают третьи страны, находящиеся вне группы. Это подталкивает их при-соединиться к интеграции.
Можно выделить следующие цели, которые, как правило, преследуют интеграционные ассоциации:
1. Использование эффекта масштаба. Обеспечить расширение размера рынка, снижение затрат и извлечение других преимуществ, основанных на экономии за счет масштаба. Это, в свою очередь, привлечет прямые иностранные инвестиции, которые, скорее всего, выйдут на рынки значительного размера, где имеет смысл создать независимое производство, соответствующее потребностям.
2. Создание благоприятной внешнеполитической среды. Большинство интеграционных ассоциаций также стремятся укрепить взаимопонимание и сотрудничество участвующих стран в политической, военной, социальной, культурной и других неэкономических областях. Для стран, географически близких друг к другу и имеющих схожие проблемы развития, наличие хороших отношений с соседями, опираясь на взаимные экономические обязательства, является важным политическим приоритетом [3, с. 295].
3. Решение проблем торговой политики. Региональная интеграция часто рассматривается как способ укрепить переговорные позиции участвующих стран в многосторонних торговых переговорах во Всемирной торговой организации (ВТО). Считается, что согласованные выступления от имени блока стран более весомы и приводят к более желательным последствиям в области торговой политики.
ГЛАВА 3 ОСОБЕННОСТИ РЕГУЛИРОВАНИЯ АНТИМОНОПОЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И РАЗВИТИЯ КОНКУРЕНЦИИ В ЕАЭС
3.1 Регулирование антимонопольной деятельности в ЕАЭС
Антимонопольное регулирование является важнейшим механизмом защиты интересов предпринимательства, и дает возможность влиять на развитие конкурентной среды не только на национальном рынке, но и на международном. В свою очередь важнейшей составляющей антимонопольного регулирования является товарный рынок, работа над четким определением которого в законодательстве представляется одной из основных среди направлений дальнейшего развития правового регулирования конкуренции. Помимо этого, при определении путей и способов развития антимонопольного законодательства, необходимо принимать во внимание исторические и экономические предпосылки возникновения правоотношений в сфере конкуренции, как важные объекты для анализа особенностей формирования анти-монопольных отношений в том или ином государстве.
Анализ зарубежного опыта в данной области и развитие отечественной правовой системы на основе международных соглашений о конкуренции важен для процесса интеграции в мировое экономическое пространство. Так или иначе, антимонопольное законодательство постоянно трансформируется и развивается в соответствие с изменяющейся экономической ситуацией в стране и мире, в связи с чем законодателям необходимо быть готовым к новым вызовам, которые им посылает постоянно изменяющаяся экономическая конъектура.
На основе анализа современного законодательства о защите конкуренции можно выделить следующие признаки недобросовестной конкуренции:
в законодательстве актом недобросовестной конкуренции признаются только реальные действия;
недобросовестной конкуренцией признаются те действия, противоречащие нормам действующего законодательства, обычаям, правилам добросовестности, разумности, справедливости;
только деятельность, целью которой является получение хозяйствующим субъектом неоправданных преимуществ на рынке, может считаться не-добросовестной конкуренцией;
в результате недобросовестной конкуренции, прочим хозяйствующим субъектам на рынке будет нанесен ущерб деловой репутации или материальный ущерб.
Важно упомянуть о существование противоречия между правом на за-щиту от недобросовестной конкуренции и исключительным правом на интеллектуальную собственность, ведь, по сути, патентные ограничения являются легальной монополией и поэтому идут вразрез с политикой борьбы против недобросовестной конкуренции. Однако, с другой стороны, право на защиту от недобросовестной конкуренции представляется собой абсолютное и субъективное гражданское право и не имеет ничего общего с легальной монополией.
В последние время законодательство претерпело существенные изменения в области регулирования недобросовестной конкуренции, сблизившись, в том числе, с зарубежным. «Четвертый антимонопольный пакет» внес существенный вклад в развитие данной сферы правового регулирования, определив конкретный состав нарушений конкуренции. Однако следует упомянуть, что существует еще множество пробелов в правом регулирование недобро-совестной конкуренции, как в Беларуси, так и в зарубежных странах, связанных в первую очередь с проблемой отсутствия единообразного определения и регулирования данного явления.
Для того, чтобы рассматривать сущность таможенных отношений, следует изначально определить историю становления таможни в Республике Беларусь.
Развитие таможни в Беларуси неразрывно связано с историей становления ее государственности в Союзе Советских Социалистических Республик (СССР). В июне 1918 года в Советской России было создано Главное управление таможенного контроля Народного комиссариата торговли и промышленности для обеспечения государственной монополии на внешнеэкономическую деятельность в период военного коммунизма. 22 февраля 1922 года со-здание Таможенно-тарифного комитета Народного комиссариата внешней торговли стало началом формирования многоступенчатой системы таможенного администрирования в СССР.
В послевоенный период советская таможенная система преобразовывалась медленно. Важным новшеством того времени было установление формы пассажирской таможенной декларации в условиях жестких мер по ограничению доступа иностранных товаров, ввозимых по частному заказу.
27 июля 1990 года Верховный Совет БССР принял Декларацию о государственном суверенитете БССР, а через год, 20 сентября 1991 года, преобразовал Государственный таможенный комитет СССР в Государственный таможенный комитет Республики Беларусь. 1 июля 1993 года вступил в силу первый Белорусский таможенный кодекс, и одновременно был принят Закон «О таможенном тарифе».
ГЛАВА 4 ПРОБЛЕМЫ И ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ РЕГУЛИРОВАНИЯ АНТИМОНОПОЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И РАЗВИТИЯ КОНКУРЕНЦИИ В ЕАЭС
4.1 Проблемы регулирования антимонопольной деятельности и развития конкуренции в ЕАЭС
На практике антимонопольное законодательство чаще всего нарушается фирмами, заключающими соглашения в целях установления цен (так называемые ценовые сговоры) [1, с. 26]. Одним из недостатков применения антимонопольного законодательства на практике является смысловая некорректность некоторых его статей. Рассмотрим принцип экономической обоснованности в антимонопольном законодательстве. Он обязывает антимонопольные органы в случаях нарушения антимонопольного законодательства осуществлять экономический анализ конкурентных отношений на определенном рынке и принимать соответствующие решения, опираясь на проведенный анализ.
Из определения следует, что любого из перечисленных в нем признаков достаточно для признания цены необоснованно высокой или низкой. Ни о каком наличии или отсутствии экономического обоснования речи не идет. Таким образом, «необоснованно высокая/низкая цена» не подкреплена на уровне юридической конструкции данным ей понятием, а всего лишь имеет формулировку завышенной или заниженной цены.
Для решения этой проблемы необходимо реформирование антимонопольного законодательства с тем, чтобы расширить сферу его применения и устранить существующие противоречия. В процессе реформирования следовало бы не только опираться на антимонопольные законодательства ведущих стран мира, но и учитывать национальные традиции нормотворчества и правоприменения нашей страны [4, с. 39].
Для преодоления недобросовестной конкуренции, на наш взгляд, следует внести изменения в деятельность самих монополистов путем введения диверсификации производства с целью увеличения социально-экономического эффекта и развития отечественной экономики.
В заключение можно сделать вывод, что антимонопольное законодательство – это важнейшая составная часть нынешней экономики. Его применение оказывает воздействие как на производителей, так и на потребителей: первым оно дает возможности для реализации своей продукции на конку-рентном рынке, а вторым – оптимальный уровень цен на товар или услугу.
Основной особенностью результатов интеллектуальной деятельности, по сравнению, например, с объектами права собственности, является предоставление им особой защиты от государства, выраженной в форме исключи-тельного права. В отличие от обычных товаров, результаты интеллектуальной деятельности становятся очень уязвимыми, как только они становятся известны широкому кругу людей. Без государственной защиты они могут быть легко присвоены любым, кто имеет необходимые средства, чтобы использовать их для получения прибыли. Отсутствие гарантированной право-вой защиты будет означать, что лица, вложившие определенные средства в развитие интеллектуальной собственности, не смогут возместить свои расходы и, как следствие, не будут заинтересованы в такой деятельности. В целом, институт исключительных прав служит инструментом, стимулирующим развитие художественного творчества и научно-технический прогресс в обществе.
Исключительное право это своего рода правовая монополия, предоставляемая государством владельцу патента в определенной сумме, на определенный период и на определенной территории, в пределах которой владелец патента осуществляет свое право на использование запатентованного объекта, независимо от положений антимонопольное законодательство, а также его право запрещать или разрешать третьим лицам такое использование. Выдача патента, подтверждающего исключительное право, является своего рода вознаграждением владельцу патента за создание и раскрытие изобретения общественности.
Как следует из определения, в исключительном праве его позитивная функция выдвигается в первую очередь право использовать запатентованный объект, что теоретически исключает конфликт правовой патентной монополии с положениями антимонопольного законодательства.
Указанный метод легальной технологии означает, что список методов для использования изобретения, полезной модели или промышленного образца, установленных в этой статье, является открытым (или примерным).
Если открытый список способов использования изобретения, полезной модели или промышленного образца можно считать положительным факто-ром в отношении собственных действий владельца патента, то в отношении других лиц, которые совершают нарушение исключительного права (подделка), Открытый список правонарушений является довольно зловещим явлением, особенно уголовной ответственности за подделку.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
На основании проведенного исследования можно сделать следующие выводы:
1. Следует отметить, что 2017 год был самым успешным в трехлетней истории Евразийского экономического союза. Торговый оборот между его странами-членами в период с января по октябрь 2017 года увеличился на 26,7 процента по сравнению с аналогичным периодом 2016 года и достиг почти 44 миллиардов долларов.
Объем внешней торговли продуктами ЕС с несоюзными странами за период с января по сентябрь 2017 года составил 450,8 млрд. долл. США: экспорт - 274,3 млрд. долл. США, импорт - 176,5 млрд. долл. США [17].
Таким образом, путь евразийской интеграции носит эволюционный характер. Таможенный союз и Единое экономическое пространство превратились в большую евразийскую ассоциацию - Евразийский экономический со-юз. На данный момент членами Союза являются Россия, Республика Беларусь, Казахстан, Армения и Кыргызстан. Несмотря на явления мирового кризиса, последовательное и успешное развитие евразийского пространства на рыночных экономических принципах продолжается с сохранением политической независимости и культурной самобытности суверенных государств, которые сложились.
2. Цифровая трансформация экономики является одним из основных условий развития ЕАЭС как современного формата интеграции наряду с мировыми лидерами цифровой экономики: США, ЕС, АСЕАН и Китай. Цифровые преобразования основаны на изменениях, связанных с внедрением информационных и коммуникационных технологий.
Среди мер Комиссии - переход к системе электронного документооборота, использование цифровой подписи, а затем электронного взаимодействия бизнеса с государственными учреждениями, расширение системы «одного окна» на территории Союза [10 , с.48-49].
Таким образом, перечень областей сотрудничества стран-членов Евразийского экономического союза очень широк. Реализация каждого из них влияет на прогресс в работе этой международной организации. В ближайшем будущем успех ЕАЭС будет зависеть от того, смогут ли страны-члены Союза должным образом обеспечить и координировать совместную работу по реализации каждого из рассмотренных выше направлений.
В завершение нужно отметить, что, поставленные в начале исследования задачи были решены: изучены теоретические основы и предпосылки создания ЕАЭС, правовая основа и система управления ЕАЭС, проведен анализ основных направлений интеграции ЕАЭС, выявлены проблемы и перспективы развития экономической интеграции в рамках ЕАЭС.
Можно сделать вывод, что экономическая интеграция - это длинное, сложное, исторически развитое явление. Это процесс взаимодействия между странами, который связан со сближением экономических (и не только) механизмов, основан на межгосударственных соглашениях и регулируется меж-государственными органами. Предпосылками экономической интеграции являются ряд факторов и обстоятельств. Создание интеграционных объединений позволяет странам, входящим в них, использовать преимущества едино-го рынка для собственного развития и укреплять свои позиции в экономической сфере на международной арене переговоров. В настоящее время экономическое интеграционное сотрудничество активно развивается и ведет к сближению государств, в том числе евразийских.
Путь евразийской интеграции носит эволюционный характер. Таможенный союз и Единое экономическое пространство превратились в большую евразийскую ассоциацию - Евразийский экономический союз. На данный момент членами Союза являются Россия, Республика Беларусь, Казах-стан, Армения и Кыргызстан. Несмотря на явления мирового кризиса, последовательное и успешное развитие евразийского пространства на рыночных экономических принципах продолжается с сохранением политической независимости и культурной самобытности суверенных государств, которые сложились.
Нормативно-правовой основой функционирования Евразийского экономического союза является Договор. Это единый базовый документ, разработанный с учетом лучших мировых практик. Договор включает нормы и правила обеспечения свободы передвижения товаров, услуг, капитала и тру-да. В этом документе и приложениях к нему подробно описаны компетенция и цель органов Союза, которые имеют систему и структуру, определенные Договором.
Список направлений сотрудничества стран-членов Евразийского экономического союза очень широк. Реализация каждого из них влияет на прогресс в работе этой международной организации. В ближайшем будущем успех ЕАЭС будет зависеть от того, смогут ли страны-члены Союза должным образом обеспечить и координировать совместную работу по реализации каждого из направлений, рассмотренных в настоящем документе.
3. Развитие международных таможенных отношений вытекает из общей тенденции включения стран в систему мировой торговли. Процесс интеграции национальных экономических систем приводит к созданию более стабильной и предсказуемой торговой среды и формированию регулируемых таможенных отношений.
1. Бурук, А.В. Сущность и виды экономического развития, инновационная оставляющая в обеспечении экономического роста / А.В. Бурук // Интерэкспо Гео. - 2015. - № 1. - С. 6-7.
2. Мисько, О.Н. Международная экономическая интеграция: учеб-ник / О.Н.Мисько. - Спб: Изд-во Университет ИТМО, 2015. - 174 с.
3. Шаховская Л.С., Морозова И.А., Джинджолия А. Ф., Попкова Е. Г., Акимова О. Е. Мировая экономика и международные экономические от-ношения: учебник. - М.: Издательство Кнорус, 2015. - 508 с.
4. Фролова, Т.А. Мировая экономика: учебник / Т.А. Фролова. - Та-ганрог: Издательство ТТИ ЮФУ, 2012. - 218 с.
5. Хасбулатов, Р. И. Мировая экономика: учебник для бакалавров / Р.И. Хасбулатов. - М.: Издательство Юрайт, 2015. - 884 с.
6. Мантусов, В.Б. Международная экономическая интеграция в со-временных мирохозяйственных отношениях: учебное пособие / В.Б. Манту-сов - М.: Издательство ЮНИТИ-ДАНА, 2012. - 371 с.
7. Чечурина, М.Н. Международная интеграция и международные организации: учебное пособие / М.Н. Чечурина. - Мурманск: Издательство МГТУ, 2012. - 269 с.
8. Шкваря, Л. В. Международная экономическая интеграция в мировом хозяйстве: учебное пособие / Л.В. Шкваря. - М.: Издательство ИН-ФРА-М, 2016. - 204 с.
9. Авдокушин Е.Ф., Сизов В.С. Глобализация и международная экономическая интеграция: учебник. - М.: Изд-во Магистр, 2015. - 514 с.
10. Евразийская экономическая интеграция: цифры и факты, Евразийская экономическая комиссия. - М., 2017. - 76 с.
11. Евразийская экономическая интеграция: цифры и факты, Евразийская экономическая комиссия. - М., 2014. - 506 с.
12. Столбовская, А.Г. Итоги существования Евразийского экономического сообщества / А.Г. Столбовская // Молодой ученый. - 2015. - №10 - С. 806 - 809.
13. Мансуров, Т. А. Евразийская экономическая интеграция: опыт и перспективы / Т.А. Мансуров // Экономические стратегии. - 2015. - № 4 - С. 19 - 27.
14. Нигматуллин, Н.З. Экономические приоритеты Евразийской интеграции / Н.З. Нигматуллин // Проблемы современной экономики. - 2013. - № 3 (47) - С. 15 - 28.
15. Бочарова, М. 8 малоизвестных фактов о Евразийском экономическом союзе / М. Бочарова // Vласть [Электронный ресурс]. - Казахстан, 2012-2018. - Режим доступа: https://vlast.kz/politika/16143-8-maloizvestnyh-faktov-o-evrazijskom-ekonomiceskom-souze.html. - Дата доступа:
16. Зиядуллаев, Н.С. Евразийский экономический союз: первые итоги и новые вызовы / Н.С. Зиядуллаев // Мир перемен. - 2015. - № 1 - С. 149 - 164.
17. Долинин, В. Интеграция в действии: каких результатов достиг Евразийский экономический союз в 2017 году // Автономная некоммерческая организация «ТВ-Новости» - Москва, 2005-2018. - Режим доступа: https://russian.rt.com/ussr/article/465964-eaes-rezultaty-razvitie. - Дата доступа:
18. Договор о Евразийском экономическом союзе в редакции от 11.04.2017 // Бизнес-Инфо. Аналитическая правовая система [Электронный ресурс] / Профессиональные правовые системы. - Минск, 2018. - Режим до-ступа: http://www.business-info.by. - Дата доступа: 19.04.2019.
19. Отчет Евразийской экономической комиссии 2012 - 2015 год. Расширяя пространство возможностей. Евразийская экономическая комиссия. - М., 2015. - 112 с.
20. Государства-члены Евразийского экономического союза в цифрах: статистический ежегодник; Евразийская экономическая комиссия. - М., 2015. - 382 с.
21. Глазьев, С.Ю., Ткачук, С.П. Перспективы развития евразийской экономической интеграции: от ТС - ЕЭП к ЕАЭС / С.Ю. Глазьев, С.П. Ткачук // Российский экономический журнал. - 2013. - № 1 - С. 4-5.
22. Аубакиров, Н.Е. Практические рекомендации по обращению в суд ЕАЭС / Н.Е. Аубакиров // Юрист. - 2015. - № 9 (172) - С. 13 - 14.
23. Об опубликовании решений некоторых межгосударственных образований и их органов: постановление Совета Министров Республики Беларусь, 30 июня 2012 г., № 616: в ред. 01 января 2014 // Национальный Интер-нет-портал Республики Беларусь [Электронный ресурс] / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. - Минск, 2018. - Режим доступа: http://www.pravo.by. - Дата доступа: 19.04.2019.
24. Романова, М.Е. ЕАЭС: какие изъятия и ограничения на внутренних рынках будут устранены в 2018-2019 годах / М.Е. Романова // Бизнес-Инфо. Аналитическая правовая система [Электронный ресурс] / Профессиональные правовые системы. - Минск, 2018. - Режим доступа: http://www.business-info.by. - Дата доступа: 19.04.2019.
25. Мигранян А. Зачем Беларуси Евразийский экономический союз: внешняя торговля / А. Мигранян // Евразия эксперт - Москва, 2005-2018. - Режим доступа: http://eurasia.expert/zachem-belarusi-evraziyskiy-ekonomicheskiy-soyuz-vneshnyaya-torgovlya/. - Дата доступа:
26. Барьеры, изъятия и ограничения Евразийского союза / Доклад Евразийской экономической комиссии // Информационный портал Евразийского экономического союза [Электронный ресурс]. - 2018. - Режим доступа: https://barriers.eaeunion.org/info/documents. - Дата доступа:
27. Гришина О.А., Евсюков С.Г., Устюжанина Е.В. Проблемы и перспективы евразийской интеграции (на примере ЕАЭС) / О.А. Гришина, С.Г. Евсюков, Е.В. Устюжанина // Вестник Российского экономического университета имени Г.В. Плеханова. - 2016. - № 1 (85) - С. 147 - 157.
28. Троценко, П. Год союза: первые итоги и перспективы ЕАЭС / П. Троценко // Vласть [Электронный ресурс]. - Казахстан, 2012-2018. - Режим доступа: https://vlast.kz/jekonomika/15071-god-souza-pervye-itogi-i-perspektivy-eaes.html. - Дата доступа:
29. Хрулева, Т. ЕАЭС: шансы против рисков / Т. Хрулева //Росбалт [Электронный ресурс]. - Москва, 2000-2018. - Режим доступа: http://www.rosbalt.ru/business/2015/01/05/1354031.html. - Дата доступа:
30. Пантелеев, А.А. Оценка интеграционного потенциала экономик государств - членов Евразийского экономического союза: концептуальные и методологические подходы / А.А. Пантелеев // Евразийская Экономическая Интеграция. - 2015. - № 2 (27) - С. 12 - 25.
31. Винокуров, Е.Ю. Экономика ЕАЭС: повестка дня / Е.Ю. Винокуров // Евразийская Экономическая Интеграция. - 2015. - № 4 (29) - С. 7 - 16.
32. Анализ стратегий интеграционного сотрудничества (моделей реализации интеграционного потенциала) наиболее известных интеграционных объединений мира. Евразийская экономическая комиссия. - М., 2014. - 179 с.
33. О защите конкуренции: [федеральный закон от 26 июля 2006 г. № 135-ФЗ] – СЗ РФ. 2006. № 31 (1 ч.). Ст. 3434. (ред. от 29.07.2017).
34. Указ Президента РФ от 31 декабря 2015 г. № 683 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации».
35. Распоряжение Правительства РФ от 17 ноября 2008 г. № 1662‑р.
36. Данные судебной практики / http://www.cdep.ru/index.php?id=79.
37. Шаститко, А. Е. Экономическая стратегия: отсутствие конкуренции стоит 2,5% ВВП / А.Е. Шаститко // Ведомости. – 2012. – № 3229.
38. Хабриева, Т.Я. Конституционно-правовые основы конкуренции в Российской Федерации / Т.Я. Хабриева / Журнал российского права. – 2017. – № 1 (241). – С. 12.
39. Колоткина, О. А. Безопасность личности: соотношение частного и публичного интереса в сфере ее обеспечения / О.А. Колоткина // Защита частных прав: проблемы теории и практики : материалы Междунар. науч.-практ. конф. (Иркутск, 20–21 апреля 2012 г.) / отв. ред. Н. П. Асланян. — Иркутск : Изд-во БГУЭП, 2012. — С. 44–49.
40. Ягофарова, И. Д. Понятие и пределы правового ограничения свободы человека (теоретико-правовой аспект) / И.Д. Ягофарова // Право и образование. — 2004. — № 3. — С. 119–138.
41. Алимжанова, Д.Р. Антимонопольное законодательство – важная составляющая современной экономики / Д.Р. Алимжанова // Реформа. – 2012. – № 3 (55). – С. 25–27.
42. Бекишиева, С.Р. Инновационное развитие экономики как функциональная задача современного российского государства / С.Р. Бекишева // Юридический вестник ДГУ. – 2013. – № 3. – С. 15–19.
43. Бекишиева, С.Р. Проблемы реализации принципа верховенства права в сфере экономики / С.Р. Бекишева // Вестник Дагестанского государственного университета. Сер. 2: Общественные науки. – 2016. – Вып. 1. – С. 38–42.
44. Бекишиева, С.Р. Экономический фактор в развитии правовой си-стемы России / С.Р. Бекишиева // Закон и право. – 2016. – № 5. – С. 38–41.
45. Гапоненко, Д.Б. Государственно-правовая политика российского правительства в отношении иностранных инвестиций и антимонопольное законодательство / Д.Б. Гапоненко // Бизнес. Образование. Право. – 2013. – № 1 (22). – С. 285–288.
46. Ермошина, Е.В. Правовое регулирование конкуренции в российском законодательстве / Е.В. Ермошина // Актуальные проблемы современного законодательства: материалы IV Всерос. межвузовской научно-практической конференции. – М., 2016. – С. 257–263.
47. Индекс глобальной конкурентоспособности 2017–2018 гг. Российская Федерация. – Режим доступа: http://reports.weforum.org/global-competitiveness-index-20172018/countryeconomy-profiles/#economy=RUS.
48. Магомедова, З.М. Проблемы экономической свободы и развития частного права в современной России / З.М. Магомедова // Законность и правопорядок в современном обществе: материалы IV Всерос. научно-практической студенческо-преподавательской конференции с международным участием. – 2016. – С. 173–175.
49. Мирзаев, М.А. Реформа местного самоуправления на современном этапе развития российской государственности / М.А. Мирзаев // Юридический вестник ДГУ. – 2014. – № 4. – С. 18–21.
50. Москалевич, Г.Н. Понятие монополистической деятельности в антимонопольном законодательстве стран – членов Евразийского экономического союза / Г.Н. Москалевич // Актуальные проблемы современного законодательства: материалы IV Всерос. межвузовской научно-практической конференции. – М., 2016. – С. 340–350.
51. Муртазина, Р.Р. Современное антимонопольное законодательство: основные преимущества и недостатки конкуренции и монополии / Р.Р. Муртазина // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. – 2017. – № 9-2. – С. 52–54.
52. Середина, Е.В. Регулирование имущественных отношений публично-правовых образований антимонопольным законодательством / Е.В. Середина // Имущественные отношения в Российской Федерации. – 2014. – № 1 (148). – С. 46–52.
53. Чирихин, С.Н. Антимонопольное законодательство как фактор противодействия развитию конкуренции / С.Н. Чирихин // Журнал экономической теории. – 2015. – № 1. – С. 150– 160.
Работа защищена на оценку "8" без доработок.
Уникальность свыше 60%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 69.
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты