ВВЕДЕНИЕ
Проблеме противодействия правоохранительных органов преступности всегда уделялось повышенное внимание. Данному вопросу было посвящено множество научных работ, в том числе диссертационного и монографического уровней, создавались рабочие группы, вносились изменения в нормативные правовые и ведомственные акты. В УИС проблема борьбы с преступностью всегда оставалась одной из самых актуальных тем, что было обусловлено многими причинами, главными из которых являются: закрытость учреждений, в которых содержатся подозреваемые и обвиняемые и отбывают наказания осужденные; совместное нахождения в замкнутом пространстве лиц, совершивших преступления; ограничения, которые накладываются на лиц, содержащихся в учреждениях УИС.
Однако деятельность правоохранительных органов в сфере выявления, предупреждения, пресечения, раскрытия и расследования преступлений на современном этапе целесообразно называть противодействием. Многие ученыеправоведы отмечают, что ранее такую деятельность, как противодействие преступности в научной литературе и нормативных актах называли борьбой с преступностью.
Преступность в странах СНГ за последнее десятилетие (1990 – 1999 гг.), свидетельствует сложной криминологической обстановке в ряде стран. Если в Беларуси, России и Кыргызстане произошел значительный ее рост, то в других странах рост преступности наблюдался в первую половину 90-х годов, а во второй половине – ее снижение (Азербайджан, Армения, Грузия, Казахстан, Молдова, Таджикистан, Туркменистан, Узбекистан и Украина).
В Беларуси и других республиках бывшего СССР на первый план выдвинулись явления и процессы, с которыми прежде нечасто приходилось сталкиваться: организованные формы преступности, кримнализация экономики, коррупция, наркобизнес, контрабанда оружия, неконтролируемая миграция, угроза возникновения внутриполитических конфликтов и многое другое.
Как справедливо заметил М. М. Быргэу, «в науке укоренилось положение вещей, согласно которому любое более-менее серьезное теоретическое исследование начинается с анализа категориального и понятийного аппарата» [3, с. 7]. Будет правильным начать разбор понятия «противодействие преступности» с анализа его этимологии, правовой и научной составляющих.
По данным Министерства внутренних дел, в 2018 году в республике зарегистрировано 83,8 тыс. преступлений, или 97,1% к уровню 2017 года.
В 2014 году в Республике Беларусь было зарегистрировано 438 убийств и покушений на убийство, было убито 340 человек (в том числе 151 женщина и 9 несовершеннолетних). Кроме того, 97 человек погибли в результате умышленного причинения тяжкого телесного повреждения. Выявлено 486 лиц, совершивших убийства и покушения на убийство. 9 из них — несовершеннолетние (8 мужчин, 1 женщина), 153 человека в возрасте 18-29 лет (132 мужчины, 21 женщина), 324 старше 30 лет (273 мужчины, 51 женщина); 160 выявленных (33 %) — преступники-рецидивисты. 394 убийства и покушения на убийство (90 %) были совершены лицами в состоянии алкогольного опьянения.
В 2017 году было зарегистрировано 448 убийств и покушения на жизнь (0,5 % от общего количества совершенных преступлений). Всего количество преступлений составила 86 326, а их раскрываемость 47,7 %, что на 30,1 % меньше, чем в 2007 году.
В 2018 году зарегистрировано 11 245 особо тяжких и тяжких преступлений, что составило 13,4% в общем числе зарегистрированных преступлений (в 2017 году – 11 733 преступлений, или 13,6%).
Все 438 зарегистрированных убийств и покушений на убийство в 2014 году были приняты к рассмотрению Следственным комитетом Республики Беларусь, органы прокуратуры этими преступлениями не занимались. В 2014 году в Белоруссии вступило в законную силу 464 приговора по делам об убийствах и покушениях на убийство. Из 458 лиц, приговорённых к лишению свободы за убийство или покушение на убийство, к 2-3 годам лишения свободы был приговорён 1 человек, к 5-8 годам — 140 человек, к 8-10 годам — 89 человек, к 10-15 годам — 125 человек, к 15-25 годам — 96 человек, к пожизненному заключению — 7 человек. Официальная статистика исполнения смертных приговоров не публикуется.
По состоянию на 31 декабря 2014 года 3932 человека содержались за убийство в исправительных колониях для взрослых, 258 человек — в тюрьмах, 12 человек — в воспитательных колониях для несовершеннолетних (всего — 4202 человека).
Число убийств в пересчёте на 100 тысяч человек в Республике Беларусь (3,4 в 2012 году) ниже, чем в большинстве соседних стран (кроме Польши), но в 3-5 раза выше, чем в большинстве стран Западной Европы.
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИКО-ПРАВОВЫЕ АСПЕКТЫ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ ПРЕСТУПНОСТИ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ
1.1 Понятие противодействия преступности как приоритетного направления социальной политики в Республике Беларусь
Так, понятие «противодействие преступности» образовано из комбинации двух слов. Во-первых, слово «противодействие», которое в свою очередь образовано из двух слов «против» и «действие» и понимается как «действие, препятствующее другому действию». Очень интересную позицию по данному термину высказал И. М. Мацкевич: «Термин “противодействие” преступности мне представляется размытым и недостаточно точно отражающим цель именно борьбы с преступностью… Здесь начинается по большому счету уголовная политика. Это тоже своего рода выбор между консенсуальным (гуманитарным) подходом к формированию уголовной политики и конфронтационным (мобилизационно-силовым). В данном случае я называю консенсуальным подход – наступательным, или позицией социальной активности» [35, с. 173]. При этом одни ученые-правоведы [24] отмечают, что слово «противодействие» очень близко по значению понятиям «предупреждение» и «профилактика», другие же [21, с. 339] рассматривают данный термин более углубленно.
Во-вторых, слово «преступность» происходит от глагола «преступать», т. е. выходить за рамки чего-либо.
Наша позиция является более широкой: когда законодатель говорит о деятельности по последствиям преступлений, то, без сомнений, имеется в виду деятельность по ликвидации причин и условий совершения конкретного преступления, в частности, и конкретного направления преступности в целом. Работа с последствиями, т. е. с причинами и условиями (детерминантами), является важной криминологической функцией государства.
Исходя из основных законодательных направлений, противодействие преступности можно разделить на три больших этапа: выявление возможных преступных проявлений либо совершенных преступлений; пресечение, расследование и раскрытие преступлений; минимизация последствий преступлений. Но наиболее эффективно противодействовать преступности можно и нужно не по факту совершенного преступления, а до его совершения. На данный момент указывает, в частности, С. А. Ирисханов: «Противодействие преступности может быть более эффективным вследствие не только применения уголовно-правовых мер, которые реализуются уже после совершения преступления, но и мер, им предшествующих» [54, с. 15].
Огромное значение в процессе исследования, в том числе юридической специализации, имеет рассмотрение научных подходов к определению понятия «противодействие преступности». Данный этап исследования актуален в связи с тем, что научные обоснования всегда являются более широкими и достаточно популярным, чем нормативно закрепленный вариант. Именно поэтому мы предпримем попытку с научной точки зрения определить несколько иные грани исследования. Данное определение мы считаем целесообразным привести, чтобы еще раз подчеркнуть актуальность рассматриваемой проблемы. Вместе с тем мы не согласны с подобным подходом к определению противодействия преступности. Несмотря на то, что С. А. Ирисханов рассматривает противодействие преступности с точки зрения частноправовых норм, его подход явно корректным назвать нельзя, так как, во-первых, этот автор привел только два направления: предупреждение и возмещение вреда, при этом «вырезав» промежуточную часть по пресечению, раскрытию и расследованию преступления; во-вторых, «возмещение ущерба, причиненного преступлением» (даже в контексте исследования С. А. Ирисханова) является скорее факультативным признаком противодействия преступности, но никак не основным; в-третьих, мы считаем, что определение любого понятия должно содержать в себе исчерпывающий перечень основных признаков рассматриваемого объекта, тогда как в анализируемом определении автор данным требованием пренебрег [20].
Итак, на основании вышеизложенного мы можем сформулировать следующий перечень основных признаков противодействия преступности:
– имеет целенаправленный умышленный характер;
– носит как нормативный, так и ненормативный характер механизма осуществления. Считается, что противодействовать преступности можно лишь законными, строго определенными силами, средствами и методами. В действительности, возможность противодействовать преступности ненормативными способами существует, она относится к тем способам, которые не противоречат законодательству;
– располагает, как правило, определенным комплексом мер, состоящим из предупреждения конкретных преступлений; выявления, пресечения, раскрытия и расследования преступлений.
ГЛАВА 2 МЕХАНИЗМ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ ПРЕСТУПНОСТИ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ГОСУДАРСТВА
2.1 Государственные органы и учреждения, осуществляющие противодействие преступности
Субъекты предупреждения преступности делятся на две основные группы - предметы общего социального предупреждения и предметы специального криминологического предупреждения. В первую группу входят республиканские государственные и местные органы власти и администрации, а также органы, не выполняющие непосредственные задачи правоохранительных органов (министерства, комитеты) и различные общественные организации (партии, профсоюзы, церковь и т. д.).
Вторая группа особо-криминологических мер по предупреждению преступности включает в себя правоохранительные органы: суд, прокуратуру, органы внутренних дел и комитет государственной безопасности. Они выполняют основную профилактическую функцию [33].
Превентивный эффект деятельности суда в первую очередь связан с реализацией его главной задачи - отправление правосудия. Вынося справедливый приговор по уголовным делам, суд обеспечивает общую и специальную профилактику, в том числе способствующую предотвращению рецидивов. Справедливое решение по семейным, трудовым и экономическим вопросам помогает устранить или смягчить криминогенные конфликтные ситуации и факторы, которые определяют преступную мотивацию и облегчают ее реализацию.
Специальная превентивная функция суда осуществляется путем вынесения, наряду с приговором, частного определения. На основании объективных данных, собранных на предварительном следствии и подтвержденных судом о причинах и условиях, которые непосредственно привели к преступлению, суд инициирует процесс их устранения или нейтрализации. С этой целью он ставит задачу принятия необходимых мер соответствующим должностным лицам предприятий, учреждений и организаций независимо от форм собственности. Оставление должностными лицами без рассмотрения решения частного суда или непринятие мер по устранению указанных в них нарушений закона, а также несвоевременный ответ на частное решение влекут ответственность за неуважение к суду.
Самостоятельным направлением в профилактической деятельности суда является также профилактическая работа по гражданским делам и при рассмотрении жалоб граждан на действия должностных лиц и государственных органов. Рассмотрение гражданских и административных правонарушений, их своевременное пресечение и устранение причин, вызвавших их, одной из их задач является предотвращение развития противоправных деяний в их наиболее опасной форме - преступлениях. Превентивная ценность этой сферы деятельности суда особенно важна для предотвращения преступлений в экономике, общественных отношениях, охране окружающей среды, а также против чести и достоинства граждан.
Профилактическую направленность имеют и аналитическая работа, обобщения судебной практики, создающие информационное обеспечение для методической работы в сфере предупреждения преступности.
Осуществляя надзор за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие, прокурор в необходимых случаях побуждает соответствующих должностных лиц к установлению обстоятельств, способствовавших совершению преступлений, и принятию достаточных мер по их устранению.
На предупреждение рецидивной преступности направлен надзор за исполнением законов в местах лишения свободы, в других органах, исполняющих наказания и меры, их заменяющие, а также осуществляющих социальную помощь и контроль в отношении лиц, отбывающих и отбывших наказание.
Предупредительная деятельность прокурора реализуется также в процессе его участия в судебном рассмотрении дел. Прокурор обязан выявлять обстоятельства, способствующие совершению преступления, выяснять механизм их влияния на поведение подсудимого. Важное предупредительное значение имеет обвинительная речь прокурора, в которой он обращает внимание суда и присутствующих на общественную опасность совершенного преступления, вскрывает его причины и условия.
Профилактическая функция реализуется в деятельности следственных подразделений прокуратуры. Возбуждение уголовных дел, установление лиц, виновных в совершении преступления, доказывание их вины оказывает общее и специальное предупредительное воздействие как на лиц, виновных в совершении преступления, так и на граждан, знающих о ведущемся расследовании. По конкретным уголовным делам следователи обязаны выявлять причины и условия, способствующие совершению преступления, и вносить представления об их устранении.
ГЛАВА 3 МЕЖДУНАРОДНЫЕ СТАНДАРТЫ, ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ И ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ ПРЕСТУПНОСТИ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ
3.1 Международно-правовые стандарты в сфере противодействия преступности
Общеизвестно, что правовая культура представляет собой совокупность правовых знаний в виде норм, убеждений и установок, созданных в процессе жизни, проявляется в профессиональной деятельности, общении и поведении субъектов кооперации (взаимодействия), формируется в рамках влияние системы культурно-правового воспитания и обучения
Нельзя не согласиться с В. Н. Гуляихиным, который отметил, что в зависимости от носителя правовой культуры существует три ее типа: правовая культура общества; правовая культура личности; правовая культура группы [1, с. 137].
Если говорить о правовой культуре общества, то это часть общей культуры, которая представляет собой систему ценностей, накопленных человечеством в разные исторические времена в области права и относящихся к правовой реальности данного общества, его уровень правосознания, законность и правопорядок, состояние законодательства, юридическая практика и т. д.
Правовая культура группы характеризуется уровнем правосознания данной социальной группы, а также уровнем реального осуществления ею требований действующего права [32].
Общая и профессиональная правовая культура личности способствует выработке культурного стиля правомерного поведения, который формируется как от степени усвоения и проявления ценностей правовой культуры общества, индивидуальности каждой личности, так и в зависимости от специфики профессиональной деятельности.
Профессиональная правовая культура — это одна из форм правовой культуры общества, свойственная определенной категории людей, которые профессионально занимаются юридической, правоохранительной деятельностью, осуществляют сотрудничество с правоохранительными органами иностранных государств в противодействии преступности, требующая соответствующего образования и практики. Профессиональной правовой культуре в противодействии преступности присуща более высокая степень знания и понимания правовых последствий профессиональной деятельности. Вместе с тем каждая профессия имеет свою специфику, что обусловливает и особенности правовой культуры различных ее представителей, например, сотрудников органов внутренних дел, сотрудников Следственного комитета, работников прокуратуры и др. Причем уровень профессиональной культуры различен, например, у офицеров криминальной милиции, милиции общественной безопасности. И это в общем закономерно, так как уровень профессиональной культуры сотрудников, осуществляющих противодействие уголовным преступлениям международного характера, транснациональным преступлениям, требующее международного сотрудничества с субъектами правоохранительной деятельности иностранных государств, как правило, тем выше, чем чаще они реализуют требования ст. 7 Закона Республики Беларусь «Об органах внутренних дел Республики Беларусь» о том, что «взаимодействие органов внутренних дел с иностранными организациями осуществляется в соответствии с законодательными актами и международными договорами Республики Беларусь» [43].
Сотрудничество — наиболее высокий уровень совместной деятельности государств — основных субъектов международного права, в том числе и в сфере противодействия преступности. Государство имеет особую систему органов и учреждений, осуществляющих функции законодательной, исполнительной и судебной государственной власти, в том числе и в целях противодействия преступлениям, закрепленным в международных договорах, — международным преступлениям, уголовным преступлениям международного характера, транснациональным преступлениям.
Международное сотрудничество Республики Беларусь в противодействии преступности — регулируемая нормами международного и национального права совместная деятельность субъектов международного права (государств, международных правительственных организаций) и внутригосударственных правоотношений (в первую очередь, правоохранительных органов) по реализации правовой защиты сбалансированных законных интересов личности, общества и государства, позволяющих обеспечивать конституционные права, свободы и мирового сообщества от международных и имеющих международный характер преступлений, транснациональных преступлений [54].
Исходя из этого, культура противодействия преступности — понятие многоаспектное, которое В. Е. Квашис рассматривает с разных позиций: как продукт социально-правового мышления и как его составной элемент, как элемент мировоззрения и, следовательно, как феномен общественного сознания. Как элемент и как продукт социально-правового мышления культура противодействия преступности — главным образом интеллектуальная деятельность, направленная на решение задач в этой сфере на основе учета закономерностей социального развития с ориентацией на использование тех средств правового воздействия, которые вызваны актуальными потребностями общественного развития. Поскольку речь идет о целенаправленной интеллектуальной деятельности, культуру противодействия преступности В. Е. Квашис предлагает рассматривать как активную часть правосознания, как его инструмент, необходимый для оценки и перевода в соответствующие решения и практические действия [44].
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
На основании проведенного исследования, можно сделать следующие выводы:
1. Основные направления противодействия преступности носят очевидный и однозначный характер.
Более того, сами нормы указанных законов предопределяют и устанавливают суть (механизм) реализации своих положений. В свою очередь, некоторые вопросы вызывают такое направление, как минимизация и (или) ликвидация последствий проявления данного вида преступления. Все дело в том, что существуют подходы, при которых данное направление определяется исключительно как «заглаживание ущерба, причиненного преступлением (погашение исковых требований)».
2. Термин «противодействие преступности», который мы изучаем, отличается высоким спросом, но в то же время и дискуссией, которая требует более точного определения.
Принимая во внимание семантику этого термина, принимая во внимание существующую в юридической науке конкуренцию понятий «предупреждение преступности», «борьба с преступностью», «борьба с преступностью» и т. д., мы согласны с позицией законодателя, что в существенном аспекте, борьба с преступностью включает в себя предупреждение преступности, борьбу с ней и мероприятия по минимизации и ликвидации последствий преступности.
3. Изучение и анализ информации показывают, что в структуре преступности по всем исправительным учреждениям в последние годы наибольший удельный вес занимают деяния, связанные со злостным неповиновением требованиям администрации исправительного учреждения, исполняющего наказание в виде лишения свободы (ст. 411 УК Республики Беларусь), далее следуют преступления, предусмотренные в ст. 413 УК Республики Беларусь (побег), затем уклонение от отбывания наказания.
4. Особое значение в профилактической деятельности органов дел имеют участковые инспекторы, которые первыми получают сведения о бытовых конфликтах, конкретных правонарушениях и лицах, ведущих антиобщественный образ жизни. осуществляя предупредительные мероприятия, участковые инспектора предотвращают и пресекают преступления и административные правонарушения, выявляют обстоятельства, способствующие их совершению, в пределах своих прав и принимают меры к устранению данных обстоятельств.
1. Аванесов, Г.А. Криминология / Г.А.Аванесов. – М.: Юрид. лит., 1984. – 500 с.
2. Аванесов, Г.А. Криминология. Прогностика. Управление: учеб. пособие / Г.А.Аванесов. – Горький, 1975. – 423 с.
3. Аванесов, Г.А. Теория и методология криминологического прогнозирования / Г.А.Аванесов. – М.: Юрид. лит., 1972. – 333 с.
4. Агеева, Ю. Женская преступность: современное положение и причины / Ю.Агеева // Российский следователь. – 2002. – № 4. – С. 15–16.
5. Айков, Д. Компьютерные преступления: Руководство по борьбе с компьютерными преступлениями / Д.Айков, К.Сейгер, У.Фонсторх; пер. с англ. В.И.Воропаева, Г.Г.Трехалина. – М.: Мир, 1999. – 351 с.
6. Ананич, В.А. Введение в криминологию : лекции / В. А. Ананич ; Академия Министерства внутренних дел Республики Беларусь. Минск : Академия МВД, 2014. 159 с.
7. Ананич, В.А. Тенденции преступности и их учет в судебной практике / В.А.Ананич // Закон и жизнь. – 2005. – № 1. – С. 32–33.
8. Анисимов, Л.Н. Профилактика пьянства, алкоголизма и наркомании среди молодежи / Л.Н.Анисимов. – М.: Юрид. лит., 1986. – 176 с.
9. Антонян, Ю.М. Криминальная сексология / Ю.М.Антонян [и др.]. – М.: Спарк, 1999. – 464 с.
10. Антонян, Ю.М. Личность преступника / Ю.М.Антонян, В.Н.Кудрявцев, В.Е.Эминов. – СПб.: Юрид. центр Пресс, 2004. – 364 с.
11. Антонян, Ю.М. Личность преступника: криминолого-психологическое исследование : [монография] / Ю. М. Антонян, В. Е. Эминов. Москва : НОРМА : ИНФРА-М, 2014. 366, [1] с.
12. Антонян, Ю.М. Насилие. Человек. Общество: монография / Ю.М.Антонян. – М.: ВНИИ МВД России, 2001. – 247 с.
13. Антонян, Ю.М. Некоторые отличительные психологические особенности личности неосторожных преступников / Ю.М.Антонян [и др.] // Личность преступников: сб. науч. трудов. – М.: ВНИИ МВД СССР, 1989. – С. 10–17.
14. Антонян, Ю.М. Почему люди совершают преступления. Причины преступности / Ю.М.Антонян. – М.: ИД «Камерон», 2006. – 304 с.
15. Антонян, Ю.М. Терроризм сегодня / Ю.М.Антонян, В.В.Смирнов. – М.: ВНИИ МВД России, 2000. – 56 с.
16. Артишевская, Ж.П. Криминология : учеб.-метод. комплекс для студ. спец. 1-24 01 02 "Правоведение" дн. и заоч. форм обучения / Жемма Павловна Артишевская ; М-во образования РБ, Полоцкий гос. ун-т. Новополоцк : ПГУ, 2005. 319 с.
17. Бажанов, О.И. Предупреждение повторных преступлений: По материалам исследования рецидивной преступности в Белорусской ССР / О.И.Бажанов, М.А.Ефимов, Э.А.Саркисова. – Минск: Высш. шк. милиции МВД СССР, 1988. – 90 с.
18. Басецкий, И.И. Коррупция: теория и практика: монография / И.И.Басецкий, А.В.Башан. – Минск: Акад. МВД Респуб. Беларусь, 2005. – 567 с.
19. Басецкий, И.И. Организованная преступность: монография / И.И.Басецкий, Н.А.Легенченко. – Минск: Акад. МВД Респ. Беларусь, 2002. – 551 с.
20. Басецкий, И.И. Преступность: опыт координации противодействия: монография / И.И.Басецкий, И.В.Капелько, Ю.Л.Сиваков. – Минск: Акад. МВД Респ. Беларусь, 2001. – 827 с.
21. Басецкий, И.И. Терроризм: генезис явления и международный опыт борьбы: монография / И.И.Басецкий, Н.А.Легенченко. – Минск: Акад. МВД Респуб. Беларусь, 2001. – 206 с.
22. Бафия, Е. Проблемы криминологии: диалектика криминогенной ситуации / Е.Бафия; пер. Е.П.Эбзеевой; под ред. Н.А.Стручкова. – М.: Юрид. лит., 1983. – 151 с.
23. Бачинин, В.А. Философия преступления: конспект лекций / В.А.Бачинин. – СПб.: Изд-во «Михайлов», 2000. – 63 с.
24. Блувштейн, Ю.Д. Введение в курс криминологии: учеб. пособие / Ю.Д.Блувштейн, А.М.Яковлев. – Минск: МВШ МВД СССР, 1983. – 84 с.
25. Блувштейн, Ю.Д. Основания криминологии: опыт логико-философское исследование / Ю.Д.Блувштейн, А.В.Добрынин. – Минск: Изд-во Университетское, 1990. – 208 с.
26. Блэкборн, Р. Психология криминального поведения: пер. с англ. / Р.Блэкборн. – СПб.: Питер, 2004. – 495 с.
27. Богатырев, А.Г. Конвенции по борьбе с преступлениями международного характера: сб. МВД СССР / А.Г.Богатырев. – М.: МВШМ МВД СССР, 1990. – 99 с.
28. Богомолова, Т.А. Наркотизм и наркомания: основные направления борьбы и профилактики / Т.А.Богомолова, К.А.Толпекин // Советское государство и право, 1987. – № 1.
29. Борьба с преступностью в Беларуси: научные основы и концептуальные решения / О.И.Бажанов [и др.]; под ред. О.И.Бажанова. – Минск: Право и экономика, 2005. – 402 с.
30. Босхолов, С.С. Криминологическая информация в правоприменительной деятельности органов внутренних дел: учеб. пособие / С.С.Босхолов. – Минск: МВШ МВД СССР, 1990. – 99 с.
31. Варчук, Т.В. Криминология: учеб. пособие / Т.В.Варчук. – М.: ИНФРА-М, 2002. – 295 с.
32. Васильев, Ю.В. Криминологическая характеристика и профилактика насильственных преступлений несовершеннолетних: автореф. дис. … канд. юрид. наук: 12.00.08 / Ю.В.Васильев. – М.: ВНИИ МВД СССР, 1992. – 24 с.
33. Вицин, С.Е. Системный подход и преступность: учеб. пособие / С.Е.Вицин. – М.: Юрид. лит., 1980. – 140 с.
34. Водько, Н.П. Уголовно-правовая борьба с организованной преступностью: науч.-практ пособие / Н.П.Водько. – М.: Юриспруденция, 2000. – 73 с.
35. Волков, Б.С. Детерминистическая природа преступного поведения: монография / Б.С.Волков. – М.: Изд-во РУДН, 2004. – 127 с.
36. Габиани, А.А. На краю пропасти: наркомания и наркоманы / А.А.Габиани. – М.: Мысль, 1990. – 222 с.
37. Габиани, А.А. Некоторые вопросы географии преступности (по материалам Грузинской СССР) / А.А.Габиани, Р.Г.Гачечиладзе; ред. В.Ш.Джаошвили. – Тбилиси: Изд-во Тбилис. ун-та, 1982. – 144 с.
38. Габиани, А.А. Социальное лицо женщин-преступниц и проституток / А.А.Габиани, Л.А.Меликишвили. – Тбилиси: НИЦ по пробл. борьбы с преступностью Респ. Грузии, 1993. – 210 с.
39. Гасанов, Э.Г. Борьба с наркотической преступностью: междунар. и сравнит.-правовой аспекты / Э.Г.Гасанов. – М.: ЮрИнфоР, 2000. – 207 с.
40. Годунов, И.В. Противодействие организованной преступности: учеб. пособие / И.В.Годунов. – М.: Высш. шк., 2003. – 494 с.
41. Голякова, И.В. Наркомания и наркопреступность: монография / И.В.Голякова; под ред. И.И.Басецкого. – Минск: Акад. МВД Респ. Беларусь, 2003. – 367 с.
42. Гришаев, П.И. Структура полной причины преступности. Классификация причин преступности: лекция / П.И.Гришаев. – М., 1984. – 64 с.
43. Гришина, Е.П. Использование специальных знаний в целях установления личности преступника / Е.П.Гришина // Закон и право (РФ). – 2006. – № 9. – С. 82–84.
44. Гуров, А.И. Профессиональная преступность: прошлое и современность / А.И.Гуров. – М.: Юрид. лит., 1990. – 304 с.
45. Давитадзе, М.Д. Групповое молодежное хулиганство и его предупреждение: автореф. дис. … канд. юрид. наук: 12.00.08 / М.Д.Давитадзе. – М.: ВНИИ МВД СССР, 1993. – 27 с.
46. Данилюк, С.Е. О состоянии и мерах совершенствования борьбы с организованной преступность в Беларуси / С.Е.Данилюк // Пробл. противодействия преступности. – Минск, 2002. – С. 13–17.
47. Данилюк, С.Е. Опыт системного противодействия организованной преступности в Республике Беларусь / С.Е.Данилюк. – В кн.: Закономерности преступности, стратегия борьбы и закон. – М.: ВНИИ МВД России, 2001. – С. 69–76.
48. Демидов, Ю.Н. Приоритетные национальные проекты и их защита от социально-бюджетной преступности: лекция / Ю.Н.Демидов. – Домодедово: ВИПК МВД России, 2007. – 56 с.
49. Демидов, Ю.Н. Проблемы борьбы с преступностью в социально-бюджетной сфере / Ю.Н.Демидов. – М.: Щит-М, 2003. – 437 с.
50. Долгова, А.И. Криминология : Краткий учеб. курс / А. И. Долгова. М. : НОРМА: ИНФРА-М, 2001. 267с.
51. Долгова, А.И. Криминология : Учебник для вузов / А. И. Долгова. М. : НОРМА; ИНФРА-М, 1999. 267с.
52. Долгова, А.И. Криминология: крат. учеб. курс / А.И.Долгова. – М.: Норма, 2006. – 341 с.
53. Дубинин, Н.П. Генетика, поведение, ответственность: о природе антиобщественных поступков и путях предупреждения / Н.П.Дубинин, И.И.Карпец, В.Н.Кудрявцев. – М.: Политиздат, 1982. – 304 с.
54. Дулов, А.В. Изучение взаимосвязей наук уголовно-правового цикла – основа формирования общей теории борьбы с преступностью / А.В.Дулов // Проблемы развития юридической науки и совершенствования правоприменительной практики / Белорус. гос. ун-т; редкол. С.А.Балашенко (гл. ред.) [и др.]. – Минск, 2005. – С. 244–250.
55. Дунаев, С.А. Рецидив насильственных преступлений и его предупреждение: учеб. пособие / С.А.Дунаев, А.Ф.Токарев. – М., 1999. – 73 с.
56. Жалинский, А.Э. Криминологический дискурс о преступности / А.Э.Жалинский // Право и политика (РФ). – 2006. – № 8. – С. 15–22.
57. Конституция Республики Беларусь 1994 г. (с изменениями и дополнениями, принятыми на республиканских референдумах 24 нояб. 1996 г. и 17 окт. 2004 г.). – Минск: Акад. МВД Респ. Беларусь, 2006. – 40 с.
58. Криминология : Учеб. для юрид. вузов / Под общ. ред. Долговой А.И. М. : ИНФРА-М: НОРМА, 1997; 2001. 779с.
59. Криминология : Учеб. для юрид. вузов / Под ред. Бурлакова В.Н. и др. 2-е изд., перераб. СПб. : СПбУ МВД России; Лань, 1999; 1998. 607с.
60. Криминология : учебник / под ред. В.Н.Кудрявцева, В.Е.Эминова. Изд. 3-е, перераб. и доп. М. : Юристъ, 2004. 734 с.
61. Криминология : Учебник / Под ред. Кудрявцева В.Н., Эминова В.Е. 2-е изд., перераб. и доп. М. : Юристъ, 1999. 678с.
62. Криминология : Учебник / С. Б. Алимов [и др.] ; Под ред. Кудрявцева В.Н., Эминова В.Е. [2-е изд., перераб. и доп.]. М. : Юристъ, 1997. 511с.
63. О борьбе с коррупцией: Закон Респ. Беларусь, 20 июля 2006 г., № 165-3 // Консультант Плюс: Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО «Юрспектр». – Минск, 2020.
64. О борьбе с организованной преступностью: Закон Респ. Беларусь, 27 июня 2007 г., № 244-3 // Консультант Плюс: Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО «Юрспектр». – Минск, 2020.
65. О дополнительных мерах по государственной защите детей в неблагополучных семьях: Декрет Президента Респ. Беларусь, 24 нояб. 2006 г., № 18 // Консультант Плюс: Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО «Юрспектр». – Минск, 2020.
66. О криминологической экспертизе проектов Законов Республики Беларусь: Указ Президента Респ. Беларусь, 29 мая 2005 г., № 244 // Консультант Плюс: Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО «Юрспектр». – Минск, 2020.
67. Четвериков,В.С. Криминология: Учеб. пособие / В. С. Четвериков, В. В. Четвериков. М. : Новый Юрист, 1997. 144с.
68. Шестаков, Д.А. Криминология : учебник для вузов / Д. А. Шестаков. 2-е изд. перераб. и доп. СПб. : Юрид. центр Пресс, 2006. 559 с.
69. Шиханцов, Г.Г. Криминология : учеб. пособие / Г. Г. Шиханцов. Минск : Тесей, 2006. 295 с.
70. Шиханцов, Г.Г. Криминология : учебник / Г. Г. Шиханцов. Минск : Изд-во Гревцова, 2009. 295 с.