ЗАВТРА БЫЛА ВОЙНА
Список использованной литературы
Борис Львович Васильев
«ЗАВТРА БЫЛА ВОЙНА»
Великая Отечественная война – самая страшная и печальная страница нашей истории. Столько слов сказано о ней, столько стихов, повестей и целых романов написано, но, казалось бы, забыта война. С каждым годом становится все меньше ее свидетелей – ветеранов. К великому счастью, многие люди знают о войне только из книг и фильмов, все меньше тех, кто слышал рассказы очевидцев. Кем они были? Они были детьми, подростками. Они точно так же, как и современное молодое поколение взрослели, строили планы о будущей жизни, выбирали профессию, мечтали о любви. Но их планам помешала война. Вместе со взрослыми молодые люди, вчерашние школьники и студенты, шаг за шагом приближали победу над захватчиками.
Тема Великой Отечественной войны и, в частности, судьба военного поколения широко освещена в художественной литературе, кинематографе, живописи и других видах искусства. Произведения Бориса Васильева хорошо знакомы читателям всего мира. Сложно представить советский кинематограф без фильмов, снятых по произведениям Бориса Львовича («В списках не значился», «Офицеры», «А зори здесь тихие», «Завтра была война» и другие). В них описана и показана не только правда о предвоенном и после-военном поколениях, но и нечто большее: это своеобразные философские притчи о любви, дружбе, предательстве, о том, «что такое хорошо и что та-кое плохо», как должен поступать человек в трудной ситуации, чтобы остаться Человеком. Темы эти интересуют читателей не зависимо от их происхождения, расовой принадлежности и религиозных взглядов.
Основная тема творчества Бориса Львовича заключается в несовместимости человеческого, жизнерождающего и милосердного начала, воплощаемого, как правило, в женских образах, и войны, а также трагизм неизбежной гибели благородных и бескорыстных душ в столкновении с жестокостью и несправедливостью, сочетающийся с сентиментально-романтической идеализацией «положительных» образов и сюжетным мелодраматизмом [1]. В обозначенном русле лежит большинство произведений Васильева, тематически обращенные прежде всего к военным и предвоенным годам, а в концептуальном плане выдвигающие на первый план этические проблемы любви, верности, товарищества, сострадания, нравственного долга и искреннего чувства в их противостоянии циническому прагматизму, шкурничеству и официальному догматизму (повести «Иванов катер», «Самый последний день», «В списках не значился», «Завтра была война», рассказы «Ветеран», «Великолепная шестерка», роман «Не стреляйте в белых лебедей» и другие).
1. Васильев Борис Львович / Кругосвет : Электронная энциклопедия // [Электронный источник]. – Режим доступа: https://www.krugosvet.ru/enc/kultura_i_obrazovanie/literatura/VASILEV_BORIS_LVOVICH.html
2. Москаленко, Ю. Борис Васильев: о войне писать легче, чем не писать о ней? / Ю.Москаленко // [Электронный источник]. – Режим доступа: https://shkolazhizni.ru/biographies/articles/28104/.
3. Васильев Б. Завтра была война. А зори здесь тихие... : Повести/ Б. Ва-сильев. – М.: ОНИКС. – 2005. – 320 с.
4. Катаева, Н. Мысли о Мастере не покидают меня / Н. Катаева // [Элек-тронный источник]. – Режим доступа: https://www.peoples.ru/art/cinema/producer/yury_kara/index.html.
5. Шмыров В.И. Про зрение / В.И. Шмыров // Искусство кино. – № 6. – 1988. – С. 35-37
6. Кара, Ю. Разговор о фильме «Завтра была война» продолжает Юрий Кара» / Ю. Кара // Искусство кино, – № 6. – 1988. – С. 37 - 42