Использование орф системы на факультативных занятиях музыкальной направленности
Список источников
Использование орф системы на факультативных занятиях музыкальной направленности
Среди самых популярных занятий для детей выделяют музыкальные кружки. Музыкальное образование особенно распространено в семьях, где родители, будучи детьми, когда-то изучали основы музыкальной нотации. Более того, по мнению многих, время, проведенное в темницах музыкальной школы, длилось вечно и было скучно. В то же время ребенку необходимо музыкальное образование – оно раскрывает, воспитывает и формирует чувство красоты. Как сделать обучение музыке не обузой для ребенка?
Музыкальное образование, предлагаемое австрийским композитором Карлом Орфом, дает простой ответ: изучение музыки через игру. Его техника сейчас популярна в более чем 40 странах благодаря антологии из пяти томов «Шульверк. Музыка для детей».
Карл Орф родился в 1885 году в музыкальной семье. Все детство Карла было окружено музыкой. Партитуры, которые играли его родители в четыре руки по вечерам, оказали на него значительное влияние. Как признается Орф, «повсюду была музыка, которая повлияла на меня, даже если я был ребенком и не принимал непосредственного участия в семейных концертах».
В возрасте 5 лет Карл начал серьезно заниматься музыкальной грамотой и даже попробовал себя в качестве композитора. После окончания Музыкальной академии Карл Орф становится дирижером в Мюнхене. В то же время его привлекали танцы, он изучал взаимосвязь музыки и движения. Так в Мюнхене появилась музыкальная школа Gunterschule – школа для молодых танцоров и музыкантов. Обучение в школе основывалось на синтезе искусств: танец и музыка. Вспоминая свое детство и годы учебы в Академии, Карл Орф пытался вывести теорию «нескучной» музыки для детей. В 1944 году нацисты закрыли школу, а чуть позже она была разрушена бомбардировками.
И, казалось бы, трагедия помогла звезде Карла Орфа вновь засиять на музыкальном Олимпе. В 1948 году была обнаружена граммофонная запись одной из партитур, использованных в Гунтершуле. Она транслировалась по радио, и через короткое время музыкальное образование по методу Карла Орфа снова стало модным и почитаемым родителями и учителями.
Институт Карла Орфа открылся в Зальцбурге в 60-х годах, а после смерти композитора был открыт Фонд Карла Орфа, который возглавила его жена. Фонд оказывал различную помощь учителям в проведении педагогических и спонсорских семинаров [1, с. 108].
Школа называлась Schulwerk (от нем. «школа» и «работа», «творение»), а методологией была «Музыка для детей». Основная идея заключается в том, что все дети, независимо от таланта или предрасположенности к музыке, должны присоединиться к ней, чтобы раскрыть свой естественный музыкальный потенциал.
1. Кузьмiнiч, М.Л. Музычная адукацыя ХIХ – пачатку ХХ ст./ М.Л. Кузьмiнiч. – Мiнск: Бел.дзяржаўны ун-т культуры імастацтваў, 2008. – 271 с.
2. Баренбойм, Л.А. Элементарное музыкальное воспитание по системе К. Орфа. – М.: Сов. композитор, 1978. – 367 с.
3. Краевский, В.В. Общие основы педагогики / В.В. Краевский. – М.: Академия, 2003. – 256 с.
4. Селевко, Г.К. Современные образовательные технологии: учеб. пособие. – М.: Народное образование, 1998. – 256 с.
5. Бордовская, Н.В. Педагогика / Н.В. Бондаревская, А.А. Реан. – СПб.: Питер, 2000. – 304 с.