ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1 ПОНЯТИЕ И ОСОБЕННОСТИ ИСПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОИЗВОДСТВА
ГЛАВА 2 ИСПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ДОКУМЕНТЫ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ВВЕДЕНИЕ
Реализация норм права в отношении граждан Республики Беларусь, других физических лиц, а также юридических лиц, происходит чаще всего при их осуществлении участниками правоотношений. В случае нарушения прав и интересов физических и юридических лиц, в определенном законом случаях и при отсутствии правонарушений – необходима правоприменительная деятельность уполномоченных органов. При этом применяются установленные законодательством способы защиты права по отношению к лицам, обязанным в правоотношении, а также властно подтверждаются права и охраняемые законом интересы.
Надлежащее исполнение судебных решений является важнейшим условием функционирования судебной системы Республики Беларусь. Неисполнение субъектами права вступивших в законную силу решений суда свидетельствует об отсутствии государственной защиты прав и законных интересов граждан и юридических лиц. Какой бы эффективной ни была деятельность судов, в случае несовершенства процедуры исполнения принятые ими решения носят только декларативный характер.
В настоящее время можно говорить о новом этапе развития института исполнения судебных решений.
Актуальность выбранной темы обусловлена тем, что с мая 2017 года система исполнительного производства претерпела некоторые изменения: вступают в силу законы «О судебных исполнителях» и «Об исполнительном производстве».
Принцип повышения эффективности принудительного исполнения неразрывно связан с совершенствованием законодательства в сфере исполнительного производства. Данные законы способствуют эффективности исполнения, а также расширению компетенции органов принудительного исполнения».
ГЛАВА 1 ПОНЯТИЕ И ОСОБЕННОСТИ ИСПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОИЗВОДСТВА
За последние годы принят ряд прогрессивных законодательных актов, создающих правовую основу для новых экономических отношений в Республике Беларусь. Однако само по себе количество законов не самоцель, поскольку право, не обеспеченное возможностью принудительного исполнения, превращается в фикцию. Исполнение является важнейшим участком правовой практики, отражающим эффективность всего механизма правового регулирования и способность права воздействовать на мотивацию и поведение человека. Право, не выраженное в действиях его субъектов, пусть и подтвержденное судебным или иным актом органов гражданской юрисдикции, является несуществующим, что отражает ненормальность такой фактической ситуации.
Проблема исполнения судебных и иных юрисдикционных актов приобретает особую значимость в связи с вопросом более широкого характера – об исполнении законов в целом и, как их частного случая – принудительного исполнения судебных актов. Судебные акты как акты индивидуального регулирования, являющиеся результатом процесса, сами нуждаются в процедурно-процессуальных формах реализации. Процесс реализации судебных актов и актов других органов гражданской юрисдикции должен не только обеспечить конечный результат, но и упорядочить его с тем, чтобы реализация таких актов прошла с наименьшими юридическими, временными и материальными издержками вовлеченных субъектов.
Оптимальным вариантом должна быть добровольная реализация решения обязанными субъектами через определенную систему действий. Но в случае их отказа от добровольного исполнения должен сработать такой юридический механизм, который обеспечил бы принудительную реализацию юрисдикционных актов. Механизм исполнения таких актов должен обеспечить наступление именно такого варианта поведения, который в нем определен. Система норм исполнительного производства должна обеспечивать наступление неблагоприятных последствий при неисполнении юрисдикционных актов обязанным субъектом. Поэтому необходимо постоянно анализировать динамику исполнительного производства с тем, чтобы определять основные этапы реализации судебных актов и разрешать узловые вопросы этого процесса.
ГЛАВА 2 ИСПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ДОКУМЕНТЫ
В соответствии со ст. 10 Закона об исполнительном производства, исполнительными документами являются:
- исполнительный лист, а также судебный приказ, который был выдан судом;
- определение суда о судебном приказе;
- определение суда об обеспечении иска либо же об обеспечении исполнения решения, которое не было обращено к немедленному исполнению;
- постановление суда, органа, ведущего административный процесс, в части имущественных взысканий по делам об административных правонарушениях;
- постановление судебного исполнителя в тех случаях, которые установлены Законом об исполнительном производстве;
- исполнительный документ иностранных судов тех случаях, которые непосредственно предусмотрены международными договорами Республики Беларусь;
- исполнительная надпись нотариус, дипломатического агента дипломатического представительства Республики Беларусь, а также консульского должностного лица консульского учреждения Республики Беларусь о взыскании денежных сумм (задолженности);
- постановление прокурора о выселении в административном порядке;
- удостоверение комиссии по трудовым спорам;
- и другие акты, в том случае, когда в силу законодательных актов они считаются исполнительными документами и подлежат исполнению в порядке, установленном Законом об исполнительном производстве.
В том случае, если будет утрачен исполнительный документ, исполнению будет подлежать непосредственно дубликат утерянного исполнительного документа, который должен быть выдан в установленном порядке судом, или же другим уполномоченным органом (лицом), которое выдало утерянный исполнительный документ.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Исполнительное производство представляет собой установленный законом порядок принудительной реализации актов юрисдикционных органов, имеющих своей целью обеспечение реальной защиты нарушаемых или оспоренных субъективных материальных прав или охраняемых законом интересов.
Исполнение судебных и иных актов является важным участком правовой практики, отражающим способность права воздействовать на поведение человека. Неисполнение субъектами права актов юрисдикционных органов означает отсутствие государственной защиты прав и интересов граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц, а также самого государства.
В конечном счете, это снижает эффективность экономики, приводит к криминализации отношений гражданского оборота. Кроме того, плохая система принудительного исполнения напрямую снижает эффективность и авторитет органов судебной власти, поскольку судебное решение, которое не может быть реализовано, не имеет реальной юридической ценности.
1. Исполнительное производство. Вставская И.М., Савченко С.А. 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Проспект, 2010. – 232 с.
2. Паращенко В.Н. Гражданский процесс. Курс лекций / В.Н. Паращенко. Серия: «Юридическая литература». – Мн.: ИООО «Право и экономика», 2004. – 254 с.
3. Об исполнительном производстве: Закон Республики Беларусь от 24 окт. 2016 г. № 439-З // Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь [Электронный ресурс] – Минск, 2020. – Режим доступа: http://www.pravo.by/.
4. О судебных исполнителях: Закон Республики Беларусь от 24 окт. 2016 г. № 440-З // Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь [Электронный ресурс] – Минск, 2020. – Режим доступа: http://www.pravo.by/.
5. Инструкция по исполнительному производству: утв. Постановлением Министерства юстиции Республики Беларусь от 07.04.2017 № 67 // Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь [Электронный ресурс] – Минск, 2020. – Режим доступа: http://www.pravo.by/.
6. Хозяйственный процессуальный кодекс Республики Беларусь: принят Палатой представителей 11 нояб. 1998 г.: одобр. Советом Респ. 26 нояб. 1998 г.: в ред. от 9 янв. 2017 г. // Консультант Плюс: Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2020.
7. Гражданский процессуальный кодекс Республики Беларусь: принят Палатой представителей 10 дек. 1998 г.: одобр. Советом Респ. 18 дек. 1998 г.: в ред. от 9 янв. 2017 г. // Консультант Плюс: Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2020.
8. О перечне видов заработка и (или) иного дохода, из которых производится удержание алиментов на содержание несовершеннолетних детей: Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 12.08.2002 № 1092: в ред. Постановления Совета Министров Республики Беларусь от 12 мая 2017 г. № 345 // Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь [Электронный ресурс] – Минск, 2020. – Режим доступа: http://www.pravo.by/.
9. Положение об органах принудительного исполнения судебных постановлений и иных исполнительных документов: утв. Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 31.12.2013 № 1190 //Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь [Электронный ресурс] – Минск, 2020. – Режим доступа: http://www.pravo.by/.
10. Инструкция о порядке принудительной отбуксировки (эвакуации) транспортного средства и помещения его на охраняемую стоянку, отбуксировки транспортного средства без помещения его на охраняемую стоянку и блокировки колеса транспортного средства: утв. Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 17.10.2014 № 986 // Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь [Электронный ресурс] – Минск, 2020. – Режим доступа: http://www.pravo.by/.
11. О некоторых вопросах назначения на должность судебного исполнителя: Постановление Министерства юстиции Республики Беларусь от 07.04.2017 № 66 // Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь [Электронный ресурс] – Минск, 2020. – Режим доступа: http://www.pravo.by/.
12. Исаенкова О.В. Исполнительное производство. Краткий курс и практикум для студентов и судебных исполнителей. – М. : Ай Пи Эр Медиа, 2009.
13. Тихиня В. Г. Гражданский процесс : учеб. пособие / В. Г. Тихиня, В. А. Круглов. – Минск : Выш. шк., 2006. – 414 с.
14. Гражданское процессуальное право: Учеб. / Под ред. М.С. Шакарян. – М.: ТК «Велби»; изд-во «Проспект», 2007. – 592 с.
15. О нотариате и нотариальной деятельности: Закон Республики Беларусь от 18.07.2004 № 305-З: в ред. Закона Республики Беларусь от 5 января 2016 г. № 355-З// Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь [Электронный ресурс] – Минск, 2020. – Режим доступа: http://www.pravo.by/.