1. Структура национальной системы медицинского, фармацевтического образования в Республике Беларусь.
2. Государственные учреждения, обеспечивающие получение медицинского, фармацевтического образования.
3. Государственные образовательные стандарты специальностей.
4. Виды и сферы профессиональной деятельности специалиста со средним медицинским образованием в соответствии с Единым квалификационным справочником должностей служащих.
5. Единство образовательных систем и преемственность всех форм обучения.
6. Организация дополнительного образования взрослых и научной деятельности в области здравоохранения.
7. Санитарно-эпидемиологическая служба Республики Беларусь, ее роль и задачи.
8. Основные нормативные правовые акты, регулирующие деятельность санитарно-эпидемиологической службы.
9. Органы и учреждения санитарно-эпидемиологической службы.
10. Структура, функции и содержание работы центра гигиены и эпидемиологии.
1. Структура национальной системы медицинского, фармацевтического образования в Республике Беларусь
Подготовка врачебных кадров на территории Беларуси осуществляется с 1776 г., когда в г. Гродно была создана медицинская академия. В настоящее время подготовкой кадров с высшим медицинским образованием занимаются 4 медицинских университета.
В Белорусском государственном медицинском университете (г. Минск) подготовка врачей ведется на 6 факультетах: лечебно-профилактическом, педиатрическом, стоматологическом, военно-медицинском, медико-профилактическом и медицинском для иностранных учащихся.
Гродненский государственный медицинский университет проводит обучение студентов на лечебном, педиатрическом, медико-психологическом факультетах, факультете для иностранных учащихся и отделении медицинских сестер с высшим образованием.
В Гомельском государственном медицинском институте подготовка врачей проводится на лечебно-профилактическом факультете и лечебно-диагностическом отделении.
Витебский государственный медицинский университет осуществляет подготовку врачей на лечебно-профилактическом факультете, факультете для иностранных студентов, а также провизоров на фармацевтическом факультете.
Повышение квалификации врачей по более чем 50 врачебным специальностям осуществляет Белорусская медицинская академия последипломного образования (БелМАПО). Повышение квалификации провизоров осуществляет Витебский государственный медицинский университет.
Подготовка среднего медицинского персонала. Подготовку медицинских кадров со средним образованием проводят 14 медицинских училищ по специальностям: медицинская сестра, фельдшер, акушерка, зубной врач, зубной техник, лаборант и др., в двух училищах проводят переподготовку среднего медицинского персонала. Повышение квалификации среднего персонала осуществляется также в Белорусской медицинской академии последипломного образования.
2. Государственные учреждения, обеспечивающие получение медицинского, фармацевтического образования.
Получение высшего медицинского, фармацевтического образования обеспечивают 4 медицинских университета:
- Белорусский государственный медицинский университет;
- Витебский государственный ордена Дружбы народов медицинский университет;
- Гомельский государственный медицинский университет;
- Гродненский государственный медицинский университет.
Типовые учебные планы по специальностям первой ступени высшего образования:
- Типовые учебные программы по учебным дисциплинам первой ступени высшего медицинского, фармацевтического образования, А-Д.
3. Государственные образовательные стандарты специальностей.
В качестве примера государственного образовательного стандарта специальностей, будет приведен стандарт «ОСВО 1-79 01 01-2013 ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ» Требования к уровню образования лиц, поступающих для получения высшего образования I ступени
На все формы получения высшего образования могут поступать лица, которыетимеют общее среднее образование или профессионально-техническое образование с общим средним образованием либо среднее специальное образование, подтвержденное соответствующим документом об образовании.
Прием лиц для получения высшего образования I ступени осуществляется в соответствии с пунктом 9 статьи 57 Кодекса Республики Беларусь об образовании.
Общие цели подготовки специалиста
Общие цели подготовки специалиста:
– формирование и развитие социально-профессиональной, практикоориентированной компетентности, позволяющей сочетать академические, социальноличностные, профессиональные компетенции для решения задач в сфере профессиональной и социальной деятельности.
4. Виды и сферы профессиональной деятельности специалиста со средним медицинским образованием в соответствии с Единым квалификационным справочником должностей служащих.
ЛАБОРАНТ
9- 12-й разряды
Должностные обязанности. Проводит лабораторные исследования под руководством врача и самостоятельно готовит лабораторную аппаратуру, реактивы, химическую посуду, питательные среды, краски, дезинфицирующие растворы.
Принимает и регистрирует материал, поступивший на исследование, проверяет правильность его упаковки, своевременность доставки. Проводит стерилизацию лабораторного инструмента, посуды и материала. Представляет результаты исследований врачу. Соблюдает правила и нормы охраны труда и пожарной безопасности.
Должен знать: основы нормативных правовых актов по вопросам здравоохранения; микробиологическую диагностику основных инфекционных заболеваний; санитарно-микробиологические исследования; методы общеклинических, биохимических, гематологических и цитологических лабораторных исследований; методы санитарно-гигиенических исследований объектов внешней среды; санитарно-гигиенические нормы и режим работы лаборатории, технику проведения лабораторных исследований с использованием лабораторной аппаратуры; основы трудового законодательства; правила и нормы охраны труда и пожарной безопасности.
5. Единство образовательных систем и преемственность всех форм обучения.
Обеспечение единства обучения и воспитания является одним из важнейших путей реализации комплексного подхода (Э.И. Моносзон, М.А. Прокофьев, М.Н. Скаткин и др.).
Оно необходимо прежде всего для формирования всесторонне развитой личности, готовой к труду в сфере материального производства, занимающей активную жизненную позицию.
Единство общественно-политической, трудовой и нравственной воспитанности выступает как ядро всесторонне развитой личности. Развитие человека как работника, как созидателя материальных и духовных ценностей общества – это фундаментальная сторона всестороннего развития человека. Обществу не нужны люди, развитые умственно, с высокой эстетической культурой, физически совершенные, но не желающие или не умеющие трудиться.
Да и сам человек с неразвитой потребностью в труде будет чувствовать себя в обществе дискомфортно, неуютно, лишним человеком.
6. Организация дополнительного образования взрослых и научной деятельности в области здравоохранения.
Сегодня система дополнительного образования взрослых в Республике Беларусь является одним из важнейших факторов социально-экономического развития страны и представляет собой гибкую, мобильную и постоянно развивающуюся систему. Она призвано решать и в целом решает задачи обеспечения отраслей экономики профессиональными кадрами требуемого уровня квалификации, кадровой поддержки инновационных процессов, удовлетворения потребностей граждан в профессиональном совершенствовании.
Повышение квалификации и переподготовку руководящих работников и специалистов, а также рабочих и служащих осуществляет 391 учреждение образования. Это учреждения различные по статусу, ведомственной принадлежности, формам собственности.
С принятием Кодекса Республики Беларусь об образовании расширилось понятие ”дополнительное образование взрослых“. Если ранее под дополнительным образованием взрослых понималось только повышение квалификации, переподготовка и стажировка, то теперь оно включает реализацию 12 образовательных программ.
7. Санитарно-эпидемиологическая служба Республики Беларусь, ее роль и задачи.
Согласно Закону Республики Беларусь "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" основной задачей санитарно-эпидемиологической службы является осуществление государственного санитарного надзора за соблюдением санитарного законодательства и санитарных правил предприятиями, учреждениями, организациями, должностными лицами и гражданами.
Основными задачами государственного санитарного надзора являются:
осуществление надзора за соблюдением организациями, физическими лицами, в том числе индивидуальными предпринимателями, законодательства, регулирующего вопросы санитарно-эпидемического благополучия населения; подготовка и внесение в установленном порядке в соответствующие государственные органы предложений по выполнению санитарно-эпидемиологического законодательства, обеспечению санитарно-эпидемического благополучия населения; реализация мер по профилактике заболеваний путем предупреждения, обнаружения и пресечения нарушений санитарно-эпидемиологического законодательства; осуществление государственной санитарно-гигиенической экспертизы; гигиеническое воспитание и обучение населения.
8. Основные нормативные правовые акты, регулирующие деятельность санитарно-эпидемиологической службы.
- Закон Республики Беларусь «О санитарно-эпидемическом благополучии населения» от 23 ноября 1993 г. № 2583- XII (в редакции Закона Республики Беларусь от 23.05.2000 № 397-З).
- Закон Республики Беларусь от 28.10.2007 № 433-3 «Об основах административных процедур».
- Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 31.10.2007 № 1430 «Об утверждении перечня административных процедур, совершаемых Министерством здравоохранения и подчиненными ему государственными организациями, территориальными органами и учреждениями, осуществляющими государственный санитарный надзор, в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» (в редакции постановлений Совмина от 14.01.2008 № 28, от 09.02.2009 № 171).
- Постановление СМ РБ от 17.11.2006 № 1546 «Об утверждении Положения об осуществлении государственного санитарного надзора в Республике Беларусь».
9. Органы и учреждения санитарно-эпидемиологической службы.
В структуру санитарного надзора РБ входят:
Подразделения Минздрава, ведающие вопросами Госсаннадзора;
Республиканский (1),
областные (6),
городские (22),
районные (1x8),
зональные ЦГЭ.
Главные врачи ЦГЭ одновременно являются главными государственными санитарными врачами соответствующих административных территорий.
Понятия надзора и контроля
Контроль - необходимый элемент управленческой деятельности; в процессе контроля управленческие структуры не только выявляют факты нарушений, но и анализируют их причины и намечают пути устранения.
Надзор - уже контроля по сфере воздействия, так как в его задачу входит выявление нарушении и их пресечение путем применения предусмотренных санкций (предписание, приостановка деятельности, наложение штрафов и т.п.).
10. Структура, функции и содержание работы центра гигиены и эпидемиологии.
Структура «Центр гигиены и эпидемиологии» в РБ зависит от его уровня и содержит основные структурные подразделения:
1. Управление
2. Организационно - методический отдел
3. Отдел санитарного надзора с разделением функций по направлениям:
а)отделение коммунальной гигиены,
б)отделение гигиены труда,
в)отделение гигиены питания,
г)отделение гигиены детей и подростков,
д) подразделения по предупредительному санитарному надзору (отделения по санитарному надзору за планировкой и застройкой населенных мест).
1. Бровка, Г. М. Управление образовательными системами : курс лекций / Г. М.Бровка ; Белорусский национальный технический университет. - Минск : БНТУ,2004. - 274 с.
2. Бурова, С. Н. Гендерные стереотипы в университетской среде Минска / С. Н.Бурова. - Минск : Юнипак, 2015. - 28 с.
3. Вишневский, М. И. Актуальные проблемы современной философии образования :[Курс лекций для институтов повышения квалификации] / М. И. Вишневский ;Могилевский государственный университет им. А. А. Кулешова. - Могилев : МГУ им.А. А.Кулешова, 2003. - 161 с
4. Добреньков, В. И. Общество и образование / В. И. Добреньков, В. Я. Нечаев. -Москва : ИНФРА-М, 2003. - 380 с.
5. Жук, О. Л. Направления модернизации высшего образования и требования к педагогическим компетенциям преподавателей в контексте Болонского процесса /О. Л. Жук // Вышэйшая школа. - 2015. - N 5. – С. 18-22.
6. Инфекционные болезни и эпидемиология: учебник / В.И.Покровский, С.Г. Пак, Н.И. Брико, Москва: ГЭОТАР-Медиа, 2013. – 1008 с.
7. Эпидемиология: Учебное пособие. – 2-е изд, перераб. и доп. /Н.Д. Ющук,Ю.В. Мартынов. – М. : Медицина, 2003. – 448 с.