Введение
1. Эстрада как вид искусства
2. Режиссерский анализ пьесы Гарольда Пинтера «День рождения»
Заключение
Список использованных источников
Введение
Эстрадное искусство в целом и малые формы эстрады в частности зародились довольно давно. Здесь можно вспомнить и древнее искусство Греции и Египта, и шпильманов в Германии, жонглёров и трубадуров во Франции. В отечественном искусстве эстрада начала зарождаться со скоморохов, острословов и зазывал, с народных гуляний на рынках и площадях, с их плясками, сценками, частушками и хороводами. Причём, именно малые формы эстрады были первичны, так как полное театральное действо в то время было редкостью, а сатирические бытовые зарисовки, шутейство на темы политики и властителей, куплеты, музыкальная эксцентрика были весьма распространены и доступны массам, как по подаче, так и содержанию. Именно эти увеселения и стали зачатками малых форм эстрады. Именно миниатюру комедийного характера можно смело назвать прародительницей жанра эстрады.
Объект исследования – эстрада как вид искусства.
Предмет исследования – пьеса Г. Пинтера «День рождения».
Цель исследования – изучить теоретические аспекты феномена эстрады как вида искусства и провести режиссёрский анализ пьесы Г. Пинтера «День рождения».
Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд следующих задач:
1. Изучить феномен эстрады как вида искусства в аналитической литературе.
2. Провести режиссерский анализ пьесы Г. Пинтера «День рождения».
1. Эстрада как вид искусства
На сегодняшний день самым распространенным видом искусства является эстрада. Этот вид искусства отличается своей многоликостью, гибкостью, а также разнообразием форм и жанров. М. М. Муратов отметил следующее: «В массовой культуре эстрада заняла важное место, а события последних десятилетий показывают, что эстрада самый популярный вид искусства играет большую роль в общественной жизни, становится популярным средством выражения культурных запросов и ценностных ориентиров различных слоев общества» [1, c. 3].
Согласно мнению И. А. Богданова, в дословном переводе с латинского языка слово «эстрада» обозначает настил, помост, пол. В современном понимании, продолжает автор, это понятие обозначает открытую концертную площадку, которая приподнята над землей или над рядами кресел в зале [1, c. 45].
Также необходимо отметить, что в современном искусствоведении до сих пор не установилось четкое, международно-принятое определение термину «эстрада». Трудности в точном определении эстрады как вида искусства заключается в ее разнообразии зрелищных форм. Однако, несмотря на это приведем несколько определений феномену эстрады как вида искусства.
По мнению В. А. Воржевитиной, эстрада является искусством малых форм, а также концертное искусство. В западном искусствоведении этого термина как такового нет. Иными словами, этот феномен имеет более разрозненный вид и носит такие названия, как, например, варьете, кабаре, бурлеск, мюзикл или шоу-программа. В странах постсоветского пространства эстрада представляет собой совокупность этих жанров, образуя при этом абсолютно новую, свободную от рамок ветвь искусства [3, c. 65].
В Большом энциклопедическом словаре отмечается, что эстрада является видом искусства, который включает в себя малые формы драматургии, драматического вокального искусства, музыки, хореографии, цирка и др. [2, c. 1132].
Согласно Толковому словарю русского языка эстрада представляет собой искусство малых форм, область зрелищно-музыкальных представлений на открытой сцене. Также отмечается, что главной спецификой этого вида искусства является легкость в приспособлении к различным условиям публичной демонстрации, а также относительная кратковременность действия в художественно-выразительных средствах [10, c. 1256].
2. Режиссерский анализ пьесы Гарольда Пинтера «День рождения»
Гарольд Пинтер, лауреат Нобелевской премии по литературе 2005 г., родился 10 октября 1930 г. в лондонском рабочем районе Хакни в семье Хаймана и Фрэнсис Пинтер, евреев Восточной Европы, иммигрировавших в Соединенное Королевство из Португалии. Хайман (известный как «Джек») был портным, специализирующимся на женской одежде, а Фрэнсис была домохозяйкой. Семья Пинтеров, семьи которых были выходцами из Одессы и Польши в Российской империи, были частью волны еврейской эмиграции в Великобританию на рубеже прошлого века. Это было сообщество, которое почитало образование и культуру. Семья Пинтеров была близка, и юный Гарольд был травмирован, когда в начале Второй мировой войны он был эвакуирован из Лондона в Корнуолл с другими лондонскими детьми на год, чтобы не стать жертвой немецких воздушных бомбардировок.
Пинтер сказал, что его столкновение с антисемитизмом во время взросления послужило тому запалом, который зажег органический процесс, который привел его к тому, чтобы стать драматургом. Как свидетельствует цитирование Нобелевской премии, Пинтер превратился в величайшего английского драматурга эпохи после Второй мировой войны. Юный Пинтер учился актерскому мастерству в Королевской академии драматического искусства и Центральной школе речи и драмы. В 1950 г. он опубликовал несколько стихотворений и начал работать профессиональным актером. Под сценическим псевдонимом Дэвид Барон он гастролировал по Ирландии с труппой шекспировского репертуара Анью Макмастера в 1951 – 1952 гг.
Важным для будущего Пинтера 1951 г. стал не только дебютом его карьеры профессионального актера, но и первым выступлением будущего лауреата Нобелевской премии по литературе Сэмюэля Беккета. Абсурдистский шедевр «В ожидании Годо». Затем он выступал с театральной труппой сэра Дональда Вулфита в Королевском театре в Хаммерсмите в сезоне 1953 – 1954 годов, прежде чем стать актером в различных провинциальных репертуарных труппах, в том числе в Бирмингемской республике, пока не посвятил себя драматургии.
Заключение
Эстрада – это вид искусства малых форм, который включает в себя различные формы малой драматургии, драматического вокального искусства, музыки хореографии, цирка, и отличающийся способностью к легкому приспособлению к разным условиям публичной демонстрации и кратковременностью. Эстрада также обладает многообразием жанров и направлений. Например, искусствоведами выделяются музыкальный жанр эстрады, отличительной особенностью которого является простота и злободневность. Некоторые исследователи склонны относить КВН как к одному из видов эстрады. Особый пласт, конечно, занимает речевой эстрадный жанр, в который входит, например, конферанс, монолог в образе, скетч, пародия, эстрадный бытовой рассказ, куплет, буриме и др.
Пьеса Г. Пинтера «День рождения» была написала в 1957 г. Действия происходят в Пансионате Пити и Мэг Боулс. В пансионате на постоянной основе проживает только один постоялец, Стэнли, угрюмый и неприветливый пианист. Завязка повествования происходит, когда в пансионат вселяются два новых постояльца, которые переворачивают вверх дном жизнь и представление о реальности Стэнли. Центральное событие пьесы – празднование дня рождения Стэнли, в завершение которого он встречает свою смерть, или духовное разрушение. В ходе режиссерского анализа пьесы был рассмотрен сюжет, фабула произведения, ведущее предполагаемое обстоятельство, исходное событие, центральное событие, сверхзадача, сквозное действие, конфликт и событийно-действенный ряд.
1. Богданов, И. А. Постановка эстрадного номера / И. А. Богданов. – СПб.: СПБГАТИ, 2013. – 198 с.
2. Большой Энциклопедический словарь / ред. А. М. Прохоров. – 2-е изд. перераб. и доп.– М: Норинт, 2004. – 1456 с.
3. Воржевитина, В. А. Современное понимание эстрады / В. А. Воржевитина. – Белгород: БГИИК, 2019. – С. 64 – 66.
4. Воскресенский, С. А. Эстрадные жанры / С. А. Воскресенский. – М.: Искусство, 1930. – 236 с.
5. Гребникова, Д. С. КВН как особая область современной эстрады / Д. С. Гребникова. – Белгород: БГИИК, 2019. – С. 67 – 70.
6. Литвинова, М. В. Роль театров малых форм в студенческой молодежной культуре / М. В. Литвинова, А. В. Гаврилова, В. В. Кибалко // Тенденции развития науки и образования. – 2018. – № 42. – С. 26 – 31.
7. Муратов, М. М. Эстрада как феномен массовой культуры: диссертация канд. филос. наук / М. М. Муратов. – Казань, 2005. – 25 с.
8. Пинтер, Г. День рождения / Г. Пинтер [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://libcat.ru/knigi/poeziya/dramaturgiya/102062-garold-pinter-den-rozhdeniya.html.
9. Прохорова, И. С. Современная эстрада и музыкально-разговорные жанры / И. С. Прохорова // Молодой ученый. – 2016. – № 8.
10. Толковый словарь русского языка / под ред. Д. Н. Ушакова. – М.: ОГИЗ, 1940. – 88405 с.