Введение
1. Оригинальный жанр. Режиссура оригинального жанра
2. Режиссерский анализ пьесы Уильяма Шекспира «Гамлет»
Заключение
Список использованных источников
Введение
Оригинальный жанр – это древнейший вид сценического искусства. Она предполагает публичное, театрализованное представление с использованием реквизита, сюжета и интерактива. Артисты, выступающие в оригинальном жанре, стремятся вызвать у зрителей удивление, смех, страх, радость и восторг. Они выступают как на сцене, так и в цирке. Кроме того, их часто приглашают на различные корпоративные мероприятия, а также свадьбы, дни рождения и юбилеи. Не обходятся без них и массовые праздники, во время которых улицы, площади, а также городские парки и скверы становятся ареной для выступлений. В последние годы даже начинающие, но талантливые представители оригинального жанра смогли показать свое искусство миллионам зрителей.
Объект изучения – сущность и особенности режиссерской постановки оригинального жанра, режиссерский анализ драматической пьесы.
Цель – изучить теоретические и методологические аспекты оригинального жанра и его постановки, а также провести режиссерский анализ пьесы.
Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд следующих задач:
1. Изучить сущность оригинального жанра эстрады, а также выявить особенности режиссерской постановки этого жанра.
2. Провести режиссерский анализ пьесы У. Шекспира «Гамлет».
1. Оригинальный жанр. Режиссура оригинального жанра
Сегодня эстрада, пожалуй, является одним из наиболее популярных и востребованных жанров современного искусства. Более того, современный мир невозможно представить без эстрады. Если обратиться к этимологии понятия «эстрада», то можно выявить, что она дословно переводится как «помост», «подмостки», «площадка», которая возвышается над уровнем земли [4, c. 1226]. Общеизвестно, что эстрада как вид сценического искусства не является новым. И. А. Богданов писал, что эстрадное искусство зародилось давно, однако не теряет своей актуальности и по сей день, что объясняется тем, что основой эстрадного номера, как правило, являются злободневные темы. Автор также отметил пластичность и мобильность эстрадного искусства [3, c. 23].
Согласно мнению Е. В. Альпининой, эстрада является многожанровым искусством, главное преимущество которого – это кратковременность действия и необходимость предельной концентрации выразительных средств [1, c. 5]. Также, по мнению автора, этот жанр обладает способностью легко адаптироваться под требования времени и своего зрителя, что обусловливает большую любовь зрителя к этому виду искусств [1, c. 6]. И. Г. Шароев, в свою очередь, отметил, что другими факторами особой любви аудитории к жанру эстрады является близкое общение с аудиторией, иными словами, артисты могут вступать в открытый контакт со своим зрителем, что, в свою очередь, позволяет ему получить обратную связь, реакцию [9, c. 14].
Итак, эстрадное искусство благодаря своей мобильности, приближенности к злободневным темам на сегодняшний день является одним из самых популярных видов искусств. Исследователи определяют эстраду как искусство малых форм, основными особенностями которого является его кратковременность и концентрация выразительных средств. Кроме того, эстрада является многожанровым искусством, что, отчасти, обусловливает сложности в его определении.
В рамках данной работы нет необходимости подробно останавливаться на жанрах эстрадного искусства. Можем отметить лишь то, что С. А. Воскресенский выделил эстрадные теарты, музыкальную эстраду, оригинальную (цирковую) в качестве основных [5]. Особый интерес представляет оригинальный жанр.
Ю. П. Лято пишет, что оригинальный жанр представляет собой жанр, в котором будет применен какой-либо трюк. Автор также отмечает, что само название «оригинальный жанр» носит несколько рабочий характер [7, c. 17]. Я. В. Чешуина, в свою очередь, дала более подробное определение этому феномену искусства.
2. Режиссерский анализ пьесы Уильяма Шекспира «Гамлет»
Уильям Шекспир (26 апреля 1564 (крещение) – 23 апреля 1616) является английским поэтом, драматургом и актером, широко известным как величайший писатель английского языка и выдающийся драматург в мире. Его часто называют национальным поэтом Англии и «Бардом Эйвона». Его дошедшие до нас произведения, включая некоторые совместные, состоят из около 38 пьес, 154 сонетов, двух длинных повествовательных стихотворений и нескольких других стихов, авторство некоторых из которых неизвестно. Его пьесы переведены на все основные живые языки и ставятся чаще, чем пьесы любого другого драматурга.
Шекспир родился и вырос в Стратфорде-на-Эйвоне. В 18 лет он женился на Энн Хэтэуэй, от которой у него было трое детей: Сюзанна и близнецы Хамнет и Джудит. Между 1585 и 1592 гг. он начал успешную карьеру в Лондоне в качестве актера, писателя и совладельца игровой компании под названием «Люди лорда Чемберлена», позже известной как «Люди короля». Похоже, он удалился в Стратфорд около 1613 г. в возрасте 49 лет, где умер три года спустя. Сохранилось немного записей о частной жизни Шекспира, и было много спекуляций по таким вопросам, как его внешний вид, сексуальность, религиозные убеждения, а также были ли приписываемые ему работы кем-то другим.
Шекспир написал большую часть своих известных произведений между 1589 и 1613 гг. Его ранние пьесы были в основном комедиями и историями, и эти произведения до сих пор считаются одними из лучших произведений, созданных в этих жанрах. Затем он писал в основном трагедии примерно до 1608 г., в том числе «Гамлета», «Отелло», «Короля Лира» и «Макбета», которые считались одними из лучших произведений на английском языке. На последнем этапе он писал трагикомедии, также известные как романсы, и сотрудничал с другими драматургами.
Многие из его пьес были опубликованы в изданиях разного качества и точности при его жизни. В 1623 г. Джон Хемингес и Генри Конделл, двое друзей и соратников-актеров Шекспира, опубликовали «Первый фолио», собрание его драматических произведений, в которое вошли все пьесы, за исключением двух, ныне признанных шекспировскими. Этому предшествовало стихотворение Бена Джонсона, в котором Шекспир прозорливо провозглашается «не эпохой, а на все времена». В ХХ и XXI вв. его работы неоднократно принимались и открывались новыми движениями в науке и творчестве.
Заключение
Оригинальный жанр – вид сценического искусства, сущность которого заключается в симбиозе приемов театральной постановки, эстрадного представления и циркового искусства. Главной задачей оригинального жанра, на наш взгляд, эпатировать, удивлять публику. оригинальный жанр отличается видовым многообразием. К этому жанру, как правило, причисляют пантомима, клоунада, куклы на эстраде, тантамореска и синхро-буффонада и огненное шоу. В процессе режиссуры оригинального жанра необходимо учитывать индивидуальность артиста. В бессюжетном эстрадном оригинальном номере необходимо особое внимание уделить костюму, реквизитам, музыкальному и шумовому оформлению и свету.
Пьесы У. Шекспира до сих пор входят в золотой фонд мировой литературы. Конечно, его пьесы являются одними из наиболее показываемых и просматриваемых. Множество режиссеров и актеров пытались внести свое творческое «Я» в произведении, творили бок о бок вместе с гением. Однако, на наш взгляд, на сегодняшний день нельзя поставить точку, так как сказано многое, но не все. Пьеса «Гамлет» затрагивает глубокие философские, общечеловеческие вопросы. В результате режиссерского анализа пьесы был рассмотрен сюжет, фабула произведения, ведущее предполагаемое обстоятельство, исходное событие, центральное событие, сверхзадача, сквозное действие, конфликт и событийно-действенный ряд.
1. Алипина, Е. В. Кафешантаны, ревю, мюзик-холлы как виды театрально-зрелищной эстрады / Е. В. Алипина // Искусство эстрады глазами молодых. Сборник докладов круглого стола. – Белгород: Изд. Белг. гос. инст. искусств и культуры, 2019. – С. 5 – 9.
2. Богданов, И. А. О режиссуре оригинальных жанров эстрады / И. А. Богданов. – СПб.: Изд. СПбАТИ, 2005. – 106 с.
3. Богданов, И. А. Драматургия эстрадного представления / И. А. Богданов, И. А. Виноградский. – СПб.: СПбГАТИ, 2009. – 424 с.
4. Большой Энциклопедический словарь / ред. А. М. Прохоров. – 2-е изд. перераб. и доп.– М: Норинт, 2004. – 1456 с.
5. Воскресенский, С. А. Эстрадные жанры / С. А. Воскресенский. – М.: Искусство, 1930. – 258 с.
6. Конников, А. П. Мир эстрады / А. Конников. – М.: Искусство, 1980. – 192 с.
7. Режиссура эстрадного номера: методические рекомендации / Ю. П. Лято. – СПб.: СПбГИК, 2019. – 45 с.
8. Чешуина, Я. В. Оригинальный жанр. Что это такое? / Я. В. Чешуина [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://vk.com/@danceclubu-originalnyi-zhanr-chto-eto-takoe.
9. Шароев, И. Г. Режиссура эстрады и массовых представлений / И. Г. Шароев. – М. Просвещение, 1986. – 463 с.
10. Шекспир, У. Гамлет / У. Шекпир [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://rushist.com/index.php/foreign-literature/5280-shekspir-gamlet-chitat-onlajn-polnostyu.