ВВЕДЕНИЕ
ПРОГРАММА - ОСНОВА ДЛЯ СОЗДАНИЯ КОМПОЗИЦИОННОГО ПЛАНА
КОМПОЗИЦИОННЫЙ ПЛАН-РАЗВЕРНУТЫЙ СЦЕНАРИЙ ТАНЦЕВАЛЬНОЙ КОМПОЗИЦИИ
ПОСТРОЕНИЕ ХОРЕОГРАФИЧЕСКОГО ПРОИЗВЕДЕНИЯ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ВВЕДЕНИЕ
Создание хореографического произведения начинается с рождения замысла. Замысел обязательно должен включать в себя тему и идею будущего произведения. Возникший замысел воплощается в программе. Программа является первым звеном в цепи творческих процессов, предшествующих появлению нового хореографического произведения.
Программа содержит подробное изложение сюжета, последовательное описание событий спектакля с указанием времени, места действия и социальной среды, развёрнутую характеристику основных образов, чёткого обозначения основного конфликта и расстановку борющихся сил.
Непременное условие создания программы – владение законами драматургического построения действия, ясное и чёткое определение основных пунктов его развития.
ПРОГРАММА - ОСНОВА ДЛЯ СОЗДАНИЯ КОМПОЗИЦИОННОГО ПЛАНА
Композиционный план - это музыкально-хореографический сценарий, в котором в органическом единстве разработано драматургическое развитие содержания танца с подробным решением конкретных хореографических форм его воплощении.
В композиционном плане содержатся следующие сведения1: время и место действия танца, обстановка, в которой он возникает; при необходимости дается описание декораций; подробно излагается по законам драматургии вс действия танца с характеристикой и обоснованием поступков действующих лиц4 последовательно описываются экспозиция, завязка, ступени развития действия. Кульминация, развязка: указывается предположительный характер хореографической формы танца (например, монолог, дуэт, хоровод, кадриль, поулошная пляска, перепляс и т.п.). отмечаются желательный характер музыки, ее темп, размер (с приведением нотного примера или музыкально материала, который надо аранжировать для данного народного танца); делается точный хронометраж всего танца в минутах и отдельных его эпизодов в секундах с указанием примерного числа тактов музыки, характера ее звучания; описывается, какие нюансы нужны в музыке.
В композиционном плане полезно дать схемы и чертежи хореографического решения наиболее важных моментов и эпизодов действия.
Все эти материалы помогут понять танец, замысел балетмейстера, проникнуть им, представить его пластическое выражение. Этот момент очень важен, так как позволяет почти полностью зрительно увидеть постановку, почувствовать ее.
КОМПОЗИЦИОННЫЙ ПЛАН-РАЗВЕРНУТЫЙ СЦЕНАРИЙ ТАНЦЕВАЛЬНОЙ КОМПОЗИЦИИ
Композиционный план - это развернутый хореографический сценарий будущего балетного спектакля или концертного номера, включающий в себя режиссерскую разработку хореографической программы: сюжетная основа, идея и тема, место, время действия, музыкальный материал, рисунок танца, хореографический текст, костюмы и декорации, освещение и бутафория все мельчайшие детали будущего хореографического произведения.
В нем разрабатывается сюжетная основа, говорится, какими средствами на сцене будут раскрываться образы действующих лиц, как будут раскрыты идея и тема. В композиционном плане указывается место, время действия эпизода или сцены, костюмы и декорации, освещение, все мельчайшие детали будущего хореографического произведения. При про-чтении композиционного плана перед нами должна возникнуть картина будущего хореографического произведения.
Прежде чем приступить к работе, автор композиционного плана должен изучить материал, который берется в основу сюжета программы. Изучение жизни, быта народа, национальных черт, обычаев и обрядов также поможет балетмейстеру-автору композиционного плана. Культура народа, социально-экономические условия его жизни – все это важно знать и использовать в работе над произведением. Большое внимание следует обратить на литературные источники, исторические, архивные материалы.
Заложенная в программе схема будущего хореографического произведения, находит в композиционном плане свое развитие: хореографические образы приобретают зримые черты, разрабатывается действие, через которое раскрываются характеры героев.
ПОСТРОЕНИЕ ХОРЕОГРАФИЧЕСКОГО ПРОИЗВЕДЕНИЯ
Композицию создает балетмейстер – создатель, сочинитель хореографического произведения. Это может быть сочинение целого балета, отдельного танцевального номера, эпизода в пляске, дуэта, трио, квартета и т.д.
Каждая композиция включает в себя ряд танцевальных комбинаций, она должна основываться на определенном музыкальном материале и отражать все особенности музыки, строится по законам драматургии и включать в себя экспозицию, завязку, ступени перед кульминацией, кульминацию и развязку. В композиции следует различать рисунок танца и хореографический текст.
Внутренний взор балетмейстера – это своеобразный фильм, где звучит музыка, возникают сперва смутные пластические и цветовые ассоциации, а затем все более четко вырисовывается цельный танец и наконец, балет со всеми его событиями, образами.
Когда создается танец, воображению хореографа представляется прежде всего логическое развитие характеров героев в обусловленных сюжетом действиях и поступках. Но ему видится и декоративное оформление, цвета и форма костюмов, необходимая бутафория и реквизит, сценическое освещение.
Композиция танца состоит из ряда компонентов. В нее входят: драматургия (содержание), музыка, текст (движения, позы, жестикуляция, мимика), рисунок (перемещение танцующих по сценической площадке), всевозможные ракурсы. Все это подчинено задаче выразить мысль и эмоциональное состояние героев в их сценическом поведении. Композиция составляется из ряда частей – танцевальных комбинаций.
Основной закон построения драматургического произведения обязателен как для танцев сюжетных, так и для любого бессюжетного танца, где есть тема и задача выразить то или иное состояние человека (радость, горе, любовь, ревность, отчаяние и т.п.) или его свойства (доверчивость, хитрость, подозрительность, самовлюбленность, беспечность, неустрашимость, трудность).
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Создание хореографического произведения начинается с рождения замысла. Замысел обязательно должен включать в себя тему и идею будущего произведения. Возникший замысел воплощается в программе. Программа является первым звеном в цепи творческих процессов, предшествующих появлению нового хореографического произведения.
Таким образом, все части хореографического произведения органично связаны друг с другом, последующая вытекает из предыдущей, дополняет и развивает ее.