Введение
1. Клубные объединения как воспитательный феномен
2. Виды клубных объединений
Заключение
Список использованных источников
Введение
Проблема повышения социально-культурной активности личности относится к числу наиболее актуальных, поскольку связана с реализацией практических задач общественного развития. Особая роль в процессе социокультурного развития общества принадлежит феномену клубной деятельности, которая органично сочетает в себе возможности участия населения в различных творческих профессиях, социально значимой деятельности и неформального межличностного общения как особого вида социального творчества.
Основной задачей клубных учреждений является развитие социальной активности и творческого потенциала личности, организация различных форм досуга и отдыха, создание условий для полноценной самореализации личности в сфере самодеятельного творчества и не формального общения. Однако, несмотря на то, что количество клубов растет и они становятся более доступными для посетителя, существует определенный стереотип, который выражается в фактическом сведении клубного объединения к узкой направленности деятельности, что уменьшает поток потенциальных посетителей и сокращает срок жизни клуба. Поэтому возникает необходимость постоянного обогащения содержания своей деятельности, методов ее реализации и поиска новых технологий. Специалисты в области культурно-досуговой деятельности отмечают, что клубная деятельность создает необходимые условия для того, чтобы каждый человек мог реализовать свои потребности, выступая как свободная личность, способная к всестороннему общению и творчеству.
Объект исследования: социально-культурная сфера.
Предмет исследования: клубные объединения, и их виды и направления деятельности в учреждениях социально-культурной сферы.
Цель исследования: проанализировать сущность и классификацию клубных объединений в учреждениях социально-культурной сферы.
1. Клубные объединения как воспитательный феномен
Организация воспитательного процесса невозможна без включения учащихся в клубную деятельность, организованную с учетом интересов детей на основе их добровольного участия. Она создает условия для развития творчества, предоставляет возможности для общения, самовыражения, самоутверждения и самореализации в среде сверстников. Кроме того, участие в клубной деятельности позволяет детям расслабиться, удовлетворить свои гедонистические потребности.
Клубная деятельность как часть внеурочной деятельности учащихся организуется в школе чаще всего как фронтальная или групповая; последняя – в форме клубных объединений. Классный руководитель, одним из направлений деятельности которого является организация отдыха детей, не может не использовать возможности объединений по интересам для повышения эффективности воспитательной работы. Слово «клуб» пришло в русский язык из английского в середине 18 века и означало «объединение людей». Интересны славянские корни этого слова. В старославянском языке слово «клуб» образовалось путем усечения суффикса от слова «шар», означающего «шарообразная масса пара, дыма», или просто «шар». Старославянские и английские определения тесно переплетаются в современных трактовках слова «клуб». Некоторая замкнутость, ограниченность пространства, своеобразная «кружковость» стали неотъемлемой частью многих объединений детей и взрослых, указывая на одну из особенностей клубов – коллективизм и сплоченность [4, с. 136].
2. Виды клубных объединений
Клубную деятельность создает условия для развития творческих способностей, для общения, самовыражения и самоутверждения школьников, предоставляет им возможности для отдыха и удовлетворения своих гедонистических потребностей. Клубную деятельность в школе можно рассматривать как составную часть внеучебной воспитательной работы. Она организуется как фронтальная, групповая и индивидуальная.
Фронтальная клубная работа – это крупные школьные акции, организуемые по инициативе самих детей при условии их добровольного участия в них (праздники, смотры, ярмарки и др.).
Групповая – это деятельность различного рода клубных объединений.
Индивидуальная клубная работа в условиях школы организуется чаще всего не самостоятельно, а в рамках фронтальной или групповой деятельности (работа над ролью в театральном объединении). Эффективными в воспитательном отношении являются групповые формы клубной работы.
Клубные объединения в школе разнообразны: собственно клубы, кружки, студии, секции, общества.
Клуб – общественная организация, для совместного отдыха и развлечений [9, с. 327].
Клубы детские и подростковые – общественные организации, добровольно объединяющие группы детей в целях общения, связанного с различными интересами.
Детский клуб – это такое объединение детей, которое ставит своей задачей организацию во внеурочное время свободных занятий для желающих учеников.
Заключение
Клубная деятельность как часть внеурочной деятельности учащихся организуется в школе чаще всего как фронтальная или групповая; последняя – в форме клубных объединений. Процесс воспитания не может эффективно реализовывать свои функции, если в него не включена деятельность клубных объединений, специфика организации которых позволяет создать благоприятные условия для развития творческих способностей ребёнка, удовлетворить его потребности в общении, в самовыражении, самоутверждении, самоопределении в среде сверстников. Клубное объединение не только играет важную роль в создании условий для развития личности ребёнка, но и способно в значительной степени повысить воспитательную эффективность общешкольного коллектива.
Организация деятельности клуба как коллективной сочетание с коллективной, повышает эффективность работы объединения. В клубных объединениях школьники участвуют в различных видах коллективной деятельности, но непременным условием ее организации должен быть творческий характер. Творчество – норма развития детей; Она, безусловно, формирует один из самых главных и сильных мотивов прихода школьников в клубное объединение.
1. Аванесова, Г.А. Культурно-досуговая деятельность. Теория и практика организации: учеб. пособие для студ. вузов / Г.А. Аванесова. – М.: Аспект Пресс, 2006. – 237 с.
2. Альбуханова-Славская, К.А. Деятельность и психология личности / К.А. Альбуханова-Славская. – М.: Феникс, 2006. – 321 с.
3. Андреева, Г.М. Социальная психология / Г.М. Андреева. – М.: Аспект–пресс, 2008. – С.137–303.
4. Ариарский, М.А. Прикладная культурология / 2-е изд., исп. и доп / М.А. Ариарский. – Санкт-Петербург: ЭГО, 2001. – 288 с.
5. Ариарский, М.А. Социально-культурная деятельность как предмет научного осмысления / М.А. Ариарский.― Санкт-Петербург, 2008. –792 с.
6. Балакшин, А.С. Культурная политика: поиск новых методов исследования. // Культура и цивилизация: реальность и перспективы развития / А.С. Балакшин. – Нижний Новгород: ВГАВТ, 2008. – С. 14-21.
7. Горбатова, И.И. Деятельность клубных учреждений / И.И. Горбатова. – М., 2009. – С. 415.
8. Горбатова, И.И. Деятельность клубов. / Аналитический обзор / И.И. Горбатова, А.В. Каменец. – М., 2014. – 35 с.
9. Григорьева, Е.И. Современные технологии социально-культурной деятельности: учебное пособие / Е.И. Григорьева. – Тамбов, 2002. – 504 с.
10. Дивакова, О.Ю. Организация досуговой деятельности: учебно-методическое пособие / О.Ю. Дивакова. – Красноярск: Сиб. федер. Ун-т, 2012. – 88 с.
11. Каменец, А.В. Деятельность клубных учреждений в современных условиях: Учебное пособие / А.В. Каменец. – М.: МГУК, 2017. – 41с.