Введение
1. Формирование представлений старших дошкольников о здоровом образе жизни
2. Дидактическая игра как средство формирования у дошкольников основ здорового образа жизни
Заключение
Список использованных источников
Приложения
Введение
Понятие «здоровье» имеет множество определений. Наиболее емким следует признать определение, данное Всемирной организацией здравоохранения: «Здоровье - это состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не просто отсутствие болезней или физических дефектов» [1, с. 4]. Важным в этом и других определении здоровья считается отношение к нему как к динамичному процессу, что допускает возможность целенаправленно управлять им. Одной из актуальных задач является создание условий, гарантирующих формирование и укрепление здоровья ребенка. Основным из средств реализации этой задачи является формирование культуры здорового образа жизни. Здоровье – это то, что желает каждый человек, но быть абсолютно здоровым не может никто. Полноценное физическое развитие и здоровье ребенка - это основа формирования личности. Дошкольный возраст является решающим в формировании фундамента физического и психического здоровья. От уровня психического и физического положения населения, от состояния его здоровья зависит благополучие общества в целом, поэтому проблема формирования у детей основ о здоровом образе жизни представляется в современном обществе актуальной, своевременной и достаточно сложной. Ведь именно до семи лет идет интенсивное развитие органов и становление функциональных систем организма, закладываются основные черты личности, формируется характер. Важно на этом этапе сформировать у детей базу знаний и практических навыков здорового образа жизни, осознанную потребность в систематических занятиях физической культурой и спортом.
1. Формирование представлений старших дошкольников о здоровом образе жизни
Дошкольный возраст относится к так называемым критическим периодам в жизни ребенка. На протяжении всего дошкольного детства происходит нарастание силы и подвижности нервных процессов, формирование высшей нервной деятельности. Нервные процессы отличаются быстрой истощаемостью. Эмоциональное перенапряжение связано с ростом частоты пограничных состояний и невротических реакций. Не случайно именно в этом возрасте родители и педагоги часто сталкиваются с такими проявлениями в поведении детей, как смена настроения, повышенная раздражительность, психомоторная возбудимость, плаксивость, быстрая утомляемость, невнимательность при выполнении заданий. У детей могут наблюдаться следующие реакции: они грызут ногти, крутят волосы, длительное время не засыпают, совершают беспорядочные движения (покачивания, подпрыгивания и т. д.). Фундаментом здорового образа жизни дошкольника является отношение ребенка к своему здоровью. Установление отношения к здоровью как к величайшей ценности в жизни (на доступном дошкольникам уровне) становится отправной точкой в формировании определенного поведения детей. Центральное место ценностного отношения к здоровью декларируют многие ученые (Е.А. Овчаров, Г.А. Хакимова) [3, с. 21]. В иерархии ценностей дошкольника доминируют игра и общение со сверстниками. В представлениях детей роль здоровья и соответствующего ему здорового образа жизни еще не находит должного понимания. Формирование эмоционально-положительного отношения к здоровью затруднено в силу абстрактности этого понятия у ребенка. Он не замечает своего здоровья и воспринимает его как естественную данность. Он верит в его нерушимость. В психологии подобное отношение считают нездоровым поведением, в основе которого лежит феномен «нереалистичного оптимизма» [3, с. 21].
2. Дидактическая игра как средство формирования у дошкольников основ здорового образа жизни
Дидактические игры, чаще всего понимаемые как игры, направленные на умственное развитие детей (в процессе их дети овладевают определенными умениями, приобретают новые знания, закрепляют их), в наибольшей степени могут быть приближены к учебным занятиям. Важно, чтобы игры не только были поучительными, но и вызывали интерес детей, радовали их. Только в этом случае они оправдывают свое назначение как средство воспитания [2, c. 88]. В дидактической игре учебные, познавательные задачи взаимосвязаны с игровыми. При обучении детей младшего дошкольного возраста значительное место отводится занятиям с дидактическими игрушками: матрешками, башенками, пирамидками. Действия малышей с дидактическими игрушками приобретают игровой характер: дети составляют из нескольких частей целую матрешку, подбирают детали по цвету, размеру, обыгрывают полученный образ. Наличие игрового содержания в занятиях с дидактическими игрушками дает право объединить их с дидактическими играми и назвать этот вид деятельности детей младшего возраста дидактическими играми – занятиями [3, c.206].
Заключение
Фундаментом здорового образа жизни дошкольника является отношение ребенка к своему здоровью. В дошкольном детстве приобщение к здоровому образу жизни должно происходить в совместной деятельности взрослого и ребенка. Дидактическая игра является важным средством формирования у дошкольников основ здорового образа жизни. Использование дидактической игры как метода обучения повышает интерес детей к занятиям, развивает сосредоточенность, обеспечивает лучшее усвоение программного материала. Дидактическая игра является игровой формой обучения, в которой одновременно действуют два начала: учебное, познавательное и игровое, занимательное. Комплексный подход к воспитательно-оздоровительной работе включает в себя: разработку рационального режима с учётом возрастных особенностей; создание предметно-развивающей среды и условий для оптимального развития моторики и двигательной активности детей; вооружение детей знаниями о здоровом образе жизни, умениями применять их на практике; обеспечение эффективного закаливания с применением современных методов. Для планомерной и целенаправленной работы с детьми по вопросам здоровье-сбережения в нашей группе созданы условия: спортивный уголок с оборудованием, информационный материал для занятий, выносной материал, инвентарь для закаливания.
1. Артемова, Л.В. Окружающий мир в дидактических играх дошкольников / Л.В. Артемова. – М. : Просвещение, 1992. – 246 с.
2. Львов, М.Р. Учись играть / М.Р. Львов. – М.: Дрофа, 2003. – 188 с.
3. Макаренкова, Г.Г. Здоровьесберегающие системы в современном дошкольном образовании / Г.Г. Макаренкова // Пралеска. – 2004. – № 6. – С. 5-8.
4. Новикова, И.М. Формирование представлений о здоровом образе жизни у дошкольников / И.М. Новикова. –М. : МОЗАЙКА-СИНТЕЗ, 2010. – 96 с.
5. Учебная программа дошкольного образования. – Минск : Национальный институт образования, 2012. – 420 с.
6. Шишкина, В.А. В детский сад – за здоровьем : пособие для педагогов, обеспечивающих получение дошк. образования / В.А. Шишкина. – Минск : Зорны верасень, 2006. – 184 с.