ВВЕДЕНИЕ
1. Способы и приемы выявления недостатков звукопроизношения у детей
2. Подготовительный этап коррекционно–педагогической работы по преодолению у детей недостатков произношения сонорных звуков
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ВВЕДЕНИЕ
Полноценное развитие личности ребенка невозможно без воспитания у него правильной речи. Одним из важнейших свойств полноценной устной речи является правильное звукопроизношение. Однако, выполнение данной задачи часто связано с некоторыми трудностями. Ребенок не сразу может овладеть правильным звукопроизношением. Это временные нарушения звукопроизношения, которые могут быть обусловлены недостаточной сформированностью речевого слуха, артикуляционного аппарата, неумением правильно дышать, нарушением общей и мелкой моторики.
1. Способы и приемы выявления недостатков звукопроизношения у детей
У детей самого разного возраста часто наблюдаются различные речевые нарушения. Наиболее распространенными недостатками речи у детей дошкольного возраста являются нарушения звукопроизношения. Обычно нарушаются следующие группы звуков:
– свистящие (с, с' з, з', ц);
– шипящие (ш, ж, ч, щ);
– сонорные (л, л', р, р', й);
– заднеязычные (к, к', г, г', х, х');
– звонкие (в, з, ж, б, д, г);
– мягкие (т', д', н').
У некоторых детей нарушается только одна группа звуков. Такое нарушение звукопроизношения определяется как простое (частичное), или мономорфное.
У других детей нарушаются одновременно две или несколько групп звуков, например, шипящие и заднеязычные или свистящие, сонорные и звонкие. Такое нарушение звукопроизношения определяется как сложное (диффузное), или полиморфное.
2. Подготовительный этап коррекционно–педагогической работы по преодолению у детей недостатков произношения сонорных звуков
Цель коррекционно–педагогической работы – преодолению у детей недостатков произношения сонорных звуков, исправление неправильного употребления звуков во всех видах речевой деятельности.
Сонорные звуки – это такие звуки, в которых тон голоса преобладает над шумом. К ним относятся звуки: Р, Р’, Л, Л’, Н, Н’, М, М’, Й. Неправильное произношение данных звуков имеет свое определенное название. Так, недостатки звуков Р, Р’ обозначают понятием «ротацизмы»; недостатки звуков Л, Л’ обозначают понятием «ламбдацизмы»; недостатки звука Й носят название йотацизма [4, с. 79].
Коррекционно–педагогической работы по преодолению у детей недостатков произношения должно осуществляться с учетом следующих принципов [1 ,с. 174]:
1. Принцип системности. Речь представляет собой сложную функциональную систему, структурные компоненты которой находятся в тесном взаимодействии. Поэтому процесс коррекции предполагает воздействие на все компоненты речевой функциональной системы.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
При обследовании звукопроизношения у детей логопед проверяет: изолированное произнесение звуков в следующей последовательности: гласные, согласные (губные, губно–зубные, задненёбные, передненёбные взрывные, шипящие, свистящие, аффрикаты, соноры); умение произносить звуки в слогах разной структуры (открытый, закрытый); в словах, где звук занимает разные позиции (отражённо: после произнесении логопедом и самостоятельно по картинке); в предложении (отражённо, по картинке, по вопросам); во фразовой речи.
В ходе обследования с целью выявления недостатков звукопроизношения у детей логопед фиксирует все данные в протоколе для индивидуальной работы с ребенком. Анализ результатов обследования даст педагогу возможность определить нарушение и наметить наиболее эффективный путь его коррекции.
1. Архипова, Е.Ф. Логопедический массаж при дизартрии. Логопедический массаж при дизартрии / Е.Ф. Архипова. –М.: Академия; 2008. – 512 с.
2. Ефименкова Л.Н. Формирование речи у дошкольников: (Дети с общим недоразвитием речи). Кн. для логопеда / Л.Н. Ефименкова. – М.: Просвещение, 1985. – 112 с.
3. Логопедия: учебник / Под ред. Л.С. Волковой, С.Н. Шаховской. – М.: Владос, 1998. – 680 с.
4. Правдина О.В. Логопедия: учеб. пособие / О.В. Правдина. – М.: Просвещение, 1973. – 272 с.
5. Филичева Т.Б. Основы логопедии: учеб. пособие / Т. Б. Филичева, Н. А. Чевелева, Г. В. Чиркина. – М.: Просвещение, 1989. – 223 с.
6. Фомичева М.Ф. Воспитание у детей правильного звукопроизношения: Практикум по логопедии: учеб. пособие / М.Ф. Фомичева. – М.: Просвещение, 1989. – 239 с.