ВВЕДЕНИЕ
1. Естественно-научные основы режима детской жизни
2. Педагогическое значение режима дня
3. Сравнительная характеристика режима дошкольников в разных возрастных группах
4. Правила построения рационального режима дня
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ВВЕДЕНИЕ
Среди многочисленных условий, обеспечивающих необходимый уровень физического и психического развития ребенка, рациональному режиму принадлежит одно из ведущих мест. Основным принципом правильного построения режима дня является его соответствие возрастным психофизиологическим особенностям дошкольника. Правильно построенный режим предполагает оптимальное соотношение периодов бодрствования и сна в течение суток, целесообразное чередование различных видов деятельности и отдыха в процессе бодрствования.
1. Естественно-научные основы режима детской жизни
Режим дня – это система распределения периодов сна и бодрствования, приемов пищи, гигиенических и оздоровительных процедур, занятий и самостоятельной деятельности детей. Бодрое, жизнерадостное и в то же время уравновешенное настроение детей в большой мере зависит от строгого выполнения режима. Запаздывание еды, сна, прогулок отрицательно сказывается на нервной системе детей: они становятся вялыми или, наоборот, возбужденными, начинают капризничать, теряют аппетит, плохо засыпают и спят беспокойно.
Это понятие включает в себя длительность различных видов деятельности ребенка в течение суток. Режим включает соответствие его содержания, организации определенным правилам. Эти принципы основаны на законах высшей нервной деятельности человека и анатомо-физиологических особенностях растущего организма.
2. Педагогическое значение режима дня
Большое значение для здоровья и физического развития детей имеет режим дня. Постоянное время для еды, сна, прогулок, игр и занятий – то, что И. П. Павлов называл внешним стереотипом, – обязательное условие правильного воспитания ребенка.
Для детей раннего и дошкольного возраста правильный режим дня является основой воспитания. Если режим дня соответствует возрасту, состоянию здоровья и индивидуальным особенностям ребенка, это способствует нормальному функционированию всего организма, в том числе коры больших полушарий, и предохраняет нервную систему от утомления. Для детей раннего возраста правильный распорядок – режим дня – имеет очень большое значение как одно из условий, поддерживающих спокойное и бодрое поведение, без чего невозможно нормальное развитие их нервно-психической деятельности.
3. Сравнительная характеристика режима дошкольников в разных возрастных группах
Для укрепления здоровья и нормального развития ребенка важно, чтобы режим дня выполнялся на протяжении всего периода воспитания детей в дошкольном учреждении, начиная с раннего возраста, сохраняя постоянство, последовательность и постепенность в проведении режимных процессов.
Режим дня детей разного возраста включает примерно одни и те же для всех дошкольных групп виды деятельности и отдыха. От года к году изменяется лишь содержание и объем некоторых нагрузок, продолжительность сна и бодрствования.
4. Правила построения рационального режима дня
При построении рационального режима дня следует учитывать биоритмы функционирования организма. У большинства здоровых детей наибольшая возбудимость коры головного мозга определяется в периоды 9-12 час и 16-18 час. Первый подъем более выражен по силе и длительности. Вместе с тем есть дети с одновершинным дневным подъемом работоспособности или с многовершинным вариантом. В ночное время функции всех систем выражены на минимальном уровне. Сон – разновидность пассивного отдыха, обеспечивающего полноценное восстановление клеток коры головного мозга. Сон – многоаспектная проблема со многими неизвестными, активно изучается в наше время.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Таким образом, правильный режим основывается на главной закономерности жизненных процессов – их периодичности. Рационально построенный и организованный режим способствует наилучшей работоспособности, является профилактикой развития утомления, увеличивает сопротивляемость организма. На этом основана ведущая роль режима в системе мер профилактики заболеваний.
С медицинской точки зрения режим – это система условно-рефлекторных реакций, действующих по типу динамического стереотипа.
1. Богина, Т.П. Режим дня в детском саду/ Т.П. Богина, Н.Т. Терехова. – М. : Высшая школа, 1987. – 220 с.
2. Дошкольная педагогика / Под ред. В. И. Логиновой, П.Г. Саморуковой. – М. : Высшая школа, 1983.– 230 с.
3. Козлова, С.А. Дошкольная педагогика: учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений. - 3-е изд., исправ. и доп. / С.А. Козлова, Т.А. Куликова. – М. : Академия, 2001. – 416 с.
4. Смирнова, Е.Т. Гигиенические основы воспитания в дошкольных учреждениях / Е.Т. Смирнова. – М. :Просвещение, 1973. –180 с.
5. Супоросова, И.Н. Организация режима дня в дошкольном образовательном учреждении для детей в соответствии с ФГТ / И.Н. Супоросова // Теория и практика образования в современном мире: материалы III междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, май 2013 г.). – СПб. : Реноме, 2013. – С. 135-137.