Введение
1. Широта тематики поэтических произведений З.А. Александровой
2. Краткие биографические сведения и анализ творчества А.Л. Барто
3. Методическое обеспечение проведения занятий в детском саду при знакомстве с творчеством С. Михалкова
Заключение
Список использованных источников
Введение
Детская литература – неотъемлемая часть художественной литературы. Она призвана расширить круг представлений ребенка об окружающем мире, активно участвовать в формировании его духовного мира, нравственного идеала, моральных принципов, развивать эстетические чувства.
Основной критерий, который позволяет вычленить детскую литературу из «литературы вообще», – «категория читателя-ребенка» [86, с.7]. Руководствуясь этим критерием, литературоведы выделяют на три класса произведений:
- непосредственно адресованные детям;
- входящие в круг детского чтения (не создававшиеся специально для детей, но нашедшие у них отклик и интерес);
- сочиненные самими детьми (или, иначе, «детское литературное творчество») [1, с. 7].
Первая из этих групп чаще всего и имеется ввиду под словами «детская литература» – литература, созданная в диалоге с воображаемым (а часто – и вполне реальным) ребенком, «настроенная» на детское мировосприятие. С полной уверенностью отнести к этой группе то или иное произведение не всегда легко. Как основные можно указать такие критерии:
1. Широта тематики поэтических произведений З.А. Александровой
Александрова Зинаида Николаевна родилась в Петербурге 3 декабря 1907 года в семье учителя. Она была в семье единственным ребенком. Летом семья часто выезжала на дачу, с удовольствием покидая мрачный многоэтажный доходный дом. В загородной местности, окрашенной неярким колоритом скромного северного лета, и формировались любовь будущей поэтессы к северной природе, к природе вообще, теплое отношение к простым людям, к деревенским ребятам товарищам по играм. Маленькая Зина рано начала читать. Это была в основном поэзия: Пушкин, Лермонтов, Крылов [1, с. 44].
В 1919 г. от туберкулеза умирает отец, а через год мать, заразившись сыпняком от больных, которых она неутомимо и самоотверженно спасала, мотаясь по самым отдаленным деревням.
Детство кончилось. Тетка отдала свою племянницу в детский дом бывший Павловский институт. К детдомовскому периоду относятся первые поэтические опыты З. Н. Александровой. В детдоме она закончила семилетку и пошла работать на прядильную фабрику им. С. Халтурина. Продолжала писать стихи. Подруги без ведома автора послали их в журнал «Работница и крестьянка». Некоторые были напечатаны. А вскоре вышли две ее книжки (по словам автора, «тоненькие, робкие») «Полевой Октябрь» и «Фабричные песни». К этому времени З.Н. Александрова уже училась в Ленинградском техникуме печати [1, с. 44].
2. Краткие биографические сведения и анализ творчества А.Л. Барто
Агния Львовна Барто (девичья фамилия Волова 4 февраля 1906, Москва 1 апреля 1981, Москва) родилась в Москве в семье врача-ветеринара. Учась в общеобразовательной школе, она одновременно посещала театральное училище, хотела стать актрисой. Писать стихи Барто начала рано: это были озорные эпиграммы на учителей и подруг, лирические наивные подражания А. Ахматовой [2, с. 331].
В 1925 г. А. Барто принесла в Госиздат стихотворение «Китайчонок Ван Ли». Ее стихами заинтересовался А.В. Луначарский: пригласив начинающую поэтессу к себе, он посоветовал ей писать для детей. Так и начала свой творческий путь молодая поэтесса темой очень важной и почти не разработанной в 20-е годы интернациональной темой.
В 1928 г. появляется знаменитая книжка Барто для маленьких «Братишки», посвященная детям разных народов, маленьким братишкам, отцы которых погибли в борьбе за свободу, счастье людей. В ней звучит призыв к борьбе за братство, равенство и единство всех живущих на земле, независимо от цвета их кожи. Написанная в жанре колыбельной песни, эта книжка глубоко гуманистична по содержанию, заключенному в доступную детям, конкретную, образную форму.
Откликами на события жизни, имеющими интернациональное значение, были сборники испанских стихов поэтессы. Они появились после того, как А. Барто в 1937 г. ездила в Испанию на Международный антифашистский конгресс в защиту культуры. Циклы испанских стихов «Над морем звезды» и «Я с тобой» А. Барто посвятила детям республиканских бойцов, сражавшихся с фашистами в Испании [2, с. 331].
3. Методическое обеспечение проведения занятий в детском саду при знакомстве с творчеством С. Михалкова в старшей возрастной группе
При знакомстве с творчеством С.В. Михалкова основными задачами являются:
1. Формирование заинтересованности детей к творчеству писателя.
2. Поддержание внимания и интереса к слову в литературном произведении.
3. Обучение детей слушать, сказки, рассказы, стихотворения, запоминать не большие по содержанию считалки [7, с. 36].
Для реализации данных задач можно предложить следующие мероприятия:
1. Краткая биография С.В. Михалкова. Рассматривание фотографий
Цель: Закрепить знания детей о творчестве С.В. Михалкова.
2. Чтение произведений С.В. Михалкова «Дядя Степа», «Как медведь трубку нашел», «Лягушонок» и др.
Цель: Формировать понимание того, что можно узнать из книг много интересного.
3. Заучивание стихотворений «Сашина каша», «Прививка», считалка – «Котята».
Цель: Развивать память и мышление, воображение и творческие способности.
Заключение
В заключении можно сделать следующие выводы:
1. В освещении вопроса «Широта тематики поэтических произведений З.А. Александровой» нами была раскрыта тема Родины, природы, труда и гражданственности.
Для автора характерна следующая тематика произведений:
- произведения гражданской тематики: «Хорошо живется», «Дозор», «Песнь о Чапаеве»;
- стихи для детей о природе: «Подснежники», «Одуванчик», «Морошка»
- цикл стихов о Тане: «Таня первый раз в кино», «Таня пропала» и пр.
2. При выполнении второго вопроса «Краткие биографические сведения и анализ творчества А.Л. Барто» раскрыты наиболее значимые даты и факты из жизни А.Л. Барто и освещена ее литературная деятельность.
Особенностями произведений А.Барто являются:
- широкое использование средств юмора, когда она рассказывает маленьким детям об игрушках.
1. Александрова, З.Н., Алдонина, Р.П., Барто, А.Л. «Лучшие произведения для детей 3-4 года» Издатель: Оникс, АСТ, Центр Общечеловеческих Ценностей Серия: Библиотека домашнего чтения, твердый переплет, 2010 – 256 с.
2. Арзамасцева, И.Н., Николаева, С.А. Детская литература // Учеб. пособие для студентов пед. ВУЗов. – М.: Академия, 2005. – 576 с.
3. Барто, А. Собрание сочинений : в 4 т. / А. Барто; [отв. ред. Л. Левин ; худож. В. Горяев]. – М. : Худож. лит., 1981 - 1984. – Т. 2: Стихи и поэмы. – 1981. – 558 с.
4. Дядя Степа – Михалков / под ред. Н. Пономаревой – М.: Детская литература, 1974 – 112 с.
5. Жизнь и творчество Агнии Барто / Сост. И.П. Мотяшов. – М.: Дет. лит., 1989. – 336 с.
6. Минералова, И.Г. Детская литература для студентов высших учебных заведений. – М., Гуманитарный издательский центр «Владос», 2002. – 132 с.
7. Михалков, С.В. Стихи. Сказки. Басни./ Сост. Т.Д. Полозова. – М.: «Олимп»: Изд. «АСТ», 1998. – 460 c.
8. Смирнова, В.В. Агния Барто и её стихи для детей / В.В. Смирнова. – М.: Дет. лит., 1997. – С. 3-12.