Введение
1. Происхождение государства
2. Основные признаки и формы государства
3. Принципы демократии и их роль в осуществлении власти народа
Заключение
Список использованных источников
Введение
Государство – явление историческое. В первобытном обществе не было ни государства, ни какой-либо политической системы. Возникавшие проблемы, в том числе противоречия между членами общества, решались, как правило, силой авторитета вождей, общественного мнения, привычек. Однако развитие общества стало все больше требовать адекватного и однозначного решения так называемых общих дел (например, защиты от внешних врагов, охраны собственности). Осуществление этих функций без специально созданных органов управления было невозможным [1, с. 14].
Характеристика сущности государства является составной частью его понятия. О сущности государства высказаны различные мнения. В политической мысли акцент делается то на классовой, то на общесоциальной природе государства. В любом случае, можно сказать, что с определенного момента развития общества государство является необходимым способом его организации, неотъемлемым условием его существования и жизнедеятельности.
1. Происхождение государства
Вопрос о происхождении государства и права в течение столетий занимал умы множества философов, историков и юристов. Еще в глубокой древности люди стали задумываться над вопросами о причинах и путях возникновения государства и права. Создавались самые разнообразные теории, по-разному отвечающие на данный вопрос. Множественность этих теорий объясняется различными историческими и социальными условиями, в которых жили их авторы, разнообразием идеологических и философских позиций, которые они занимали [5, с. 96].
Теологическая теория.
Эта теория происхождения государства и права была одной из первых, которая объясняла возникновение государства и права в результате божественной воли. Еще в древнем Египте и Вавилоне возникли подобные идеи. В силу занимаемого положения и влияния духовенству удавалось оказывать значительное влияние на формирование соответствующего общественного мнения.
Наиболее известными представителями этой теории были Ф. Аквинский, Ж. Маритен, Ф. Лебюфф. Например, ученый-богослов Ф. Аквинский (1225-1274 гг.) считал, что процесс возникновения и развития государства и права аналогичен процессу сотворения богом мира.
Теологическую теорию, как и любую догму, нельзя доказать, как и нельзя прямо опровергнуть. Вопрос о ее истинности решается вместе с вопросом о существовании Бога, Высшего разума, т.е. это, в конечном счете, вопрос веры [5, с. 97].
2. Основные признаки и формы государства
Государство как социальный институт имеет определенные признаки:
1. Публично-политическая (государственная) власть.
Государственная власть – это власть одновременно публичная и политическая. Публичной она является потому, что официально управляет делами всего общества и выступает от имени всего общества в целом при решении вопросов, относящихся к её компетенции.
Политическая природа государственной власти определяется тем, что она в лице государственного аппарата отделена от общества, относительно обособлена от него Относительно самостоятельное существование, положение в обществе и та сила, которой данная власть обладает, позволяют ей действенно управлять социально неоднородным обществом, т. е. таким, где во многом отсутствуют единство, совпадение интересов у различных слоев, групп, общностей. Отношения между ними составляют сферу политики как таковой. Прямое предназначение государственной власти заключается, во-первых, в регулировании этих отношений, что и делает её как власть публичную властью политической; во-вторых, успех в борьбе не совпадающих во многом интересов различных социальных слоев, групп, общностей в социально неоднородном обществе всегда будет на стороне того, кто обладает государственной властью. Овладение этой властью позволяет одной какой-либо части общества (большей или меньшей, либо ее представителям) не только управлять делами всего общества, обеспечивать его безопасность, существование как единого целого, но и руководить им преимущественно в своих интересах. Последнее и придает публичной власти политический характер. Поэтому она и выступает всегда как власть публично-политическая [6, с. 67].
3. Принципы демократии и их роль в осуществлении власти народа
Термин «демократия» производно от двух греческих слов demos народ и сгаtos власть и переводится буквально «власть народа». В политологическом словаре демократия определяется как «власть народа, народовластие, форма политического, государственного устройства, основанная на признании народа как источника власти, его права принимать участие в решении общественных, государственных вопросов, на признании принципов свободы, равенства и других прав граждан, предусматривающая введение правовых и процедурных гарантий их реализации во всех сферах жизни общества» [3, с. 45].
Любые демократические государства строятся на базе этих фундаментальных позиций. В то же время современные, основанные на ценностях либерализма, демократии дополняют их принципами прав человека, их приоритета над правами государства, ограничении власти большинства над меньшинством, уважение права меньшинства иметь свое мнение и отстаивать его, верховенство закона и т. д.
Рассмотрим более подробно некоторые из них.
Одним из основополагающих принципов демократии является принцип большинства. При авторитарной форме правления вся полнота власти сосредоточена в руках узкого слоя политической элиты, которая часто в своих действиях игнорирует волю и интересы большинства народа. При демократии в процессе свободного волеизъявления народа в пользу тех или иных предложений выявляется большинство, позицию которого власти игнорировать не могут. Принцип большинства суть народного суверенитета, в соответствии с которой народ провозглашается источником верховной государственной власти в демократическом обществе. Правило большинства должно сочетаться с гарантиями прав личности, которые служат защите прав меньшинств этнических, религиозных, политических и не могут быть отменены большинством голосов [1, с. 34].
Заключение
В заключении можно сделать следующие выводы:
Причины возникновения государства – это факторы, вследствие которых образовалось такое общественное явление как государства. Различные исследователи государственно-правовых явлений выявляли различные причины перерастания родового общественного устройства в государства. Существует две точки зрения по вопросу возникновения государства: выделяются формы происхождения государства: рабовладельческая, азиатская и прафеодальная; выделяются формы происхождения государства: древнегерманская, древнеримская и древнегреческая.
Государство как социальный институт имеет определенные признаки: наличие публичной власти, предполагающее особую систему органов и учреждений, составляющих государственный аппарат управления; территория, на которую распространяется юрисдикция данного государства; существование системы права, обязательных норм, соблюдение которых обеспечивается органами государства; суверенитет, т. е. полная независимость государства от других государств; сбор налогов с населения.
1. Введение в политическую теорию: учеб.-метод. пособие / В.А. Мельник, Л.В. Слуцкая / Под общ. ред. В.А. Мельника. – Минск: БИП-С Плюс, 2006. – 106 с.
2. Жильская, Л.В. Социальное государство с точки зрения права // История государства и права. – 2006 – № 2 – С. 72-80.
3. Мадатов, А.С. Демократизация: особенности ее современной волны // Вестник Российского университета Дружбы народов. Серия: Политология. – 2001. – №3. – С. 45-56.
4. Левакин, И.В. Об основных подходах в теории государства и права как науке и учебной дисциплине // Государство и право. – 2009 – №4 – С. 80-85.
5. Основы политологии: учебно-методическое пособие для высших учебных заведений / Под ред. А.А. Смирнова, В.М. Тишукова; Великий Новгород, НовГУ им. Ярослава Мудрого, 2002. – 166 с.
6. Политология: Учеб. пособие для вузов / Сост. И отв. Редактор А.А. Радугин. – М.: Центр, 1999. – 224 с.
7. Политология: Учебник для вузов / В.Н. Лавриненко, А.С. Гречин, В.Ю. Дорошенко и др.; Под ред. Проф. В.Н. Лавриненко. – М.; ЮНИТИ, 2000. – 367 с.