Методика воспитания звуковой культуры речи детей
1. Понятие звуковой культуры речи, её значение для развития личности ребёнка
2. Особенности усвоения звуковой стороны речи дошкольниками
3. Типичные фонетические возрастные особенности речи детей и содержание обучения
4. Подобрать упражнения на формирование звуковой культуры речи у детей дошкольного возраста
Список использованных источников
1. Понятие звуковой культуры речи, её значение для развития личности ребёнка
Культура речи – это умение правильно, т. е. в соответствии с содержанием излагаемого, с учетом условий речевого общения и цели высказывания, пользоваться всеми языковыми средствами (звуковыми средствами, в том числе интонацией, лексическим запасом, грамматическими формами) [2 с. 33].
Звуковая культура речи является составной частью речевой культуры. Воспитание звуковой культуры – одна из важных задач развития речи в детском саду, так как именно дошкольный возраст является наиболее сензитивным для ее решения.
2. Особенности усвоения звуковой стороны речи дошкольниками
Освоение звуков ребёнком начинается на первом году жизни, когда он овладевает своими речевым и слуховым аппаратами. Вначале на основе определенного эмоционального состояния появляется лепет, не имеющий еще социального значения. Усвоение звуковой стороны языка начинается с того момента, когда язык начинает служить средством общения. С одной стороны, это понимание обращенных к ребенку слов, с другой – первые самостоятельные слова [1, с. 44].
3. Типичные фонетические возрастные особенности речи детей и содержание обучения
Задачи и содержание обучения правильному произношению звуков различны на разных возрастных этапах и обусловлены особенностями фонетической стороны речи детей.
К трем годам дети в основном овладевают звукопроизношением. Однако речь их еще несовершенна в фонетическом отношении. Для нее характерна общая смягченность («зюк» – жук, «сюба» – шуба, «петь» – нет и т. п.); замена заднеязычных звуков к, г переднеязычными – т, д («тутолка» вместо куколка, «дуси» вместо гуси), иногда замена звонких звуков глухими.
Значительная часть трехлетних детей не умеет произносить шипящие звуки, чаще всего заменяя их свистящими («сапка», «коска», «зук»). Отмечается неумение произносить звук р (пропуск или замена его), искажение звука л.
4. Подобрать упражнения на формирование звуковой культуры речи у детей дошкольного возраста
Младшая группа
Цели: развивать фонематический слух, речевое внимание, речевое дыхание, закреплять правильное произношение звуков, слов.
Упражнение «Подуем на пушинку»
Материал. Для каждого ребенка пушинка или вырезанный из папиросной бумаги прямоугольник (3x1 см) .
Дети встают в круг, воспитатель раздает им пушинки. Предлагает подуть на них, произнося: «Фу-у-у», – и посмотреть, как они летают. Затем дети поднимают упавшие пушинки (повтор 5-6 раз.)
Игра «Медвежата едят мед»
1. Алексеева, М.М., Яшина, Б.И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников: Учеб. пособие для студ. высш. и сред, пед. учеб. заведений. – М.: Академия, 2000. – 400 с.
2. Карельская, Е. Г. Растим говорунов: методическое пособие для педагогов и родителей/ Е. Г. Карельская. – М.: Дрофа, 2007. – 58 с.
3. Новиковская, О.И. Речевая гимнастика. Игры и задания для развития речи у дошкольников/ О. И. Новиковская. – М.: АСТ, 2010. – 89 с.
4. Развитие речи детей дошкольного возраста: пособие для воспитателя детского сада / Под ред. Ф.А. Сохина. – М.: Просвещение, 1989. – 223 с.
5. Стародубова, Н. А. Теория и методика развития речи детей: учебник для студ. учреждений высш. проф. образования/ Н. А. Стародубова. – М.: Академия, 2006. – 134 с.
6. Стерликова, В. В. Развитие речи детей младшего дошкольного возраста (разновозрастная группа): учебно-методическое пособие / В.В. Стерликова. – М.: Флинта, 2014. – 132 с.
7. Ушакова, О. С. Методика развития речи детей дошкольного возраста: метод. пособие для воспитателей дошк. образоват. учреждений/ О. С. Ушакова, А. М. Струнина. – М.: ВЛАДОС, 2004. – 288 с.
8. Ушакова, О.С. Развитие речи детей 3-5 лет/ Под ред. О.С. Ушаковой. – М.: ТЦ Сфера, 2014. – 192 с.