Введение
1.Категория познания, знания, незнания
2. Познание как взаимодействие субъекта и объекта
3. Структура и динамика познания
Заключение
Список использованных источников
Введение
Среди важнейших мировоззренческих вопросов, которые
на протяжении всей своей истории решала философия, одно из центральных мест занимали проблемы познания. Человеку всегда важно знать, какими познавательными возможностями он располагает, способен ли он выработать адекватное знание, позволяющее ему жить и действовать в реальном мире? Существуют ли какие-то препятствия для получения такого адекватного знания? Каковы границы познавательной деятельности или же процесс познания безграничен? Какими средствами осуществляется познавательный процесс? Эти и другие вопросы познавательной деятельности решаются в рамках составной части философии — гносеологии или теории познания.
1.Категория познания, знания, незнания
Философские категории — это фундаментальные понятия философии, содержанием которых являются обобщенные знания о свойствах и связях действительности. В гносеологическом аспекте система взаимосвязанных категорий представлена как процесс познания [2].
Термин «гносеология» происходит от греческих слов «gnosis» – знание и «logos» – учение и, следовательно, означают учение о знании, а точнее, учение о способах приобретения человеком (познающим субъектом) знания об объекте познания, в качестве которого могут в самом общем смысле выступать как физические (материальные), так и метафизические (идеальные) сущности. Данное разъяснение этимологии слова «гносеология» показывает, что оно является синонимом выражения «теория познания» [4, с.4 – 5].
Первоначально познание представляло собой одну из сторон практической деятельности людей, постепенно в ходе исторического развития человечества познание стало особой деятельностью.
2. Познание как взаимодействие субъекта и объекта
Процесс познания протекает в форме взаимосвязи и взаимодействия познающего субъекта и познаваемого объекта [3, с.77].
Поэтому исходными понятиями гносеологии, или теории познания, являются понятия «субъект познания» и «объект познания», которые в теории познания могут допускать самые различные интерпретации [4, с.5].
Трактовка субъекта и объекта существенно менялась со временем. В докантовской философии под субъектом познания понимали единично-оформленное бытие, человеческого индивида, под объектом же — то, на что направлена его познавательная деятельность и что существует в его сознании в виде идеальных мыслительных конструкций. Кант перевернул отношения субъекта и объекта и в связи с этим дал им другую интерпретацию. Кантовский трансцендентальный субъект — это духовное образование, то, что лежит в основе предметного мира. Объект же — продукт деятельности этого субъекта. Трансцендентальный субъект Канта первичен по отношению к объекту. В системе Канта была осознана многогранность взаимодействия субъекта и объекта.
3. Структура и динамика познания
Структурирование познания может быть проведено по разным основаниям. В первую очередь можно выделить два вида человеческого познания: чувственное (перцептивное) и рациональное.
Основные формы чувственного познания: ощущения, восприятия и представления. Подробнее мы их уже рассматривали в данной работе. По-этому в данном вопросе остановимся на формах рационального познания.
Рациональное познание в основном сводится к понятийному абстрактному. Абстрактное мышление представляет собой целенаправленное и обобщенное воспроизведение в идеальной форме существенных и закономерных свойств, связей и отношений вещей. Основные формы рационального познания: понятия, суждения, умозаключения, гипотезы, теории.
Понятие — это мысленное образование, в котором обобщаются предметы некоторого класса по определенной совокупности признаков. Обобщение осуществляется за счет абстрагирования, т.е. отвлечения от несущественных, специфических особенностей предметов. При этом понятия не только обобщают вещи, но и расчленяют их, группируют в некоторые классы, тем самым отличая их друг от друга. В отличие от ощущений и восприятий понятия лишены чувственного, наглядного своеобразия.
Заключение
Процесс познания и его изучение является крайне важной и не простой задачей для современного общества. Познание представляет собой сложно организованную целостность, отличающуюся особой структурной организацией. Его структурированием и изучением методологии занимается такой раздел философского учения, как гносеология. Гносеология представляет собой теоретическое основание для всех специальных научных форм методологического анализа. Все формы познания тесно взаимосвязаны и не могут существовать отдельно в чистом виде, поэтому изучение методологии данного процесса является довольно сложной задачей. Однако, современной человек должен понимать как протекает процесс познания, чтобы качественно развиваться, не отставая от прогресса.
1. Войтов А.Г. Философия: учебное пособие аспирантам. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и Ко», 2003. – 514 с.
2. Категории философии как ступени и формы познания. [Электронный ресурс] 2005. URL: http://www.xenoid.ru/materials/filosofia2/ 25.php. (Дата обращения: 20.11.2016)
3. Коробкова Ю.Е. Философия: конспект лекций – М.: Московский институт экономики , менежмента и права, 2005. – 118 с.
4. Мартынюк Н.Н. Материалы к лекциям по курсу «Онтология и теория познания» Часть III. Гносеология – Калининград: Изд-во КГУ, 2002. – 45 с.
5. Митрошенков О.А. Философия: Учебник / Под ред. проф. О.А. Митрошенкова. - М.: Гардарики, 2002. - 655 с
6. Радугин А. А. Философия: курс лекций. — 2-е изд., перераб. и дополн. - М.: Центр, 2004. — 336 с.
7. Структура и динамика познавательного процесса. Субъект и объект познания. Роль практики в процессе познания. [Электронный ресурс] // Конспект-online. 2013. URL: http://webkonspect.com/?id= 12357&labelid=121851&room=profile. (Дата обращения: 20.11.2016)
8. Тимошин Н.И. Философия: Учеб. пособие/ Н.И.Тимошин. – Самара: Самар. гос. Акад. культуры и искусств, 2004. - 443 с.