Введение
1. Характеристика музыкально-дидактических игр и пособий, направленных на развитие музыкальности дошкольников
2. Значение музыкально-дидактических игр для развития музыкальных способностей
3. Целесообразность применения музыкально-дидактических игр и пособий с точки зрения развития основных и неосновных музыкальных способностей
Практическое задание: Разработка конспекта фрагмента музыкального занятия с проведением музыкально-дидактической игры для дошкольников
Заключение
Список использованных источников
Введение
Музыкальное искусство оказывает несомненное воздействие на личность ребенка уже в дошкольном возрасте, в своем творческом процессе способствует накоплению музыкального тезауруса. Через приобщение к музыкальному искусству в человеке активизируется творческий потенциал, идет развитие интеллектуального и чувственного начал, и чем раньше заложены эти компоненты, тем активнее будет их проявление в приобщении к художественным ценностям мировой культуры.
Дошкольники проявляют особую любовь к музыкальному искусству и могут быть вовлечены в посильную для их возраста деятельность, целями которой являются развитие интереса к музыке, правильное восприятие ее содержания, структуры, формы, а также пробуждение потребности постоянного общения с ней и желания активно проявить себя в этой сфере. Понимание музыкального искусства, как целостного духовного мира, дающего ребенку представление о действительности, о ее закономерностях, о нем самом, возможно через формирование музыкально-сенсорных способностей.
Взаимосвязь методов и приемов музыкального воспитания прослеживается в использовании музыкально-дидактических игр и пособий. Сочетание применяемых в них методов может быть различным: слуховая, зрительная наглядность и слово, слуховая наглядность и практический метод (действия педагога и детей), зрительная, слуховая наглядность, слово и практические действия.
Изучением направлений музыкального воспитания дошкольников музыкально-дидактической игры
В данной работе мы попытаемся раскрыть особенности музыкально-дидактических игр и пособий, направленных на развитие средствами музыкальности дошкольников занимались такие ученые, как Н.А. Ветлугина, Л.Н. Комисарова, И.Л. Дзержинская, А.В. Запорожец, А.П. Усова, Н.Г. Кононова, Э. П. Костина.
Задачи:
1. Дать характеристику музыкально-дидактическим играм и пособиям, направленным на развитие музыкальности дошкольников.
2. Раскрыть значение музыкально-дидактических игр для развития музыкальных способностей.
3. Обосновать целесообразность применения музыкально-дидактических игр и пособий с точки зрения развития основных и неосновных музыкальных способностей.
4. Разработать конспект фрагмента музыкального занятия с проведением музыкально-дидактической игры для дошкольников.
1. Характеристика музыкально-дидактических игр и пособий, направленных на развитие музыкальности дошкольников
А.С. Макаренко говорил: «Игра имеет важное значение в жизни ребенка, имеет то же значение, какое у взрослого имеет деятельность, работа, служба» [4, с. 21].
«Решение сенсорных задач, пишет Н. А. Ветлугина, возможно почти во всех видах детской музыкальной практики. Но каждый из них, обладая спецификой, является более благоприятной средой для развития определенных сенсорных способностей. На музыкальных занятиях у детей развивается музыкальное восприятие, однако вряд ли можно ограничиться этим. Нужна еще и такая среда, в которой ребенок мог бы углублять усвоенные способы действий, самостоятельно их упражнять, развивать умение контролировать свои действия. Нужны специальные дидактические игры и игрушки» [1, с. 4].
Дидактические игры издавна применялись в целях сенсорного воспитания детей (Ф. Фребель, М. Монтессори и др.). Большой вклад в дошкольную педагогику внесли дидактические игры Е. И. Удальцевой, Е. И. Тихеевой, Ф. Н. Блехер, Б. И. Хачапуридзе, Е. И. Радиной и др. Однако, как отмечалось А. В. Запорожцем, А. П. Усовой, игры использовались без достаточно тесной связи с основными видами детской деятельности, что значительно снижало общую эффективность сенсорного развития детей.
В конце шестидесятых годов группа советских психологов и педагогов (А. В. Запорожец, А. П. Усова, Н. П. Саккулина, Н. Н. Поддьяков, Н. А. Ветлугина, Л. А. Венгер) приступила к разработке проблемы сенсорного воспитания в процессе разнообразных видов детской деятельности. Был найден верный подход к разработке дидактической игры, раскрыты основные ее задачи, выделена учебно-игровая структура [7, с. 25].
Общие проблемы музыкально-сенсорного воспитания разработаны Н.А. Ветлугиной. В ее работах ясно раскрыто значение музыкально-дидактических игр для более глубокого овладения музыкально-сенсорными
2. Значение музыкально-дидактических игр для развития музыкальных способностей
Как любая другая игра, музыкально-дидактическая должна включать развитие игровых действий. В основе дидактического материала лежат задачи развития у детей музыкального восприятия, игровое действие должно помочь ребенку в интересной для него форме услышать, различать, сравнить некоторые свойства музыки, а затем и действовать с ними. Например, игры «Музыкальный телефон», «Из какой мы песни?», помогают детям чисто интонировать, определить, правильно ли спета песня, услышать смену темпа, силу звучания. Игры «Определи по ритму», «Вспомни мелодию», «Повтори» развивают чувство ритма, учат точно воспроизводить мелодию, ритмический рисунок песни, попевки [5, с. 56].
С этой же целью используются различные дидактические средства: ложки, кубики, погремушки, ритмические палочки, колокольчики, музыкальные и ритмические молоточки.
Характерным для каждой дидактической игры является наличие в ней:
- обучающие задачи;
- содержания;
- правил;
- игровых действий [5, с. 56].
Все эти элементы обязательны и взаимозависимы. Основным элементом дидактической игры является обучающая задача. Все остальные элементы подчинены этой задаче и обслуживают ее.
Среди многих видов искусства музыка по праву занимает особое место в эстетическом и художественном воспитании ребёнка. Музыка
3. Целесообразность применения музыкально-дидактических игр и пособий с точки зрения развития основных и неосновных музыкальных способностей
Музыкально-дидактические игры и пособия направлены на развитие разных музыкальных способностей детей.
Для того чтобы игры вызывали у детей желание петь, слушать музыку, выполнять музыкально – ритмические движения, игры должны быть оформлены очень красочно, отличаться разнообразием. Только в этом случае, будут выполняться непосредственные задачи, стоящие перед игрой, такие, как: развитие слухового, зрительного, тактильного восприятия, внимания, памяти, мышления, дыхательной системы, артикуляционного аппарата, свойства голоса (высоты, темпа, динамики, ритма), координации движений; воспитание общей музыкальной, речевой, двигательной культуры.
Музыкально-дидактические игры должны быть просты и доступны, интересны и привлекательны. И тогда они станут своеобразным возбудителем желания у детей петь, слушать, играть и танцевать.
Музыкально-дидактические игры являются важным средством развития музыкальной деятельности детей [5, с. 40].
На занятиях можно использовать различные виды игр, например:
Для развития чувства ритма музыкально-дидактическая игра «Три медведя». Детям раздаются карточки с изображением Михайла Потапыча, Настасьи Петровны и Мишутки. Дети слушают музыку и определяют, кто же вернулся домой?
Для развития памяти и музыкального слуха музыкально-дидактическая игра «Цветик-семицветик». Большой цветок, состоящий из 7 лепестков разного цвета. На обратной стороне лепестка – рисунки к сюжетам прослушиваемых произведений. Дети, прослушав произведение, выбирают соответствующий сюжет.
Практическое задание: разработка конспекта фрагмента музыкального занятия с проведением музыкально-дидактической игры для дошкольников
Конспект фрагмента музыкального занятия с использованием музыкально-дидактических игр для детей младшего и старшего дошкольного возраста
Цель: формирование музыкальных способностей, развитие ритмического, тембрового, динамического слуха, звуковысотного восприятия.
Задача: выявить роль музыкально-дидактических игр в усвоении дошкольниками материала в различных видах музыкальной деятельности: слушании, распевке, пении.
Ход занятия
1. Организационный момент.
2. Основная часть.
Вниманию детей предоставляется картина с изображением весеннего пейзажа, и предлагается ответить на вопросы:
- Какое сейчас время года?
- А кто может рассказать о весенних приметах?
После ответов детей музыкальным руководителем исполняется песня «Мамин праздник» (муз. Ю. Гурьева, сл. С. Вигдорова).
Вопрос детям: «Расскажите, какое настроение вы почувствовали в этой песне?» (Весёлое, задорное, звонкое, игривое). Стихи и музыка песни помогли вам узнать её содержание, определить характер.
А теперь задача посложнее: нужно определить характер музыки, которая прозвучит без слов.
Проводится музыкально-дидактическая игра «Подбери музыку».
Программное содержание: учить детей различать характер музыки (маршевый, лирический, героический).
Заключение
В заключении можно сделать следующие выводы:
Цель применения музыкально-дидактических игр и пособий - развивать музыкальные способности, углублять представления детей о средствах музыкальной выразительности.
Любая дидактическая игра имеет определённую структуру, которую можно перенести и на музыкально-дидактическую игру. Следуя этой структуре, можно отметить, что основу музыкально-дидактических игр составляют: дидактическая задача, игровая задача, игровые действия, правила, результат.
Дидактическая задача определяется целью обучающего и воспитательного воздействия, содержание игры берётся из «Программы воспитания в детском саду». Дидактическую задачу определяет педагог в соответствии с обучающей деятельностью.
Игровая задача осуществляется детьми в игровой деятельности. Игровая и обучающая задачи отражают взаимосвязь игры и обучения. Дидактическая задача при этом решается через игру, она определяет игровые действия детей, становится задачей самого ребёнка, активизирует игровые действия и возбуждает желание решить поставленную задачу.
Основу музыкально-дидактической игры составляют игровые действия, без которых сама игра невозможна. Игровые действия определяют содержание игры. И чем интереснее и привлекательнее для детей содержание, тем успешнее решаются игровые и дидактические задачи детьми. Необходимо обучение детей игровым действиям для того, чтобы игра носила обучающий характер и была содержательной. Обучение игровым действиям, как правило, даётся через показ действия, через пробный ход. Мотив игровой деятельности и активное желание решить задачу, поставленную перед ребёнком, проявляется в игровых действиях.
1. Ветлугина, Н.А. Музыкальное воспитание и развитие ребенка. / Автореферат докторской диссертации. АПН СССР НИИ дошкольного воспитания, НИИ художественного воспитания АПН СССР Год защиты: 1967 Специальность: 13.00.00 – Педагогические науки. – 35 с.
2. Гогоберидзе, А.Г. Теория и методика музыкального воспитания детей дошкольного возраста: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / А.Г. Гогоберидзе, В.А. Деркунская – М.: Издательский центр «Академия», 2005. 320 с.
3. Кононова, Н.Г. Музыкально-дидактические игры для дошкольников / Н.Г. Кононова – М.: Просвещение, 1982. – 96 с.
4. Макаренко, А.С. Избранные педагогические сочинения. В 2-х т. Том 1 / Макаренко А.С. – М.: Педагогика, 1978. – 392 с.
5. Радынова, О.П. Музыкальное воспитание дошкольников / О.П. Рыданова, А.И. Катинене – М.: Академия Москва, 1998. 240 с.
6. Роль наглядных средств в музыкально-сенсорном развитии дошкольников. – В кн.: Психолого-педагогические проблемы дошкольного воспитания и подготовки детей к школе. Тезисы докладов. – М.: Педагогика, 1973 – С. 96-97.
7. Роот, З. Музыкально-дидактические игры для детей дошкольного возраста / З. Роот – М.: Айрис-Пресс, 2005. – 64 с.
8. Сорокина, А.И. Дидактические игры в детском саду / А.И. Сорокина – М.: Просвещение, 1982. – 98 с.