ВВЕДЕНИЕ
1. Анализ малых жанров устного народного творчества
2. Система образов, новаторство и традиции в создании главного образа, социально-сатирические мотивы в сказке П.П. Ершова «Конек-Горбунок»
3. Методическое обеспечение проведения занятий в детском саду при знакомстве с творчеством В.Ф. Одоевского
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ВВЕДЕНИЕ
Во все времена существования человечества, люди проявляли особое внимание к произведениям для детей, считая их наиважнейшими в формировании человека в ребенке.
Основной критерий, который позволяет вычленить детскую литературу из «литературы вообще», – «категория читателя-ребенка» [2, с. 7]. Руководствуясь этим критерием, литературоведы выделяют на три класса произведений: 1) непосредственно адресованные детям; 2) входящие в круг детского чтения (не создававшиеся специально для детей, но нашедшие у них отклик и интерес); 3) сочиненные самими детьми (или, иначе, «детское литературное творчество») [2, с. 7]. Первая из этих групп чаще всего и имеется в виду под словами «детская литература» – литература, созданная в диалоге с воображаемым (а часто – и вполне реальным) ребенком, «настроенная» на детское мировосприятие.
1. Анализ малых жанров устного народного творчества
В соответствии с возрастом дети усваивают фольклорные произведения разной глубины и сложности. Для малышей, ещё не владеющих речью, доступны байки и потешки, для детей дошкольного возраста это сказки о животных, некоторые волшебные сказки, загадки, пословицы, игровые и бытовые песенки, прибаутки, небылички. Некоторые произведения этих жанров сохраняют интерес и для детей среднего возраста. Но подросткам доступны уже в большом объёме не только волшебные, но и сатирические сказки, народная лирика и героический эпос.
Рассмотрим основные жанры фольклора так, как они постепенно естественно входят в жизнь ребёнка.
Колыбельные песни не только творчество взрослых. Они сопровождают игры детей, создаются подростками, которые помогают пестовать малышей. Сюжеты и образы колыбельных песен взяты из окружающего ребёнка мира и овеяны сказочностью. Это сон, дрёма, угомон, что ходят по улицам, желая усыпить малыша. Это нежный кот-баюн, гуленьки, баюкающие своим воркованьем, ласточки-касаточки, соколы, куницы, лисички, что спят по гнёздышкам, по норочкам, под кустиком.
2. Система образов, новаторство и традиции в создании главного образа, социально-сатирические мотивы в сказке П.П. Ершова «Конек-Горбунок»
"Конек-горбунок", появившись больше ста лет назад, по-прежнему остается одной из любимых сказок нашего народа.
Произведение делится на три части, каждая из которых снабжена прозаическим эпиграфом, настраивающим читателей на предстоящие события.
Первая часть, как и положено, начинается с присказки «жили – были», которая вводит читателя в курс событий, знакомит с героями.
Вторая и третья части начинаются развёрнутыми присказками, представляющими собой сжатые сюжеты волшебных, бытовых и сатирических сказок. Так автор отвлекает читателя от основного содержания, возбуждает любопытство и напоминает, что это присказка, а сказка будет впереди.
3. Методическое обеспечение проведения занятий в детском саду при знакомстве с творчеством В.Ф. Одоевского
Детские сказки В. Ф. Одоевского
Прогрессивный писатель и своеобразный человек, Владимир Федорович Одоевский серьезно интересовался вопросами воспитания детей. Он долго работал над книгой «Наука до наук», которую задумал как педагогический трактат, посвященный основным принципам воспитания человека с детских лет.
«Дети были лучшими моими учителями... Для свежего, не испорченного никакой схоластикой детского ума иет отдельно ни физики, ни химии, ни антропологии...»
«Ребенок не будет вас слушать, если вы заговорите систематическим путем отдельно об анатомии лошади, о механизме ее мускулов, о химическом превращении сена в кровь и тело, о лошади как движущей силе, о лошади как эстетическом предмете. Дитя - отъявленный энциклопедист, подавайте ему лошадь всю, как она есть, не дробя предмета искусственно, но представляя его в живой цельности,- в том вся задача педагогики».
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Детская литература - это самоценный вид словесного художественного творчества, играющий важную роль в развитии и воспитании ребенка. Процесс осознания и принятия ценностей начинается с самого раннего детства. Важнейшим средством формирования ценностной системы подрастающего поколения всегда являлась детская литература. Как известно, детская литература – произведения, написанные специально для детей с целью формирования их мировоззрения, эстетических запросов и расширения кругозора. Строго говоря, детская литература – это то, что создано специально для детей. Но юные читатели берут многое для себя и из общей литературы. Так возник еще один пласт – детское чтение, т.е. круг произведений, читаемый детьми.
В данной работе было рассмотрено 3 вопроса.
При выполнении 1 вопроса были названы отличительные особенности пословиц, поговорок, скороговорок, считалок, загадок, колыбельных песен, потешек, рассмотрена поэтика данных жанров.
1. Александрова, Е. Мороз Иванович / Е. Александрова // Дошкольное воспитание – 2000, № 11. –С. 26–28.
2. Арзамасцева, И.Н. Детская литература / И.Н. Арзамасцева. – М. : Литмир, 1998. – 280 с.
3. Мельников, М.Н. Русский детский фольклор / М.Н. Мельников. – М. : Просвещение, 1987. – 180 с.
4. Павлова, Л. Фольклор для маленьких / Л. Павлова // Дошкольное воспитание. – 1991. – № 6. – С.22–24.