1. Понятие «рациональное питание»
2. Режим питания. Эстетика питания
3. Формирование культурно-гигиенических навыков в процессе приема пищи
4. Питание детей с отклонениями в состоянии здоровью
5. Методика организации и подготовки детей разных групп к приему пищи
6. Практическое задание
1. Понятие «рациональное питание».
Важнейшая биологическая роль пищи заключается в обеспечении организма энергией. Энергия — это способность выполнять работу — физическую (механическую) или химическую. Энергия пищи затрачивается на поддержание постоянной температуры выше температуры окружающей среды, выполнение всех физиологических функций и биохимических процессов, выполнение мышцами механической работы, переваривание и усвоение пищи.
Все затраты энергии в организме восполняются потреблением энергии, заключенной в основных пищевых веществах: белках, жирах и углеводах. Энергия пищи количественно выражается в энергетической ценности или калорийности.
Правильно организованное питание – наиболее действенный фактор первичной профилактики заболеваний. Имеется тесная связь дисбаланса питания с развитием не только многообразных специфических синдромов недостаточности и избыточности питания, но и самых различных заболеваний неинфекционной природы: ишемической болезни сердца, гипертонической болезни, сахарного диабета, подагры, ряда заболеваний пищеварительного тракта, почек и др. Следовательно, организация питания населения на научно-гигиенических началах имеет большое оздоровительное значение, поскольку она непосредственно связана с профилактикой заболеваний. В этом плане совершенствование структуры питания рассматривается как научная основа первичной профилактики заболеваний алиментарной природы.
Тело человека строится из таких же веществ, которые поступают с пищей: белков, жиров, углеводов, витаминов и минеральных веществ. В организме человека имеется некоторый запас всех пищевых веществ. Запасы разных пищевых веществ и длительность их жизни сильно различаются.
Термин «питание» можно рассматривать с различных сторон по-разному. С философской точки зрения питание – это свойство (функция) живой материи. С биологической позиции – питание – это процесс поступления, переваривания, всасывания и усвоения в организме пищевых веществ. Гигиена рассматривает питание как фактор сохранения и укрепления здоровья. Поэтому рациональное питание является важнейшим фактором, обеспечивающим здоровье человека.
Рациональное питание – это питание здорового человека. Кроме этого понятия, существуют понятия «диетическое питание» и «лечебно-профилактическое питание». Их нужно различать.
2. Режим питания. Эстетика питания.
Человек должен знать, сколько калорий в день ему необходимо, каково среди этих калорий должно быть соотношение белков, жиров углеводов, минеральных солей, сколько раз в день надо есть, каковы принципы составления меню, не забывать об эстетике питания. У здоровых людей потребность в калориях зависит от интенсивности труда (профессионального, домашнего), возраста, антропометрических данных.
Целесообразно придерживаться определенного режима питания. Режим питания включает кратность приема пищи, интервалы между приемами пищи, распределение энергетической ценности суточного рациона.
Большинство специалистов сходится на том, что наиболее целесообразным является 4-х разовое питание, т.к. оно обеспечивает равномерную нагрузку пищеварительного тракта и полную обработку пищи.
Ритм питания может быть индивидуальным. Но необходимо помнить, что соблюдение ритма очень важно. Организм имеет свои «биологические часы». (В течение суток ритм всех жизненных процессов циклически меняется. Эти изменения отмечаются в деятельности пищеварительных желез: в определенные часы они активизируются, в другие затормаживаются. При их активизации испытывается чувство голода. Поэтому, когда человек принимает пищу в одно и то же время, органы пищеварения рефлекторно начинают усиливать свою деятельность. При изменении времени приема пищи выделяющийся желудочный сок при непоступающей пище и определенных условиях может повредить слизистую оболочку желудка.)
Немаловажное значение имеет эстетика питания. Хорошо накрытый стол, не просто нарезанные помидоры, огурцы и так прочие, а умело украшенные зеленью, сметаной, поднимают настроение, повышают аппетит. Нужно, чтобы все было красиво и с любовью приготовлено – тогда пища и усваивается гораздо лучше[6, с. 85].
Во время кормления важно создать у детей хорошее настроение. Для этого в дошкольных учреждениях необходимо иметь красивую, удобную, устойчивую посуду. Столы застилают салфетками. Блюда подают красиво оформленными, не очень горячими, но и не очень холодными.
3. Формирование культурно-гигиенических навыков в процессе приема пищи.
Культурно-гигиенические навыки очень важная часть культуры поведения. Профессиональная обязанность воспитателя детского сада –
обучить ребенка правилам поведения за столом. Правильная и красивая сервировка стола поднимает аппетит и создает доброжелательный настрой у детей. Воспитатель обязан руководствоваться задачами, сформированными в программе. Культурно - гигиенические навыки приема пищи у детей рассматриваются с учетом возрастных особенностей ребенка. Причем в процессе приобщения его к этикету, большое внимание уделяется взаимодействию воспитателей дошкольного учреждения с родителями. Уже с раннего возраста необходимо вырабатывать у ребенка правильное отношение к еде, разным блюдам, умение пользоваться столовыми приборами и салфетками.
Закрепить умение садиться на стул и пить из чашки.
Сформировать умение пользоваться ложкой, приучать самостоятельно есть разнообразную пищу, пользоваться салфеткой по словесному указанию.
Выходя из – за стола задвигать свой стульчик.
Приучать с помощью воспитателя мыть руки перед едой, правильно пользоваться полотенцем.
Методы и формы организации работы с детьми:
1. Наглядный (показ приемов владения столовыми приборами, демонстрация правил сервировки, положительный личный пример, рассматривание картин и иллюстраций, экскурсия на пищеблок, наблюдение за сверстниками).
4. Питание детей с отклонениями в состоянии здоровья.
Дошкольные учреждения часто посещают дети с некоторыми отклонениями в состоянии здоровья. Именно эти дети в связи с имеющимися у них нарушениями чаще других заболевают острыми респираторными вирусными инфекциями, острыми кишечными заболеваниями, детскими капельными инфекциями, являются источниками распространения инфекций в коллективе. Таким детям необходим индивидуальный подход при организации их питания.
Несомненно, это затрудняет работу персонала как в гpyппax, так и на пищеблоке. Однако, как показывает опыт передовых дошкольных учреждений, правильная организация питания детей, имеющих различные отклонения в состоянии здоровья, позволяет добиться хороших результатов в их оздоровлении и снижает общую заболеваемость детей в учреждении.
Питание при аллергии.
Основным методом лечения аллергических реакций является диетотерапия, основанная на исключении из рациона ребенка продуктов, которые вызывают проявления аллергии. При этом производят замену исключенных продуктов другими равноценными с таким расчетом, чтобы общее количество основных пищевых веществ оставалось в рационе ребенка в пределах возрастных норм.
В организации питания детей, страдающих аллергией, участвует врач детского дошкольного учреждения. Он дает указания персоналу детских групп, какие продукты не переносит данный ребенок и какими продуктами их следует заменять. Для этого в детских группах заводятся специальные листки питания детей, страдающих пищевой аллергией. В них указывается, какие продукты ребенку противопоказаны и чем их надо заменять. Например, некоторым детям вместо какао или кофе дают молоко или кефир, вместо апельсинов — яблоки и так прочие.
На основании назначений врача медицинская сестра дошкольного учреждения заботится о том, чтобы на пищеблоке были приготовлены для нуждающихся детей необходимые блюда для замены. Так, у некоторых детей, страдающих непереносимостью коровьего молока, может быть также повышенная чувствительность к говяжьему мясу. В таком случае для них можно попробовать использовать мясо свинины (нежирное) или индейки.
Питание полных детей.
5. Методика организации и подготовки детей разных групп к приему пищи.
Первая младшая группа от двух до трех лет:
Закрепить умения самостоятельно мыть руки перед едой, насухо вытирать их полотенцем, опрятно кушать, тщательно пережевывать пищу, держать ложку в правой руке, пользоваться салфеткой, полоскать рот после еды по напоминанию воспитателем.
Сформировать умение выполнять элементарные правила культурного поведения, не выходить из – за стола, не закончив еду, благодарить за вкусную еду.
Вторая младшая группа от трех до четырех лет:
Научить самостоятельно и аккуратно мыть руки, лицо, правильно пользоваться мылом, расческой, насухо вытирать руки полотенцем, вешать полотенце на свое место.
Сформировать навыки приема пищи: не крошить хлеб, правильно пользоваться столовыми приборами. Салфеткой, пережевывать пищу с закрытым ртом.
Совершенствовать приобретенные умения: пищу брать понемногу, хорошо пережевывать, есть бесшумно, правильно пользоваться столовыми приборами (ложкой, вилкой, ножом), салфеткой, полоскать рот после еды.
Закрепить умения правильно пользоваться столовыми приборами (вилкой и ножом), есть аккуратно, сохраняя правильную осанку за столом.
Продолжать прививать навыки культуры поведения: выходя из-за стола, тихо задвигать стул, благодарить взрослых.
Закрепить навыки культуры поведения за столом: прямо сидеть, не класть локти на стол, бесшумно пить и пережевывать пищу, правильно пользоваться столовыми приборами, салфеткой.
Навыки детей быстро становятся прочными, если они закрепляются постоянно в разных ситуациях. Главное, чтобы детям было интересно, и чтобы они могли видеть результаты своих действий, И еще одно условие, необходимое для успешного культурно-гигиенического воспитания – единство требований со стороны взрослых. Ребенок приобретает гигиенические навыки в общении с воспитателем, медицинским работником, няней и, конечно, в семье. Обязанность родителей - постоянно закреплять данные навыки, воспитываемые у ребенка в детском саду. Важно, чтобы взрослые подавали ребенку пример, сами всегда их соблюдали.
Средняя группа от четырех до пяти лет:
С самого младшего возраста детей приучают правильно сидеть за столом во время еды, аккуратно есть, тщательно, бесшумно пережевывать пищу, уметь пользоваться столовыми приборами, салфеткой. Детям, которые дежурят по столовой, нужно не только уметь правильно накрыть стол и ставить посуду, но и твердо усвоить, что, перед тем как приступить к выполнению своих обязанностей, необходимо тщательно помыть руки с мылом, привести себя в порядок, причесаться. В детских садах создаются условия, способствующие формированию и прочному закреплению навыков личной и общественной гигиены.
6. Практическое задание
Предложите варианты тактики педагога по отношению к ребенку в описанной ситуации.
Педагогическая ситуация: «Обычно ребенок хорошо ест, но сегодня он отказывается от принятия пищи».
Ответ: «Во – первых нужно спросить у ребенка, как он себя чувствует? Если ничего не беспокоит. Необходимо выяснить причину отказа от пищи в индивидуальном разговоре с ребенком (не громко).
1 Бахрах, И.И. Физическое воспитание детей школьного возраста с отклонениями в состоянии здоровья / И.И. Бахрах. – Минкс: Адукацiя i Выхаванне, 2006. – 108 с.
2 Белостоцкая, Е.М. Гигиенические основы воспитания детей от 3 до 7 / Е.М. Белостоцкая, Т.Ф. Виноградова – Москва: Просвещение,1991. – 143с.
3 Конина, Е.Ю. формирование культурно – гигиенических навыков у детей (игровой комплекс) / Е.Ю. Конина. – Москва: Айрис –Пресс, 2007. – 12 с.
4 Подлегаева, Т.В. Эстетика в общественном питании: Методический комплекс / Т.В. Подлегаева. – Кемеровский технологический институт пищевой промышленности. – Кемерово, 2004. – 112 с.
5 Честнова, Т.В. Учебное пособие к лабораторным занятиям по гигиене с основами экологии человека / Т.В Честнова. – Тула: 2009 – 132 с.
6 Чумаков, Б.Н. Валеология / Б.Н. Чумаков: учеб. пособие. - 2-е изд. испр. и доп. - Москва: Педагогическое общество России, 2000 - 407 с.