Введение
1. Конструирование как изобразительно-техническая деятельность дошкольников, ее особенности, значение в развитии детей
2. Типы, виды конструирования
3. Задачи и содержание конструктивной деятельности дошкольников 5 - 6 лет
3. Методика обучения и развития творчества детей в конструировании из строительного материала (природного, бросового материала, бумаги, деталей конструкторов, компьютерного конструирования)
4. Анализ проведенной работы
Заключение
Литература
Приложение
Введение
Исходя из концепции художественного воспитания, занятия изобразительной деятельностью можно рассматривать как особый тип занятия, структура которого, элементы движения обучения и воспитания должны подчиняться законам особой формы социальной деятельности – законам искусства. Современное занятие изобразительным искусством в детском саду – это урок-образ, созидателями которого являются воспитатель и воспитанники [4, с. 12]. В изобразительной деятельности ребенок самовыражается, пробует свои силы и совершенствует свои способности. Она доставляет ему удовольствие, но прежде всего обогащает его представления о мире. Именно поэтому современные педагоги и психологи выступают против традиционных (дидактических) методов обучения, используемых в дошкольных учреждениях и вынуждающих детей действовать в рамках навязываемых им схем, образцов, представлений, которые не пробуждают их фантазию, а, наоборот, подавляют развитие личности.
1. Конструирование как изобразительно-техническая деятельность дошкольников, ее особенности, значение в развитии детей
Дошкольное детство является основой, развития человека на протяжении всей жизни, оно самоценно, значимо, тем, что происходит c ребенком сейчас. Он развивается, накапливая свой опыт в различных видах деятельности. Одним из них является конструирование. Термин «конструирование», определяется как создание модели, построение, приведение в определенный порядок и взаимоотношение различных отдельных предметов, частей, элементов [2, с. 5]. Детское конструирование определяется учеными в различных аспектах. Л. А. Парамонова [9, с. 14] связывает эту деятельность с созданием ребенком конструкций, моделей из различных материалов, которые и определяют вид конструирования. Н. В. Шайдурова, как создание различных построек из строительного материала, изготовление поделок и игрушек из бумаги, картона, дерева и др. материалов. Конструирование относится к тем видам деятельности, которые носят моделирующий характер[2, с. 10]. Т. С. Комарова говорит о том, что конструирование направлено, на моделирование окружающего пространства в самых существенных чертах и отношениях. Детское конструирование так же называют конструкторско-моделирующей деятельностью [4, с. 56].
2. Типы, виды конструирования
Выделяют два типа конструирования:
1. Конструирование техническое: осуществляется из строительного материала, и деталей различных конструкторов, которые могут быть из дерева, пластмассы, железа, из крупных модулей бросового материала (пакеты, банки, крышки, трубочки). Дети, сооружая такие постройки, неоднократно перестраивают, достраивают детали, к примеру: гараж к машине, дома и мосты, различные виды транспорта и так далее.
2. Художественное конструирование: воссоздаётся через бросовый материал, бумагу и природный материал (шишки, ракушки, использование любых семян, плодов, цветы и гербарий, песок, глина и камушки).
Виды конструирования:
• конструирование из строительного материала
• конструирование деталей конструкторов;
• конструирование из бумаги, картона;
• конструирование из природного и бросового материала;
• конструирование из крупногабаритных модулей;
• компьютерное конструирование.
3. Задачи и содержание конструктивной деятельности дошкольников 5 - 6 лет
В старшей группе интерес воспитанников к конструктивной деятельности становится все более устойчивым и глубоким. В созданных «фантазерами» конструкциях отражается широкий круг представлений об окружающем, полученных путем непосредственных наблюдений, после просмотра телепередач, кинофильмов, чтения книг, рассказов взрослых, сверстников. Виды конструктивной деятельности «фантазеров» разнообразны. Здесь и конструирование по образцу (в роли которого все чаще выступают предложенные фотографии, рисунки), конструирование по условиям и по замыслу. Наших воспитанников привлекает не только строительный, но и технический конструктор. Все чаще для воплощения своих замыслов они используют природный материал, картон, бумагу, поролон, дерево, подручный материал, проявляя при этом творческое воображение, наблюдательность, изобретательность, трудолюбие.
4. Методика обучения и развития творчества детей в конструировании из строительного материала (природного, бросового материала, бумаги, деталей конструкторов, компьютерного конструирования)
Конструирование из игровых строительных материалов является наиболее доступным и легким видом конструирования для дошкольников. В практике работы нашего дошкольного учреждения применяются строительные наборы для конструирования. Детали строительных наборов представляют собой правильные геометрические тела (кубы, цилиндры, бруски и т. д.) с математически точными размерами всех их параметров. Это дает возможность детям с наименьшими трудностями, чем из других материалов, получить конструкцию предмета, передавая пропорциональность его частей, симметричное их расположение. Существует множество наборов для всех возрастных групп детского сада: настольных, для игр на полу, во дворе. Среди них тематические («Архитектор», «Подъемные краны», «Мосты»), которые используют как самостоятельный вид материала для конструирования, а иногда и в качестве дополняющего основной строительный набор.
5. Анализ проведенной работы
Дети к концу старшего дошкольного возраста (5 - 6-7 лет):
• проявляют интерес к конструктивной деятельности.
• накоплен опыт конструирования из разного материала (строи¬тельного, природного, бумаги).
• умеют конструировать по образцам;
• конструируют по предложенной схеме;
• создают постройки, отвечающие достаточно разнообразным и слож¬ным условиям.
• проявляют желание и могут создать конструкцию по своему замыслу, проявляют творчество в конструктивной деятельности.
• владеют рядом обобщенных конструктивных умений.
• конструирование, успехи в нем важны для самоутверждения ребенка, его «Я-концепции» (системы осознаваемых и неосознаваемых представлений о себе, на основе которых личность стоит своё поведение: Я – нравлюсь, Я - способен, Я – нужен.)
Заключение
Конструктивная деятельность является средством нравственного воспитания дошкольников. В процессе этой деятельности формируются такие важные качества личности, как трудолюбие, самостоятельность, инициатива, упорство при достижении цели, организованность. При правильно организованной деятельности дети приобретают не только конструктивно-технические умения (сооружать отдельные предметы из строительного материала – здания, мосты и т.д. или делать из бумаги различные поделки – елочные игрушки, кораблики и т.д.), но и обобщенные умения – целенаправленно рассматривать предметы, сравнивать их между собой и расчленять на части, видеть в них общее и различное, находить основные конструктивные части, от которых зависит расположение других частей, делать умозаключения и обобщения. Также осуществляется развитие сенсорных и мыслительных способностей детей.
1. Варяхова, Т. «Лего» в детском саду / Т. Варяхова. // Дошкольное воспитание. – 2005. – №2.
2. Венгер, Л. Мы строим дом / Л. Венгер. // Дошкольное воспитание. - 1991. - № 8, - 1994. - № 9.
3. Григорьева, Г.Г. Развитие дошкольника в изобразительной деятельности / Г.Г. Григорьева. – М. : АСТ, 1999. – 220 с.
4. Куцакова, Л.В. Занятия по конструированию из строительного материала в средней группе детского сада. Конспекты занятий. – М. : Мозаика-Синтез, 2009. – 64 с.
5. Лиштван, З.В.Конструирование / З.В.Лиштван. – М., 1980.
6. Лыкова, И. Летняя мастерская. Время развивать воображение / И.Лыкова. // Дошкольное воспитание.-2006. - №7.
7. Методика обучения изобразительной деятельности и конструированию: учебное пособие для учащихся пед. уч-щ. / Т. С. Комарова [и др.]. – Москва: Просвещение,1991.
8. Новикова, И.В. Конструирование из бумаги в детском саду / И.В.Новикова. – Ярославль, 2008.
9. Парамонова, Л.А. Детское творческое конструирование / Л.А. Парамонова. – М. : Карапуз, 1999. – 240 с.
10. Парамонова, Л.В. Творческое художественное конструирование / Л.В. Парамонова.// Дошкольное воспитание. – 2005. -№2.
11. Парамонова, Л.В. Теория и методика творческого конструирования в детском саду / Л.В. Парамонова - М., 2002.
12. Урадовских, Г. Художественное конструирование из деталей конструкторов / Г. Урадовских. // Дошкольное воспитание. – 2005. -№2.
13. Учебная программа дошкольного образования – Минск, 2014.