Введение
1. Воспитательно-образовательное значение бесед о родном крае
2. Виды, тематика и содержание бесед о природе родного края
3. Беседа о родном городе, поселке, деревне и их людях
4. Приемы активизации мышления и речи детей
Заключение
Список использованных источников
Введение
Беседы имеют большое воспитательное значение. Идейно – нравственный заряд несет правильно выбранное содержание разговора. Воспитывает и организационная форма беседы – повышается интерес детей друг к другу, развивается любознательность, общительность.
По дидактическим целям выделяют беседы вводные и обобщающие (итоговые).
Назначение вводной беседы – подготовить детей к предстоящей деятельности, наблюдению. С этой целью педагог выявляет опыт детей, актуализирует те знания, которые станут основой для восприятия новых объектов, явлений, вызывает интерес к предстоящей деятельности, ставит практические или познавательные задачи.
1. Воспитательно-образовательное значение бесед о родном крае
В старшем дошкольном возрасте дети овладевают лексической и другими сторонами речи настолько, что усваиваемый язык для них действительно становится родным. По мнению А.В. Захаровой, на данном этапе должно заканчиваться, в основном, формирование словарного ядра. Вместе с тем семантический, частично грамматический аспекты речевого развития остаются еще далеко не завершенными. Уточнение смыслового содержания слов у старшего дошкольника находится еще только на этапе становления. Это обусловлено усвоением новых знаний об окружающем мире, а также зарождением эстетического отношения к слову и речи в целом, когда дети неосознанно начинают использовать метафоры в своей речи [2, с. 20].
В это время словарь дошкольников активно пополняется теми словами, которые они сами придумали. Необходимо отметить, что словотворчество составляет важнейшую особенность детской речи. Факты, которые были собраны психологами, педагогами, лингвистами, говорят о том, что период от двух до пяти лет отличается активным словотворческим моментом. Причем новые слова строятся по законам языка на основе подражания тем формам, которые они слышат от окружающих взрослых. Словотворчество представляет собой показатель освоения морфологических структур речи, с которыми связано количественное накопление лексем и развитие их семантики.
2. Виды, тематика и содержание бесед о природе родного края
Виноградова Н. Ф. выделяет несколько типов бесед о природе:
1) беседы в сочетании с непосредственным восприятием (в ходе наблюдений, экскурсий, прогулок);
2) беседы в сочетании с самостоятельной работой детей (во время труда в природе, опытов, самостоятельных наблюдений);
3) беседы на основе уже имеющихся знаний (обобщающие, при рассматривании картин и т. д.).
Многие методисты справедливо отмечают, что успех беседы во многом зависит от содержания и последовательности вопросов, продуманных заранее, от того, насколько педагог предвидит ответы детей и как он регулирует их активность.
3. Беседа о родном городе, поселке, деревне и их людях
«Беседа – это метод получения словесной информации об изучаемом явлении в логической форме, как от исследуемой личности, членов изучаемой группы, так и от окружающих людей» [6, с. 93]. «В педагогической практике широко известны дидактические беседы. Беседа по сравнению с другими методами психолого-педагогического исследования имеет более неопределенную структуру и по организации и по своим результатам. Поэтому проведение исследовательской беседы – в значительной мере искусство, которым должен владеть каждый педагог. Как всякое искусство, организация и ведение исследовательской беседы имеют свои правила» [5, с. 62].
Основной в детском саду является беседа заключительная, ее принято называть обобщающей. Цель обобщающей беседы – систематизировать, уточнить и расширить опыт детей, полученный в процессе их деятельности, наблюдений, экскурсий. Следует отметить, что этот тип беседы в большей степени, чем два предыдущих, способствует развитию диалогической речи, в первую очередь благодаря вопросно-ответной форме общения.
Остановимся в связи с этим подробнее на методике проведения обобщающей беседы. Рассмотрим наиболее важные для руководства беседой вопросы: отбор содержания, определение структуры беседы и характера вопросов, использование наглядного материала и индивидуальный подход к детям [1, с. 281].
4. Приемы активизации мышления и речи детей
Для формирования, навыков разговорной речи, используется, прием словесных поручений. При этом малышам воспитатель дает образец словесной просьбы, иногда предлагает ребенку его повторить, выясняя, запомнил ли он фразу. Эти поручения способствуют закреплению форм вежливой речи.
Для развития начальных форм речи собеседования воспитатель организует совместное рассматривание картинок, детских рисунков, книг. Побудить к собеседованию на определенную тему могут небольшие рассказы воспитателя. Такие рассказы вызывают в памяти детей аналогичные воспоминания, активизируют их суждения и оценки.
Очень эффективный прием - объединение детей разных возрастов, организация посещения другой группы. Гости расспрашивают об игрушках маленьких хозяев, о книгах и т.д.
Заключение
В данной работе мы рассмотрели основные особенности и характеристики понятий беседы, беседы о родном крае, описали основные виды бесед о природе родного края и приемы обучения детей.
В работе мы отметили, что существуют два типа бесед в соответствии с дидактическими целями: вводные и обобщающие. В свою очередь обобщающие итоговые беседы направлены на систематизацию, уточнение и расширение знаний детей в процессе занятий. Очень важен тот факт, что именно этот способ способствует развитию монологической речи, в первую очередь благодаря вопросно-ответной форме общения.
1. Алексеева, М.М., Яшина В.И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников: Учеб. пособие для студ. высш. и сред, пед. учеб. заведений – 3-е изд., стереотип. – М.: Издательский центр «Академия», 2000. – 400 с.
2. Бородич, А.М. Методика развития речи детей. – М.: Просвещение, 1981. – 256 с.
3. Виноградова, Н. Ф. Умственное воспитание детей в процессе ознакомления с природой / Н. Ф. Виноградова. – М. : Просвещение, 1982. – 111 с.
4. Горшкова, Е. В. Учите детей общаться // Дошкольное воспитание. – 2000. – №12. – с. 91-93.
5. Журавлев, В. И. Методы педагогического исследования. Лекции. Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов. М., «Просвещение», 1972. – 320 с.
6. Загвязинский, В.П. Методология и методика дидактического исследования. – М.: Педагогика, 1982. – 147 с.