1. Перечислите музыкальные способности детей в дошкольном учреждении. Раскройте развитие музыкальных способностей. Проанализируйте взаимосвязь между ними.
2. Перечислите последовательность разучивания попевки. Раскройте последовательность. Докажите необходимость данной последовательности разучивания.
3. Перечислите источники возникновения самостоятельной музыкальной деятельности. Раскройте их. Проанализируйте взаимосвязь между ними.
1. Перечислите музыкальные способности детей в дошкольном учреждении. Раскройте развитие музыкальных способностей. Проанализируйте взаимосвязь между ними.
Отечественная теория способностей (С. Л. Рубинштейн, Б. М. Теплов, Б. Г. Ананьев, К. К. Платонов и др.) исходит из двух методологических положений: формирования и развития способностей в деятельности и диалектического единства природного и приобретенного в структуре личности. Обращаясь к способностям в музыкальной деятельности, вслед за Б. М. Тепловым, Н. А. Ветлугиной, К. В. Тарасовой необходимо подчеркнуть как значение общеэстетических способностей, так и способностей музыкально-слуховых, традиционно определяемых термином «музыкальность».
Немецкий психолог Г. Ревеш определил музыкальность как единое сущное качество человека, как способность наслаждаться музыкой, понимать ее. Американский психолог К. Сишор выделяет в музыкальности 25 талантов. Хотя основными считал чувство высоты, чувство длительности, и чувство интенсивности звука. (К.Сишор является автором первых тестов музыкальности) [1, с. 80].
У Б. М. Теплова музыкальность выводиться из категории «музыкальная одаренность». Это комплекс музыкальных способностей, необходимых для успешной музыкальной деятельности, в отличии от всякой другой деятельности и при этом необходим для любого из видов музыкальной деятельности [7, с. 12].
Так выделяются три основные музыкальные способности:
- музыкально-ритмическое чувство – это способность эмоционально различать и воспроизводить музыкальный ритм;
- ладовое чувство – это способность воспринимать ладовую сторону музыки, слышать характер музыки, узнавать музыку и т.д. Это перцептивный и эмоциональный компонент музыкального слуха музыкально;
- слуховые представления – это способность воспроизводить звуковысотное движение музыки. Это репродуктивный (воспроизводящий) компонент музыкального слуха [4, с. 74-75].
Кроме этого, Ветлугина выделила способности к различным видам детской музыкальной деятельности:
- в восприятии музыки – это способность к целостному и дифференцированному восприятию музыки;
- в пении – это чистое интонирование, четкая дикция;
- в музыкально-ритмических движениях – слитность движения с музыкой, пластичность, изящность движений;
- в игре на детских музыкальных инструментах – развитость мелкой моторики рук, скоординированность движений рук [2, с. 103-105].
2. Перечислите последовательность разучивания попевки. Раскройте последовательность. Докажите необходимость данной последовательности разучивания.
Методика разучивания песни предполагает три этапа (на протяжении 5-7 занятий):
1. Ознакомление с песней. Цель – заинтересовать ребенка, раскрыть содержание песни. Поскольку необходимый этап при разучивании песни – это ее восприятие, то на данном этапе используются методы и приемы, связанные с восприятием музыки – эмоциональная настройка (беседа, сюрпризный момент, загадка и др), выразительное и качественное исполнение песни целиком (слуховая наглядность), беседа о прослушанной музыке: определение ее настроения, характера образа, некоторых средств выразительности, пояснения незнакомых слов и явлений.
2. Разучивание песни. На этом этапе проводится основная работа по обучению певческим умениям и навыкам – уделяется внимание дыханию, звукообразованию, дикции. Отдельно проучиваются интонационно сложные мотивы и ритмические группы – для этого используется двигательное моделирование (хлопки, отстукивание ритма, показ движения рукой изменения высоты звука) и предметное моделирование (большие и маленькие предметы для моделирования длительностей, предметы, расположенные на разной высоте или музыкальные лесенки для моделирования высоты). Песня разучивается по фразам, текст вместе с музыкой, поскольку слова и музыка песни должны составлять в сознании ребенка смысловое и образное единство.
3. Перечислите источники возникновения самостоятельной музыкальной деятельности. Раскройте их. Проанализируйте взаимосвязь между ними.
В целом деятельность рассматривается как самостоятельная, если индивид выполняет новые задачи или действует в незнакомой ситуации без посторонней помощи. Самостоятельная деятельность дошкольника предполагает косвенное руководство взрослого, но возникает по инициативе самих детей. Важность и ценность ее в том, что она позволяет перенести ЗУНы в повседневную жизнь ребенка, развивает творческое мышление, интерес к музыке и музыкальной деятельности, активность, самостоятельность дошкольника. Ее наличие свидетельствует об уровне музыкального развития ребенка, позволяет выявить наклонности и интересы, оценить уровень работы музыкального руководителя [5, с. 70].
Структура самостоятельной деятельности (по Н.А. Ветлугиной):
1. Возникновение художественного замысла, продиктованного мотивами и художественным опытом ребенка. На этом этапе осуществляется выбор вида деятельности, привлечение участников, распределение ролей, подготовка материалов.
2. Самостоятельные действия по реализации замысла, определяемые уровнем владения способами переноса имеющегося опыта в новые условия.
3. Совершенствование и коррекция замысла и способов реализации.
4. Формы самостоятельной музыкальной деятельности. Факторы, влияющие на ее возникновение и протекание [2, с. 214-217].
Источником возникновения детского музицирования являются прежде всего музыкальные занятия. Здесь дети разучивают репертуар песен, игр, танцев. Их систематически побуждают к самостоятельным действиям. Знания, полученные на занятиях, дети переносят в самостоятельную деятельность. Например, на занятиях дети часто поют в сопровождении инструмента. Но если их будут учить петь без сопровождения хором и индивидуально, то дети сами смогут по своему желанию петь без поддержки фортепиано.
1. Анцыпирович, О. Н. Учебно-методический комплекс по учебной дисциплине теория и методика музыкального воспитания детей дошкольного возраста / О. Н. Анцыпирович, О. Н. Зыль. – Минск : БГПУ им. Максима Танка. – 238 с.
2. Ветлугина, Н. А. Музыкальное воспитание в детском саду / Н. А. Ветлугина. M. : Просвещение, 1981. 240 с.
3. Гавриленко, Ю. А. Методика музыкального воспитания детей дошкольного возраста: метод. пособие / Ю. А. Гавриленко. М. : Владос, 2012 г. 84 с.
4. Гогоберидзе, А. Г. Теория и методика музыкального воспитания детей дошкольного возраста: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / А. Г. Гогоберидзе, В. А. Деркунская. М. : Академия, 2005. 320 с.
5. Зимина, А. Н. Основы музыкального воспитания и развития детей младшего возраста: учеб. для студ. высш. учеб. заведений / А. Н. Зимина. – М. : Владос, 2000. 304 с.
6. Радынова, О. П. Теория и методика музыкального воспитания детей дошкольного возраста: учеб. для студ. высш. учеб. заведений / О. П. Радынова, Л. Н. Комиссарова. – Дубна: Феникс+, 2011. – 352 с.
7. Теплов Б. Психология музыкальных способностей / Б. Теплов. М. : Академия педагогических наук РСФРС, 1947. 334 с.