Введение
Глава 1. История развития системы образования
1.1. Начало школьного образования Великобритании
1.2. Первые школы-пансионы
1.3. Становление высших учебных заведений
Глава 2. Особенности образования в Великобритании на современном этапе
2.1. Дошкольное образование
2.2. Система общего образования
2.3. Система высшего образования
Заключение
Список использованных источников
ВВЕДЕНИЕ
Система образования в Великобритании основана на собственных тысячелетних традициях воспитания подрастающего поколения и считается мировым стандартом образования. Многие университеты и частные школы в Великобритании известны своей богатой историей и качеством знаний выпускников. Самой старой из существующих школ является школа Кентенбери, Англия, 1420 год, а годы основания «самых молодых» частных образовательных учреждений не позднее 1699 года. Современная система образования включает пять ступеней: дошкольное, начальное образование - от 5 до 11 лет, среднее - с 11 до 16 лет, подготовка к высшему образованию - с 16 до 18 лет, высшее - с 18 лет.
Общая продолжительность обучения довольно велика: 11 лет обязательного среднего образования, плюс 2 года подготовки к университету и еще 3-4 года обучения в университете. В результате, чтобы получить диплом о высшем образовании, англичанину необходимо учиться не менее 16 лет.
Особенностью британского образования является то, что существует большой выбор вариантов. Дети могут посещать государственные или частные школы; в общем образовании или с углубленным изучением отдельных предметов; в школах для девочек и мальчиков или совместного обучения; в обычных школах и колледжах или интернатах.
Классические британские школы и университеты имеют очень строгую дисциплину. Это относится ко всему: тренировка, жизнь, внешность, поведение, мода. В международных колледжах и центрах ситуация более демократичная, но, тем не менее, существуют четкие правила.
В британской образовательной системе нет вступительных экзаменов. Все университеты признают сертификаты уровня A, итоговые оценки программ IB и Foundation, а также результаты международных языковых тестов. Благодаря такому подходу у всех примерно равные шансы стать студентами английских университетов.
Британское образование имеет раннюю специализацию. К последним годам обучения ученики должны определиться со своими предпочтениями и выбрать несколько предметов. Высшее и специальное образование также направлено на получение максимальных результатов и практических навыков в определенной области.
Формы и методы обучения направлены на то, чтобы учащиеся и студенты в процессе учёбы проявляли больше самостоятельности и инициативы. Большое внимание уделяется исследовательской работе и написанию различных эссе. Участие в благотворительных акциях, общественно-полезных мероприятия, социальных программах - общепринятая практика всех, без исключения, британских учебных заведений. Спорт, искусство, культура - составляющие части образовательного процесса на любой стадии.
Цель работы – изучить историю развития системы образования Великобритании.
Для достижения цели были поставлены следующие задачи:
- изучить особенности становления системы образования в Великобритании;
- выявить особенности дошкольного и общего образования в Великобритании на современном этапе;
- изучить особенности высшего образования.
1. ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ
1.1. Начало школьного образования Великобритании
Британская система образования довольно давно считается образцовой и служит примером для подражания. Обязательное начальное образование в стране было введено в 1870 году актом Фостера об образовании (Elementary Education 6 Act), установившим обязательность прохождения обучения детьми в возрасте до 14 лет. Этот же закон закрепил так называемый дуализм английской системы, состоящей из муниципальных и частных заведений. Причем роль государства в делах народного просвещения в туманном Альбионе (по сравнению с континентальной Европой) традиционно была невелика. Надо сказать, британские правящие круги в XIX – начале ХХ века уделяли народному образованию не много внимания [6].
Сеть частных привилегированных школ, таких как Виндзор, Итон или Винчестер, где обучались дети аристократов и коммерческой и промышленной буржуазии, полностью удовлетворяла потребности мегаполиса и его колоний в административном и военном персонале. Что касается остальных, то для работы в области промышленности и сельского хозяйства, тогда было достаточно знаний, полученных в начальных школах (они контролировались муниципалитетами и религиозными организациями).
Естественно, научно-технический прогресс неуклонно повышает требования к уровню подготовки населения в целом, что стимулирует улучшение национальной системы образования. Законодательные акты 1880, 1891, 1900, 1902 и 1918 годов увеличили продолжительность обязательного образования, освободили его, создали сеть государственного среднего образования и т. д. Великобритания поняла, что большинство граждан тратят свои способности впустую. Старая идея узкого круга способных людей сменилась сомнениями в размерах этого круга и самом значении понятия «способный», которое часто сводилось к простой принадлежности к высшим слоям общества [13].
Важнейшей вехой на этом пути стал принятый в 1944 году закон об образовании, подготовленный Ричардом Батлером. Данный нормативный документ закрепил в стране обязательность среднего образования для детей в возрасте до 15 лет (в 1972 году этот ценз увеличили до 16 лет). Акт об образовании 1944 года установил принудительное среднее образование. Практически все дети посещали один из двух видов средних школ. Выбор школы зависел от результатов экзаменов «11+», которые проводились в конце начальной школы, когда школьникам было по 11 лет. Те, кто успешно сдавал экзамены, шли в грамматические школы, которые давали преимущественно академическое образование. Те, кто не проходил экзамены, шли в современные средние школы, где обучение было с техническим уклоном. Более ¾ детей попадали в современные школы, обучение которых основывалось на практических занятиях. Те, кто попадал в грамматические школы, изучали науки и языки. Такие дети должны были в будущем поступать в университеты и составлять интеллектуальную ячейку общества. Большое количество грамматических школ были однополыми, то есть существовали отдельные школы для мальчиков, отдельные – для девочек.
2. ОСОБЕННОСТИ ОБРАЗОВАНИЯ В ВЕЛИКОБРИТАНИИ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ
2.1. Дошкольное образование
Великобритания — страна с богатым опытом в сфере обучения и развитие дошкольников. Дошкольное образование здесь предоставляется детям в возрасте от 2 месяцев до 5 лет, но большинство детей начинают посещать дошкольные учреждения через 2-3 года. В настоящее время почти все дети 3-5 лет обучаются в дошкольных учреждениях.
В Англии существуют различные типы дошкольных учреждений. Они различаются по источникам финансирования, целям, содержанию и способу работы, контингенту детей и особенностям организации их деятельности. Это детские сады для детей от 2 до 5 лет (иногда это название переводится на русский язык как «детские сады») и классы, ясли, семейные, игровые и детские сады, клубы матери и ребенка, игровые группы и библиотеки игрушек.
Дошкольное образование также предоставляют нулевые или подготовительные классы школ (так называемые приемные классы) и частные няни, многие из которых стремятся получить государственную аккредитацию. Наиболее популярными среди родителей являются игровые группы, ориентированные на социальное развитие ребенка, а также детские сады и подготовительные классы как учреждения преимущественно образовательного типа [4].
Британские дошкольные учреждения рассчитаны в основном на 70–80 детей.
Количество детей в группе зависит от их возраста и типа учреждения. Соотношение учителя и детей колеблется от 1: 8 до 1:30. В среднем на взрослого приходится 13 детей. Двое взрослых обычно работают с одной группой.
В дошкольных образовательных учреждениях это дошкольный педагог или воспитатель и помощник учителя или воспитатель. (Эти квалификации различаются по уровню и срокам подготовки специалиста, работа включает в себя педагогическую работу.) В игровых группах это руководитель группы с помощником. Если в учреждении мало детей (до 50), разделение на группы может отсутствовать. Три-четыре взрослых работают одновременно со всеми дошкольниками. На практике группы разных возрастов являются общими.
В Англии нет строгих требований к зданию дошкольного учреждения: оно может занимать часть жилого здания, школы или быть самостоятельным зданием. Размер прилегающей площади также варьируется [13].
В помещении пространство часто организовано в соответствии с «открытой планировкой»: смежные комнаты разделены перегородками, и дети свободно передвигаются по всему дошкольному учреждению. Здесь предусмотрены стеллажи для книг и игрушек, столы с настольными играми, в том числе классы письма. Углы специально оборудованы для игры с песком и водой, рисования, зоны конструктивных и строительных игр, кукольного домика. Тихая зона, жилая зона, компьютеры, пианино, спортивная стена.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Таким образом, система школьного образования в Британии начала формироваться в конце VI века, именно в этот период здесь открылись первые монастырские школы. Их появление связывают с именем монаха-бенедиктинца Августина, в 597 году прибывшего из Рима на остров.
Обязательное начальное образование в Великобритании было введено в 1870 году актом Фостера об образовании, данный акт утвердил обязательное прохождения обучения детьми в возрасте до 14 лет. Также благодаря данному закону, был закреплен дуализм английской системы образования, состоящей из муниципальных и частных заведений.
Достаточно важной частью английского классического образования является обучение в частной школе-пансионе. Самыми известными британскими пансионами являются: Итон, Хэрроу, Освестри, Винчестер, Рагби, Шрусбери, Мерчантс-Тейлорз, Сент-Полз, Чартерхаус.
Университетское образование в Великобритании известно тем, что развивалось на протяжении длительного времени и имеет свои уникальные традиции. Оно формировалось с развитием общества в тесной связи с экономической, политической, социальной и культурной ситуацией в государстве. Британские университеты – это большие образовательно–научно–производственные комплексы, в которых обучается большое количество студентов. Они объединяют учебные и научно–исследовательские институты, колледжи, факультеты, кафедры, отраслевые центры, проблемные лаборатории, конструкторские и технологические бюро, школы–лаборатории.
Традиционное британское доуниверситетское образование длится 13 лет. Ребенок идет в начальную школу в возрасте 5 лет и заканчивает среднюю школу в 18. До 14 лет ребенок обучается по общегосударственной программе с широким выбором предметов. Начиная с 14 лет, школьники и студенты традиционно фокусируются на 5-10 предметах, которые изучают в течение двух лет, и затем, сдав экзамены и курсовые работы, получают Общий Сертификат о Среднем Образовании по каждому из выбранных предметов. Начальным образованием в Великобритании охватываются дети с 5 до 11 - 12 лет.
Дошкольное воспитание происходит в частных школах-яслях и дошкольных классах. Дошкольное воспитание можно получить как в государственном, так и в частном учебном заведении. Часто родители отдают детей в ясли в возрасте 3-4 лет. С 5 лет дети посещают двухлетние школы для малышей, а с 7 лет поступают в начальные школы. В такой школе дети изучают английский язык, математику, историю, географию, музыку и искусство. Предметы выбирают родители. С 7 до 13 лет - начальные школы (primary, elementary или preparatoryschool). К ранее изученным предметам добавляются новые, например, естественные науки, информационные технологии, дизайн. При переходе из начальной школы в среднюю сдается Общий вступительный экзамен (CEE).
1. Вальтер, Р. Европейский университет на пороге Нового времени / Р. Вальтер // Вестн. высш. шк. – 1999. – № 1. – С. 43–48.
2. Ворожейкина О.Л., Покладок Е.Б., Тарасюк Л.Н. Системы обеспечения качества высшего образования в европейских странах: на примерах Великобритании, Германии, Франции и Швейцарии. – М.: РГГУ, 2013. – 237 с.
3. Вульфсон, Б. Л. Сравнительная педагогика : учеб. пособие для ун-тов, пед. ин-тов, ин-тов повыш. квалиф. работников образования / Б.Л. Вульфсон, З. А. Малькова ; Акад. пед. и соц. наук, Моск. психол.-соц. ин-т. - М. : МПСИ, 2006 ; Воронеж : НПО "МОДЭК", 1996. - 256 с. -
4. Джуринский, А. Н. Развитие образования в современном мире : учеб. пособие для студ. вузов, обуч. по пед.спец. / А. Н. Джуринский. - 2-е изд., испр. и доп. - М. : ВЛАДОС, 2004. - 240 с.
5. Захарова, Ю.А., Курбатова, М.В., Долганов, В.С. и др. Новые финансовые инструменты в высшем образовании / Ю.А. Захарова, М.В. Курбатова, В.С. Долганов и др. // Университетское управление. – 2004. – № 1. – С. 77–89.
6. Капранова, В.А. Сравнительная педагогика. Школа и образование за рубежом: учебное пособие / В.А. Капранова. – Мн.: Новое знание, 2004.– 222 с.
7. Менцин, Ю. Становление европейского университета / Ю. Менцин // История культуры. – 1995. – № 16. – С. 1–2.
8. Пчельникова Д.В. Реформирование системы высшего профессионального образования в Великобритании в контексте Болонского процесса // Психология образования в поликультурном пространстве. – Елец: Елецкий государственный университет им. И.А. Бунина, 2011. – С. 121–124.
9. Савченко И. В. Механизмы реализации концепции LLL: опыт Великобритании // Концепт. – 2015. – № 09. – С. 35-42.
10. Скотт, П. Реформы высшего образования в странах Центральной и Восточной Европы / П. Скотт // Вестн. высш. шк. – 2001. – № 9. – С. 45–52.
11. Тарасюк Л.Н. Высшее образование Великобритании в контексте Болонского процесса: учебно-методическое пособие. – М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2009 – 102 с.
12. Bradburn E. B it i ’sfirst nursery - infantschool // The Elementary School Journal, 1966. – Vol. 67. – № 2. – P. 57 – 63.
13. Curtis A. A curriculum for the pre - school child. - L.: Routledge, 2002. – 211 р.
14. Education: a framework for expansion. – L.: DES (Department of Education and Science), 2012. – 10 p.
15. Gillard D. 1900 - 1944 Taking shape: A bewildering variety of schools [Электронный ресурс] // Education in England: a brief history. URL: http: // www.educationengland.org.uk / history / chapter04.html
16. Jongbloed, B.W., Vossensteyn J.J. Keeping up performances: an international survey of performance–based funding in higher education / B.W. Jongbloed // Journal of Higher Education Policy and Management. – 2001. – V. 23, № 2. – P. 127–131.
17. The development of infant schools and of separate nursery schools from 1905 to the present time / Board of Education // Early years education: histories and traditions, edit. by Parker - Rees, R., Willan, J. – Tailor and Francis, 2006. – Vol. 1. – 1600 p.
18. Thompson M. Lost freedom: the landscape of the child and the British post - war settlement. – Oxford: OUP (Oxford University Press ), 2013. - 272 p.