Всякое философское произведение не только заключает в себе осмысление бытия человека и его отношения к окружающей действительности, но и выражает личность самого философа, его переживания, его собственный взгляд на мир. Поскольку переживания у разных философов различны, естественно, что в философии формулируется множество пониманий этого мира, систем поведения человека в нем, восприятий самого человека, его природы и предназначения. Так что результаты философствования тесно связаны с индивидуальностью, с личностью творца. Как отмечал В.И. Вернадский, философия является попыткой из личности познать сущее. «Произведения великих философов есть величайшие памятники понимания жизни и мира глубоко думающими личностями в разных эпохах истории человечества. Это живые человеческие документы величайшей важности и поучения, но они не могут быть общеобязательны. Они отражают:
1) прежде всего личность в ее глубочайших размышлениях о мире;
2) индивидуальное понимание реальности» [11].
На этом своеобразии философского знания основывается феномен личностного восприятия читателем философских произведений: резкое неприятие одних и непреодолимое влечение к другим. Эта черта, в частности, роднит философское творчество с художественным, позволяет усматривать сходство между философией и искусством. Русский философ Н.Я. Грот писал: «Философские системы, как все творения художников и поэтов, всегда остаются достоянием личности и неразрывно связаны с именем своего творца», что в целом отличает их от научных теорий [15].
Одним из следствий данного положения может оказаться следующий тезис: знание истории философии, изучение трудов философов прошлого есть необходимая предпосылка современного философского познания. Без знания произведений мыслителей ушедших веков практически невозможна полноценная деятельность философа в современном мире. Ведь так же, как нас окружают и сопровождают в ф жизни творения великих художников, поэтов и музыкантов, философ и историк философии постоянно общается с произведениями мыслителей прошлого, и некоторые из них становятся ему особенно близки. И дело здесь не только в личностном, эмоциональном моменте восприятия, но и в актуальности проблематики этих произведений для современности.
Несомненно, что фигура Марка Туллия Цицерона представляет определенный интерес для историка философии. Прежде всего, его считают одним из родоначальников древнеримской философии, который в своих многочисленных произведениях определил ее характерные черты. Более того, будучи большим почитателем греческой философии, он немало потрудился для того, чтобы познакомить с её основными положениями других людей. Поэтому, целью данного исследования является выяснение вклада Цицерона в развитие философской мысли античности, а именно: каким образом и какими методами он передавал содержание греческой философии своим современникам. Кроме того, для историко-философского исследования остается актуальной задача анализа «собственной философии» Цицерона.
Развитие теоретического мышления и становление философии представляют длительный процесс, предпосылки которого можно найти уже на ранних ступенях человеческого общества. Древнейшие философские системы, пытавшиеся найти ответ на вопрос о происхождении, сути мира и места человека в нём, имели длительную предысторию, появились же они на сравнительно развитой стадии классовых отношений.
Возникновение философии – это закономерный результат становления и развития человека. Зачатки философских идей начинают появляться ещё в недрах мифологического осмысления действительности, уже в III-II тысячелетиях до н.э. Уже в условиях родовой общины, всецело зависимой от природы, человек стал воздействовать на природный процесс, приобретая опыт и знание, оказывающие влияние на его жизнь. Окружающий мир постепенно становится предметом деятельности человека. Своё отношение к миру он не осознавал и, естественно, не мог выразить в теоретических формах. Выделение человека из окружающего мира сопровождалось различными магическими обрядами, символизировавшими его стремление к соединению с природой [4].
Развитие практической деятельности человека предполагает совершенствование его способности предвидения, основанную на определённой последовательности событий и, таким образом, постижении некоторых закономерностей природных явлений. Важнейшим моментом, влияющим на ход этого процесса, относится необходимость объяснить и воспроизводить результаты познания. Развитие языка, и прежде всего появление абстрактных понятий, является важным свидетельством формирования теоретического мышления и складывания предпосылок для возникновения общих умозаключений, а тем самым и для философии.
Погребения умерших, остатки жертвоприношений, различные предметы культового характера свидетельствуют о том, что люди с незапамятных времён стремились найти ответы на вопросы, что такое жизнь, когда она возникает и почему кончается.
Важнейшей вехой в развитии человеческого мышления было изобретение письменности. Она не только принесла новые возможности передачи знания, но и обогатила предпосылки для развития собственного знания. Первые доказательства существования письменности на изломе 4-го и 3-го тысячелетий до н.э. Были получены на территории Месопотамии и Египта [3].
ГЛАВА 2 РИТОРИКА ОБЛАСТЬ ФИЛОСОФСКОГО ЕЕ ВОЗНИКНОВЕНИЕ ЭВОЛЮЦИЯ
2.1 Возникновение и риторики
Слово «риторика» по-разному. Для оно ассоциируется желанием овладеть искусством, для – оно как синоним краснобайства, третий воспринимает слова «красноречие», «ораторское как синонимы. соотношение между понятиями.
Древнейшее из – красноречие «красная (красивая) Красноречивость это природный которым в степени наделен человек. Такой можно определить врожденную способность созданию более менее «заразительной» которая воспринимается идущая к и ведомая Истинно красноречивый всегда выражает что он сам, в чего он, верит. Обращаясь к сердцам слушателей, он нуждается ни каких особых законах. Эффективность речи определяется обращения к слушателям [2].
и стремление общению – условия успеха но они могут заменить Знаменитый американский Джефферсон точно заметил: яркую речь одно дело, произнести её – другое». уже не должен чувствовать испытывать сам что он другим. Но должен точно себе, что или должны осознать или слушатели при его речи. должен рассуждать тем, при обстоятельствах, для типа слушателей для достижения целей уместны или иные средства убедительности Этим он от просто человека. Это искусство – искусство», мастерство. должен выделять красноречия, анализировать уместность и подражания воссоздавать в собственной с учетом умственных, эмоционально-волевых других качеств возможностей своих Действенность речи определяется уже освоенных им подражание речевых и умений, способностью включать в общение любой момент, это потребует обстановка выступления.
Навыки, для подготовки произнесения речи, и способы различной аудитории, управлять собой слушателями и множество других и умений – риторика [8].
ГЛАВА 3 ФИЛОСОФСКИЕ АСПЕКТЫ ТРУДОВ ПО РИТОРИКЕ
римского красноречия имен, но них лишь некоторые принадлежат оратором. Одним из был Марк Туллий Цицерон.
речь была распространенным жанром образованных людей античности. дающие людям владение речью, занимающей людей, называлось По месту, искусстве художественного слова древней Эллады, была сопоставима жанрами искусства, как или классическая греческая драма. подобное сопоставление допустимо лишьэпохи, в которой эти жанры
Впоследствии, по влияния на развитие европейской литературы риторика, еще значительную роль века, в новое время уступила другим жанрам определившим характер культур Европы на века. Надо что из всех слова в античном мире речь была тесно связана с современной ей жизнью, социальным уровнем образования людей, образом мышления, наконец, культуры народа, этот жанр [13].
античного красноречия и теоретиком ораторского искусства был древнеримский и политик Марк Туллий (106-43 гг. н. э.). широко известен знаменитый оратор, – его имя стало нарицательным, – значительно менее известен как деятель и вовсе неизвестен философ. Такое «аспектов» его не случайно. представитель ораторского и римской он прочно на века в историю культуры; как деятель он отношение к эпохе и которые ныне лишь историков И, не менее, философские произведения – в особенности которые отобраны настоящего издания, – представляют большой интерес.
теории познания Цицерон к скептицизму, считая, что для отличия реальных представлений от нереальных. рассматривает вопросы о благе, о добродетелях единственном источнике счастья, к совершенству. Такому соответствуют четыре добродетели: справедливость, мужество, умеренность. философские воззрения легли основу взглядов на искусство.
Развитие теоретического мышления и становление философии представляют длительный процесс, предпосылки которого можно найти уже на ранних ступенях человеческого общества. Древнейшие философские системы, пытавшиеся найти ответ на вопрос о происхождении, сути мира и места человека в нём, имели длительную предысторию, появились же они на сравнительно развитой стадии классовых отношений.
Философские взгляды древних первоначально носили характер стихийно-материалистических тенденций, ведущих своё начало от “наивного реализма” первобытных людей. В эпоху рабовладельческого строя, в процессе дальнейшего развития общественной жизни, обострения борьбы классов и социальных групп, появление ростков научных знаний, в странах древнего Востока происходило формирование материалистических философских учений и систем, складывающихся в борьбе с идеализмом.
Греческая античная философия – это философия древних греков и древних римлян. Она сформировалась в 6 – 7 веках до.н.э. Около 1200 лет. Древнейшие античные философы жили в греческих колониях Малой Азии, в торговых и экономических центрах, где они не только были окружены восточной материальной культурой, не только ощущали политическую мощь государств ближневосточного региона, но и знакомились с различными специальными знаниями, религиозными представлениями и т.д. Этот живой и всесторонний контакт с разными культурными слоями должен был влиять на греческих мыслителей, которые стремились теоретически оформить своё мировоззрение.
Своим характером и направленностью содержания, особенно методом философствования античная (в томчисле и древнеримская) философия отличается от древневосточных философских систем и является, собственно, первой в истории попыткой рационального постижения окружающего мира. Для античной философии характерны были космизм и предметновещественная интерпретация реальности. Мир выступал как макрокосм, а человек микрокосм. Античная философия – исключительный вклад в развитие цивилизации, её чрезвычайна высока.
Что касается непосредственно древнеримской философии, то она формируется под решающим влиянием в эллинистического, философского мышления. Приблизительно с этого времени в развиваются три направления, которые сформировались уже в эллинистической Греции,- стоицизм, эпикуреизм и эклектизм.
Философы периода эллинизма главное внимание обратили на решение проблем этики и морали, проблемы поведения отдельного человека в мире.