ВВЕДЕНИЕ
Мировоззрение — совокупность взглядов, оценок, принципов и образных представлений, определяющих самое общее видение, понимание мира, места в нём человека, а также — его жизненные позиции, программы поведения, действия. Оно придаёт его деятельности организованный, осмысленный и целенаправленный характер. Какова позиция «Я», таково и восприятие мира, замечает Ж.-П. Сартр.
Называют обыденное мировоззрение, научное, философское, религиозное. С точки зрения исторического процесса выделяют следующие ведущие исторические типы мировоззрения: мифологическое, религиозное и философское.
Мифологический тип мировоззрения определяется как совокупность представлений, которые были сформированы в условиях первобытного общества на основе образного восприятия мира. Мифология имеет отношение к язычеству и является совокупностью мифов, для которой характерно одухотворение и антропоморфизация материальных предметов и явлений.
Мифологическое мировоззрение совмещает в себе сакральное (тайное, волшебное) с профанным (общедоступным). Основано на вере.
Религиозное мировоззрение (лат. religare — воссоединять) основано на вере в сверхъестественные силы. Религии, в отличие от более гибкого мифа, свойственны жесткий догматизм и хорошо разработанная система моральных заповедей. Религия распространяет и поддерживает образы правильного, нравственного поведения. Велико значение религии и в сплочении людей, однако здесь её роль двойственна: объединяя людей одной конфессии, она зачастую разделяет людей разных верований.
Философское мировоззрение определяется как системно-теоретическое. Основным отличием философского мировоззрения от мифологии является высокая роль разума: если миф опирается на эмоции и чувства, то философия — прежде всего на логику и доказательность.
Философия — одна из форм мировоззрения, а также одна из форм человеческой деятельности и особый способ познания, теория или наука. Философия, как дисциплина, изучает наиболее общие существенные характеристики и фундаментальные принципы реальности (бытия) и познания, бытия человека, отношения человека и мира.
Философия (как особый тип общественного сознания, или мировоззрения) возникла параллельно в Древней Греции, Древней Индии и Древнем Китае в так называемое «Осевое время» (термин Ясперса), откуда и распространилась впоследствии по всему миру.
В данной работе речь пойдет о религиозном мировоззрении славян и скандинавов в IX-XI веках.
Актуальность данной работы заключается в том, что в условиях современности раскрываются новые факты из истории славян и скандинавов: появляются более точные трактовки рунической письменности, продолжаются
ГЛАВА 1 ИСТОЧНИКИ И ИСТОРИОГРАФИЯ
Так как Славяне были расселены на достаточно обширных территориях, наиболее тесные контакты и взаимосвязь со скандинавами была налажена у восточных славян. Далее их на примере будут рассмотрены существующие письменные источники, из которых можно почерпнуть информацию о данной взаимосвязи.
На протяжение VI-IX вв. восточнославянские племена тесно сотрудничали с Византийской империей в политическом, экономическом и культурном направлениях. Тесные контакты Византии с восточными славянами привели к тому, что сведения об экономическом, политическом и культурном развитии славян отразились в сочинениях многих византийских авторов.
1) Константинопольский патриарх Фотий (IX в.) «Беседы и послания». Под этим названием объединена целая серия отдельных произведений, в которых описываются походы восточных славян на Византию, содержится информация о начале распространения христианства на Руси, об установлении русской епархии в Киеве в 867 г.
2) Неизвестный византийский автор IX в. «Житие Георгия Амастридского». Данное произведение относится к агиографической литературе. Агиография – вид религиозной литературы, содержащий жизнеописания святых. Описывается поход русов на византийский город Амастриду (в Малой Азии) в 840-842 гг. и крещение вождя русов.
История восточнославянских племен VI-IX вв. получила отражение и в ряде сочинений западноевропейских авторов. Важнейшими из западноевропейских источников являются следующие.
1) Франкский историк Пруденций (первая половина IX века). «Бертинские анналы». Пруденций был придворным капелланом Людовика Первого, императора Франкской державы, образовавшейся после распада Священной Римской империи (Людовик Первый Благочестивый – сын Карла Великого, императора Священной Римской империи). Бертинские анналы представляют собой хронику исторических событий по годам. Под 839 г. помещено сообщение о народе рос, послы которого прибыли к византийскому императору Феофилу. Это свидетельство является одним из самых ранних упоминаний о Руси в западной Европе.
Среди арабских источников по истории восточных славян важнейшее место занимают труды арабских путешественников-географов. Главными из них являются следующие.
1) Иранский историк и богослов ат-Табари (839-923 гг.) «История пророков и царей». Содержится упоминание о славянах как об одном из народов Восточной Европы. Славянские племена называются «ас-сакалиба».
2) Иранский географ Ибн-Хордадбех (жил в 820-913 гг.) «Книга путей и государств» (написана в 846 г.). В ней дается историко-географическое описание Арабского Халифата и сопредельных территорий. В сочинении
ГЛАВА 2 ЯЗЫЧЕСКОЕ МИРОВОЗЗРЕНИЕ СЛАВЯН ПО ДАННЫМ ПИСЬМЕННЫХ И АРХЕОЛОГИЧЕСКИХ ИСТОЧНИКОВ
Славяне предстовляют собой крупную группу народов, которые разделены на три ветви: западные, южные и восточные славяне. Каждая из данных ветвей подвергалась многочисленным политическим, экономическим и культурным контактам с представителями других народов. Наиболее ярко связь установилась между славянами восточными и скандинавами. Непосредственно на анализе их отношений и будет построена дольнейшая работа.
Восточные славяне — культурно-языковая общность славян, говорящих на восточнославянских языках. Восточнославянские племена, которые, по мнению большинства учёных, успели слиться в единую народность, составили основное население средневекового Древнерусского государства. В результате последующего политического расслоения восточных славян, к XVII веку сформировались (в порядке убывания численности) три народа: русский, украинский и белорусский.
Некоторыми ранними исследователями также употреблялось обозначение русские славяне.
У восточных славян очень долго был патриархально-родовой строй, поэтому у них долго сохранялся и семейно-родовой культ в виде почитания предков, связанный с погребальным культом. Очень прочно удерживались верования, касающиеся отношения умерших к живым. Все умершие резко делились на две категории: «чистых» покойников — умерших естественной смертью («родители»); и на «нечистых» — умерших насильственной или преждевременной смертью (после принятия христианства к ним относились и дети умершие некрещеными) и колдуны. Первых обычно почитали, а вторых (« мертвяков» — отсюда происходят много суеверий связанных с умершими) боялись и старались обезвредить.
Почитание «родителей» — это семейный, а раньше (родовой) культ предков. С ним связаны многие календарные праздники — Масленица отсюда и родительская суббота, Радуница, Семик и другие. Отсюда, возможно, появился и образ Чура (Щура), восклицания такие как «Чур меня», «Чур это мое», могли обозначать заклинание, призывающее Чура на помощь. Из культа предков происходит и вера в домового (домовик, доможил, хозяин и пр.).
«Нечистые мертвецы». Во многом, это были люди, которых боялись как в то время пока они были живы, так и после их смерти. Интересен обряд «обезвреживания» такого мертвеца во время засухи, которую им часто приписывали. Выкапывали могилу мертвеца и бросали его в болото (иногда заливали водой), возможно именно отсюда происходит название «навий» (мертвец, умерший), а также «навка» — русалка.
Более сложен вопрос о богах и божествах восточных славян. Самыми древними являлись Перун, Велес и Мокошь. Следует отметить, что в
ГЛАВА 3 ЯЗЫЧЕСКОЕ МИРОВОЗЗРЕНИЕ СКАНДИНАВОВ ПО ДАННЫМ ПИСЬМЕННЫХ И АРХЕОЛОГИЧЕСКИХ ИСТОЧНИКОВ
«Эпохой викингов» в скандинавских странах (Швеции, Норвегии, Дании) называют период, охватывающий IX, X и первую половину XI столетий. Этот период считается временем господства воинственных и дерзких дружин отважных морских воинов-викингов, первых скандинавских королей-конунгов, древнейших дошедших до нас эпических песен и сказаний. Данная эпоха положила начало письменной истории скандинавских народов.
Сложность изучения эпохи викингов для историков заключается в том, что в данный период отсутствуют памятники письменности. Исключением служат немногочисленные магические либо поминальные тексты, написанные древнегерманским «руническим письмом», но и при их интерпретации возникает ряд вопросов [11, с. 12].
Основные материалы о жизни скандинавов мы получаем из археологических раскопок их поселений.
На расположенном далее к востоку шведском острове Готланд было обнаружено наиболее информативное из всех известных скандинавских поселений – Валльхагар. Здесь ученым представилась первая возможность детально изучить поселение эпохи Великого переселения народов. Было обнаружено 24 постройки, составлявшие шесть или семь отдельных ферм. На каждой ферме находился главный дом и хозяйственные сооружения. Возможно, здесь мы имеем дело с большой группой родственных семей, каждая из которых проживала на собственном хуторе, а для каких-то важных работ они объединялись под предводительством старейшины. Очистка новой земли для пахоты, сама пахота и сбор урожая должны были требовать объединенных усилий всех жителей [6, с. 45].
Центрами этого перераспределения ценностей, а проще говоря – местами дележа награбленной добычи, даней и выкупов, а также полученных в обмен на эти средства заморских товаров – драгоценностей, украшений, оружия, дорогих тканей, рабов, серебра и прочих атрибутов социального престижа, и стали древнесеверные вики – исторические предшественники городов Северной Европы.
Вики характеризуются системно связанными признаками:
• в отличие от городов – столиц областных или племенных территорий, они нередко расположены на «ничейной земле», на пограничье племен и народов (что обуславливало их свободу от юрисдикции местных властей);
• находясь на важных торговых магистралях, они, как правило, удалены от морского побережья на сравнительно безопасные места;
• по крайней мере, на раннем этапе вики не имели укреплений, оборонительные валы сооружались по мере роста поселения (в Бирке и в Хедебю они появились лишь в X в.);
ГЛАВА 4 ОБЩИЕ И ОТЛИЧИТЕЛЬНЫЕ ЧЕРТЫ ЯЗЫЧЕСКОГО МИРОВОЗЗРЕНИЯ СЛАВЯН И СКАНДИНАВОВ В IX-XI ВВ.
В ходе исследования были выделены, с определенной долей обобщенности, основные уровни или аспекты славяно-скандинавских контактов.
I. Материально-ценностный уровень. Наиболее доступный для археологического изучения, он представлен артефактами и материальными ценностями, включая драгоценные металлы. С начала IX в. это прежде всего серебро: восточное, поступавшее с территории Древней Руси и обеспечивавшее жизнеспособность балтийской экономической системы, а на определенном этапе - западное, с последних десятилетий X в. Роль Древней Руси в экспорте серебра определялась ее господствующим положением на водных путях, связывавших Север Европы с исламским миром; основная часть поступивших ценностей (не менее 60%) нашла применение во внутреннем древнерусском денежном обращении, обеспечивая развитие экономики древнерусских городов на этапе формирования, а главным образом стимулируя становление феодальных отношений (в арабском серебре реализовывалось первоначально собранное в виде пушнины «полюдье», видимо уже в первой трети IX в. осуществлявшееся в общегосударственном масштабе и до середины X в. сохранявшее значение основной формы раннефеодального отчуждения избыточного общественного продукта в пользу господствующего класса). Значительная часть серебра (свыше 40% или, ориентировочно, от 3 до 5 млн. марок) поступила во внешнее, балтийское обращение, составив в нем более половины валютного фонда. При этом ничтожная доля (0,25%) приходится на военные субсидии 882-1054 гг. – «варяжскую дань»в сумме 300 гривен (75 марок серебра), ежегодно взимавшихся с Новгорода и шедших, очевидно, на оплату сторожевого варяжского отряда, вероятнее всего обеспечивавшего безопасность в акватории Финского залива. Некоторая часть восточного серебра была получена викингами в виде военной добычи во время закаспийских походов «русов» в 860-х, 910-х, 940-х и 1040-х гг., которые были организованы киевскими князьями в соответствии с условиями заключавшихся в эти годы русско-византийских договоров; участие варяжских контингентов в этих походах отразилось не только в русских, арабских, грузинских источниках, а также скандинавских рунических надписях, но и в распределении арабского серебра в погребальных комплексах могильника Бирки (особенно показательна концентрация монет в богатых камерных погребениях X в., связанных с феодализирующейся военно-дружинной свейской знатью). Несомненно, однако, что основная часть монетного серебра, особенно представленного в кладах длительного накопления, была результатом интенсивных и многоступенчатых торговых операций. Они же во многом способствовали распространению в скандинавских, древнерусских и прибалтийских памятниках различных видов артефактов, связанных с
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Вопрос славянского и скандинавского языческого мировоззрения много раз рассматривался в научной литературе, но и сейчас не теряет своей актуальности. Данная тема обладает обширным спектрам источников, как письменных, так и археологических. Но следует отметить, что рассматривать их лучше в едином комплексе, так как письменные источники имеют более позднее происхождение, а археологические не дают полного описания картины мира славян и скандинавов.
Уровень обмена в идеологической сфере между скандинавами и слаянами намечается не позднее середины X в., достигает максимума в XI в., а художественное выражение обретает в древнерусской литературе XII в. (включение окончательной редакции «Сказания о призвании варягов» в текст «Повести временных лет» 1118 г.) и древнесеверной - XIII в. (монументальное эпическое полотно «Хеймскринглы»). Следует отметить, что оба памятника лежат в основании национальных литератур и оба разительно отличаются от общеевропейской средневековой традиции, сформированной латинской церковной книжностью; это обстоятельство, во многом определившее дальнейшие пути развития как русской, так и скандинавской культуры, не в последнюю очередь определяет значение русско-скандинавских связей IX-XI вв.
Проанализировав всю информацию, полученную в ходе исследования, можно сделать следующие выводы:
1. Устройство Вселенной у скандинавов и славян имеет очень схожие моменты: ключевую роль в нем играет мировое древо и цифра 9 (у славян — 9 небес, у скандинавов — 9 миров).
2. Боги славян очень похожи на богов скандинавов: они имеют общие черты характера либо внешности и одинаковые функции.
3. Загробный мир как славян, так и скандинавов дуален: в нем есть рай и ад. Также в них упоминается мост, по которому нужно пройти, чтоб попасть в рай.
4. Праздники славян и скандинавов приходились на одно и то же время, они базировались на днях солнцестояний и равноденствий. Праздники имели практически одинаковый смысл, функции и схожие обряды.
Таким образом можно утверждать о сходности языческого мировозрения славян и скандинавов. Схожесть мировозрения скандинавов и славян можно объяснить тесными экономическими, политическими и культурными контактоми, что конечном итоге и привело славян к перенятию ряда черт скандинавского мировозрения.
1. Аничков Е.В. Язычество и древняя Русь / Е.В. Аничков. – М.: Индрик, 2003. — 440 с.
2. Арбман Х. Викинги / Пер. с англ. Н. В. Ерёминой. – СПб.: Евразия, 2006. – 320 с.
3. Беляев И.А. Человек и его мироотношение. Сообщение 1. Мироотношение и мировоззрение // Политематический сетевой электронный научный журнал Кубанского государственного аграрного университета (Научный журнал КубГАУ). – Краснодар: КубГАУ, 2011. – №09(73). С. 310 – 319.
4. Булкин В.А. Большие курганы Гнездовского магильника / В.А. Булкин // Скандинавский сборник: сб. статей: отв. Ред. Э. Раамат. – Таллин, 1975. – С. 134-146.
5. Васильевский И.Р. О ритуальном календаре и верованиях в дохристианской Руси // Археология, этнография и антропология Евразии, 2006. – № 2 (26). – С. 15-21.
6. Джонс Гвин Викинги. Потомки Одина и Тора / Дж. Гвин. – М.: Центрполиграф, 2007. — 445 с.
7. Древняя Русь. Быт и культура / ред.акад. Б.А. Рыбакова. – М.: Наука, 1997. – 368 с.
8. Кирпичников А.Н., Дубов И.В., Лебедев Г.С.. РУСЬ И ВАРЯГИ (русско-скандинавские отношения домонгольского времени) // Славяне и скандинавы. Общ. ред. Е. А. Мельниковой. М.,1986. -М.: Прогресс, 1986. - 416 с.
9. Ласкавый Г.В. Викинги. Походы, открытия, культура / Г.В. Ласкавый. – Минск: МФЦП, 2004. - 320 с.
10. Лебедев Г. С. Шведские погребения в ладье VII-XI веков / Г.С. Лебедев //Скандинавский сборник XIX. – Таллин: "Ээсти Раамат", 1974. – С. 66-71.
11. Лебедев Г. С. Эпоха викингов в Северной Европе / Г.С. Лебедев. – Л., 1985. – 215 с.
12. Младшая Эдда [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://bookree.org/reader?file=8559. – Дата доступа: 12.03.2016.
13. Носков М.С. Связи Западной Руси и Скандинавии IX–XI веков в области межкультурного обмена на примере анализа беларуской легенды о «главном черте» [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://norse.ulver.com/articles/noskov/legend.html. - Дата доступа: 11.02.2016.
14. Повесть временных лет [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://knigosite.org/library/read/77814. - Дата доступа: 12.03.2016.
15. Попович М.В. Мировоззрение древних славян / Киев: Наукова думка, 1985. — 170 с.
16. Пушкина T.A. Бронзовый идол из Чёрной могилы. // Вестник Московского университета. Серия 8. История, 1984. – № 3. – С.59-63.
17. Рыбаков Б.А. Язычество древней Руси / Б.А. Рыбаков. – М.: Наука, 1987. - 783с.
18. Рыдзевская Е. А. Древняя Русь и Скандинавия в IX–XIV вв. М., 1978, стр. 200, 212–213
19. Свердлов М. Б., Шаскольский И. П. Культурные связи России и Швеции в IX-XVI вв. // Скандинавский сборник XXX. – Таллин: Ээсти Раамат, 1986
20. Семёнова М.В. Быт и верования древних славян / М.В. Семенова. - СПб.: Азбука классика, 2001. - 560 с.
21. Симпсон Жаклин Викинги. Быт, религия, культура / Пер. с англ. Чехонадская Н.Ю. — М.: ЗАО Центрполиграф, 2005. – 239 с.
22. Скандинавская мифология: Энциклопедия / М: Эксмо, 2004. — 592 с.
23. Старшая Эдда [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://e-libra.ru/read/248879-starshayaya-yedda-perevod-a.-i.-korsuna.html. - Дата доступа: 12.03.2016.
24. Толстой Н.И. Очерки славянского язычества / Н.И. Толстой. – М.: Индрик, 2003. – 624 с.
25. Фетисов А.А., Щавелев А.С. Викинги. Между Скандинавией и Русью / А.А. Фетисов, А.С. Щавелев. – М.:Вече, 2009. – 336 с.