ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ О ЛЮБВИ И ДРУЖБЕ В ЮНОШЕСКОМ ВОЗРАСТЕ
1.1 Любовь в юношеском возрасте
1.2 Построение юношами и девушками дружеских взаимоотношений
ГЛАВА 2 ПРОБЛЕМЫ ДРУЖБЫ И ЛЮБВИ В ЮНОШЕСКОМ ВОЗРАСТЕ И ИХ КОРРЕКЦИЯ
2.1 Содержание проблемы дружбы и любви
2.2 Психологическая помощь в преодолении негативных переживаний юношеского возраста
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ВВЕДЕНИЕ
В процессе перехода детей на новую жизненную ступень – юношеству, происходят глубокие изменения в дальнейшем становлении личности. Они касаются не только физиологии организма, отношений, которые складываются у юношей с взрослыми людьми и сверстниками, а так же уровня развития познавательных процессов, интеллекта и способностей. Именно так у ребенка происходит период взросления. В этот период детский мир перестает существовать, для него открываются новые возможности в среде взрослой жизни.
Необходимо отметить, что вступая в такую жизнь, у юношей уже есть определенный жизненный опыт, который поможет ему занять определенное место в системе взаимоотношений со сверстниками.
В период юношества семья ребенка становится для него менее значимой, чем отношения со сверстниками. Юноша занимает промежуточное положение между ребенком и взрослым.
Однако необходимо забывать, что положение ребенка характеризуется его зависимостью от взрослых, которые определяют содержание и направление его жизнедеятельности. При этом прослеживается усложнение жизнедеятельности юношей: происходит не только количественное увеличение социальных ролей и интересов, но и качественное их изменение, появляется все больше взрослых ролей с вытекающей отсюда мерой самостоятельности и ответственности.
В этот жизненный период некоторые юноши начинают трудовую деятельность, которая не является полной занятостью. Но наряду с элементами взрослого, статуса юноша еще сохраняет черты зависимости, сближающие его положение с положением ребенка. Материально юноша еще зависим от родителей.
В этом периоде преобладает ведущая деятельность как интимно-личностное общение со сверстниками. Данный вид деятельности является своеобразной формой воспроизведения между сверстниками тех отношений, которые существуют среди взрослых людей, так называемой формой освоения этих отношений. Отношения со сверстниками более значимы, чем с взрослыми, происходит социальное обособление подростка от своей генеалогической семьи.
Одним из новообразований юношеского возраста в общении со сверстниками является освоение и дифференциация чувств, дружбы и любви. То как они объективно складываются, и как субъективно переживаются - это показатель возрастного развития, что и обуславливает актуальность данной темы курсовой работы.
Цель работы: проанализировать содержание переживания дружбы и любви в юношеском возрасте.
Задачи работы:
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ О ЛЮБВИ И ДРУЖБЕ В ЮНОШЕСКОМ ВОЗРАСТЕ
1.1 Любовь в юношеском возрасте
Юношеская мечта о любви выражает первым делом потребность в эмоциональном контакте, понимании, душевной близости; эротические мотивы в ней почти не выражены или не осознаны. Потребность в самораскрытии и интимной человеческой близости и чувственно-эротические желания очень часто не совпадают и могут быть направлены на разных партнеров.
Необходимо отметить, что при появлении любимой девушки снижает эмоциональный накал однополой дружбы, друг становится скорее добрым товарищем. С другой стороны, любовь предполагает большую степень интимности, чем дружба, она как бы включает в себя дружбу [8, с. 12].
Большинству юношам порой трудно совмещать проявления чувств с нормами своего морального кодекса. Наряду с мальчиками, которые гипертрофируют физические аспекты сексуальности, есть и такие, которые всячески стараются отгородиться, спрятаться от них. Психологической защитой им может служить аскетизм, подчеркнуто презрительное и враждебное отношение ко всякой чувственности.
В юношеском возрасте важное, значение имеет мнение сверстников собственного пола, подражательность. Данный период характеризуется как период переживаний первых чувств. Нередко наблюдается картина, как только из кампании у кого-то появляется парень или девушка, мгновенно действует цепная реакция, все начинают влюбляться. При этом объекты увлечений также нередко имеют групповой характер, поскольку общение с популярной в кампании девушкой (или юношей) существенно повышает собственный престиж у сверстников [4, с. 127].
В. А. Сухомлинский в своих работах отмечал, что необходимо изгонять из учреждений образования нескромные и ненужные разговоры о любви. В процессе взаимоотношений юношей и девушек возникает множество моральных проблем, которые порой, возможно, решить только при участии взрослого. Но одновременно молодые люди хотят - и имеют на это полное право - оградить свой интимный мир от бесцеремонного вторжения и подглядывания.
Любовь – чувство, трудно поддающееся формальному определению. Как отношение между людьми любовь характеризуется высшей эмоционально-духовной напряжённостью и основана на открытии максимальной ценности конкретного человека [9, с. 451].
ГЛАВА 2 ПРОБЛЕМЫ ДРУЖБЫ И ЛЮБВИ В ЮНОШЕСКОМ ВОЗРАСТЕ И ИХ КОРРЕКЦИЯ
2.1 Содержание проблемы дружбы и любви
Зачастую поиск потенциального друга начинается еще в подростковом возрасте. При этом юношеская дружба гораздо устойчивее и, глубже, нежели подростковая дружба. Юношеская дружба акцентируется на искренности, эмоциональности, а так же интимности. В процессе становления самосознания возникает потребность открыться, поделиться своими переживаниями. Такая потребность впервые появляется именно в юности.
Необходимо отметить, что у девочек в силу более раннего полового созревания потребность в интимной дружбе возникает раньше, чем у мальчиков. При этом у девочек прослеживается более высокие требования к дружбе. Очень велики и индивидуальные различия. Так одни считают, настоящей дружбой парную, так как настоящий друг может быть один. У других же наоборот, дружба как так называемый коллектив, состоящий из двух, трех, а то и четырех друзей. Необходимо отметить, что в одних случаях дружба является проявлением дефицита внимания в данный жизненный период, в других же является осознанной потребностью в ней.
В современном обществе юноши относятся с опаской к проявлениям чувств и близости. В человеческом общении не всегда есть прямая зависимость между объективным смысловым содержанием коммуникации, и ее эмоциональной значимостью [10, с. 127].
Так большинство взрослых относятся раздражительно и бессодержательно к телефонным разговором двух юношей, тем самым, не замечая того, что жизненное содержание этой беседы не логическое, а эмоциональное и выражено оно не столько в словах и предложениях, сколько в интонациях, а так же в акцентах, при которых освещается различные жизненные впечатления.
В юношеском возрасте дружба часто носят иллюзорный характер, так как строится на эмоциональном уровне. Юноша нередко идеализирует не только себя в дружбе, но и дружбу в себе. Представления, о друге часто приближено к его идеализированному представлению о себе. Зачастую люди вызывающие симпатию у юноши, кажутся ему более похожими на него самого, чем это имеет место в действительности.
Как говорилось ранее вопрос о различиях дружбы у юношей и девушек пока недостаточно изучен. Множество психологических исследований доказывают, что женщина не способна на дружеские отношения. При этом рассматривается тот фактор, что девушки склонны придавать значение мельчайшим психологическим нюансам, а значит, делают поддержание
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В данной курсовой работе были рассмотрены особенности представления о дружбе в юношеском возрасте. Было раскрыто само понятие дружба, а так же ошибочные представления о ней и выбор друзей.
В период юношества молодым людям приходится решать серьезные проблемы, относительно этого возраста. Однако на этом этапе могут возникать определенные проблемы, от решения которых напрямую зависит полноценное и динамичное функционирование личности в дальнейшем. И если юноша не сможет справиться с этими трудностями, то, в конце концов, его уделом может стать одиночество – состояние, при котором не с кем разделить свою жизнь и не о ком заботиться.
В становлении личности юноши немаловажное значение оказывают родители, так как именно от них зависит еще не совсем взрослый человек. Иногда родители относятся без особого вникания в проблемы юноши, что в дальнейшем неблагоприятно сказывается на их отношениях, юноши часто замыкаются в себе или ищут помощь, совет на улице в кампании сверстников.
В юношеском возрасте авторитет родителей менее значим, чем на предыдущих этапах становления личности.
Положение юноши определяют содержание и направление его жизнедеятельности. Так роли, которые выполняет юноша, качественно отличаются от ролей взрослых, и это ясно сознают обе стороны. С усложнением жизнедеятельности у юношей происходит не только количественное расширение интересов, но и качественное их изменение, таким образом, появляется все больше взрослых ролей с вытекающей отсюда мерой самостоятельности и ответственности.
В данный период многие некоторые начинают трудовую деятельность, все думают о выборе профессии.
Переживания в юношеском возрасте носят яркий эмоциональный характер, и редко забываются во взрослой жизни - любовь и дружба в этом возрасте оставляют неизгладимое впечатление.
Юношеская мечта о любви выражается в жажде физического контакта, душевной близости, впервые появляется потребность в самораскрытии, появляются первые эротические желания, которые связаны с реальным человеком.
Переживания юношей и девушек иногда носят глубокий характер, что может стать причиной посещения психотерапевта в консультировании по проблемам негативных переживаниях по поводу значимых отношений, в частности дружеских и любовных.
Таким образом, юношеский возраст является границей детства и взрослости. С точки зрения биологии и анатомии этот период
1. Абрамова, Г. С. Возрастная психология / Г. С. Абрамова. - М., 1999. – 672 с.
2. Анохин, П. К. Системный анализ интегративной деятельности нейрона и понятие о его степенях свободы / П. К. Анохин // Системный анализ интегративной деятельности нейрона. - М., 1974. – 453 с.
3. Васильченко, Г. С. Сексопатология: Справочник / Г. С. Васильченко. - М., 1990. – 576 с.
4. Гримак, Л. П. Общение с собой / Л. П. Гримак. - М., 1991. – 320 с.
5. Кон, И. С. Психология ранней юности / И. С. Кон. - М., 1989. – 256 с.
6. Любовь в юношеском возрасте [Электронный ресурс] URL: http://azps.ru/handbook/l/ljubo441.html (дата обращения 27. 12. 2018).
7. Мудрик, Л. В. Современный старшеклассник. Хрестоматия по возрастной психологии / под ред. Д.И. Фельдштейна, - М., 1996. – 304 с.
8. Мужчина и женщина в современном изменяющемся мире: психоаналитические концепции: Матер. Всероссийская психоаналитическая конференция, Москва, 17-18дек. 2005 г. - М., 2005. – 22 с.
9. Ожегов, С. И. Толковый словарь русского языка / С. И. Ожегов, Н. Ю. Шведова. - 4-е изд., доп. - М., 1999. – 944 с.
10. Практическая психодиагностика / под ред. Д.Я. Райгородского. - Самара, 1998. – 672 с.
11. Психология: Словарь / Под общ. ред. А. В. Петровского, М. Г. Ярошевского. - 2-е изд., испр. и доп. - М., 1990. – 494 с.
12. Психология подростка. Хрестоматия / сост. Фролов Ю.И. - М., 1997. – 526 с.
13. Ранкур-Лаферрьер, Д. Человеческая сексуальность в свете эволюционного психоанализа / Д. Ранкур-ЛаферрьерАрхетип - 1996.- № 1. – 11 с.
14. Решетняк, Ю. А. Применение тестов межличностных отношений к задачам брачного кларинга / Ю. А. Решетняк // Вопр. кибернетики. - М., Вып. 48. - 1978. – 30 с.
15. Советский энциклопедический словарь / под ред. А. М. Прохорова. - М., 1984. – 1600 с.
16. Туревская, Т.А. Диагностика механизмов и функций регуляции переживаний в подростковом возрасте. Диагностика и коррекция нарушений социальной адаптации подростков / под ред. С.А. Беличевой. - М., 1994.
17. Ухтомский, А. А. Доминанта и интегральный образ / А. А. Ухтомский // Избр. тр. - М.; Л., 1978. – 396 с.
18. Фрейд, 3. Очерки по психологии сексуальности / 3. Фрейд. - М., 1994. – 311 с.
19. Фрейд, 3. Психоаналитические этюды / 3. Фрейд. - Минск, 1996. – 606 с.