ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ДИАГНОСТИКИ УСВОЕНИЯ ЗНАНИЙ НА УРОКАХ ИСТОРИИ И ОБЩЕСТВОВЕДЕНИЯ
1.1 Особенности диагностики знаний и умений учащихся на уроке истории и обществоведения
1.2 Тестирование как современная форма педагогического контроля
ГЛАВА 2 ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ТЕСТИРОВАНИЯ ПРИ ДИАГНОСТИКЕ УСВОЕННОГО МАТЕРИАЛА, ПРОВЕРКА И ОЦЕНКА ЗНАНИЙ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ ИСТОРИИ И ОБЩЕСТВОВЕДЕНИЯ
2.1 Исследование степени сформированности знаний учащихся
2.2 Использование тестирования как метода диагностики усвоенного материала
2.3 Проверка эффективности проведенной работы
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ПРИЛОЖЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
Важным условием оптимизации учебного процесса является систематическое получение учителем объективной информации о ходе обучения учащихся. Эта информация получает учитель в процессе мониторинга образовательной и познавательной деятельности учащихся.
Проблема формирования познавательной активности школьников в процессе обучения является одной из приоритетных в современном образовательном пространстве, поскольку от ее разрешения во многом зависит не только повышение качества обучения учащихся, но и их мотивация к достижению учебных и творческих результатов. В условиях качественно новой образовательной ситуации, при которой на первое место выходят субъект-субъектные отношения между участниками образовательного процесса в рамках учебной деятельности, развитие школьников неразрывно связано с пониманием сущности и структуры развития их познавательной активности. В основе структуры общего интеллектуального развития детей этого возраста можно выделить определенные принципы успешной реализации процесса формирования познавательной активности.
Эти принципы, как показывают теоретические исследования и практика школы, в первую очередь, отражают личностно-ориентированный подход к обучению и воспитанию школьников, предполагающий всестороннюю поддержку развития личности, сотрудничество и сотворчество учителя и ученика. Поскольку в своей структуре рассматриваемые далее принципы развития познавательной активности школьников имеют цели, содержание обучения, средства педагогического взаимодействия, организацию познавательного процесса и результат познавательной деятельности, их можно с полным правом назвать системообразующими.
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ДИАГНОСТИКИ УСВОЕНИЯ ЗНАНИЙ НА УРОКАХ ИСТОРИИ И ОБЩЕСТВОВЕДЕНИЯ
1.1 Особенности диагностики знаний и умений учащихся на уроке истории и обществоведения
Методы диагностики знаний и навыков учащихся являются важной частью образовательного процесса, от правильной формулировки которого во многом зависит успех обучения. В методологической литературе принято считать, что контроль - это так называемая «обратная связь» между учителем и учеником, этап образовательного процесса, когда учитель получает информацию об эффективности преподавания предмета [14, с. 18]. В соответствии с этим существуют следующие цели для тестирования знаний и навыков учащихся:
-Диагностика и коррекция знаний и навыков учащихся;
-учет выполнения отдельного этапа учебного процесса;
- определение конечных результатов обучения на разных уровнях.
Контроль не должен восприниматься учащимися как нечто, что необходимо только для учителя, но как этап, на котором ученик может ориентироваться на знания, которые у него есть, чтобы убедиться, что его знания и навыки соответствуют требованиям. Поэтому мы должны добавить цель ученика к целям учителя: убедиться, что приобретенные знания и навыки соответствуют требованиям. Эта цель контроля является основной.
Эффективность диагностики знаний и навыков учащихся во многом зависит от способности учителя правильно организовать урок и правильно выбрать ту или иную форму учения.
Дидактическая задача этапа диагностики заключается в установлении правильности и осознанности домашних заданий, выполняемых всеми учащимися; устранение пробелов в знаниях, которые были обнаружены во время теста, что приводит к улучшению знаний и навыков учащихся.
Выводы по главе 1
Диагностика качества усвоения учебной программы является важной частью учебного процесса. Существуют следующие цели для тестирования знаний и навыков учащихся: диагностика и коррекция знаний и навыков учащихся; учет выполнения отдельного этапа учебного процесса; определение конечных результатов обучения на разных уровнях. Показателем того, что дидактическая задача урок была достигнута, является способность определять уровень знаний большинства учащихся за короткий промежуток времени (около 5-7 минут) при определении типичных недостатков; способность проверять и обновлять базовые концепции и устранять причины выявленных недостатков при проверке домашней работы.
ГЛАВА 2 ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ТЕСТИРОВАНИЯ ПРИ ДИАГНОСТИКЕ УСВОЕННОГО МАТЕРИАЛА, ПРОВЕРКА И ОЦЕНКА ЗНАНИЙ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ ИСТОРИИ И ОБЩЕСТВОВЕДЕНИЯ
2.1 Исследование степени сформированности знаний учащихся
В ходе данной работы было проведено экспериментальное исследование.
Цель исследования – выявить степень сформированности знаний учащихся по истории. Исследование проводилось на базе 5 класса ГУО «Средняя школа № 21 г. Могилева». В эксперименте приняло участие 14 учащихся.
Формой проведения констатирующего этапа стало выполнение тестовых заданий по ранее изученным темам. Данный метод контроля обеспечивает объективные показатели степени сформированности умений и навыков. Диагностический тест представлен в приложении А. Тест выполнялся с помощью компьютера на уроке.
Результаты тестов оценивались по общепринятым критериям по 10-балльной шкале. По результатам исследования были выявлены высокий, средний и низкий уровни сформированности.
Высоким уровнем (8-10 баллов) обладает учащийся, если он в целом справился с поставленными задачами. Практически отсутствуют ошибки, или они незначительны.
К среднему уровню (5-7 баллов) относится учащийся, который в целом справился с поставленными задачами, однако имеют место отдельные ошибки.
Уровень ниже среднего (3-5 баллов) характеризует учащегося, если он сумел в основном решить поставленные задачи, но диапазон знаний ограничен, объем высказывания не достигает нормы. Учащийся допускает ошибки.
Выводы по главе 2
В целях изучения возможностей педагогического контроля над сформированностью знаний учащихся средних классов был проведен педагогический эксперимент. В эксперименте приняло участие 14 учащихся. Полученные данные показали, что не все учащиеся справились с полученным заданием. Так, 3 учащихся (20 %) не смогли выполнить данное задание, получив 0 баллов. Успешно выполнили задание, только 2 учащихся (13%).
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
По итогам данного исследования можно сделать следующие выводы.
Диагностика качества усвоения учебной программы является важной частью учебного процесса. Существуют следующие цели для тестирования знаний и навыков учащихся: диагностика и коррекция знаний и навыков учащихся; учет выполнения отдельного этапа учебного процесса; определение конечных результатов обучения на разных уровнях. Дидактическая задача этапа диагностики заключается в установлении правильности и осознанности домашних заданий, выполняемых всеми учащимися; устранение пробелов в знаниях, которые были обнаружены во время теста, что приводит к улучшению знаний и навыков учащихся.
Показателем того, что дидактическая задача урок была достигнута, является способность определять уровень знаний большинства учащихся за короткий промежуток времени (около 5-7 минут) при определении типичных недостатков; способность проверять и обновлять базовые концепции и устранять причины выявленных недостатков при проверке домашней работы.
Тестирование – это объективный, экономичный, демократичный и корректный способ выявления учебных достижений. Именно педагогическое тестирование позволяет сравнивать и сопоставлять субъекты образования по различным параметрам, а также оценивать такие характеристики обучающихся, как целеустремленность, усидчивость, гибкость мышления, собранность, упорство. Важным средством педагогического контроля сформированности знаний учащихся по истории и обществоведению выступает тестирование.
1. Абракова, Т.А. Интернет-тестирование как особая форма проверки знаний по курсу "Отечественная история" / Т.А. Абракова // Проблемы многоуровневого образования Материалы ХIII Международной научно-методической конференции. Нижегородский государственный архитектурно-строительный университет. – 2009. – С. 198-200.
2. Аванесов, В. С. Композиция тестовых заданий: учебная книга / В.С. Аванесов. – М. : Центр тестирования, 2002. – 240 с.
3. Буланова-Топоркова, М.В. Педагогические технологии: учеб пособие / М.В. Буланова-Торопкова, А.В. Духавнева, В.С. Кукушкин. – Ростов н/Д. : Феникс, 2002. – 312 с.
4. Гуревич, В. В. Теоретическая грамматика английского языка / В.В. Гуревич. – М. : ФЛИНТА; Наука, 2013. – 168 с
5. Ефремова, Н.Ф. Современные тестовые технологии в образовании: учеб. пособие / Н.Ф. Ефремова. – М. : Логос, 2003. – 280 с.
6. Ефремова, Н. Ф. Тестовый контроль в образовании: учебное пособие / Н. Ф. Ефремова.− М. : Логос, 2007. − 368 с.
7. Зарапин, Р.В. Зачетные листы как форма итоговой проверки знаний учащихся по истории / Р.В. Зарапин // Труды Историко-архивного института Безбородов А.Б. Российский государственный гуманитарный университет, Историко-архивный институт; Ответственный редактор А. Б. Безбородов. – М., 2012. – С. 413-420.
8. Ключникова, Н.В. Некоторые аспекты организации проверки знаний учащихся по истории в средней школе / Н.В. Ключникова // Известия Воронежского государственного педагогического университета. – 2014. – № 2 (263). – С. 152-153.
9. Кошелев, В.С. История древнего мира / В.С. Кошелев [и др.]. – Минск : Народная асвета, 2014. – 128 с.
10. Майоров, А. Н. Теория и практика создания тестов для системы образования / А. Н. Майоров.− М. : Интеллект – центр, 2001. − 296 с.
11. Митров, А.Г. Методика проверки знаний по истории и ее результаты на основе дидактической игры / А.Г. Митров // Образовательная деятельность вуза в современных условиях : Материалы международной научно-методической конференции. – 2018. – С. 147-150.
12. Митров, А.Г. Проверка знаний по истории на "входе и "выходе": методика и результаты / А.Г. Митров // Образовательная деятельность ВУЗа в современных условиях : материалы международной научно-методической конференции. – 2017. – С. 42– 44.
13. Михеев, С.А. Проблема интеграции компьютерного тестирования и традиционных форм педагогического контроля / С.А. Михеев // Высшее образование сегодня. – 2014. – №5. – С. 66-69.
14. Никулина, Н.Ю. Методика преподавания истории в средней школе: Учебное пособие / Н.Ю. Никулина ; Калинингр. ун-т.– Калининград, 2000. – 95 с.
15. Романенко, В.Е. Некоторые аспекты применения дидактической игры в процессе проверки знаний по истории / В.Е. Романенко // Проблемы социально-гуманитарного образования на современном этапе модернизации российской школы материалы пятой международной научно-практической конференции. – 2016. – С. 56-57.
16. Степанищев, А.Т. Методика преподавания и изучения истории / А.Т. Степанищев. – М. : Логос, 2002. – 190 с.
17. Студеникин, М.Т. Методика преподавания истории в школе / М.Т. Студеникин. – М. : Логос, 2000 – 210 с.
18. Чубарова, Ю.Е. Диалог в контексте современных тенденций развития системы образования / Ю.Е. Чубарова, Т.С. Шикина // Перевод в меняющемся мире: Материалы Международной научно-практической конференции. – М.,2015. – С. 572-576.
19. Щукин, А. Н. Обучение иностранным языкам: Теория и практика: Учебное пособие для преподавателей и студентов / А. Н. Щукин.− М. : Филоматис, 2004. − 396 c.