ВВЕДЕНИЕ
Политика в области образования является одним из приоритетных направлений государственной политики. Образование играет огромную роль в формировании жизненной позиции человека, самосознания, национально-культурной идентичности, передаче опыта человечества. Роль политики государства в области образования возрастает в периоды значимых исторических поворотов. Именно таким периодом для белорусского народа был раздел Речи Посполитой и вхождение белорусских земель в состав Российской империи.
Говоря об истории женского образования на территории Беларуси в первой половине XIX века, важно отметить, что исследование женского образования представляет безусловный интерес для формирования целостного научного взгляда на систему образования, что и обусловило актуальность данного исследования.
Объектом исследования является образование в Российской империи, а предметом – женское образование на территории Беларуси в первой половине XIX века.
Цель работы: показать становление и развитие женского образования в Беларуси в первой половине XIX века. Для решения данной цели были поставлены следующие задачи:
1. Выявить основные направления и законодательные акты российского правительства в области женского образования в первой половине XIX века.
2. Охарактеризовать особенности развития частного женского образования и учебные заведения в первой половине XIX века на территории Беларуси.
3. Рассмотреть основные виды государственных женских учебных заведений в первой половине XIX века на территории Беларуси.
4. Изучить типы женских еврейских учебных заведений в первой половине XIX века на территории Беларуси.
Проблематика исследования состоит в отсутствии фундаментальных исследований в области женского образования в Беларуси в рассматриваемый период.
Огромную роль в исследовании отыграли логические (анализ, синтез) и специальные исторические (историко-генетический и структурный) методы.
Важным аспектом работы является новизна, которая характеризуется систематизацией информации о развитии женского образования в Беларуси в первой половине XIX века.
Теоретическую базу исследования составили научные труды А. Анофренко, А. Барановой, Л. Басковой, Л. Волосниковой, А. Ганичевой, И. Герасимовой, Э. Гетманского, Н. Дмитриевой, Л. Игнатовца, В. Колесниковой, А. Куницына, В. Мазуркевич, Е. Незнакомовой, А. Самусика, Т. Седляревича, С. Сергейко, О. Соболевской, С. Трошиной, Р. Усачевой и О. Чесноковой.
Основные этапы и особенности становления и развития женского образования в Российской империи, в том числе на территории Беларуси в первой половине XIX века рассматриваются в научных статьях А. Анофренко [2], А. Ганичевой [5], Н. Дмитриевой [8], Л. Игнатовца [9-10], В. Колесниковой [11], А. Куницына [12], В. Мазуркевич [13], Е. Незнакомовой [14], А. Самусика [15], Р. Усачевой [21] и О. Чесноковой [23].
Проблемы становления, попытки государства осуществить контроль деятельности женских еврейских учреждений образования рассматриваются в трудах А. Барановой [2], И. Герасимовой [6], Э. Гетманского [7] и О. Соболевской [19].
Анализ деятельности частных учебных заведений на территории Виленского и Белорусского учебных округов приводится в исследовании Л. Басковой [3].
Вопросы методической базы, учебных программ, уровня образования домашнего обучения характеризуются в работе С. Сергейко [17], законодательной базы российского правительства в области образования исследовала Л. Волосникова [4], становление государственных учреждений образования в определенный автором период является сферой научных интересов Т. Седляревич [16].
Структура работы подчинена решению поставленных задач и состоит из введения (определена актуальность исследования, поставлены цель и задачи, охарактеризованы методы, сформулированы объект и предмет), четырех глав (выявлены основные направления и законодательные акты российского правительства в области женского образования, охарактеризованы особенности развития частного женского образования и учебные заведения, рассмотрены основные виды государственных женских учебных заведений и изучены типы женских еврейских учебных заведений в первой половине XIX века на территории Беларуси), заключения (подводятся полученные выводы в результате исследования), списка использованных источников и 6 приложений.
1 Политика государства в области женского образования в первой половине XIX века
Политика российского правительства в области образования являлась одним из главных направлений государственной политики. Это объяснялось тем, что образование играло огромную роль в формировании гражданского самосознания и национально-культурной идентичности. Роль государственной политики в области образования существенно возросла в связи с вхождением белорусских земель в состав Российской империи.
Важность развития женского образования являлось актуальным в связи с проникновением идей с Европы о борьбе женщин за свои права, в том числе на образование. В результате сложившейся тенденции правительство вынуждено было считаться и разработать систему женского образования.
Разработка методических и теоретических основ женского образования в России было поручено К.Д. Ушинскому и Н.А. Вышнеградскому. Именно благодаря идеям вышеуказанных педагогов был заложен прочный фундамент развития русской женской школы.
К.Д. Ушинский считал, что женское образование было формальным и поверхностным. Он предлагал его организацию на основах демократизации при активной роли государства. Ярким примером развития женского демократического образования стал Смольный институт благородных девиц. Данное учебное заведение стало образцом женской школы для многих европейских стран [14].
Для контроля за реформированием образования в 1802 году было образовано Министерство народного просвещения. В этом же году царь Александр I издал «Предварительные правила Народного просвещения». Данные правила преобразовывали существующие ныне Екатерининские малые училища в приходские и уездные [5, с. 98].
В 1804 году было принято первое постановление министерства – «Устав учебных заведений». Данный документ запретил женщинам обучение в университетах Российской империи [4, с. 34].
2 Частное женское образование и учебные заведения в первой половине XIX века на территории Беларуси
2.1 Частные пансионы
Женское образование в Беларуси в первой половине XIX века было представлено частными пансионами и домашним обучением (гувернерским воспитанием).
Наряду с государственными учебными заведениями в первой половине XIX века в России существовало большое количество частных пансионов. В женских пансионах основой изучения были религия, языки (русский, французский и немецкий), арифметика, история, география, музыка, танцы, рисование, рукоделие. В некоторых пансионах предметы дополнялись мифологией, эстетикой и историей. Интересно, что плата за обучение в женском пансионе была значительно выше, чем в аналогичном мужском и стоило от 500 до 2000 рублей в год). Важно отметить, что частные пансионы формально контролировались министерством просвещения. Ярким проявлением формализм являлись учебные программы, которые должны были быть приближены к государственным, но зачастую вводились владельцами пансионов [12, с. 301]. В результате, это приводило к низкому уровню преподавания, которым отличались провинциальные пансионы. Кроме этого наблюдалось отсутствие должного образования у преподавателей, превращение семидневной учебной в четырехдневную из-за различных семейных праздников или болезни. При этом огромное внимание уделялось овладение воспитанниц хорошим манерам при общении с противоположным полом. С этой целью в женских пансионах устраивались вечера с приглашением учеников мужской гимназии или кадетского корпуса.
Также характерной чертой частных пансионов черта была духовная изоляция воспитанников, которая проявлялась в отреченности от общественной жизни. Воспитанницам разрешалось иметь лишь некоторые учебники, Евангелие, жития святых и др.
3 Государственные женские учебные заведения на территории Беларуси в первой половине XIX века
3.1 Училища
Государственные женские учебные заведения на территории Беларуси в первой половине XIX века были представлены городскими и местечковыми училищами и школами (пансионами) при монастырях.
Отправной точкой развития женского образования в первой половине XIX века стало «Положение об училищах» («Устав народных училищ»). Согласно данному положению, предусматривалось открытие народных училищ с пятилетним сроком обучения в крупных и малых городах [1, с. 76].
Характеризуя становление и развитие училищ, важно отметить, что контроль за их деятельностью училищ был возложен на Виленский, а затем Белорусский учебный округ (Приложение 2). В 1844 году в Минске были основаны женское приходское училище и светская школа для начального образования девочек дворянского происхождения. Позднее такая же школа была открыта в Витебске. К 1845 году в Белорусском учебном округе насчитывалось уже 57 женских учебных заведений данного типа.
В 1840-х годах появились женские школы, соответствовавшие уровню начальных училищ для выходцев из бедных семей [5, с. 99].
Так, в 1843 году в Вильно была открыта двухклассная школа. В этом же году одноклассная школа начала свою деятельность в Минске, Витебске и Гродно [15, с. 121].
Основными учебными предметами в школах были закон божий, чтение и письмо на русском и польском языках, четыре правила арифметики, давались начальные сведения по ведению домашнего хозяйства и рукоделию [8, с. 108].
Кроме вышеуказанных училищ на территории Беларуси в рассматриваемый период существовали училища при гимназиях Виленского учебного округа в Свислочи, Забелах и Могилеве [15, с. 125].
4 Еврейские женские учебные заведения в первой половине XIX века на территории Беларуси
4.1 Иешивы
Основными учебными заведениями для еврейского населения на территории Беларуси в первой половине XIX века были хедеры, толмудторы и иешивы. При этом из перечисленных учебных заведений девочки могли обучаться в иешивах и еврейских училищах, которые в иерархии учебных заведений относились к высшим. В отличие от мальчиков, для девочек изучение заповедей Торы было необязательным. Встречались случаи, когда девочек отправляли на учебу в хедер вместе с мальчиками. Важно отметить, что это были исключения из правил, чем повседневное явление. При этом в сфере образования для девочек еврейское общество было по-прежнему консервативным. Уровень грамотности женщин достигался не с помощью образовательных учреждений, а в рамках и под контролем общины [6, с. 47].
Характеризуя иешивы, важно отметить, что данный тип учебных заведений был практически в каждом городе и местечке, где проживало еврейское население. Содержание иешив происходило за счет общины, которая назначало жалованье директору и студентам, выходцам с других мест. При этом общежитий в современном понимании этого слова не было. Учащиеся спали на скамейках в синагоге или в комнате для изучения Торы, а питание происходило за счёт жителей местечка, в котором размещалось заведение. Интересно, что учащийся на каждый день недели к разному дому [2, с. 208-209].
Анализируя программы и методы обучения в традиционных иешивах, важно отметить, что серьёзных различий в зависимости от расположения не было. Основой обучения было изучение трактатов Талмуда и религиозных кодексов. Главными методами при этом были чтение молитв с последующим обсуждением и дискуссией.
Система обучения в иешиве было направлена на развитие остроумия, логики, анализа, эрудиции и начитанности. Характерной чертой в традиционной иешиве было отсутствие экзаменов и отметок, выставляемых преподавателями. Кроме этого, распространенным явлением были прилюдные споры при жителях местечка, когда учащиеся могли доказывать свою точку зрения.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Таким образом, в полной степени удалось решить поставленные автором задачи.
В результате были сформулированы следующие выводы:
Первая половина XIX века стала периодом становления и дальнейшего развития женского образования на территории Российской империи. При этом государство предпринимало серьёзные шаги по созданию сети женских учреждений образования. Безусловно, активность правительства в области женского образования было продиктовано европейскими тенденциями, а именно стремлением женщин подорвать консервативные идеи в обществе об их роли в обществе через получение образования наравне с мужчинами. Государственная сеть женских учебных заведений была представлена училищами и школами при католических и православных монастырях, которые давали начальное образование. Большинство девочек предпочитали получать образование при католических монастырях, которое являлось традиционным и наиболее распространенным начиная с Средних веков. Женщинам на территории Беларуси в рассматриваемый период было запрещено обучение в гимназиях и университетах.
Основными частными учебными заведениями на территории Беларуси в первой половине XIX века были пансионы и домашнее обучение (воспитание). Получение частного образования было характерно для представительниц привилегированного сословия. Понимая конкуренцию государственным учреждениям со стороны частных, правительство старалось всячески контролировать их деятельность. Как итог, к середине XIX века появились провластные пансионы, а домашнее обучение контролировалось и ограничивалось со стороны государства.
Женщинам на территории Беларуси в рассматриваемый период было запрещено обучение в гимназиях и университетах. Государственная сеть женских учебных заведений была представлена училищами и школами при католических и православных монастырях, которые давали начальное образование. Большинство девочек предпочитали получать образование при католических монастырях, которое являлось традиционным и наиболее распространенным начиная с Средних веков.
Женское еврейское образование на территории Беларуси имело самые глубокие корни. Главным отличием еврейского образования от других видов является его традиционность и относительная самостоятельность. Несмотря на многочисленные попытки государства осуществить полный контроль над женским еврейским образованием они завершились полным провалом. Женское образование, которое было представлено иешивами и еврейскими училищами, контролировалось и и спонсировалось руководством и членами общины.
1. Анофранка, Н. Сістэма жаночай адукацыі на беларускіх землях у канцы XVIII – першай трэці XIX ст.: патрабаванні грамадства і рэчаіснасць / Н.В. Анофранка // Труд. Профсоюзы. Общество. – 2007. – №1. – С. 74–78.
2. Баранава, А.В. Да пытання аб гісторыі адукацыі яўрэяў у Беларусі ў ХІХ – пачатку ХХ ст. / А.В.Баранава. – Мінск.: Навука і тэхніка, 1995. – 382 с.
3. Баскова, Л., Новикова, В. Частные учебные заведения в России первой половины XIX века: основы государственной политики / Л. Баскова, В. Новикова // Молодой ученый. – 2014. – №19. – С. 499-501.
4. Волосникова, Л. Университетский устав Российской империи 1804 года: режим академической свободы / Л. Волосникова // История государства и права. – 2006. – № 4. – С. 33-37.
5. Ганичева, А. Некоторые страницы из истории женского образования в России / А. Ганичева // Дошкольное воспитание. – 1996. – № 10. – С. 95–99.
6. Герасимова, И. Еврейское образование в Бобруйске / И. Герасимова // Лехаим. – 2007. – № 2. – С. 45-49.
7. Гетманский, Э. Еврейское образование в Российской империи / Э. Гетманский // Заметки по еврейской истории. – 2015. – № 11. – С.19-28.
8. Дмитриева, Н. Процесс формирования системы женского образования в России в XIX веке как объект исторического исследования / Н. Дмитриева // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. – 2008. – № 65. – С. 107-110.
9. Игнатовец, Л. Русификация системы образования в Витебской и Могилевской губерниях (1830 – 1850 гг.) / Л. Игнатовец // Веснік Магілеўскага дзяржаўнага універсітэта. – 2012. – № 1. – С. 21-27.
10. Игнатовец, Л.М. Образование Белорусского учебного округа: предпосылки и проекты / Л.М. Игнатовец // Образование на Витебщине: история и современность: материалы республиканской научно-практической конференции, Витебск, 30–31 марта 2010 г. / Віц. дзярж. ун–т; рэкал.: А.М. Дулаў (адк. рэд.) [і інш.]. – Віцебск: ВДУ імя П.М. Машэрава”, 2010. – С. 40-45.
11. Колесникова, В. Женщина духовного сословия в системе народного образования XIX – начала ХХ в. / В. Колесникова // Вопросы истории. – № 12. – С.142-145.
12. Куницын, А.П. Антология педагогической мысли России первой половины XIX века / А.П. Куницын. – Москва, 1987. – 560 с.
13. Мазуркевіч, В. Першыя дзяржаўныя школы и стварэнне дзяржаўнай сістемы адукацыі / В. Мазуркевіч // Народная асвета. – 2001. – № 12. – С. 61–64.
14. Незнакомова, Е. Женское образование в России в XIX – XX вв. / Е. Незнакомова // XReferat.Com [Электронный ресурс]. – Москва, 2015. – Режим доступа: https://xreferat.com/35/6421-1-zhenskoe-obrazovanie-v-rossii-v-xix-xx-vv.html. – Дата доступа: 10.12.2018.
15. Самусік, А. Жаночая асвета на беларускіх землях ў канцы XVI – першай палове XIX стст. / А. Самусік // Адукацыя і выхаванне. – 1998. – № 9. – С.120–126.
16. Седляревич, Т. «Благородные девицы» генерал-губернатора Назимова / Т. Седляревич // Беларуская мінуўшчына. – 1997. – № 4. – С. 27–29.
17. Сергейко, С. А. Становление и развитие института гувернерства в Европе / С.А. Сергейко // Вестник Полоцкого государственного университета. – 2010. – № 5. – С.18-22.
18. Сливкин, В. Учебные заведения Лидского уезда / В.Сливкин // Лидский историко-художественный музей [Электронный ресурс]. – Лида, 2014. – Режим доступа: https://lixmuseum.by/ru/muzej/nauchno-issledovatelskaya-deyatelnost/uchebnye-zavedeniya-lidskogo-uezda/. – Дата доступа: 06.12.2018.
19. Соболевская, О. Из истории еврейской женщины на Беларуси в XIX в. // Женщина. Образование. Демократия: Материалы междунар. науч. – практич. конф. (8 – 9 дек. 2000 г.) – Минск: ООО «Энвила–М», 2001. – С. 278-281.
20. Трошина, С.В. Гувернерство в домашнем образовании России первой половины XIX века : авто-реф. дис. ... канд. пед. наук: 13.00.01 /С.В.Трошина; РГБ ОД. – Москва, 1995. – 26 с.
21. Усачева, Р. Женское образование в системе николаевских школьных контрреформ второй четверти XIX века / Р. Усачева // Образование в современной школе. – 2001. – № 11. – С. 107-110.
22. Ціткоўскі, І. Слуцкая жаночая гімназія / І. Ціткоўскі // Наследие Слуцкого края [Электронны рэсурс]. – Слуцк, 2012. – Рэжым доступа: http://nasledie-sluck.by/ru/sluchina/architecture/4443/. – Дата доступа: 09.12.2018.
23. Чеснокова, О. Женское образовательное движение в России и Беларуси. История и современность / О. Чеснокова // Адукацыя і выхаванне. – 2003. – № 3. – С. 13-17.