ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1 ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ: ПОНЯТИЕ, ИДЕИ, ТЕХНОЛОГИИ, ДОСТОИНСТВА И НЕДОСТАТКИ
1.1 Понятие дистанционного обучения
1.2 Достоинства и недостатки дистанционной формы обучения
ГЛАВА 2 ИЗУЧЕНИЕ ФОРМ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ
2.1 Модели дистанционного обучения
2.2 Создание и использование дистанционных учебных курсов
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
ВВЕДЕНИЕ
Настоящий этап развития человеческой цивилизации характеризуется беспрецедентным сочетанием изменчивости и чрезвычайно высоких темпов развития информационно-коммуникационных технологий.
Одной из реалий конца 20 – начала 21 века состоит в укреплении интеграционных процессов в глобальном образовательном пространстве. Это становится одной из основных тенденций современной педагогики. Данная тенденция развивается, как на региональном, так и на глобальном уровнях. Интеграция в образование является частью сложного процесса взаимодействия и взаимопроникновения национальных образовательных структур, что приводит к формированию единого глобального образовательного пространства.
Единое глобальное образовательное пространство представляет собой сложный, неравномерный многоуровневый процесс тесно взаимосвязанных количественных и качественных преобразований, основанный на единстве в подходах, постановке целей, образовательном содержании, терминологии, категориях и стандартах. Экономическое и духовное сосуществование народов приводит к взаимодействию мирового образовательного сообщества. Это приводит к обогащению каждого из компонентов взаимодействия системы, появлению новых интегративных качеств системы в целом, но не сводится к простой сумме качеств взаимодействующих частей.
Создание системы образования, которая соответствует современному образу мира и способна подготовить население нашей планеты к жизни в новых условиях, является одной из самых фундаментальных и актуальных проблем общества, в котором развитие и совершенствование методов и средства современных информационно-коммуникационных технологий создают реальные возможности для их использования в системе образовании. Именно благодаря этим технологиям созданы реальные перспективы создания системы дистанционного обучения, которая позволяет не только каждому человеку выбирать свой собственный путь образования, но и каждое образовательное пространство на уровне страны или региона, чтобы фактически взаимодействовать с другими людьми и сотрудничать на глобальном уровне.
ГЛАВА 1 ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ: ПОНЯТИЕ, ИДЕИ, ТЕХНОЛОГИИ, ДОСТОИНСТВА И НЕДОСТАТКИ
1.1 Понятие дистанционного обучения
Создание системы дистанционного обучения как информационной технологии стало новым шагом в образовательном процессе в целом, а также все более доступной формой образования для самых широких слоев населения. Его важность связана с тем, что знание становится главной ценностью человека. По мнению экспертов, дистанционное образование является наиболее перспективной формой образования в XXI веке.
Сам термин «дистанционное обучение» еще не получил единой интерпретации. Традиционно определение дистанционного обучения включает в себя такой элемент, как «расстояние» ученика от учителя. По словам А.В. Хуторского, «с использованием телекоммуникаций, в которых предметы обучения (студенты, преподаватели, пр.), имеющие пространственное или временное расстояние, проводят общий образовательный процесс, направленный на создание внешних образовательных продуктов и их внутренние изменения (приращения) предметов образования [15, с.12]. В связи с этим взаимодействие участников в учебном процессе имеет особое значение. Таким образом, Д. Гаррисон и Д. Шейл отмечают, что в ходе дистанционного обучения большая часть общения между учителем и учащимся не возникает напрямую, потому что учитель и ученик отдалены в пространстве и времени. Поэтому такое обучение должно включать двустороннюю связь между преподавателем и учениками для поддержки и облегчения процесса обучения с использованием различных технологий Взаимодействие рассматривается как ключевой элемент дистанционного обучения. Дистанционное обучение – это взаимодействие преподавателей и учащихся на расстоянии, отражающее все компоненты, присущие учебному процессу (цели, методы, организационные формы, учебные пособия) и реализованные с использованием конкретных интернет-технологий или других средств, обеспечивающих интерактивность [14, с. 7].
ГЛАВА 2 ИЗУЧЕНИЕ ФОРМ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ
2.1 Модели дистанционного обучения
Анализ литературы по теме исследования показал, что существует множество моделей дистанционного обучения. В курсовой работе мы рассмотрели модели, выделенные Е. Полат.
Модель 1. ОБУЧЕНИЕ ПО ТИПУ ЭКСТЕРНАТА.
Образование фокусировалось на школьных или университетских (экзаменационных) требованиях для учащихся, которые по какой-то причине не могли посещать школу. Так, в 1836 году был организован Лондонский университет, основной задачей которого в те годы было помочь и провести экзамены для получения определенных сертификатов, степеней и пр. для учащихся, которые не посещали обычные учебные заведения. Эта задача сохранилась и по сей день, наряду с стационарной подготовкой студентов [11].
Модель 2. УНИВЕРСИТЕТСКОЕ ОБУЧЕНИЕ (на базе одного университета).
Это уже целая образовательная система для студентов, которые учатся не в кампусе, а на расстоянии, заочно или дистанционно на основе новых информационных технологий, включая компьютерную электросвязь (вне кампуса). Такие программы для получения различных образовательных сертификатов были разработаны во многих ведущих университетах мира. Например, Новый университет Южного Уэльса в Австралии проводит переписку и дистанционное обучение для 5000 студентов, в то время как там учатся 3000 студентов. Помимо печатных учебников, студентам предлагаются аудио- и видеозаписи, созданные ведущими преподавателями этих университетов [11].
Модель 3. СОТРУДНИЧЕСТВО НЕСКОЛЬКИХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ
Сотрудничество нескольких образовательных организаций в подготовке программ дистанционного обучения делает их более профессиональными и более дешевыми. Эта практика была реализована, например, в рамках межвузовской программы телеобразования в рамках Межкультурной программы телеобразования программе Кеприкон (Capricorn Interuniversity Teleducation Program,1990), в которой приняли участие университеты из Аргентины, Боливии, Бразилии, Чили и Парагвая. Другим примером такого сотрудничества в разработке и использовании подобных программ является Программа " Содружество в образовании" (Commonwealth of Education, 1992). Главы стран Содружества собрались в 1987 году для совместной организации сетей дистанционного обучения для стран Содружества на основе телекоммуникаций.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В курсовой работе мы изучили концепцию дистанционного обучения и ее влияние на развитие личности XXI века.
Мы отметили предпосылки для возникновения дистанционного обучения, определения концепции дистанционного обучения, плюсы и минусы дистанционного обучения, ознакомились с концепциями и моделями дистанционного обучения, принятые в настоящий момент в нашей стране и в мире.
Дистанционное обучение – это особая, совершенная форма, сочетающая элементы дневного, вечернего и заочного обучения на основе новых информационных технологий и мультимедийных систем; Это новая организация учебного процесса, основанная на принципе самостоятельного обучения учащихся.
Установлено, что создание системы дистанционного обучения как одной из информационных технологий стало новым шагом в образовательном процессе в целом, все более доступной формой образования для самых широких слоев населения. Его важность связана с тем, что знание становится главным капиталом человека.
Дистанционное обучение, возникшее в конце 20-го века, вошло в XXI век в качестве одной из наиболее эффективных и перспективных систем подготовки специалистов. Появление и активное распространение дистанционного обучения является нормальной реакцией систем образования многих стран на процессы интеграции в мире, движения к информационному обществу.
Отличительной особенностью дистанционного обучения является предоставление учащимся возможности самостоятельно овладеть необходимыми знаниями с использованием разработанных информационных ресурсов, предоставляемых современными информационными технологиями. Информационные ресурсы, такие, как базы данных и знаний, компьютер, включая мультимедиа, системы обучения и управления, видео- и аудиозапись, электронные библиотеки – наряду с традиционными учебниками и учебными пособиями создают уникальную среду обучения, доступную широкой аудитории. Видео- и телевизионные лекции, круглые столы, компьютерные видео- и текстовые конференции, возможность частых, даже ежедневных консультаций с преподавателем по компьютерным коммуникациям делают общение студентов с учителями еще более интенсивным, чем при традиционной форме обучения. Интенсивные телекоммуникационные взаимодействия между учащимися и педагогом позволяют проводить электронные семинары и деловые игры.
1. Баженова, И.Н. Педагогический поиск : научно-популярная литература / ред. И. Н. Баженова. –М. : Педагогика, 1989. – 560 с.
2. Гончарик, Л.П. Методология дистанционного обучения: учеб. пособие (для специальности «Государственное управление и экономика»)/ Л.П. Гончарик. – Минск: Академия управления при Президенте Республики Беларусь, 2002. – 163 с.
3. Дистанционное обучение – образовательная среда XXI века : материалы X Междунар. науч.-метод. конф. (Республика Беларусь, Минск, 7–8 декабря 2017 года) / редкол. : Б. В. Никульшин [и др.]. – Минск : БГУИР, 2017. – 376 с. : ил.
4. Домрачев В.Г. Дистанционное обучение: возможности и перспективы / В.Г. Домрачев // Высш. образ. в России. – 1994. – № 3. – С. 25
5. Жук, А.И. Информатизация образования как средство развития образовательных услуг / А.И. Жук // Информатизация образования. – 2006. – № 2. – С. 3–7.
6. Зубарев, В.И. Системы высшего образования стран Запада / В.И. Зубарев, А. Е. Голубев, В.Ф. Станис. – М.: РУДН, 1991. – 192 с.
7. Ибрагимов. И. М. Информационные технологии и средства дистанционного обучения: учебное пособие для студ. Вузов / И.М. Ибрагимов. – М.:Академия,2005. – 336 с.
8. Киреева, Е.Д. Анализ перспективного развития существующих форм образовательных Интернет-проектов / Е.Д. Киреева // Инновации в образовании. – 2002.-№ 4. – С. 38-40.
9. Комличенко, А.М. Дистанционное обучение: классификация, проблемы внедрения / А.М. Комличенко, А.Н. Морозевич // Информатизация образования. – 2002. – № 1. С. 3−24.
10. Методика применения дистанционных образовательных технологий (дистанционного обучения) в образовательных учреждениях высшего, среднего и дополнительного профессионального образования Российской Федерации: утверждена приказом Минобразования России от 18.12.2002 № 4452 // КонсультантПлюс: ВысшаяШкола: Программа информационной поддержки российской науки и образования: Специальная подборка правовых документов и учебных материалов для студентов: учебное пособие. - 2007. - Вып.4.].
11. Полат, Е.С. Дистанционное обучение // Педагогические и информационные технологии в образовании. 2001. № 4. [Электронный ресурс]. Режим доступа http:/scholar.urc.ac.ru/ped_journal/numero4/pedag/polat.html. – Дата доступа:
12. Полат, Е.С. Интернет в гуманитарном образовании: Учеб. пособие для вузов / Под ред. Е. С. Полат. – М.: Владос, 2001. – 272 с.
13. Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 29.01.1998 г. № 129 (в редакции от 22.03.2002 г. № 366). Республиканская программа «Информатизация системы образования». [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://cis.rudn.ru/document/show.action?document.id=1355. – Дата доступа:
14. Соколова, М.В. Дистанционное образование в высшей школе Беларуси в контексте общества знания : проблемы и перспективы / М.В. Соколова, А.Е. Пупцев, М.Л. Солодовникова. – Вильнюс: ЕГУ, 2013. – 330 с.
15. Хуторской, А.В. Образовательное пространство СНГ – проблема сравнительной педагогики / А.В. Хуторской. – М.: Научно-внедренческое предприятие «ИНЭК», 2006. – 247 c.