Введение
Индийская цивилизация имеет глубокие исторические корни. Она представляет собой один из древних общемировых культурных центров, отличающийся многообразием и самобытностью художественных форм. Следует отметить, что культура по своей сути диалогична. Пришедшие на территорию Индии мусульманские правители-тимуриды столкнулись с развитой местной индийской культурой. В результате их взаимодействия зародилась могольская культура Индии. Процесс зарождения и развития могольской культуры Индии сложный и противоречивый процесс. С одной стороны, культура получила мощный стимул в своём развитии, но с другой стороны, часть художественных форм самобытной индийской культуры практически перестала развиваться.
Для развития индийской культуры важную роль играло её взаимодействие с близлежащими странами. Определенное влияние на развитие культуры, оказала религия. На развитие изобразительного искусства Индии оказало влияние иконоборческая тенденция ислама. Однако не только влияние религии определило специфику культурного развития Индии, синтез двух культур стал возможен благодаря централизованной политики, проводимой могольскими правителями. Её отражение прослеживается во всех историко-культурных памятниках Индии могольского периода.
Процесс зарождения и развития культуры Индии периода империи Великих моголов в исторической науке объективно не освещался. Это было вызвано целым рядом причин, главной из которых была – недостаточная историографическая и источниковая база. Появившиеся на современном этапе исследования, содержат большое количество противоречий и недостоверных сведений. Недостаточная изученность процесса формирования, синтеза и развития могольской культуры Индии обусловил актуальность данной темы.
Целью данной работы является характеристика основных аспектов формирования, синтеза и развития культуры Индии периода правления Великих Моголов. Для написания работы необходимо решить ряд исследовательских задач. Во-первых – рассмотреть, проанализировать и систематизировать историографическую базы и источниковой материал; во-вторых- провести анализ зарождения персоязычной литературы и религии; в третьих – рассмотреть роль книжной миниатюры и декоративно-прикладного искусства в общекультурном развитии Индии; в четвертых – проанализировать аспекты формирования могольской архитектуры.
Объектом исследования является история развития культуры Индии. Предмет исследования – становление, синтез и развитие культуры Индии периода империи Великих Моголов.
Изложение фактического материала и его анализ строится по историческому и географическому признаку. Изложение фактического материала и его анализ строится по историческому и географическому принципу. Структура работы сделана так, чтобы, с одной стороны, в хронологически завершенном периоде осветить основные вехи становления могольской культуры Индии, а с другой – показать специфику синтеза тимуридской культуру с индийской культурой.
1 Историография и источники
Историографический обзор по теме курсовой работы посвящён рассмотрению основных исследований о социально-культурном и политическом развитии Индии в период правления Великих Моголов. Историографической базой работы послужили две основные группы работ: исследования, посвященные общим вопросам экономической и политической истории Индии XVI – XIX вв.; работы связанные с развитием культуры индии в период империи Великих Моголов.
Анализ историографической базы, позволяет выделить несколько основных периодов в исследовании темы: 1960 – 1980 гг.; 1980 – 1990 гг.; с 1990 г. до настоящего времени.
Изучение истории культурного развития Индии в 1960 – 1980 гг. первоначально было предпринято учеными-историками Индии. В работах преобладало освещение развития культуры Индии в соответствии с подходами, разработанными К. Марксом и Ф. Энгельсом. В соответствии с марксистской теорией, культура Индии периода Великих Моголов развивалась вне отрыва от материального производства и классовой борьбы, что стало характерной чертой исследований данного периода. Негативные социально-культурные явления рассматривались как пережиток монархии и порождение английской колонизации Индии. Рассматривая положение культуры Индии, исследователи изучали её насущные проблемы, показывали характерные черты «старой» и «новой» культуры.
Одним из первых исследований, посвященных истории органов охраны правопорядка является работа Б. Луния [1]. Автор рассмотрел историю культуры в соответствии с марксистской теорией, проследил развитие философско-религиозной и общественной мысли, литературы и искусства. Был сделан вывод о том, что культура Индии – является наименее изученной в мире, так как многие из произведений погибли в результате различных событий и восстановить все этапы эволюции культуры невозможно. Важным шагом в исследовании темы стал выпуск шести томного труда «Всеобщая история искусств» под общей редакцией Б.В. Веймана [2]. В исследовании нашли отражение различные аспекты развития культуры Индии. Изложенный в ней фактический материал, способствовал в дальнейшем исследованию отдельных проблем, связанных с историей развития культуры в целом. Главный акцент в исследовании был сделан на изучение развития архитектуры Индии, тем самым иные стороны развития культуры Индии практически не были исследованы.
С начала 1960-х гг. изучением истории и культуры Индии начинают заниматься советские историки, искусствоведы. В работе О.И. Галеркина и Ф.Л. Богданова [3], сделан глубокий анализ развития культуры Индии с момента образования государства в долине р. Инд и до начала английской колонизации в середине XIX в. Авторы попытались рассмотреть культуру Индии в тесной связи с литературой, мифологией, религиозно-философскими учениями. Авторы пришли к выводу, что в сложении индийской культуры принимали участие многочисленные племена и народности, с которыми взаимодействовало население Индии.
Несмотря на то, что многие попытки объективного изучения истории развития культуры Индии ограничивались отсутствием доступа к источниковой базе, работы посвященные культуре Индии выходили в свет. Например, исследование О.С. Прокофьева [4, 6], А. Короцкой [5]. Авторы попытались охарактеризовать общие этапы развития искусства Индии. Новизной работ являлось широкое привлечение экспонатов, которые хранились в музейных собраниях СССР. Был проработан огромный массив фактического материала, однако авторы весьма скупо осветили развитие скульптуры и декоративно-прикладного искусства.
Важным шагом в исследовании культуры Индии, стало изучение советскими специалистами литературы Индии. Одной из первых работ, являлся труд Г.Ю. Алиева [7]. В исследовании о том, что литература Индии периода правления Великих Моголов, начала зарождаться значительно раньше, чем возникла Могольская империя. По мнению автора – это было вызвано тем, что культурные связи с близлежащими народами были установлены значительно раньше, а также некоторым количеством населения Индии, которое исповедовало ислам.
2 Литература и религия в Индии в период могольского государства
Вторая половина XVI в. большими переменами в социально-политической, экономической и культурной жизни Индии. Политика, проводимая Акбаром Великим, сводилась к консолидации двух противостоящих частей индийского общества – мусульманской и индусской, через их духовное сближение.
XV в. в индийские литературы вливается свежая демократическая струя, которая меняет облик этих литератур как в идейном, так и в формальном плане. Основные достижения литературы этого периода связаны с учениями бхакти и суфизма, направленными против ортодоксальной идеологии индуизма и ислама. общественном сознании Индии происходил качественный сдвиг, положивший начало духовному раскрепощению человека. Принципиально расходясь с традиционным индуизмом, догматы которого освящали феодально-сословный строй жизни, бхакты утверждали, что судьба отдельного человека самоценна и определяется она не обстоятельствами его рождения, но чистотой поведения и силой преданности богу. Хотя и в рамках религии, рождалось качественно новое миропонимание, признание значимости человека как такового, а не как представителя какой-либо профессиональной, сословной или конфессиональной группы. Приверженцы учения бхакти как бы снимали с себя «характерные маски». Основой бхакти являлось утверждение, что душа человека есть частица божественной души (Мирового духа) и поэтому стремление к богу есть естественная и обязательная цель человеческой жизни. Лучшие представители движения бхакти переносили идею равенства перед богом в земную сферу, и это уже само по себе требовало борьбы за «царство справедливости». Свою проповедь вероучители-бхакты вели на живых языках, понятных и необразованным людям, причем часто облекали эту проповедь в поэтическую форму. Литературу бхакти различных народов Индии, независимо от ее языка и локализации, можно считать явлением общеиндийским [4, c. 123].
XV – XVI вв. ознаменованы творчеством многих выдающихся поэтов-бхактов. Среди них – бенгальцы Чондидаш (XV в.), Криттибаш Оджха (XV в.), Мукундорам Чокроборти (XVI в.); Санкардев из Ассама (XV – XVI вв.); Видьяпати Тхакур из Митхилы (XIV – XV вв.); представители литературы хинди – Кабир (XV – XVI вв.), Сурдас (XV – XVI вв.), поэтесса Мирабаи (XVI в.), Тулсидас (1532 – 1624 гг.); сикхские гуру: Нанак (1469 – 1539 гг.) и др. – в Пенджабе; маратхи: Намдев (XIII – XIV вв.) и Экнатх (XVI в.); гуджаратец Нарасингх Мехта (XV в.); поэты виджаянагарской школы в литературе телугу; Черушери (XV в.) и Эжуттаччана (XVI в.) в малаяльской литературе и др. Многие из этих поэтов были выходцами из низших каст либо «деклассированными» брахманами и подвергались преследованиям [7, c. 29]. Эти поэты выступали носителями гуманистического идеала, который имеет определенные аналогии с идеалами гуманистов европейского Возрождения. «Идейный материал», на который опиралось творчество этих поэтов, был почерпнут как в индийской античности, так и в народной культуре Средневековья.
Крупнейшими фигурами в поэзии телугу, или андхра, – одной из ведущих литератур Южной Индии — были в XV в. Шринатха (1380 – 1465 гг.) и Баммер Потана (1405 – 1480 гг.). Дошедшие до нас произведения Шринатхи «Шрунгаранайшадхаму» («Повествование о любви нишадца»), «Кридабхирамаму» («Услады любви») и др., с их полными жизни и выразительности сценами, оптимистическим восприятием красоты мира, гедонистическими мотивами, почти свободны от дидактизма и религиозной проповеди. Патриотическая тема развивается в творчестве Шринатхи в поэме «Палнативира чаритраму» («Сказание о героях Палнаду»). Эта поэма интересна и тем, что она основана на местных преданиях [15, c. 179].
Поэзия Баммера Потаны развивалась в другом направлении. Его творчество было связано со второй волной бхакти на Юге. Главное произведение Потаны – «Андхра-Махабхагаватаму» («Великое сказание о Господе»), в основе которого лежит санскритская «Бхагавата-пурана» и которое стало более популярно в Андхре, чем «Махабхарата» или «Рамаяна» [19, c. 239].
3 Живопись, скульптура и декоративно-прикладное искусство Индии
Средневековая живопись Индии представлена, главным образом книжной миниатюрой. Расцвет книжной миниатюры связан с ведущими школами – Могольской и Раджпутской, существовавшими в период правления Великих Моголов. Могольская школа, возникшая в начале XVI в. с приходом Бабуридов, и развивавшая местные традиции, первое время испытывала влияние миниатюры Ирана и Средней Азии, в особенности школы Герата, откуда в Индию прибыло много мастеров. Наряду с ними работали и индийские художники, имена некоторых из них дошли до нас: Дасвантх, Кесудас, Басаван и другие. Могольская школа складывалась как придворная, что и определило ее тематику. При Акбаре распространены были сюжеты, связанные с личностью императора, – миниатюры к рукописям «Аин-и-Акбари» (Зеркало Акбара), «Акбар-намэ» (Книга Акбара), с историей могольских завоеваний – «Бабур-намэ» (Книга Бабура, мемуары основателя династии). При Акбаре иллюстрировали также великий индийский эпос «Махабхарата», который теперь стали называть «Разм-намэ» (Сказание о битве) [18, c. 108].
На раннем этапе (кон. XVI – нач. XVII вв.) колорит могольских миниатюр, находившихся под воздействием ближневосточных школ, изобилует яркими локальными тонами. Наивысшего расцвета миниатюра Моголов достигла в первой половине XVII в. Падишахи Джахангир и Шах-Джахан содержали специальные мастерские рукописных книг – китабханэ, наблюдали за работой, давали темы художникам. В это время наблюдается явление, свойственное восточной средневековой миниатюре в целом, – отрыв от текста рукописи, создание самостоятельных листов, игравших роль станковых произведении. Их тематика – изображение царских охот, придворных приемов и празднеств, сцен из гаремного быта [14, c. 167 – 168].
Большое развитие получил в позднемогольской миниатюре жанр портрета, в том числе в массовых сценах. В одном из помещений Красного форта, на троне, под балдахином, облокотившись на подушку, сидит падишах, держа в правой руке, одетой в кожаную перчатку, охотничьего сокола. По сторонам стоят сокольничий и человек с опахалом, а кругом свита – правители многих областей, смуглые и светлолицые, седые и безбородые. В центре, с золотой печатью, видящей на груди, – первый министр государства. Все присутствующие – исторические личности, изображенные художником с несомненным портретным сходством. Имена и титулы придворных нанесены поверх парадных кафтанов, подпоясанных кушаками с паровой каймой. Одежды даны в тонких сочетаниях белого, сиреневого, оранжевого, зеленого. Колорит этой миниатюры, как и многих других, созданных в то время, становится более холодным, приглушенным и спокойным, чем в миниатюрах конца XVI в [9, c. 300].
Импозантность многофигурной придворной сцены сочетается в иллюстрациях джахангировского времени с изысканным рисунком и документальной достоверностью в передаче бытовых деталей. Зрителя поражает изящество коврового орнамента, ювелирно тонко выписаны бусы, золото-тканные тюрбаны, жемчужные и гранатовые серьги в ушах придворных. Но более всего поражает разнообразие выражений лиц, исполненных почтительного внимания и задумчивости, тонкость психологического портрета. Это также несомненное достоинство могольской миниатюры XVII в. Известную роль в развитии портретного жанра сыграло знакомство индийцев с западноевропейской гравюрой (в Индии при посредстве христианских миссионеров появились воспроизведения картин Рафаэля, Дюрера и других мастеров) [4, c. 300].
В портретах и бытовых сценах миниатюристами часто применялась техника «сияхи-калям» – черного тушевого рисунка. Так исполнен лист работы Мирзы Хашима «Музыканты», в котором психологически остро изображены персонажи противоположных характеров и темпераментов. Следует отметить также появление в миниатюре элементов линейной и воздушной перспективы, при сохранении плоскостного решения композиции в целом. Значительное развитие получают в это время пейзаж, изображения животных, например шахских скакунов, слонов, сцены охоты [6, c. 345].
В конце XVII в. богобоязненный и недальновидный падишах Аурангзеб круто изменил политику поощрения художественного творчества в стране. Закрытие придворных мастерских помешало дальнейшему развитию могольской миниатюры. Художники разъехались ко дворам раджей Декана, Раджпуанты, Бенгалии, и могольская миниатюра постепенно слилась с местными школами [7, c. 321].
4 Архитектура Индии периода правления Великих Моголов
Возникновение во второй половине XVI в. могущественной державы Великих Моголов, создало благоприятные условия для дальнейшего развития архитектуры Индии. Прочное закрепление мусульманских правителей на индийских землях и централизация власти способствовали сосредоточению огромных материальных средств и человеческих ресурсов, необходимых для возведения монументальных сооружений, что было не под силу отдельным князьям и феодалам. Становление единого централизованного государство связано с правлением Акбара I Великого (1556 – 1605 г.). Для укрепления единства страны был проведен целый ряд реформ, одной из которых была налоговая реформа. В соответствии с этой реформой началось широкое строительство дорожной сети. На дорогах появились таможенные посты, которые контролировали товарооборот [17, с. 147 – 148].
Широкого развития в правление Акбара достигла монументальная архитектура и градостроительство. Из большого числа архитектурных памятников данного периода наиболее типичными являются, мавзолей Хумаюна около Дели, дворец-крепость в Агре, соборная мечеть в Фатехпур-Сикри [19, с. 56].
В период правления Акбара установились классические для Индии формы и композиции мавзолея и мечети. Для мечетей была принята строго симметричная композиция. Молитвенный зал мечети, как правило, перекрывался тремя куполами; фасад состоял из фестончатых аркад. По углам двора и зала возвышались минареты. Мавзолеи, расположенные в центре регулярного парка, имели форму, приближающуюся к кубу, завершенному куполом и устанавливались на приподнятую платформу, по сторонам которой высились минареты [2, c. 890].
Мавзолей Хумаюма, строительство которого происходило в 1562 – 1570 г. представлял собой синтез двух архитектурных традиций: тимуридской (мусульманской) и индусской. Монументальность гробницы Хумаюна отражает новые тенденции в развитии индуистской архитектуры. Внутренее пространство мавзолея состояло из нескольких малых и больших залов, расположенных в шахматном порядке. В строительстве мавзолея приняли участия мастера из Центральной Азии, поскольку в нём прослеживаются черты тимуридской архитектуры. Так, купол в форме луковки напоминает купола зданий Самарканда, в то время как многочисленные ниши взяты из индусской традиции. Новшеством является его уединенное расположение в центре квадратного в плане, симметрично распланированного парка. Парк разбит на прямоугольные и квадратные террасы, повторяющие форму квадратного в плане семиметрового (в высоту) основания из красного песчаника, на котором возвышается строгое и благородное по форме здание мавзолея, сложенное из красного песчаника в сочетании с отделкой из белого мрамора. В ясности и изяществе нового архитектурного стиля мавзолея Хумаюна отразились новые, более светские тенденции эпохи окрепшего при Акбаре государства Моголов [18, с. 48].
Образцом фортификационного искусства может служить построенная на месте старинной кирпичной крепости – крепость Лал Кила (Красный форт) в Агре, бывшей одной из столичных резиденций могольских императоров. Работы были начаты во время правления Акбара в 1564 г. и закончены в 1605 г. Крепость расположена полукругом на обрывистом берегу реки Джамны. Два кольца мощных стен (периметр 2 км.) с бойницами и амбразурами, с внушительными бастионами и четырьмя укрепленными воротами могли выдержать натиск хорошо вооруженного врага. В промежутке между внутренней и наружной стеной, равном 9 м. находится глубокий ров, через который у каждых ворот перекинуты подъемные мосты. Входные ворота открываются в сторону реки, где около южного бастиона для жен гарема устроена закрытая ажурными каменными решетками купальня с террасами и красивыми спусками к воде [14, с. 97 – 98].
Уникальным памятником градостроительства является город Фатихпур-Сикри (Город Победы). Этот город уцелел и том виде, в каком он был задуман и построен при Акбаре. За 10 лет (1569 – 1580 гг.) на месте деревни Сикри возник один из крупнейших в империи городов с прекрасными каменными зданиями. Город с трех сторон был окружен стенами, сложенными из местного красного песчаника (толщина 2.4, высота 9,6 м), с четвертой стороны было создано большое искусственное озеро. Вода из озера подъемными механизмами подавалась вверх в водонапорные башни, откуда она по трубам и открытым каналам распределялась на дворцовую и городскую территорию. Несмотря на четкое разграничение города на отдельные комплексы в соответствии с их назначением (культовые, дворцовые, торговые и др.), в целом город представлял единую живописную композицию со свободной планировкой. Южную сторону холма занимают императорский зал аудиенций Диван-н-Ам, стоящий в центре просторного внутреннего двора, н белый мраморный ансамбль Соборной мечети. Жилые резиденции Акбара и его приближенных располагались по другую сторону холма. Служебные и хозяйственные постройки (конюшни, стойла для слонов, бани, продовольственные склады) размещались отдельно от парадных ансамблей. Город вел оживленную торговлю со многими странами Азии. Востока и Европы, поэтому были построены караван-сараи, в которых останавливались купцы. В городе процветали различные ремесла, изготовлялись парча, ковры, металлические изделия. Однако в 1586 г. Акбар был вынужден переселиться в Лахор, поближе к беспокойным северо-западным границам своего государства. Такова была участь многих городов, созданных вокруг резиденций могольских правителей или их крупных военачальников – джагирдаров [1, с. 124].
Заключение
В XVI – первой половине XVIII вв. территория Индии находилась под властью Великих Моголов, владения которой непрерывно разрастались, к концу существования империи, ее власть простиралась почти на весь Индостан. Культура Индии периода Могольской империи состояла из двух разнородных по своему составу комплексов: тимуридским (мусульманским) и индуистским. Мусульманский комплекс продолжал активно использовать арабские и иранские традиции, а индуистский комплекс – собственно индийские традиции.
Главной особенностью культурной жизни Индии данного периода, является активное переплетение мусульманского и индуистского комплекса в единую общегосударственную культуру. Это было связано с тем, что правители могольского государства, стремились сплотить население империи. Данный процесс начинает проявляться в литературе и искусстве со второй половины XVI в. Этому во многом способствовала политика, проводимая императором Акбаром Великим, принципом правления которого была – толерантность к другим религиям. При нем активно возводились индуистские храмы, проходил процесс изучение памятников науки и литературы Индии. Построенные в XVI – XVII вв. архитектурные памятники свидетельствуют о зарождении и активном использовании – могольского стиля, в котором переплелись декоративная изящность Индии и строгая четкость контуров мусульманской архитектуры. Следует отметить, что архитектура Индии данного периода тесно связана с развитием настенной живописи. В ней начинают господствовать растительные орнаменты. Примером эту служит роспись стен архитектурных памятников, которые были построены во время империи Великих Моголов. Таким образом, традиционная для домогольской Индии роспись стен архитектурных сооружений, практически исчезает.
Процесс слияния двух культур происходил и в литературе. Литература фарси сближаясь с индийской литературой, что привело к смягчению литературных догматов в обеих литературных традициях. Индо-мусульманское переплетение было закреплено синтезом двух наиболее распространенных и сходных в средневековой Индии религиозно-философских течений – суфизмом и бхакти. Цель этих религиозно-философских течений сводилось к слиянию с «абсолютом». Сближение идей суфизма и бакхти наиболее полно отразилось в персоязычной литературе, где на ряду с персонажами мусульманской культуры фигурируют и индийские боги и герои. Этот синтез породил богатую литературу, которая включала в себя: героические и лирические поэмы, исторические сочинения. В литературном процессе в Индии, наряду с сочинениями на «живых языках», немалую роль продолжали играть литературные произведения на санскрите.
Немаловажную роль в культуре Индии начинает играть декоративно-прикладное искусство. Дальнейшее развитие получает резьба по дереву и слоновой кости. Отличительной чертой развития декоративно-прикладного искусства являлось то, что ремесла декоративно-прикладной направленности развивались не только в сельской местности, но и в городах.
Однако наряду с положительными сторонами синтеза двух культур, имеются и отрицательные черты. Практически не развивалось искусство скульптуры. Это было связано с догматами ислама, так как Коран запрещал скульптурное изображение человека.
Таким образом, культура Индии периода империи Великих Моголов – результат синтеза пришлой мусульманской культуры с местной индусской культурой. Результатом переплетения являлось создание основ культуры, которая включила в себя наиболее характерные черты двух культур.
1 Луния Б. История индийской культуры / Б. Луния. – М.: Иностранная лит-ра, 1960. – 568 с.
2 Всеобщая история искусств: в 6 т. / под ред. Б.В. Веймана [и др.]. / М.: Искусство, 1956 – 1966. – Т. 2: Искусство средних веков / Б.В. Вейман [и др.]. – 1961. – 1035 с.
3 Галеркина О.И., Богданов Ф.Л. Искусство Индии в древности и средние века / О.И. Галеркина, Ф.Л. Богданов. – М.: Академия художеств СССР, 1963. – 71 с.
4 Прокофьев О.С. Искусство Индии / О.С. Прокофьев. – М.: Искусство, 1964. – 230 с.
5 Короцкая А. Сокровища индийского искусства / А. Короцкая. – М.: Искусство, 1966. – 384 с.
6 Прокофьев О.С. Искусство Юго-Восточной Азии (III в. до н.э. – XVIII в.) / О.С. Прокофьев. – М.: Искусство, 1967. – 248 с.
7 Алиев Г.Ю. Персоязычная литература Индии / Г.Ю. Алиев. – М.: Главная редакц. вост. лит-ры, 1968. – 248 с.
8 Тюляев С. Искусство Индии: архитектура, изобразительное искусство, художественное ремесло / С. Тюляев. – М.: Наука, 1968. – 344 с.
9 Рабинович И.С. Сорок веков индийской литературы / И.С. Рабинович. – М.: Наука, 1969. – 340 с.
10 Всеобщая история архитектуры: в 12 т. / под ред. А.М. Прибытковой [и др.]. – М.: Изд-во лит-ры по строительству, 1966 – 1977. – Т. 9: Архитектура Восточной и Юго-Восточной Азии до середины XIX в. / А.М. Прибыткова [и др.]. – 1971. – 643 с.
11 Гусева Н.Р. Художественные ремесла Индии / Н.Р. Гусева. – М.: Наука, 1982. – 240 с.
12 Котовская М. Синтез искусств. Зрелищные искусства Индии / М. Котовская. – М.: Наука, 1982. – 256 с.
13 Ашрафян К. Дели. История и культура / К. Ашрафян. – М.: Наука, 1987. – 264 с.
14 Ерасов Б.С. Культура, религия и цивилизация на Востоке / Б.С. Ерасов. – М.: Наука, 1990. – 208 с.
15 Ольденбург С.Ф. Культура Индии / С.Ф. Ольденбург. – М.: Наука, 1991. – 277 с.
16 Ванина Е.Ю. Идеи и общество в Индии XVI – XVIII вв. / Е.Ю. Ванина. – М.: Наука, 1993. – 229 с.
17 Мамедова Р., Фарзалиев А. Сефевиды и Великие Моголы в мусульманской дипломатике / Р. Мамедова, А. Фарзалиев. – СПБ.: СПбГУ, 2004. – 310 с.
17 Берестен В. Империя Великих Моголов / В. Берестен. – М.: АСТ, 2005. – 160 с.
18 Ульциферов О. Культурное наследие Индии / О. Ульциферов. – М.: АСТ, 2005. – 880 с.
19 Ермакова С. Тадж-Махал и сокровища Индии / С. Ермакова. – М.: Астрель, 2006. – 240 с.
20 Кей Д. История Индии / Д. Кей. – М.: АСТ, 2011. – 761 с.
21 Ковальчук М.А., Самсонова Е.М. Индийская скульптура: от архаики до средневековья (XXII в. до н.э. – XVII в. н.э.) / М.А. Ковальчук, Е.М. Самсонова. – Хабаровск: Изд-во Тихоокеан. гос. ун-та, 2017. – 200 с.
22 Абу-л-Фазл Аллами Акбар-Наме / Абу-л-Фазл Аллами. – Самара: Агни, 2003. – 400 с.
23 Субхра Маджумдар Падшахнама / Субхра Маджумхар. – Самара: Агни, 2004. – 350 с.
24 Муншаат-и Салатин – СПб.: СПбГУ Филологический университет, 2007. – 540 с.
25 Журнал путешествия мичмана Никифора Полубоянова в Индию в 1763 – 1764 гг. // Труды института истории естествознания и техники. – Т. 27., 1959. – 234 – 259 с.