Речь – исторически сложившаяся форма общения людей посредством языковых конструкций, создаваемых на основе определённых правил. Процесс речи предполагает, с одной стороны, формирование и формулирование мыслей языковыми (речевыми) средствами, а с другой стороны – восприятие языковых конструкций и их понимание.
Любые нарушения речи являются объектом изучения различных наук: педагогики, психологии, логопедии, нейропсихологии, нейролингвистики и других.
Логопе́дия – специальная педагогическая наука о нарушениях речи, способах их предупреждения, выявления и устранения средствами специального обучения и воспитания. Является одним из разделов специальной педагогики. Логопедия изучает причины, механизмы, симптоматику, течение, структуру нарушений речевой деятельности, систему коррекционного воздействия.
В данной курсовой работе рассматриваются вопросы формирования фонематических представлений у детей старшего дошкольного возраста с дизартрией.
Актуальность исследования обусловлена тем, что речь не является врожденной способностью, а развивается в процессе онтогенеза параллельно с физическим и умственным развитием ребенка и служит показателем его общего развития. Полноценное гармоничное развитие ребенка невозможно без воспитания у него правильной речи. Такая речь должна быть не только правильно оформленной с точки зрения подбора слов, грамматики (словообразования, словоизменения), но четкой и безупречной в звкопроизносительной сфере и звуко-слоговой наполняемости слов.
Дети с нарушениями речи – это дети, имеющие отклонения в развитии речи при нормальном слухе и сохранном интеллекте. Нарушения речи многообразны, они могут проявляться в нарушении произношения, грамматического строя речи, бедности словарного запаса, а также в нарушении темпа и плавности речи.
Среди разнообразных речевых нарушений в детском возрасте большую трудность для дифференциальной диагностики и логопедической работы представляют различные формы дизартрии.
Цель исследования: составить комплекс коррекционных упражнений по формированию фонематических представлений у детей старшего дошкольного возраста с дизартрией.
Задачи исследования:
– рассмотреть теоретический аспект исследуемой проблемы;
– провести сравнительный анализ речевых нарушений при дизартрии и нормы произношения;
Дизартрия, как сложный речевой дефект интенсивно изучается и освещается отечественными и зарубежными учеными, разрабатываются различные способы, приемы диагностики и коррекции, данная тема остается актуальной в отечественной и зарубежной логопедии. Дизартрия как специфическое нарушение звукопроизносительной стороны речи вызывается недостаточностью иннервации артикуляционного, голосового и дыхательного аппарата [13, с. 53].
Научный подход к исследованию проблемы дизартрии был впервые применен немецким неврологом Литтлем. Изучая это нарушение у детей, он описал речевые расстройства, характерные для дизартрии. Сам термин «дизартрия» впервые ввел А. Куссмауль, под которым он понимал все нарушения фонетической стороны речи у детей и взрослых. И только в середине двадцатого века, дизартрию будут рассматривать как сложный речевой дефект, при котором нарушены не только фонетическая, но и просодическая сторона речи [5].
Нарушения речи дизартрического характера могут возникнуть при различных органических поражениях головного мозга, образующиеся под воздействием неблагоприятных факторов в сензитивных периодах развития мозга ребёнка. К неблагоприятным факторам становления нервной системы относят патологию беременности: хронические эндогенные заболевания беременой женщины, воздействие радиационного излучения, вредное влияние алкоголизма, травмы плода и ряд других патогенных факторов. В натальный период к дизартрии могут привести такие патофизиологические явления как стремительные или затяжные роды, слабость родовой деятельности беременных, асфиксия новорожденных и другое. Так же в патогенезе этиологии дизартрии большую долю занимают нейроинфекционные заболевания у детей, черепно-мозговые травмы, тяжелые соматические заболевания, протекающие с осложнениями в центальной нервной системе [19, с. 14].
В логопедической науке выделены и описаны паторечевые формы дизартрии с учетом ведущего неврологического синдрома. Очаговое поражение двигательных черепно-мозговых ядер ствола вызывает бульбарную форму дизартрии. Основные патологические проявления неврологического характра – мышечная слабость, пониженный тонус,
ГЛАВА 2 МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ФОНЕМАТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ДИЗАРТРИЕЙ
2.1 Методики по формированию фонематических представлений у детей старшего дошкольного возраста с дизартрией
На сегодняшний день в логопедической практике используются такие эффективные методы коррекции дизартрии, как:
1. Артикуляционная гимнастика с помощью комплексов специальных изометрических упражнений (которые подбираются, исходя из особенностей нарушений артикуляционного аппарата) способствует развитию артикуляционной моторики.
2. Логопедический массаж (в ходе которого логопед массирует мышцы носогубных складок, губ, языка, мягкого неба) помогает нормализовать тонус мимических и артикуляционных мышц и увеличивает их подвижность. Массаж проводят аккуратно, без усилия, чтобы не вызвать гиперкинезы. Силовой массаж может восстановить рефлексы оральной автоматизации, то есть рефлексы , характерные детям до 1 года. Нужно использовать элементы массажа с лёгким разминанием (Приложение А).
3. Коррекция речевого дыхания с помощью дыхательной гимнастики – для увеличения объема дыхания и нормализации его ритма. В клинической картине дизартрии неизменно присутствуют расстройства дыхания. Неречевое дыхание дизартриков имеет свои особенности. Оно, как правило, поверхностное, ритм его недостаточно устойчив, легко нарушается при эмоциональном напряжении.
Речевое дыхание представляет собой высококоординированный акт, во время которого дыхание и артикуляция строго соотносятся в процессе речевого высказывания. У дизартриков эта координация нередко нарушается даже в процессе плавной речи. Перед вступлением в речь дизартрики делают недостаточный по объему вдох, что не обеспечивает целостного произнесения интонационно-смыслового отрезка сообщения. Нередко дизартрики (не только дети, но и взрослые) говорят на вдохе, либо в фазе полного выдоха.При коррекции дизартрии в практике, как правило, используется регуляция речевого дыхания, как один из ведущих приемов установления плавности речи (Приложение Б).
В логопедической работе над речевым дыханием детей, подростков и взрослых широко используется дыхательная гимнастика А.Н. Стрельниковой [21].
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Почти все личностные качества: вкусы, привычки, характер, темперамент закладываются у человека в детстве. И немалую роль в становлении личности играет речь. Речь – это сложная функция, и развитие ее зависит от многих моментов. Большую роль здесь играет влияние окружающих – дошкольник учится говорить на примере речи родителей, педагогов, друзей. Окружающие должны помочь ему в формировании правильной, четкой речи. Очень важно, чтобы ребенок с раннего возраста слышал речь правильную, отчетливо звучащую, на примере которой формируется его собственная речь.
Если у ребенка речевые дефекты, он зачастую подвергается насмешкам сверстников, обидным замечаниям, в концертах и детских праздниках не участвует. Ребенок обижен, он не чувствует себя равным среди других детей. Постепенно такой ребенок отдаляется от коллектива, замыкается в себе. Он старается отмолчаться или ответить односложно, не принимать участия в речевых играх. Задача логопеда совместно с родителями убедить ребенка в том, что речь можно исправить, можно помочь малышу стать таким, как все. Важно заинтересовать ребенка так, чтобы ему самому захотелось участвовать в процессе коррекции речи. А для этого занятия не должны быть скучными уроками, а интересной игрой.
Дизартрия, как сложный речевой дефект интенсивно изучается и освещается отечественными и зарубежными учеными, разрабатываются различные способы, приемы диагностики и коррекции, данная тема остается актуальной в отечественной и зарубежной логопедии. Дизартрия как специфическое нарушение звукопроизносительной стороны речи вызывается недостаточностью иннервации артикуляционного, голосового и дыхательного аппарата.
Дизартрия – это вид речевого дизонтогенеза, который проявляется в нарушении моторной речевой реализации. Понятие дизартрии рассматривают в клиническом, логопедическом, психологическом и лингвистическом аспектах. На сегодняшний день в логопедии описана структура речевого дефекта, разработаны классификации и приоритетные направления изучения данной проблематики.
В процессе развития речи речеслуховой и речедвигательный анализаторы между собой тесно взаимодействуют. Недоразвитие речедвигательного анализатора затормаживает деятельность речеслухового. Далее ребенок различает твердые и мягкие согласные, которые артикулируются, а затем те, которые позднее появляются в речи. После этого ребенок усваивает дифференциацию внутри групп согласных от сонорных к шумным
1. Архипова, Е.Ф. Стертая дизартрия у детей: учебное пособие / Е.Ф. Архипова – М.: АСТ: Астрель, 2014. – 319 с.
2. Архипова, Е.Ф. Коррекционно-логопедическая работа по преодолению стертой дизартрии у детей / Е.Ф. Архипова - М.: АСТ: Астрель, 2008. – 254с.
3. Бабина, Г.В. Практикум по дисциплине «Логопедия»: Учебно-методическое пособие / Г.В. Бабина – М.: Прометей, 2012. – 104с.
4. Башмакова, С.Б., Станилеско, И.В. Современные исследования дизартрии в отечественной и зарубежной логопедии // Научно-методический электронный журнал «Концепт» / С.Б. Башмакова, И.В. Станилеско. – 2016. – Т. 17. – С. 818–822.
5. Белякова, Л.И. Логопедия. Дизартрия / Л.И. Белякова – М.: Гуманитарный изд. центр ВЛАДОС, 2013. – 287с.
6. Белякова Л.И., Гончарова Н.Н., Шишкова Т.Г. Методика развития речевого дыхания у дошкольников с нарушениями речи / Л.И. Белякова. Н.Н. Гончарова, Т.Г. Шишкова - М.: Книголюб, 2004. – 56с.
7. Винарская, Е.Н. Раннее речевое развитие ребенка и проблемы дефектологии: Периодика раннего развития. Эмоциональные предпосылки освоения языка / Е.Н. Винарская. -- М.: Просвещение, 1987
8. Гвоздев, А.Н. Вопросы изучения детской речи / А.Н. Винарский. – М.: Детство-Пресс, 2007 г. – 472 с.
9. Деева, Ю.П. Коррекция нарушений голоса у детей дошкольного возраста с дизартрией на музыкальных занятиях / Ю.П. Деева // Вестник Псковского государственного университета. Серия: социально-гуманитарные науки. – 2014. - №5. – С. 299-304.
10. Ларина, Е.А. Анализ особенностей интонационной стороны речи у детей с различными нозологическими формами речевой патологии / Е.А. Ларина // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: педагогика, психология. – 2011. - №4. – С.169-172.
11. Левина, Р.Е. Основы теории и практики логопедии / Р.Е. Левина. – М., 1968.
12. Леонтьев А.Н. проблемы развития психики / А.Н. Леонтьев. – М.: Академия педагогических наук РСФСР, 1959. – 499 с.
13. Логопедия: учебник для студ. дефектол. фак. пед. высш. учеб. заведений / под ред. Л.С. Волковой. – 5-е изд., перераб. и доп. – М.: Гуманитарный изд. центр ВЛАДОС, 2009. – 703с.
14. Лопатина, Л.В., Серебрякова Н.В. Преодоление речевых нарушений у дошкольников (коррекция стертой дизартрии): учебное пособие. / Л.В.Лопатина, Серебрякова Н.В. . –– Спб.: Изд-во «СОЮЗ», 2000. – 192 с.
15. Мохотаева, М.В. Акустические характеристики голоса детей с церебральным параличом / М.В. Мохотаева // Сибирский педагогический журнал. – 2009. - №2. – С.440-448.
16. Павлова, И.Ю. Система коррекционной работы по фонетико-фонематическому недоразвитию речи у детей старшего дошкольного возраста с минимальными дизартрическими расстройствами И.Ю. Павлова // Проблемы и перспективы развития образования: материалы II Междунар. науч. конф. (г. Пермь, май 2012 г.). — Пермь: Меркурий, 2012. — С. 120-123.
17. Приходько, О.Г. Дизартрические нарушения речи у детей раннего и дошкольного возраста / О.Г. Приходько // Специальное образование. – 2010. - №2. - С. 68-81.
18. Приходько, О.Г. Логопедическое обследование детей с нарушениями речи / О.Г. Приходько // Специальное образование. – 2010. - № 3. – С. 82-87.
19. Филичева, Т.Б. Основы дошкольной логопедии / Т.Б. Филичева – М.: Эксмо, 2015. – 320с.
20. Швачкин, В.Х. Развитие фонематического восприятия речи в раннем возрасте / В.Х. Швачкин. – Москва // Возрастная психолингвистика : хрестоматия / сост. К.Ф. Седов. – Москва : Лабиринт, 2004. – С. 113-143.
21. Щетинин, М.Н. Дыхательная гимнастика А.Н. Стрельниковой / М.Н. Щетинин. – М., 2004. – 354с.