ВВЕДЕНИЕ
Речевая функция является одной из важнейших функций человека. В процессе речевого развития у него формируются высшие психические формы познавательной деятельности, способность к понятийному мышлению. Овладение речью способствует осознанию, планированию и регуляции поведения. Речевое общение создает необходимые условия для развития различных форм деятельности и участия в коллективном труде.
Развитие правильного произношения – одна из основных задач дошкольного учреждения. Развитие звукопроизношения – это воспитание внимания к звуковой стороне речи. Формируя произношение звуков, педагог учит детей вслушиваться в речь, различать и воспроизводить отдельные элементы речи, уметь удерживать в памяти воспринятый на слух материал, слышать звучание собственной речи и уметь исправлять ошибки. Все эти задачи решаются прежде всего путем осознания собственного произношения, отработки четкой артикуляции отдельных звуков.
Сложная психолого-педагогическая картина предстает перед специалистом, изучающим речедвигательную и мыслительную функции аномально развивающегося ребенка. При диагностировании каждого отдельного случая необходим детальный и тщательный анализ всех полученных данных, которые касаются речевой и когнитивной сферы маленького пациента.
Цель данной работы – изучить научно-теоретические аспекты формирования связной речи у детей с моторной аномалией.
Задачи:
1) рассмотреть лингвистические и психолингвистические особенности изучения связной речи;
2) выявить особенности речи детей с моторной аномалией;
3) изучить возможности применения метода моделирования при формировании связной речи у детей с моторной аномалией;
1.1 Экспрессивная алалия как языковое расстройство
Алалия является одним из наиболее тяжелых дефектов речи, при котором ребенок практически лишен языковых средств общения: речь его самостоятельно и без логопедической помощи не формируется. Многие дети с алалией не овладевают языком и остаются неговорящими или почти неговорящими даже ко времени поступления в школу.
Выделяют различные виды алалии: сенсорная (нарушение восприятия), моторная или экспрессивная (нарушение речи) и сенсомоторной (нарушение восприятия и речи).
Алалия – это стойкая речевая патология, характеризующаяся недоразвитием речемыслительной функции при нормальном слухе и первично сохранном интеллекте [12, с. 11].
Алалия – отсутствие или недоразвитие речи вследствие органического поражения речевых зон коры головного мозга во внутриутробном или раннем периоде развития ребенка. Синонимы: дисфазия, ранняя детская афазия, афазия развития, слухонемота (устаревшее) [17, с. 42].
Под термином «моторная алалия» в коррекционной педагогике и логопедии понимается системное недоразвитие экспрессивной речи центрального органического характера, обусловленное несформированностью языковых операций процесса порождения речевых высказываний при относительной сохранности смысловых и сенсорных операций [16, с. 24].
Как отмечает Н.В. Дроздова, алалия – одна из форм общего недоразвития речи (ОНР), но эти понятия не следует отождествлять [16, с. 25]. ОНР – различные сложные речевые расстройства, при которых у детей
2.1 Понятие связной речи и ее значение для развития речи. Использование метода моделирования. Преодоление нарушений речи у детей в случаях ее общего недоразвития
В психологической и психолингвистической литературе связная (или монологическая, или контекстная) речь рассматривается как сложный вид речевого общения, как особый вид речемыслительной деятельности, имеющий более сложное строение, нежели предложение или диалогическая речь. Именно этим определяется тот факт, что даже хорошо сформированный навык владения фразой не обеспечивает в полной мере умения создавать связные сообщения [4, с. 4].
Необходимо отметить, что связная речь, являясь самостоятельным видом речемыслительной деятельности, вместе с тем выполняет важную роль в процессе воспитания и обучения детей, т.к. она выступает в виде средства получения знаний и средства контроля над этими знаниями.
В современных психологических и методологических исследованиях отмечается, что умения и навыки связной речи при спонтанном их развитии не достигают того уровня, который необходим для полноценного обучения в ребенка в школе. Этим умениям и навыкам нужно обучать специально.
Для разработки специальной методики, ориентированной на коррекцию недостатков речевого развития, В.К. Воробьева считает утверждение Н.И. Жинкина о том, что формирование смысловых связей и отношений, составляющих содержательную структуру речевого сообщения, протекает во внутренней речи и обеспечивается не словами и фразами, а единицами универсального предметно-схемного или предметно-
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Формирование связной речи – наиболее сложный раздел коррекционного обучения у детей с моторной алалией. Правильная организация обучения детей с моторной алалией – сложный процесс. Поэтому наряду с общепринятыми приемами и принципами вполне обосновано использование оригинальных, творческих методик, эффективность которых очевидна. Одной из таких методик является моделирование, представленное в виде картинно-графического плана.
По итогам данного исследования можно сделать следующие выводы.
Под термином «моторная алалия» в коррекционной педагогике и логопедии понимается системное недоразвитие экспрессивной речи центрального органического характера, обусловленное несформированностью языковых операций процесса порождения речевых высказываний при относительной сохранности смысловых и сенсорных операций. Механизм моторной алалии составляют нарушения психических процессов (мышления, памяти), а также соотношения отдельных этапов речевой деятельности. У ребенка с алалией заметно ограничены возможности овладения системой языковых знаков и самим инвентарем языковых средств различных уровней. Недоразвитие речи при моторной алалии носит системный характер, охватывая все ее компоненты: фонетико-фонематическую и лексико-грамматическую стороны.
Коррекция моторной алалии представляет собой наиболее сложную медико-психолого-педагогическую проблему. В настоящее время в теории и практики логопедии разработаны различные средства и методы воздействия, позволяющие выработать у детей с моторной алалией вначале простейшие речевые реакции, а позже некоторые слова и простую фразовую речь.
Связная речь, являясь самостоятельным видом речемыслительной деятельности, вместе с тем выполняет важную роль в процессе воспитания и
1. Артемова, Е.Э. Использование музыкальных упражнений в структуре логопедических занятий с неговорящими детьми / Е.Э. Артемова // Логопедия. – 2007. – № 1 (15). – С. 28–29.
2. Баль, Н.Н. Логопедическая работа с детьми дошкольного возраста с тяжёлыми нарушениями речи : учеб.-метод. пособие для учителей-дефектологов дошк. учреждении / Н.Н. Баль, Н.В. Дроздова. – Минск : Адукацыя і выхаванне, 2010. – 152 с.
3. Битова, А.Л. Место музыкальной терапии в системе помощи ребенку с нарушениями развития / А.Л. Битова, И.С. Константинова, А.А. Цыганок // Обучение и воспитание детей с нарушениями развития. – 2007. – № 6. – С. 24–28.
4. Воробьева, В.К. Методика развития связной речи у детей с системным недоразвитием речи : учеб. пособие / В.К. Воробьева. – М. : ACT: Астрель : Транзиткнига, 2006. – 158 с.
5. Голик, А. Алалия / А. Голик, В. Мамцева // Справочник по психологии и психиатрии детского возраста / под общ. ред. С.Ю. Циркина. – СПб. : Питер, 1999. – С. 155.
6. Гриншпун, Б.М. О принципах логопедической работы на начальных этапах формирования речи у моторных алаликов / Б.М. Гриншпун // Хрестоматия по логопедии (извлечения и тексты) : учеб. пособие для студентов высших и средних специальных педагогических учебных заведений / под ред. Л.С. Волковой и В.И. Селиверстова. – М. : ВЛАДОС, 1997. – С. 112 –122.
7. Громова, О.Е. Формирование начального детского лексикона: практикум / О.Е. Громова. – М. : Просвещение, 2009. – 180 с.
8. Жинкин, Н.И. Развитие письменной речи учащихся III-VII классов / Н.И. Жинкин // Изд. АПН РСФСР. – 1956. – Вып. 78. – С. 29–39.
9. Жукова, Н.С. Логопедия. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников / Н.С. Жукова, Е.М. Мастюкова, Т.Б. Филичева. – Екатеринбург : Эра, 1998. – 320 с.
10. Зайцева, Л.А. Психолого-педагогическое обследование детей с нарушениями речи / Л.А. Зайцева. – Минск : Народная асвета, 1998. – 210 с.
11. Зимняя, И.А. Лингвопсихология речевой деятельности / И.А. Зимняя // Избр. психол. труды. – Москва–Воронеж, 2001. – С.220–241.
12. Ковшиков, В.А. О дифференциальной диагностике экспрессивной алалии / В.А. Ковшиков // Сенсорные и интеллектуальные аномалии и пути их преодоления. – Л., 1984. – С. 96–104.
13. Ковшиков, В.А. О терминологии «моторной алалии» / В.А. Ковшиков // Обучение и воспитание детей с нарушением речи. – М. : Просвещение, 1982. – С. 3–12.
14. Ковшиков, В.А. Экспрессивная алалия / В.А. Ковшиков. – М. : Институт общегуманитарных исследований, 2001. – 96 с.
15. Ковшиков, В.А. Экспрессивная алалия и методы ее преодоления / В.А. Ковшиков. – СПб. : КАРО, 2006. – 304 с.
16. Коррекция нарушений устной и письменной речи : учеб.-метод. пособие / Н. В. Дроздова [и др.]. – Минск : БГПУ, 2006. – 60 с.
17. Логопедия : учебник для студентов дефектол. фак. пед. вузов / под ред. Л.С. Волковой, С.Н. Шаховской. – М. : ВЛАДОС, 1998. – 680 с.
18. Мастюкова, Е.М. Нарушение речи у детей с церебральным параличом : кн. для логопеда / Е.М. Мастюкова, М.В. Ипполитова. – М. : Просвещение, 1985. – 280 с.
19. Мещеряков, Б. Большой психологический словарь / Б. Мещеряков, В. Зинченко. – М. : Олма-пресс, 2004. – 640 с.
20. Петрова, В.А. Малыши и музыка. Движения. Упражнения для детей 2–3 лет / В.А. Петрова // Музыкальный руководитель – 2013. – № 3. – С. 2–7.
21. Преодоление общего недоразвития у детей : кн. для логопеда / Н.С. Жукова, Е.М. Мастюкова, Т.Б. Филичева. — Екатеринбург : КнигоМир, 2011. – 320 с.
22. Пятница, Т.В. Система коррекционного воздействия при моторной алалии / Т.В. Пятница, Т.В. Башинская. – М. : Сфера, 2010. – 64 с.
23. Соботович, Е.Ф. Формирование правильной речи у детей с моторной алалией / Е.Ф. Соботович. – Киев : КГПИ, 1981. – 180 с.