Введение
Актуальность нашей работы состоит в том, что дети в младшем школьном возрасте, которые имеют дисграфические нарушения испытывают значительные трудности в слуховом, зрительном анализе, а моторную работу руки в процессе письма также нужно контролировать. К тому же, с точки зрения, логопсихологии, отмечается тот факт, что, дисграфия часто сопровождается неустойчивостью внимания и быстрой утомляемостью.
Само по себе внимание не является обязательным условием познавательной деятельности, вместе с тем, у младших школьников оно выступает как способность к организации познавательного процесса (восприятия, мышления, памяти).
И.Т. Власенко [4], А. Гермаковская [5], Р.И. Лалаева [16; 17] и др. в своих работах отмечают, что у детей с дисграфией наблюдаются нарушения ряда психических процессов, в том числе и произвольного внимания. Причем авторы указывают на особое сочетания психических и речевых нарушений.
А.Л. Сиротюк [24] отмечает, что в системе психологических процессов внимание необходимым элементом, без которого невозможен ни один вид деятельности.
И.П. Брязгунов, Е.В. Касатикова [3]; Ю.А. Фесенко [26], и др. авторы указывают на сложную взаимосвязь нарушения произвольного внимания и расстройств письменной речи.
Несмотря на то что проблема специфики нарушений произвольного внимания у лиц с тяжелым нарушением речи, является достаточно актуальной и вызывает интерес со стороны отечественных и зарубежных исследователей, особенности произвольного внимания и его роль в процессе коррекции дисграфии у школьников недостаточно изучены.
Коррекция нарушения произвольного внимания – это работа логопеда, поскольку достаточно часто отмечаются случаи, когда учащийся, имея высокий уровень интеллектуальных способностей, совершает много ошибок во время чтения и письма.
Наша работа будет посвящена изучению особенностей произвольного внимания у младших школьников с ТНР и как следствие, дисграфией.
Объект исследования: произвольное внимание.
Предмет исследования: особенности развития произвольного внимания у младших школьников с ТНР.
Цель исследования – изучить особенности произвольного внимания у детей младшего школьного возраста с дисграфией и определить наиболее эффективные формы и методы его развития.
В ходе исследования были поставлены следующие задачи:
1. Раскрыть понятие внимания, дать его основные характеристики.
2. Охарактеризовать стадии формирования внимания в онтогенезе.
3. Изучить особенности внимания у школьников с ТНР (дисграфией).
Глава 1 Теоретические состояние проблемы особенностей внимания младших школьников с тяжелыми нарушениями речи
1.1 Понятие внимания, его основные характеристики
Внимание – это направленность психики (сознания) на определенные объекты, имеющие для личности устойчивую или ситуативную значимость, сосредоточение психики (сознания), предполагающее повышенный уровень сенсорной, интеллектуальной или двигательной активности [8].
Виды внимания и краткая их характеристика даны в таблице 1.1
Глава 2 Экспериментальное изучение состояния произвольного внимания у младших школьников с дисграфией
2.1 Методика и организация экспериментального исследования
Экспериментальное изучение проводилось на базе СШ №42 г.Минска, с учащимися 1-2 классов. В исследовании принимало участие 10 детей с ТНР (дисграфия): 4 мальчика, 6 девочек. Список учащихся представлен в Приложении А.
Целью нашего исследования явилось изучение особенностей произвольного внимания у детей младшего школьного возраста с дисграфией и определение наиболее эффективных форм и методов его развития
Мы изучали два свойства произвольного внимания – продуктивность и устойчивость.
Для выявления исследования была выбрана методика, которая соответствовала целям и задачам нашей работы и дала возможность получить значимые результаты: методика «Корректурная проба» (тест Бурдона) – буквенный вариант [12].
Цель: определение уровня мобилизуемости, утомляемости, истощаемости, продуктивности, точности, устойчивости внимания.
Материал: бланк теста (Приложение Б), на котором в случайном порядке напечатаны буквы алфавита, всего 2000 знаков, 65 букв в каждом ряду, секундомер.
Инструкция: «На бланке напечатаны буквы русского алфавита. Последовательно рассматривая каждую строчку, отыскивайте буквы «к» и «р» и зачеркивайте их. Задание нужно выполнять быстро и точно. Работать начинайте по моей команде. Время работы 10 минут. По прошествии каждой минуты по моему сигналу нужно ставить в тексте – там, где вы «находитесь»,– вертикальную черту».
Способ обработки: учитель заранее заготавливает «ключ» теста, для этого подсчитывает количество букв, подлежащих вычеркиванию по каждой строчке («к» и «р»), а результат выписывается на полях бланков. С помощью ключа подсчитывается количество «корректур» - ошибок в каждой строчке. Ошибки, допущенные испытуемым, подсчитываются по формуле:
Q = S:m, где Q – показатель устойчивости внимания, S – количество просмотренных строк, m – общее количество ошибок, по результатам строится график устойчивости внимания.
Рассчитывается продуктивность внимания, равная количеству просмотренных букв за 10 минут, и точность вычисления по формуле:
Заключение
Анализ литературных источников по теме нашей работы показал следующее:
1. Внимание, как психологическая категория, представляет собой особое состояние сознания, благодаря которому субъект направляет и сосредотачивает познавательные процессы для более полного и четкого отражения действительности.
2. Без внимания не сможет осуществляться ни один познавательный процесс (восприятие или мышление), несмотря на то, что внимание само по себе носит абстрактный характер.
3. Внимание имеет ряд характеристик: устойчивость; концентрация; сосредоточенность; распределение; переключаемость; предметность; объем.
4. Выделяют 7 стадий развития внимания в онтогенезе. В основу стадийности положен переход от непроизвольности внимания к произвольности, формировании его устойчивости и способности управления данным процессом.
5. По данным некоторых авторов (И.П. Брязгунов, Е.В. Касатикова, Ю.А. Фесенко и др.), можно отметить, что для внимания детей с ТНР (дисграфией) характерна: неустойчивость, низкий уровень произвольности и сложная система его распределения.
Проведя собственное исследование, мы выяснили следующее:
1. У учащихся с ТНР (дисграфией) отмечается неустойчивое внимание, которое с трудом распределяется. Как следствие у детей не сформированы различные составляющие познавательной деятельности, особенно ее регулирующая составляющая.
2. Для развития произвольного внимания у учащихся с ТНР (дисграфией), мы предложили ряд методических рекомендаций, в основе которых находится учет индивидуальных особенностей детей, использование игровых упражнений, а также постоянный контроль за деятельностью ребенка.
1. Ананьев, Б. Г. Анализ трудностей в процессе овладения детьми чтением и письмом / Б. Г. Ананьев // Начальная школа. 1999. – ISSN 1617-2736
2. Ахутина, Т. В. Трудности письма и их нейропсихологическая диагностика / Т. В. Ахутина // Письмо и чтение: трудности обучения и коррекции. – М.- Воронеж, 2001. – 270 с.
3. Брязгунов, И. П. Непоседливый ребенок, или Всё о гиперактивных детях / И. П. Брязгунов, Е. В. Касатикова. – М.: Психотерапия, 2008. – 208 с.
4. Власенко И.Т. Особенности словесного мышления взрослых и детей с нарушениями речи / НИИ дефектологии АН СССР. – М.: Педагогика, 1990. – 184 с.
5. Гермаковская, А. Исследование развития фонологического сознания у детей с риском дислексии / А. Гермаковская // Логопедия. - 2006. - №4. - С. 11-17.
6. Воронова, А.П. Нарушение письма у детей. / А.П. Воронова – СПб., 1994. – 129 с.
7. Выготский, Л. С. Собрание сочинений. / Выготский Л. С. / Т. 2, 3, 5. – М., 1983.
8. Гурьянов, Е. В. Психология обучения письму. /Е. В. Гурьянов – М., 1999. – С. 38-126.
9. Ефименкова, Л. Н. Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов. / Л. Н. Ефименкова – М., 2001. – 232 с.
10. Ефименкова, Л. Н. Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов: Пособие для логопеда /Л. Н. Ефименкова – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. – 232 с.
11. Ефименкова, Л. Н., Садовникова, И. Н. Исправление и предупреждение дисграфии у детей. / Л. Н. Ефименкова – М.: Просвещение, 1992. – 235 с.
12. Иваненко, С. Ф. К диагностике нарушений чтения и письма у младших школьников (логопедический аспект) / С. Ф. Иваненко // Дефектология. – 1994. – №1. – С. 52-55.
13. Колповская, И. К. Особенности письма у детей при общем недоразвитии речи / И. К. Колповская / Автореф. дис...канд. пед. наук. - М., 1990. – 184 с.
14. Корнев, А .Н. Нарушения чтения и письма у детей / Корнев А.Н. – СПб.: Речь, 2003.
15. Коррекция нарушений письменной речи: Учебно-методическое пособие / Под ред. Н. Н. Яковлевой. – СПб.: СПбАППО, 2004. – 190 с.
16. Лалаева, Р. И. Логопедическая работа в коррекционных классах: метод. пособие для учителя-логопеда. / Р.И. Лалаева – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2004. – 240 с.
17. Лалаева, Р. И., Венедиктова, Л. В. Нарушение чтения и письма у младших школьников. Диагностика и коррекция. / Р. И. Лалаева – Ростов н/Д: «Феникс», СПб.: «Союз», 2004. – 179 с.
18. Логинова, Е. А. Нарушения письма. Особенности их проявления и коррекции у младших школьников с задержкой психического развития: Учебное пособие / Под ред. Л. С. Волковой. – СПб., 2004. – 300 с.
19. Логопедия в школе: Практический опыт / Под ред. В. С. Кукушина. – М., Ростов н/Д: Изд. центр «МарТ», 2004. – 325 с.
20. Никашина, Н. А. Нарушения письменной речи у младших школьников. / Н. А. Никашина – М., 2004. – 265 с.
21. Парамонова, Л. Г. Говори и пиши правильно. Устранение недостатков устной и письменной речи. / Л. Г. Парамонова – СПб., 1996. – 80 с.
22. Парамонова, Л. Г. Предупреждение и устранение дисграфии у детей. / Л. Г. Парамонова – СПб.: Издательство «Союз», 2004. – 170 с.
23. Садовникова, И. Н. Нарушение письменной речи у младших школьников / И. Н. Садовникова – М., 2003. – 296 с.
24. Сиротюк, М. В. Смешанная дисграфия - миф или реальность? / М. В. Сиротюк // Дефектология. - 2006. - №2. - С. 26-30.
25. Спирова, Л. Ф., Ястребова, А. В. Дифференцированный подход к проявлениям нарушения письма и чтения у учащихся общеобразовательных школ. / Спирова Л.Ф., Ястребова А.В. // Дефектология. – 1988. – №5. – С. 37-42.
26. Фесенко Ю.А. Психофизиологический анализ функционального состояния мозга при заикании и некоторых пограничных расстройствах у детей 5-8 лет/ Ю.А. Фесенко// Автореф. дисс… канд. мед. наук. – СПб, 1995. – 20 с.
27. Хрестоматия по логопедии / Под ред. Л. С. Волковой и В. И. Селиверстова. Т. 2. - М., 1997. – 278 с.
28. Цветкова, Л. С. Нейропсихология счета, письма и чтения: нарушение и восстановление. / Л. С. Цветкова – М., 1997. – 140 с.
29. Яковлев, С. Б. Коррекция аграмматической дисграфии у учащихся начальных классов школы для детей с тяжелыми нарушениями речи. Автореферат. / С. Б. Яковлев /– Л., 1986. – С. 91-118.