ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ КОММУНИКАТИВНЫХ УМЕНИЙ У ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ
1.1 Понятие «коммуникативные умения»
1.2 Развитие коммуникативной стороны речи у детей в онтогенезе
1.3 Особенности форм коммуникативных умений у дошкольников с общим недоразвитием речи
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ УМЕНИЙ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ
2.1 Методика проведения констатирующего эксперимента
2.2 Анализ и интерпретация результатов исследования
ГЛАВА 3. КОРРЕКЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ КОММУНИКАТИВНЫХ УМЕНИЙ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ В ПРОЦЕССЕ ОБЩЕНИЯ СО СВЕРСТНИКАМИ
3.1 Методические рекомендации по формированию коммуникативных навыков у старших дошкольников с ОНР в процессе общения со сверстниками
3.2 Средства формирования коммуникативных умений у детей с общим недоразвитием речи
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
ПРИЛОЖЕНИЕ 3
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования формирования коммуникативных умений у дошкольников с общим недоразвитием речи (ОНР) в практике логопедии обусловлена тем, что сфера коммуникации является необходимой частью социального пространства, в котором существует развитая личность. Главной составляющей коммуникативной стороны речи являются коммуникативные умения. Формирование коммуникативных умений происходит во взаимосвязи с формированием у ребенка средств общения и речи в целом. Несовершенство или несформированность коммуникативных умений не могут обеспечить процесс свободной коммуникации, что отрицательно влияет на личностное развитие детей.
Особый интерес в данном контексте представляют дети с ОНР. Немногочисленные исследования свидетельствуют о том, что комплекс речевых и когнитивных нарушений у этих детей препятствует формированию у них полноценной коммуникативной деятельности (Т.Д. Волковская, Е.Е. Дмитриева, Л.Г. Соловьева, С.Н. Сорокоумова и др.). Проблема формирования коммуникативных навыков у детей с ОНР также является актуальной по причине роста детей, имеющих недостатки речевого развития [25].
В специальной литературе подчеркивается наличие у детей с недоразвитием речи стойких нарушений общения, сопровождающихся незрелостью отдельных психических функций, эмоциональной неустойчивостью, тугоподвижностью когнитивных процессов (Р.Е. Левина, Л.Ф. Спирова, Л.Б. Халилова, Г.В. Чиркина, С.Н. Шаховская). При недостаточном общении ребенка со взрослыми и сверстниками темп развития его речи и других психических процессов замедляется (А.В. Рузская, Е.О. Смирнова и др.).
В современной педагогической практике исследования, теоретически обосновывающие сущность и особенности формирования коммуникативных умений в развитии ребенка дошкольного возраста основаны на деятельном подходе. Опираясь на него М.И. Лисина и Т.А. Репина [16; 21] рассматривали общение как коммуникативную деятельность. Коммуникативная деятельность включает в себя элементарные и сложные умения, а также навыки, необходимые для осуществлений коммуникативной функции речи
Однако, несмотря на высокий интерес исследователей к изучению коммуникативной стороны речи у детей с ОНР, в настоящее время не существует единой ценностной картины по рассмотрению коммуникативных навыков у таких детей.
Данная проблема обусловила выбор темы нашего исследования: «Формирование коммуникативных умений у дошкольников с общим недоразвитием речи в процессе общения со сверстниками».
ГЛАВА 1.ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ КОММУНИКАТИВНЫХ УМЕНИЙ У ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ
1.1 Понятие «коммуникативные умения»
Раскрывая содержание и структуру коммуникативных умений, следует разграничить такие понятия как «умения» и «навыки».
Элементарное умение – это действие, которое образуется сознательно на основе знаний. Структура действия не регулируется субъектом. Действие недостаточно отработано, выполняется медленно. В результате повторения это действие может быть доведено до навыка.
Навык – это действие, которое совершается субъектом быстро и легко, по привычке, не задумываясь. Осуществляется при отсутствии или минимальной затрате умственных, волевых усилий. Навык – автоматизированные компоненты сознательной деятельности, возникающие в результате упражнений, упрочившиеся способы действий.
Сложное умение – это действие, которое включает в себя элементарные умения и навыки. Общая структура действия регулируется и варьируется. Это действие совершенствуется в сторону мастерства, творчества и уже не связано с приобретением свойств навыка.
Коммуникативные умения – это осознанные коммуникативные действия, основанные на знаниях структурных компонентов умений и коммуникативной деятельности, и способность правильно строить свое поведение, управлять им в соответствии с задачами общения [24, с. 19].
Г.М. Андреева [2, c. 293] под коммуникативными умениями понимает комплекс осознанных коммуникативных действий, основанных на высокой теоретической и практической подготовленности личности, позволяющий творчески использовать знания для отражения и преобразования действительности.
Автор выделяет три группы умений, каждая из которых соответствует одной из трех сторон общения (коммуникативной, перцептивной и интерактивной). Так, коммуникативной стороне соответствуют коммуникативные умения – это цели, мотивы, средства и стимулы общения, умения четко излагать мысли, аргументировать, анализировать высказывания.
С.Л. Рубинштейн [4, с. 170] под коммуникативными умениями и навыками понимает отражение коммуникативной способности. Он считает, что коммуникативная способность имеет следующие особенности:
– отличается общественно историческим происхождением;
– проявляется, формируется и совершенствуется в практическом общении;
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ УМЕНИЙ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ
2.1 Методика проведения констатирующего эксперимента
Цель эмпирического исследования: разработать методические рекомендации по формированию коммуникативных умений у старших дошкольников с ОНР в процессе общения со сверстниками.
Эмпирическое исследование включало 3 этапа:
На первом этапе осуществлялся подбор методов и методик констатирующего эксперимента, формирование выборки исследования.
На втором этапе осуществлялось изучение коммуникативных умений у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи в сравнении с нормой.
На третьем этапе на основании полученных результатов осуществлялась разработка методических рекомендаций по формированию коммуникативных умений у старших дошкольников с ОНР в процессе общения со сверстниками.
Исследование осуществлялось на базе ГУО «Центр коррекционно–развивающего обучения и реабилитации г. Бобруйска»
Всего констатирующим экспериментов было охвачено 30 дошкольников старших групп. В экспериментальную группу вошли 15 детей с общим недоразвитием речи. Контрольную группу составили 15 детей с нормальным речевым развитием (приложение 1).
Методы исследования: изучение логопедической документации, наблюдение, тестирование, констатирующий эксперимент, количественный и качественный анализ.
Цель констатирующего эксперимента: выявить уровень сформированности и особенности коммуникативных умений у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.
Для выявления уровня сформированности коммуникативных умений у детей старшего дошкольного возраста с ОНР проводится наблюдение за свободным общением детей, рекомендуемое М.А. Поваляевой [20].
В процессе наблюдения за ребенком обращается внимание на следующие показатели:
1. Умение вступать в диалог:
– умение вступать в диалог для установления контакта;
– легкость контактирования;
– затрудненность контактирования со сверстниками и взрослыми.
2. Умение поддерживать и завершать диалог:
– умение отвечать на вопросы;
– умение задавать вопросы в ходе диалога;
– умение слушать собеседника;
ГЛАВА 3. КОРРЕКЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ КОММУНИКАТИВНЫХ УМЕНИЙ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ В ПРОЦЕССЕ ОБЩЕНИЯ СО СВЕРСТНИКАМИ
3.1 Методические рекомендации по формированию коммуникативных навыков у старших дошкольников с ОНР в процессе общения со сверстниками
На основании результатов констатирующего эксперимента были разработаны рекомендации по формированию коммуникативных навыков у старших дошкольников с ОНР в процессе общения со сверстниками.
В основе разработки мероприятий по формированию коммуникативных навыков у старших дошкольников с ОНР должны лежать следующие принципы, выделенные М. М. Алексеевой и Б. И. Яшиной [1, с. 154]:
– онтогенетический принцип, предполагающий учет закономерной формирования форм, функций речи и различных видов деятельности ребенка в онтогенезе;
– принцип коммуникативно–деятельностного подхода к развитию речи. Данный принцип основывается на понимании речи как деятельности, заключающейся в использовании языка для коммуникации. Реализация данного принципа предполагает развитие речи у детей как средства общения и в процессе общения (коммуникации), и в разных видах деятельности. Коммуникативный подход меняет методы обучения, выдвигая на первый план формирование речевого высказывания;
– принцип развития языкового чутья («чувства языка»). Языковое чутье представляет собой неосознанное владение закономерностями языка. Оно формируется в процессе многократного восприятия речи и использования в собственных высказываниях сходных форм у ребенка;
– принцип взаимосвязи работы над различными сторонами речи, развития речи как целостного образования. Реализация этого принципа предполагает такое построение работы, при котором осуществляется освоение всех уровней языка в их тесной взаимосвязи;
– принцип доступности, последовательности и систематичности, который заключается в доступном и постепенном усложнении речевых упражнений в процессе формирования коммуникативных умений;
– принцип обогащения мотивации речевой деятельности. Мотив обуславливает качество речи, влияет на формирование коммуникативной стороны речи.
Для изучения коммуникативных умений дошкольников осуществляются наблюдения за их свободным общением во время игр. В процессе наблюдения обращается внимание на характер общения, инициативность, умение вступать в диалог, поддерживать и вести его,
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Коммуникативные умения представляют собой осознанные коммуникативные действия, основанные на знаниях структурных компонентов умений и коммуникативной деятельности, и способность правильно строить свое поведение, управлять им в соответствии с задачами общения. По своему содержанию коммуникативные умения объединяют в себе группы умений: информационно–коммуникативные; регуляционно–коммуникативные; аффективно–коммуникативные. Ребенок овладевает речью как средством общения и видом коммуникативной деятельности еще в дословестный этап онтогенеза. По мере взросления у него возникает и развивается потребность в коммуникации. В разные возрастные периоды выявляется преобладание разных форм общения. Активность речевого общения является важным показателем диагноза и прогноза (диагностическим и прогностическим) при нарушениях коммуникации. У детей с ОНР в онтогенезе обнаруживается низкая или недостаточная активность речевого общения. Недоразвитие речевых средств обуславливает следующие особенности: снижение уровня общения, коммуникативную пассивность детей с ОНР; нежелание общаться вербальными средствами; проявление специфических психологических особенностей (робости, нерешительности, стеснительности); трудности общения со сверстниками; невозможность установления длительных коммуникативных контактов со взрослыми и сверстниками; центрированность на взрослом; специфические затруднения неречевого характера: некоммуникабельность, негативизм, раздражительность.
Анализ результатов оценки уровня сформированности коммуникативных умений в экспериментальной группе свидетельствует о том, что у большинства старших дошкольников с ОНР коммуникативные умения сформированы на низком уровне (73%), у некоторых (27%) детей – на среднем уровне. Анализ результатов оценки уровня сформированности коммуникативных умений в экспериментальной группе свидетельствует о том, что у большинства старших дошкольников с нормальным речевым развитием коммуникативные умения сформированы на среднем уровне (60%), у 33% детей – на высоком уровне, у 7% – на низком уровне. Сравнительный анализ характеристик коммуникативных умений в экспериментальной и контрольной группах позволяет прийти к следующим выводам: экстенсивность (широта круга) общения в обеих группах к концу эксперимента возрастала. Однако, первоначально круг общения у дошкольников с ОНР был ниже, чем у детей с нормальным речевым развитием; интенсивность общения в обеих группах к концу эксперимента также возрастала. На начало эксперимента в группе дошкольников с ОНР интенсивность была очень мала по сравнению с детьми с нормальным речевым развитием; избирательность общения была более присуща дошкольникам с ОНР. Они предпочитали устанавливать контакты с детьми
1. Алексеева, М.М., Яшина, Б.И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников: учеб. пособие / М.М. Алексеева, Б.И. Яшина. – М.: Академия, 2000. – 400 с.
2. Андреева, Г.М. Социальная психология: учебник / Г.М. Андреева. – М.: Аспект Пресс, 2008. – 376 с.
3. Аникеева, Н.П. Воспитание игрой: книга для учителя / Аникеева Н.П. – М.: Просвещение, 1987. – 150 с.
4. Баль, Н.Н. Логопедическая работа с детьми дошкольного возраста с тяжёлыми нарушениями речи / Н.Н. Баль, Н.В. Дроздова. – Мн.: Адукацыя і выхаванне, 2010. – 152 с.
5. Дзюба, О.В. Развитие коммуникативной компетентности дошкольников с общим недоразвитием речи / О.В. Дзюба // Актуальные проблемы профессионально-педагогического образования: межвузовский сб. научн. трудов / под ред. Е. А. Левановой. – 2009. – Вып. 23. – Калининград: Изд-во КГУ. – С. 56–60.
6. Диагностика и коррекция психического развития дошкольников: учеб. пособие / под ред. Я.Л. Коломинского, Е.А. Панько. – Минск: Унiверсiтэцкае, 1997. – 237 с.
7. Дубина, Л.А. Коммуникативная компетентность дошкольников: Сборник игр и упражнений / Л.А. Дубина. – М.: Книголюб, 2006. – 486 с.
8. Дубова, Н.В. Об особенностях навыков общения дошкольников с ОНР / Н. В. Дубова // Логопед в детском саду. – 2006. – № 3. – С. 36–38.
9. Завалко, Е.А. Развитие коммуникативных навыков в речи детей дошкольного возраста: автореф. дисс. … канд. пед. наук: 10.02.01 / Е.А. Завалко. – Самара: СГУ, 2012. – 186 с.
10. Игнатьева, С.А. Оценка состояния коммуникативно-речевой деятельности детей старшего дошкольного возраста с ОНР / С.А. Игнатьева, Е.О. Канунникова, Е.С. Парахина // Воспитание и обучение детей с отклонениями в развитии. – 2007. – № 2. – С. 29–33.
11. Июдина, Л.В. Активизация коммуникативной деятельности детей с общим недоразвитием речи / Л. В. Июдина // Логопед в детском саду. – 2008. – № 7. – С. 37–43.
12. Коломинский, Я.Л. Психическое развитие детей в норме и патологии: психологическая диагностика, профилактика и коррекция / Я.Л. Коломинский, Е.А. Панько, С.А. Игумнов. – СПб.: Питер, 2004. – 480 с.
13. Коржевина, В.В. Изучение особенностей общения дошкольников с недоразвитием речи со сверстниками / В.В. Коржевина // Логопедия: методические традиции и новаторство / под ред. С.Н. Шаховской, Т.В. Волосовец. – М.: НПО, 2003. – С. 83–92.
14. Лаврентьева, Е. Особенности развития коммуникативных умений у дошкольников с общим недоразвитием речи / Лаврентьева Е. // Логопед в детском саду. – 2011. – № 4. – С. 72–74.
15. Лисина, М.И. Проблемы онтогенеза общения / М.И. Лисина. – М.: Академия, 2000. – 144 с.
16. Лисина, М.И., Смирнова, Р.А. Потребности и мотивы общения между дошкольниками / Под ред. Я.Л. Коломинского. – Минск: Сила, 2005. – 194 с.
17. Максимова, А.А. Развитие коммуникативных умений младших школьников в сюжетно-ролевых играх / А.А. Максимова // Плюс До и После. – 2005. – № 1. – С. 1–5.
18. Максимова, И.В. Особенности общения у старших дошкольников с ДЦП / И.В. Максимова // Коррекционная педагогика. – 2007. – № 3. – С. 43–48.
19. Мастюкова, Е.М. Ребенок с отклонениями в развитии: Ранняя диагностика и коррекция / Е.М. Мастюкова. – М.: Просвещение, 1992. – 95 с.
20. Поваляева, М.А. Справочник логопеда / М.А. Поваляева. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2002. – 448 с.
21. Репина, Т.А. Социально-психологическая характеристика группы детского сада: педагогическая наука – реформе школы: монография / Т.А. Репина. – М.: Педагогика, 1988. – 232 с.
22. Сафонова, О.В. Активизация речевого общения детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи: автореф. дисс. … канд. пед. наук: 13.00.03 / О.В. Сафонова. – Москва: МПГУ, 2007. – 171 с.
23. Уханова, А.В. Программа развития эмоционально-волевой и коммуникативной сферы дошкольников / А.В. Уханова // Вестник практической психологии образования. – 2008. – № 2. – 115–122.
24. Федосеева, Е.Г. Формирование коммуникативных умений у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи: автореф. дисс. … канд. пед. наук: 13.00.03 / Е.Г. Федосеева. – Москва: МПГУ, 1999. – 191 с.
25. Филичева, Т.Б. Нарушения речи у детей: Пособие для воспитателей дошкольных учреждений / Т.Б. Филичева, Н.А. Чевелева, Г.В. Чиркина. – М.: Профессиональное образование, 1993. – 232 с.
26. Холодилова, Е.М. Развитие коммуникативных умений у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи / Е.М. Холодилова, С.В. Зотова // Специальное образование. – 2015. – Вып. 11. – Т. 2. – С. 282–286.
27. Чернецкая, Л.В. Развитие коммуникативных способностей у дошкольников: практическое руководство / Л.В. Чернецкая. – Ростов н/Д.: Феникс, 2005. – 256 с.
28. Чернышова, Е.Б. Основные особенности коммуникативного поведения старшего дошкольника / Е.Б. // Возрастное коммуникативное поведение. – Воронеж. – 2003. – С. 41–45.