Одним из наиболее распространенных речевых нарушений является общее недоразвитие речи (ОНР). С учетом постоянного увеличения числа дошкольников с общим недоразвитием речи проблема формирования у них словообразования занимает важнейшее место в современной логопедии, а вопрос о методике их развития и коррекции становится одним из самых актуальных [7].
Изучением закономерностей, последовательности, этапов и ступеней развития словообразовательных возможностей при онтогенетическом развитии речи занимались следующие лингвисты, психологи, педагоги, психолингвисты: В.В. Виноградов, Г.О. Винокур, А.Н. Гвоздев, Е.С. Кубряков, А.А. Леонтьев, Е.Н. Негневицкая, Ф.А. Сохин, С.Н. Цейтлин, К.И. Чуковский, А.М. Шахнорович, Д.Б. Эльконин, Н.М. Юрьева.
Пути формирования логопедической работы при общем недоразвитии речи (ОНР) проложили М.М. Алексеева, А.Г. Арушева, Е.Н. Дроздова, Н.С. Жукова, Г.А. Каше, А.В. Короткова, Р.Е. Левина, Е.М. Мастюкова, Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина,
Практически все исследователи, изучавшие проблему общего недоразвития речи, отмечали недостаточные возможности таких детей в образовании новых форм слов (Н.С. Жукова, Р.И. Лалаева, Г.А. Каше, Л.Ф. Спиров, Т.Б. Филичева.) Эти исследования носили, как правило, характер констатации тех отдельных трудностей, которые испытывают дети с ОНР при самостоятельном продуцировании производных наименований.
Исследования проблемы словообразования у детей с ОНР не носили системного, глубокого характера. Малая изученность всего специфического своеобразия проявлений недоразвития словообразовательного умения у детей с ОНР объясняет недостаточное внимание, которое уделяется в специальной методической литературе развитию словообразования.
Таким образом, остается нерешенной проблемой изучения состояния и развития словообразования у детей с ОНР; влияния словообразования на развитие устной и письменной речи детей; разработки научно обоснованных методов формирования навыков словообразования у детей с недоразвитием речи дошкольного возраста.
Актуальность исследования обусловлена тем, что словообразование, выполняя множество функций, оказывает существенное влияние на развитие языковой компетентности и речевой коммуникации ребенка в целом. Поэтому формирование словообразования у детей с общим недоразвитием речи является актуальной проблемой.
Особое значение периода активного овладения детьми старшего школьного возраста словообразовательными навыками для последующего речевого и интеллектуального развития заключается в том, что словообразование является особым видом речемыслительной деятельности и отражает объективный уровень когнитивного развития. Развитие процессов
В логопедии понятие «общее недоразвитие речи» определяется как патология речи у детей с нормальным слухом и первично сохраненным интеллектом, при которой нарушается формирование всех компонентов речевой системы. При общем недоразвитии речи отмечается позднее ее проявление, скудный запас слов, аграмматизмы, дефекты произношения и фонемообразования [14, c. 118].
Впервые теоретическое обоснование общего недоразвития речи (ОНР) было сформулировано в результате многоаспектных исследований различных форм речевой патологии у детей дошкольного и школьного возраста, проведенных Р.Е. Левиной и коллективом научных сотрудников НИИ дефектологии: Н.А. Никашиной, Г.А. Каше, Л.Ф. Спировой, Г.И. Жаренковой и др. в 50-60 годах ХХ века.
Левиной Р.Е. и сотрудниками разработана периодизация проявлений общего недоразвития речи: от полного отсутствия речевых средств общения до развернутых форм связной речи с элементами фонетико-фонематического и лексико-грамматического недоразвития.
Выделяют четыре уровня речевого развития, которые отражают типичное состояние компонентов языка у детей с ОНР:
– I уровень речевого развития характеризуется отсутствием речи (т.н. «безречевые дети»). Такие дети пользуются «лепетными» словами, звукоподражаниями, сопровождают «высказывания» мимикой и жестами.
– II уровень речевого развития. Кроме жестов и «лепетных» слов появляются хотя и искаженные, но достаточно постоянные общеупотребительные слова. Произносительные возможности детей значительно отстают от возрастной нормы. Нарушена слоговая структура.
– III уровень речевого развития характеризуется наличием развернутой фразовой речи с элементами лексико-грамматического и фонетико-фонематического недоразвития. Свободное общение затруднено. Дети этого уровня вступают в контакты с окружающими только в присутствии знакомых (родителей, воспитателей), вносящих соответствующие пояснения в их речь.
– IV уровень характеризуется отсутствием нарушений звукопроизношения, а имеет место лишь недостаточно четкое различие звуков в речи. Эти дети допускают перестановки слогов и звуков, сокращения согласных при стечении, замены и пропуски слогов в речевом потоке. У них недостаточно внятная дикция, вялая артикуляция, «каша во рту» [10, c. 97].
Экспериментальная база исследования: ГУО «Ясли-сад №18 «Сказка» г. Жодино.
Выборка исследования: всего в исследовании приняли участие 30 детей 5-6 лет. В экспериментальную группу вошли 15 детей с общим недоразвитием речи, в контрольную группу – 15 детей с нормальным речевым развитием.
Цель исследования: выявить уровень развития словообразования (словоизменения) у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи, сформировать у детей с ОНР систему словообразования.
Для проведения экспериментального исследования использовались методики:
1. «Исследование способности словообразования» (М.М. Алексеева, В.И. Лямина).
Учитывая тесную связь процессов развития лексики и словообразования, данная методика включает и задания на словообразование, целью которых является уточнение структуры значения слова, овладение значением морфем, системой грамматических значений, закрепление связей между словами.
2. Диагностика сформированности словоизменения (Р.И. Лалаева, И.В. Серебрякова).
Результаты методики позволяет говорить о сформированности умения изменения существительных по падежам, умения согласования имен прилагательных с существительными в роде и числе, умения образования имен существительных родительного падежа единственного и множественного числа; умения изменять глаголы по числам, умения согласования глаголов прошедшего времени с существительными в роде и числе, умения согласования глаголов с личными местоимениями, об умении согласовывать имена существительные с именами числительными «два» и «пять».
Приведем краткое описание методик.
Методика «Исследование способности словообразования» (М.М. Алексеева, В.И. Лямина) включает в себя следующие задания:
Задание №1. «Кто у кого?»
Цель: правильно называть животных и их детенышей в единственном и множественном числе.
Теоретический анализ литературы по проблеме формирования словообразования (словоизменения) у детей старшего дошкольного возраста с ОНР, что общее недоразвитие речи у детей с нормальным слухом и сохранным интеллектом представляет собой специфическое проявление речевой аномалии, при которой нарушено или отстает от нормы формирование основных компонентов речевой системы: лексики, грамматики, фонетики. При этом типичными являются отклонения в смысловой и произносительной сторонах речи. В специальной литературе существует условное деление на уровни развития, при которых общим является значительное отставание в появлении активной речи, ограниченный словарный запас, аграмматизм, недостаточность звукопроизношения и фонематического восприятия.
Грамматические формы словоизменения, словообразования, типы предложений появляются у детей с ОНР, как правило, в той же последовательности, что и при нормальном речевом развитии. Своеобразное овладение грамматическим строем речи детьми с ОНР проявляется в более медленном темпе усвоения, в дисгармонии развития морфологической и синтаксической систем языка, семантических и формально–языковых компонентов, в искажении общей картины речевого развития.
У дошкольников с ОНР имеются нарушения словообразования. Это связанно: с трудностями выделения существенных признаков слов; с недоразвитием мыслительных операций сравнения и обобщения; с недостаточной активностью поиска слова; с несформированностью смысловых полей внутри лексической системы языка; с неустойчивостью связей внутри лексической системы языка; с ограниченностью объёма словаря, что затрудняет выбор нужного слова.
Овладение словообразованием и словоизменением идет одновременно с обогащением словаря и практическим освоением предложения как единицы речи. Используются беседы, наблюдения за предметом и действием, игры, опора на вербальный образец и т.д. Средствами обучения языку является дидактический материал, языковой материал педагога, организация упражнений, выбор бытовых ситуаций для использованья в целях развития практики общения детей. При правильном подходе к формированию словообразования и словоизменения у детей дошкольного возраста обеспечивается сознательный выбор языковых средств в конкретных условиях общения и в процессе построения связного монологического высказывания.
Целью исследования было выявить уровень развития словообразования (словоизменения) у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи, сформировать у детей с ОНР систему словообразования.
В результате исследования было выявлено:
1. Алексеева, М.М., Яшина, Б.И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников / М.М. Алексеева, Б.И. Яшина. – М.: Академия, 2000. – 400 с.
2. Арушанова, А.Г. Речь и речевое общение детей: Книга для воспитателей детского сада / А.Г. Арушанова. – М.: Мозаика-Синтез, 1999. – 272 с.
3. Глухов, В.П. Основы психолингвистики: учеб. пособие / В.П. Глухов. – М.: АСТ: Астрель, 2005. – 351.
4. Глухов, В.П. Особенности формирования связной речи дошкольников с общим недоразвитием / В.П. Глухов. – М.: Просвещение, 2001. – 463 с.
5. Дудников, А.В. Современный русский язык / А.В. Дудников. – М.: Смысл, 1990. – 425 с.
6. Жукова, Н.С., Мастюкова, Е.М., Филичева, Т.Б. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников / Н.С. Жукова, Е.М. Мастюкова, Т.Б. Филичева. – М.: Просвещение, 1990. – 238с.
7. Короткова, А.В. Дроздова, Е.Н. Особенности формирования лексико- грамматического стоя речи 3 уровня / А.В. Короткова, Е.Н. Дроздова // Логопед. – 2004. – №1. – С. 27-34.
8. Лалаева, Р.И., Серебрякова Н.В. Коррекция общего недоразвития речи у дошкольников (формирование лексики и грамматического строя) / Р.И. Лалаева, Н.В. Серебрякова. – СПб.: СОЮЗ, 1999. – 160 с.
9. Лалаева, Р.И., Серебрякова, И.В. Формирование лексики и грамматического строя у дошкольников с общим недоразвитием речи / Р.М. Лалаева, И.В. Серебрякова. – СПб.: Питер, 2001. – 472 с.
10. Левина, Р.Е. Основы теории и практики логопедии / Р.Е. Левина. – М.: Просвещение, 1968. – 512 с.
11. Лопатина, Л.В., Серебрякова, Н.В. Преодоление речевых нарушений у дошкольников (коррекция стертой дизартрии) / Л.В. Лопатина, Н.В. Серебрякова. – СПб.: СОЮЗ, 2000. – 192 с.
12. Миронова, С.А. Развитие речи дошкольников на логопедических занятиях / С.А. Миронова. – М.: Просвещение, 1991. – 364 с.
13. Новотворцева, Н.В. Развитие речи детей: популярное пособие для родителей и педагогов / Н.В. Новотворцева. – Ярославль: Гринго, 1995. – 414 с.
14. Понятийно-терминологический словарь логопеда / Под ред. В.И. Селиверстова. – М.: ВЛАДОС, 1997. – 400 с.
15. Садовникова, И.Н. Нарушения письменной речи и их преодоление у младших школьников / И.Н. Садовникова. – М.: ВЛАДОС, 1997. – 352 с.
16. Сазанова С.Н. Развитие речи дошкольников с общим недоразвитием речи: Учебное пособие / С.Н. Сазанова. – М.: Академия, 2005. – 144 с.
17. Сорокина, А.И. Дидактические игры в детском саду / М.И. Сорокина. – М.: Академия, 1982. – 214 с.
18. Сохин, Ф.А., Тамбовцева, А.Г., Шахнарович, А.М. К проблеме онтогенеза правил словообразования / Ф.А. Сохин, А.Г. Тамбовцева, А.М. Шахранович // Психолингвистические исследования: речевое развитие и теория обучения языку. – М.: Смысл, 1978. – С. 35-52.
19. Тамбовцева, А.Г. Формирование способов словообразования у детей дошкольного возраста в детском саду: автореф. дисс. … канд-та пед. наук / А.Г. Тамбовцева. – Москва. – 1983. – 199 с.
20. Туманова, Т.В. Нарушения словообразования в устной и письменной речи. / Т.В. Туманова. – М.: Академия, 2005. – 420 с.
21. Туманова, Т.В. Особенности словообразования у дошкольников с общим недоразвитием речи / Т.В. Туманова. – М.: Академия, 2000. – 453 с.
22. Филичева, Т.Б. Устранение общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста / Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина. – 2-е изд. – М.: Айрис-пресс, 2008. – 224 с.
23. Хватцев, М.Е. Логопедия: в 2-х кн. Кн.2 / М.Е. Хватцев // под ред. Р.И. Лалаевой, С. Н. Шаховской. – М.: ВЛАДОС, 2010. – 293 с.
24. Хрестоматия по логопедии: учебное пособие / Под ред. Л.С. Волковой и В.И. Селиверстова. – М.: Смысл, 1997. – 124 с.
25. Шахнарович, А.М., Юрьева, Н.М. Психолингвистический анализ семантики и грамматики: на материале онтогенеза речи / А.М. Шахнарович, Н.М. Юрьева. – М.: Смысл, 1990. – 124 с.
26. Шаховская, С.Н. Логопедическая работа по формированию грамматического строя речи у детей, страдающих моторной алалией / С.Н. Шаховская // Ученые записки. – Москва. – №104. – С. 83-110.
27. Шашкина, Г.Р. Логопедическая работа с дошкольниками / Г.Р. Шашкина, Л.П. Зернова, И.А. Зимина. – М.: Академия, 2003. – 240 с.