ВВЕДЕНИЕ
Актуальность преодоления стертой дизартрии как проблемы современной логопедии обусловлена, с одной стороны, широкой распространенностью данной формы речевой патологии в дошкольном возрасте, с другой – стойкостью нарушений при данном расстройстве.
Стертая форма дизартрии – это нарушение произносительной стороны речи, обусловленное недостаточностью иннервации речевого аппарата и координации дыхательного, голосового и артикуляционного отделов [12, с. 142].
Стёртая форма дизартрии по своим проявлениям характеризуется сглаженностью симптомов, их неоднородностью, вариативностью, различным соотношением речевой и неречевой симптоматики.
В настоящее время проблема дизартрии детского возраста интенсивно разрабатывается в клиническом, нейролингвистическом, логопедическом, психолого–педагогическом направлениях.
Проблемой преодоления стертой формы дизартрии занимались Е. Ф. Архипова [1], Л. С. Волкова [11], Л. В. Лопатина [12], Е. М. Мастюкова [8], О. В. Правдина [13], Н. В. Серебрякова [15]. Все авторы подчеркивают комплексный характер логопедической работы по коррекции речевых и внеречевых функций.
В литературе широко представлен именно комплексный подход к преодолению стертой дизартрии у детей, включающий в себя медицинское воздействие; психолого-педагогическую помощь; логопедическую работу. Системный же подход к преодолению стертой дизартрии недостаточно раскрыт в современной литературе.
Системный подход в преодолении стёртой формы дизартрии предполагает преодоление речевых нарушений в единстве с коррекцией и развитием общей и мелкой моторики рук, артикуляционного аппарат, звукопроизношения, просодики, общего речевого развития.
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ СИСТЕМНОГО ПОДХОДА В ПРЕОДОЛЕНИИ СТЕРТОЙ ФОРМЫ ДИЗАРТРИИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
1.1. Сущность стертой формы дизартрии
В современной специальной литературе под стертой дизартрией понимается нарушение произносительной стороны речи, обусловленное недостаточностью иннервации речевого аппарата и координации дыхательного, голосового и артикуляционного отделов.
Термин «стертая» дизартрия впервые был предложен О. А. Токаревой [2, с. 54], которая характеризует проявления стертой дизартрии как легкие (стертые) проявления псевдобульбарной дизартрии, которые отличаются особой трудностью преодоления. И.Б. Карелиной введена новая терминология, где стертая дизартрия трактуется как минимальные дизартрические расстройства – МДР.
Для раннего выявления стертой формы дизартрии и правильной организации комплексного воздействия необходимо знать симптомы и причины возникновения, характеризующие это нарушение.
Этиология стёртой формы дизартрии связана с органическими причинами, действующими на мозговые структуры в пренатальный, натальный и ранний постнатальный периоды.
Пренатальный период (дородовой). Наиболее частыми причинами, вызывающими внутриутробное поражение головного мозга, являются: заболевания матери во время беременности (вирусные, инфекционные); психические и физические травмы во время беременности; влияние никотина, алкоголя и наркотиков; несовпадение матери и плода по резус–фактору и групповой принадлежности. Влияние этих причин особенно опасно в первый триместр беременности.
2. ПРАКТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПО ПРЕОДОЛЕНИЮ СТЕРТОЙ ФОРМЫ ДИЗАРТРИИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
2.1 Системный подход в преодолении стертой формы дизартрии у детей дошкольного возраста
Стертая дизартрия в логопедической практике является одним из самых распространенных и трудно поддающихся коррекционно–логопедической работе нарушений произносительной стороны речи. Логопедическое воздействие для преодоления стертой формы дизартрии у детей дошкольного возраста должно осуществляться с учетом следующих принципов [23]:
1. Принцип системности. Речь представляет собой сложную функциональную систему, структурные компоненты которой находятся в тесном взаимодействии. Поэтому процесс коррекции предполагает воздействие на все компоненты речевой функциональной системы.
2. Этиопатогенетический принцип предполагает учет механизмов нарушения, выделение ведущих расстройств, соотношение речевой и неречевой симптоматики в структуре дефекта. Нарушения звукопроизношения при стертой дизартрии возникают при поражении различных структур мозга, необходимых для управления двигательным механизмом речи. Затруднения в произношении нарушают артикуляционную опору восприятия речи. Нечеткость в восприятии звуков может быть причиной отставания в овладении звуковым составом слова, что, в свою очередь, вызывает трудности в усвоении письма.
3. Принцип опоры на закономерности онтогенетического развития предполагает учет той последовательности формирования психических функций, которая имеет место в онтогенезе. Так, последовательность в
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Стертая дизартрия представляет собой нарушение произносительной стороны речи, обусловленное недостаточностью иннервации речевого аппарата и координации дыхательного, голосового и артикуляционного отделов. Дети старшего дошкольного возраста со стертой формой дизартрии характеризуются нарушениями звукопроизносительной и просодической сторон речи. Для детей со стертой дизартрией характерны: фонетические нарушения; фонематические нарушения; нарушение звукопроизношения и просодики; нарушение лексико–грамматического компонента языка; расстройство общей моторики; расстройство мелкой моторики пальцев рук; расстройство артикуляционной моторики; нарушение слоговой структуры слова. Дошкольники со стертой формой дизартрии имеют психолого-педагогические особенности. У дошкольников с дизартрией отмечаются ослабление отдельных компонентов психологической базы речи – внимания, памяти, пространственного гнозиса, мышления, эмоционально-волевой сферы.
Данная работе была посвящена попытке построения модели системного подхода к преодолению стертой формы дизартрии у детей дошкольного возраста, направленного на своевременное выявление нарушений звукопроизносительной и просодической сторон речи; преодоления речевых нарушений в единстве с коррекцией и развитием мелкой моторики рук, артикуляционного аппарата, звукопроизношения, просодики, общего речевого развития.
В ходе экспериментального обследования группы детей старшего дошкольного возраста со стертой дизартрией были проведены исследования речевого развития. Состояние звукопроизношения, просодической стороны речи, общей и речевой моторики у детей оказалось несформированным и с некоторыми нарушениями.
1. Архипова, Е. Ф. Коррекционно–логопедическая работа по преодолению стертой дизартрии у детей / Е. Ф. Архипова. – М. : АСТ : Астрель, 2008. – 254 с.
2. Архипова, Е. Ф. Стертая дизартрия у детей / Е. Ф. Архипова. – М. : АСТ: Астрель, 2007. – 529 с.
3. Винарская, Е. Н. Дизартрия / Е. Н. Винарская. – М. : ACT : Астрель, Хранитель, 2006. – 141 с.
4. Герасимова, А. С. Уникальная методика развития речи дошкольника / А. Герасимова, О. Жукова, В. Кузнецова. – СПб. : Нева, 2002. – 686 с.
5. Голубева, Г. Г. Коррекция нарушения фонематической стороны речи у дошкольников / Г. Г. Голубева. – СПБ. : РГПУ им. А.И. Герцена, 2002. – 62 с.
6. Гуровец, Г. В. К вопросу диагностики стертых форм псевдобульбарной дизартрии / Г. В. Гвоздев, С. И. Маевская // Вопросы логопедии. – М. : Академия, 2003. – 75 с.
7. Жукова, Н. С. Преодоление общего недоразвития речи у детей / Н. С. Жукова, Е. М. Мастюкова, Т. Б. Филичева. – Екатеринбург : КнигоМир, 2011. – 320 с.
8. Журба, Л. Т. Минимальные мозговые дисфункции / Л. Т. Журба, Е. М. Мастюкова. – М. : Просвещение, 2002. – 32 с.
9. Киселева, В. А. Диагностика и коррекция стертой формы дизартрии / В. А. – М. : Школьная пресса, 2007. – 48 с.
10. Коррекция звукопроизношения у детей : речевой материал / Авт.–сост. Рыбина, А.Ф. – Волгоград : Учитель, 2010. – 236 с.
11. Логопедия / Под ред. Л. С. Волковой, С. Н. Шаховской. – М. : Владос, 1998. – 680 с.
12. Лопатина, Л. В. Приемы обследования дошкольников со стертой формой дизартрии и дифференциация их обучения / Л. В. Лопатина // Дефектология. – 1986. – № 2. – С. 134–139.
13. Лопатина, Л. В. Логопедическая работа по развитию интонационной выразительности речи дошкольников : учебное пособие / Л. В. Лопатина, Л. А. Позднякова. – СПб. : СОЮЗ, 2006. – 151 с.
14. Лопатина, Л. В. Преодоление речевых нарушений у дошкольников (коррекция стертой дизартрии) : учебное пособие / Л.В. Лопатина, Н. В. Серебрякова. – СПб. : СОЮЗ, 2000. – 192 с.
15. Лопатина, Л. В. Развитие фонетико–фонематической и лексико–грамматической стороны речи у дошкольников со стертой дизартрией / Л. В. Лопатина, Н. В. Серебрякова. – М. : Мозаика–Синтез, 2002. – 51 с.
16. Мартынова, Р. И. Сравнительная характеристика детей, страдающих легкими формами дизартрии и функциональной дислалии / Р. И. Мартынова. – М. : Мозаика–Синтез, 2003. – 36 с.
17. Основы логопедии / Под ред. Т. В. Волосовец. – М. : Академия, 2002. – 200 с.
18. Павлова, Л. Н. Дидактический материал для коррекции нарушений звукопроизношения. Гласные и свистящие : методическое пособие / Л. Н. Павлова, М. Н. Теречева. – СПб. : Детство–Пресс, 2004. – 240с.
19. Правдина, О. В. Логопедия : учеб. пособие / О. В. Правдина. – М. : Просвещение, 1973. – 272 с.
20. Трубникова М. А. Играем в оркестре по слуху / М. А. Трубникова. – М. : Гармония, 1994. – 243 с.
21. Федосова, О. Ю. Условия создания прочного навыка звукопроизношения у детей с легкой степенью дизартрии / О. Ю. Федосова // Логопед в детском саду. – 2005. – № 2. – С. 116–119.
22. Фомичева, М. Ф. Воспитание у детей правильного произношения: Пособие для логопеда и воспитателя детского сада / М. Ф. Фомичева. – М. : Институт практической психологии, 2002. – 320 с.
23. Швецова, Ю. М. Комплексный подход к преодолению стертой дизартрии у детей дошкольного возраста : автореф. дисс. канд. пед. наук : 44.03.03 / Ю. М. Швецова. – Балашов, 2016. – 11 с.