ВВЕДЕНИЕ
Одной из важнейших задач обучения и воспитания детей с интеллектуальной недостаточностью в развитии на современном этапе является их подготовка к самостоятельной жизни в новых социально-экономических условиях в качестве полноправных членов общества.
Логопедические исследования, выполненные с использованием педагогического, психологического и психолингвистического инструментария (Ю.Ф. Гаркуши, О.Е. Грибова, Б.М. Гриншпун, Г.С. Гуменная, Л.Н. Ефименкова, Н.С. Жукова, В.А. Ковшиков, Р.Е. Левина, Е.М. Мастюкова, Л.Ф. Спирова, Т.Б. Филичева, С.Н. Шаховская, А.В. Ястребова и др.), показывают, что речевая деятельность детей данной категории своеобразна, имеются характерные особенности работы речеязыкового механизма.
Обращаясь к вопросу о специфике речевого развития детей с нарушениями интеллекта, исследователи выделяют ограниченность доступных ребенку языковых средств, наличие особого звукожестового – мимического комплекса, используемого детьми, своеобразные трудности, возникающие при переходе к слову как средству общения и обобщения.
Недоразвитие речевых средств ведет к снижению уровня общения, к коммуникативной пассивности детей с интеллектуальной недостаточностью, к нежеланию общаться вербальными средствами, к проявлению специфических психологических особенностей (робости, нерешительности, стеснительности). Отмечаются трудности общения со сверстниками, невозможность установления длительных коммуникативных контактов, центрированность на взрослом, специфические затруднения неречевого характера: некоммуникабельность, негативизм, раздражительность (И.С. Кривояз, Р.Е. Левина, С.А. Миронова, Л.Н. Мищерская, О.С. Павлова, Н.А. Чевелева, А.В. Ястребова и др.).
Глава 1. Теоретическое обоснование проблемы речевого развития младших школьников с интеллектуальной недостаточностью на уроках изобразительного искусства
1.1 Особенности речевого развития младших школьников с интеллектуальной недостаточностью
Существенными факторами, определяющими нарушение развития детей с интеллектуальной недостаточностью, являются особенности высшей нервной деятельности. По мнению С.Я. Рубинштейна основными причинами недоразвития умственно отсталого ребёнка являются «…слабость замыкательной функции коры, медленная выработка новых дифференцированных связей во всех анализаторах» [26].
У детей с интеллектуальной недостаточностью отмечается:
- замедленный темп развития, слабая дифференцированность, сниженная активность восприятия; задержка в формировании представлений;
- недоразвитие наглядно-действенного и наглядно-образного мышления;
- несформированность произвольного запоминания; крайне низкий уровень внимания, его неустойчивость.
Всё это обуславливается достаточное своеобразие психики ребёнка с отклонениями в умственном развитии, а нарушения психических функций непосредственно вызывает, и усугубляют речевое недоразвитие. У детей с нарушением интеллекта раннее органическое поражение центральной нервной системы приводит в большинстве случаев к грубому недоразвитию речи и всех её функций – коммуникативной, познавательной, регулирующей.
Дети с нарушением интеллекта не проявляют интереса к предметам, явлениям и событиям, которые их окружают, поскольку не испытывают
Глава 2. Особенности формирования связной речи у младших школьников с интеллектуальной недостаточностью на уроках изобразительного искусства
2.1 Диагностика развития связной речи младших школьников с интеллектуальной недостаточностью
Для определения уровня сформированности связной речи у детей как правило используют обследование связной речи по «Методике психолингвистического исследования нарушений устной речи у детей» Р.И. Лалаевой [15] (Приложение А).
При разработке данной методики Р.И. Лалаевой за основу был положен психолингвистический подход. Научно-теоретическими предпосылками методики явились современные психолингвистические представления о структуре речевой деятельности. При разработке методики психолингвистического исследования принималось во внимание соотношение «глубинных» и «поверхностных» синтаксических структур, которое отражает соотношение между значением и формой языковых единиц. В процессе превращения семантической структуры в линейную речевую цепь происходит переход симультанных семантических образований в сукцессивные процессы внешней речи. Процесс формирования речевого высказывания осуществляется в направлении от семантических структур к структурам языковым. В этом процессе доминирующая роль принадлежит семантике не только в структуре речевой деятельности в целом, но и в структуре языковых процессов.
Методика рассчитана на исследование процесса продуцирования речевых высказываний у детей с речевой патологией различного генеза, имеющих как относительно сохранный интеллект, так и интеллектуальную недостаточность. Эта методика позволяет более тонко диагностировать
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Анализ специальной литературы по проблеме нашего исследования позволил нам сделать следующие выводы:
По сравнению с нормально развивающимися детьми у детей с интеллектуальной недостаточностью наблюдается: запаздывание развития речи: этапы сдвинуты во времени и характеризуются качественным своеобразием; нарушены все функции речи: коммуникативная, сигнификативная (обозначения), обобщающая, регулирующая и контролирующая; снижена потребность в общении, речь ситуативна, мотивация речевого общения ослаблена.
На занятиях по изобразительной деятельности достаточно часто используют «приём комментирующей речи взрослого» и приём «комментированного рисования», описанные такими учёными, как О.П. Гаврилушкина, Т.А. Миронова, Г.В. Чиркина. «Приём комментирующей речи взрослого» позволяет организовать деятельность детей и объединить такие её компоненты, как мотивационный, ориентировочный, операциональный и контрольный. Содержание уроков по «Изобразительному искусству» с применением приема «комментированного чтения» может быть реализовано с помощью подгрупповых и индивидуальных форм работы с детьми с интеллектуальной недостаточностью.
В процессе проведения уроков «Изобразительного искусства» с применением приемов комментированного чтения у младших школьников с интеллектуальной недостаточностью происходя следующие речевые изменения:
- речь учащегося становится более связной, эмоциональной;
- обеспечивается адресованность речи;
- развивается сигнификативная (обозначения) сторона речи;
- проявляется речевая инициатива;
1. Бгажнокова, И.М. Коррекционные задачи и основные направления в организации воспитательного процесса в детском доме (интернате) для детей с недостатками интеллекта / И.М. Бгажнокова // Дефектология. – 1995. – №5 – С. 30.
2. Власова, Т.А., Певзнер, М.С. О детях с отклонениями в развитии / Т.А. Власова, М.С. Певзнер – М.: Просвещение, 1973. – 176 с.
3. Выготский, Л.С. Основы дефектологии. / Л.С. Выготский – СПб.: Лань, 2003. – 654 с.
4. Гаврилушкина, О.П. Работа по развитию коммуникативного поведения дошкольников в условиях детского сада. Ребёнок в детском саду. / О.П. Гаврилушкина – 2003. – №2 – С. 12-16.
5. Глухов, В.П. Формирование связной речи детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи / В.П. Глухов – 2-е изд., испр. и доп. – М.: АРКТИ, 2004. – 168 с.
6. Горбунович, Л.Б. Рисуем, думаем, размышляем./ Л.Б. Горбунович – М., 1999. – 130 с.
7. Грошенков, И.А. Изобразительная деятельность в специальной (коррекционной) школе VIII вида. – М.: Академия, 2002.
8. Дефектология: Словарь-справочник / Авт.-сост. С.С.Степанов; Под ред. Б.П. Пузанова. – М.: Новая шк., 1996. – 77 с.
9. Екжанова, Е.А. Изобразительная деятельность в обучении и воспитании дошкольников с отклонениями в развитии. // Дефектология. – 2003. – №6. – С. 51-54.
10. Ефименкова, Л.Н., Садовникова, И.Н. Формирование связной речи у детей-олигофренов / Л.Н. Ефименкова, И.Н. Садовникова – М.: Просвещение, 1970. – 160 с.
11. Зайцев, Д.В. Дошкольная коррекционная педагогика: Учебное пособие / Д.В. Зайцев – Саратов: Изд-во Саратовского педагогического института, 2000. – 40 с.
12. Забрамная, С.Д. Отбор умственно отсталых детей в специальные учреждения: учеб. пособие для студентов дефектол. фак. пед. ин-тов / С.Д. Забрамная – М.: Просвещение, 1988. – 94 с.
13. Зееман, М. Расстройства речи у детей / М. Зееман – М., 2009. – 300 с.
14. Коррекционно-педагогическая работа в дошкольных учреждениях для детей с нарушением речи. / Под редакцией Ю.Ф. Гаркуши – Москва, ТЦ «Сфера», НИИ Школьных технологий, 2008. – 128 с.
15. Лалаева, Р.И. Логопедическая работа в коррекционных классах: Кн.для логопеда. / Р.И. Лалаева – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1998. - 224 с.
16. Лалаева, Р.И. Логопедическая работа в коррекционных классах: методическое пособие для учителя-логопеда / Р.И. Лалаева. – М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2001. – 224 с.
17. Логопедическое обследование младших школьников-олигофренов с детским церебральным параличом: Методические рекомендации. – Свердл.: пед. ин-т. Свердловск, 1987 – 54 с.
18. Лубовский, В.И. Развитие словесной регуляции действий у детей (в норме и патологии) / В.И. Лубовский – М.:1996. – 224 с.
19. Микляева, Н.В. Комментированное рисование в детском саду. / Н.В. Микляева – М., 2010. – 129 с.
20. Нодельман, В.И. Особенности разговорной речи умственно отсталых младших школьников. / В.И. Нодельман, И.О. Позднякова // Дефектология. – 2008. – №6. – С. 5-13.
21. Обучение детей с нарушением интеллектуального развития (олигофренопедагогика): Учебное пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Под ред. Б.П. Пузанова. – М.: Академия, 2001. – 272 с.
22. Патрушева, И.М. Особенности нарушения связной речи у детей с общим недоразвитием речи, сборник научно-методических трудов с международным участием – СПб, изд. РГПУ им. А.И.Герцена, 2011 – 160 с.
23. Певзнер, М.С. Дети-олигофрены: Изучение детей-олигофренов в процессе их воспитания и обучения / М.С. Певзнер. – М.: Издательcтво Академии педагогических наук РСФСР, 1959. – 484 с.
24. Петрова, В.Г. Развитие речи учащихся вспомогательной школы. / В.Г. Петрова – М.: 1997. – 200 с.
25. Программа под общей редакцией И.М. Бгажноковой / Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида М: «Просвещение», 2005.
26. Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии / С.Л. Рубенштейн – М., 1989. – 468 с.
27. Стребелева, Е.А. Наглядно-действенное мышление у умственно отсталых детей дошкольного возраста // Дефектология. – 1993. – №1. – С.77-82.
28. Стребелева, Е.А. Формирование мышления у умственно отсталых дошкольников // Дефектология. – 1994. – №5. – С. 62-66.
29. Шибаева, Н.М. Некоторые пути повышения познавательной активности умственно отсталых учащихся на уроках развития речи // Дефектология. – 2001. – №6. – С. 34-38.
30. Эльконин, Д.Б. Развитие устной и письменной речи учащихся / Д.Б. Эльконин – М., 1998. – 112 с.