РЕЗЮМЕ
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ ОТКРЫТОЙ РИНОЛАЛИИ
1.1. Строение речевого аппарата при ринолалии
1.2. Причины возникновения открытой ринолалии
1.3. Характеристика развития детей с открытой ринолалией
2. ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ЛОГОПЕДА ПРИ ОТКРЫТОЙ РИНОЛАЛИИ
2.1. Коррекционная работа в дооперационный период
2.2. Коррекционная деятельность в послеоперационный период
2.3 Рекомендации для родителей и педагогов
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
ВВЕДЕНИЕ
Среди множества речевых патологий ринолалия выделяется как одна из наиболее сложных клинических форм. Ринолалия – нарушение тембра голоса и звукопроизношения, обусловленное анатомо-физиологическими дефектами речевого аппарата. При ринолалии наблюдается назализованный тембр голоса, артикуляция и фонация существенно отличаются от нормы.
Выявление детей с ринолалией крайне важно на современном этапе развития логопедии и коррекционной педагогики, так как в современном мире постоянно увеличивается количество детей с врожденными патологиями, что обусловлено ухудшением экологической обстановки.
В связи с ухудшением экологической обстановки, снижением уровня жизни семей не уменьшается, а увеличивается число детей с врожденными расщелинами. Поэтому крайне необходимо как можно более раннее выявление таких детей и оказание им комплексной медико-психолого-логопедической помощи.
Актуальность нашего исследования состоит в том, что в настоящее время формирование навыков правильной речи имеет большое значение, поэтому очень важен поиск наиболее эффективных форм работы.
Цель исследования – систематизировать основные направления работы логопеда по преодолению нарушений речи при открытой ринолалии как в дооперационный, так и в послеоперационный периоды.
Предмет исследования – открытая ринолалия как нарушение речи; комплекс логопедических методик по устранению недостатков речи у детей с врожденными нарушениями, вызванными исследуемым заболеванием.
Объект исследования – особенности нарушения речи у детей с открытой ринолалией, обусловленной врожденной расщелиной речевого аппарата.
Гипотеза исследования – возможность улучшения тембра голоса и звукопроизношения как результата правильно организованной
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ ОТКРЫТОЙ РИНОЛАЛИИ
1.1. Строение речевого аппарата при ринолалии
Небо – это образование, которое разделяет полости рта, носа и глотки. Состоит из твердого мягкого неба. Первое имеет костную основу, покрытую слизистой оболочкой. Резонанс напрямую зависит от высоты и конфигурации твердого неба.
Мягкое небо представляет мышечное образование, выполняющее функции заднего отдела перегородки между полостями носа и рта (Приложение 1). При осуществлении речевой деятельности выполняется постоянное мышечное сокращение, которое приближает мягкое небо к задней стенке глотки [1, c. 148]. Скорость движения мягкого неба очень высока, а степень его поднятия зависит от нескольких факторов: беглости речи и фонем, которые произносятся в момент речи. Наибольшее поднятие неба отмечается при произнесении звуков «а», «с», а его максимальное напряжение при «и». Это напряжение чуть уменьшается при «у» и совсем несущественно на «о», «а», «э».
Между мягким небом и гортанью существует функциональная связь, которая проявляется в существенном влиянии изменения положения небной занавески на положение голосовых связок. Увеличение уровня тонуса в гортани способствует более высокому подъему мягкого неба.
Нарушения в строении артикуляционного аппарата приводят к искажению его функций, что можно наблюдать при открытой ринолалии.
Виды врожденных расщелин различают по величине, форме, протяженности, расположению (на губах, твердом, мягком небе) [1, c. 84]. Они бывают сквозные и изолированные; односторонние и двусторонние; полные, неполные и скрытые.
2. ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ЛОГОПЕДА ПРИ ОТКРЫТОЙ РИНОЛАЛИИ
2.1. Коррекционная работа в дооперационный период
Ранняя работа по исправлению речи до операции направлена на укрепление и тренировку артикуляции моторики, избавления лица от гримас, создание навыков направленной артикуляции звуков.
Целью коррекционной деятельности на этом этапе является недопущение допустить образования компенсаторных патологических привычек и создать базу для развития нормальной речи, а также создание предпосылок для правильного звукообразования.
Существует два направления дооперационной коррекции — медицинский и педагогический. К медицинскому направлению можно отнести различные виды хирургического вмешательства, а именно: хейлопластика, велопластика, уранопластика [9].
Педагогические средства заслуживают особенного внимания при дооперационной коррекционной деятельности. В первую очередь перечислим основные принципы логопедической работы на этом этапе:
1) системность и функционирование языка;
2) учет механизма расстройства и особенностей сиптоматики;
3) использование физиологического дыхания, которое служит базой для перехода в речевое диафрагмальное дыхание с ротовым выдохом;
4) опора на сохраненные анализаторы и функции;
5) единство речевой системы;
6) воспитание естественного функционирования механизмов речи и опоры закономерности фонетического строя русского языка;
7) учет возрастных особенностей [3, c. 82];
8) учета принципов развития;
9) индивидуальный подход.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Теоретический обзор научно-педагогической литературы и проведенное исследование по проблеме раннего устранения речевых нарушений при открытой ринолалии у детей дошкольного возраста с помощью научно-обоснованных методов до- и послеоперационной коррекции речи позволил отметить несколько положений, которые можно вынести в качестве выводов исследования.
В ходе исследования было выявлено, что строение артикуляционного аппарата имеет прямое влияние на речевую деятельность субъекта. При наличии патологии в строении аппарата происходит сбой в правильном осуществлении функций артикуляционной деятельности. Поэтому помимо педагогической коррекционной деятельности, для успешного устранения нарушений рекомендуется хирургическое вмешательство.
Открытая ринолалия была классифицирована по различным признакам: появление, характер строения речевого аппарата. Эта классификация помогает правильно подобрать комплекс методических приемов и упражнений для коррекционной деятельности, почему заслуживает значительного внимания со стороны педагога.
Цель нашего исследования была достигнута – были описаны основные направления работы по преодолению речевых нарушений при открытой ринолалии на различных этапах, включая дооперационный и послеоперационный периоды.
Результаты исследовательской работы позволили сделать теоретические выводы и дать рекомендации для родителей и педагогов, которые помогут организовать работу по коррекции речи при открытой ринолалии.
Мы считаем, что дальнейшее исследование по проблеме коррекции речи у детей с открытой ринолалией должно быть продолжено и построено на дифференцированном подходе к каждому ребенку, т. к. нарушения
1. Алмазова, Е. С. Логопедическая работа по восстановлению голоса у детей / Е. С. Алмазова. – М. : Просвещение, 1973. – 217 с.
2. Булатовская, Б. Я. Организация диспансеризации детей с 4врожденными расщелинами верхней губы и неба / Я.Б. Булатовская. – М. : Наука, 1965. – 106 с.
3. Фролова, Л. Е. Врожденные расщелины губы и неба / Л. Е. Фролова. – М. : Профиздат, 1973. – 146 с.
4. Зайцева, Л. А. Если ребенок родился с расщелиной губы и нёба / Л. А. Зайцева, А. Г. Азорина // Дэфекталогiя. – 1997. – № 8. – С. 15–17.
5. Вансовская, Л. И. Устранение нарушений речи при врожденных расщелинах неба / Л. И. Вансовская, П. С. Трубарева. – СПб. : Гиппократ, 2000. – 312 с.
6. Вильсон, Д. К. Нарушение голоса у детей / Д. К. Вильсон. – М. : Просвещение, 1990. – 204 с.
7. Воронин, Л. Г. Физиология высшей нервной деятельности и психология : учеб. пособие / Л. Г. Воронин, П. М. Пономарчук, О. С. Остапенко. – М. : Просвещение, 1984. – 543 с.
8. Зайцева, Л. А. Ранняя коррекционно-развивающая работа с детьми, имеющими врожденные расщелины губы и нёба / Л. А. Зайцева // Дэфекталогiя. – 2000. – № 1. – С. 13–18.
9. Волосовец, Т. В. Логопедическая работа при ринолалии (дооперационный период) / Т. В. Волосовец, В. Е. Агаева // Логопедия: методические традиции и новаторство / Т. В. Волосовец, В. Е. Агаева. – Воронеж, 2003. – С. 93–102.
10. Ермакова, И. И. Коррекция речи при ринолалии у детей и подростков / И. И. Ермакова, С. П. Таптапова. – М. : Просвещение, 1984. — 195 с.
11. Поваляева, М. А. Справочник логопеда / М. А. Поваляева. – Ростов-н/Д : Пресс-бук, 2002. – 107 с.
12. Жинкин, И. И. Механизмы речи / И. И. Жинкин. – М. : Наука, 1958. – 420 с.
13. Иншакова, О. Б. Альбом для логопеда / О. Б. Иншакова. – М. : ВЛАДОС, 2000. – 85 с.
14. Репина, З. А. О проведении массажа с помощью специального массажера / З. А. Репина, А. С. Балахонов. – Дефектология. – 1992. – № 6. – С. 25–27.
15. Соломатина, Г. Н. Нормализация функции дыхания у детей с врожденными расщелинами нёба / Г. Н. Соломатина // Логопед. – 2004. – № 1. – С. 17–25.
16. Белякова, Л. И. Методика развития речевого дыхания у дошкольников с нарушениями речи / Л. И. Белякова, Н. Н. Гончарова, Т. Г. Шишкова. – М., 2004. – 56 c.
17. Зайцева, Л. А. Ранняя коррекционно-развивающая работа с детьми, имеющими врожденные расщелины губы и нёба / Л. А. Зайцева, А. Г. Азорина // Дэфекталогiя. – 2000. – № 1. – С. 23–26.
18. Герасимова, А. С. Уникальная методика развития речи дошкольников / А. С. Герасимова, Б. Г. Пинчук. – М. : Олма-Пресс, 2002. – 160 с.
19. Ипполитова, А. Г. Открытая ринолалия : учеб. пособие / А. Г. Ипполитова, О. Н. Усанова. – М. : Просвещение, 1983. – 95 c.
20. Дубов, М. Д. Врожденные расщелины неба / М. Д. Дубов. – М. : Альфа, 1960. – 205 с.
21. Волкова, Л. С. Логопедия / Л. С. Волкова, С. Н. Шаховская – М. : Владос, 2002. – 643 с.
22. Харькова, Л. В. Принципы логопедического обучения при раннем хирургическом восстановлении нёба / Л. В. Харькова, А. И. Дубинина, Л. Н. Яковенко. – Дефектология. – 1999. – № 6. – С. 22–24.
23. Максаков, А. И. Учите, играя: игры и упражнения со звучащим словом / А. И. Максаков, Г. А. Тумакова. – М. : Просвещение, 1983. – 218 с.
24. Харькова, Л. В. Логопедические упражнения при открытой ринолалии / Л. В. Харькова, С. А. Носко // Дефектология. – 1998. – № 8. – С. 27–31.
25. Сереброва, Н. И. Из опыта работы с детьми-ринолаликами в послеоперационный период / Н. И. Сереброва. – М. : Просвещение, 1969. – С. 113–136.
26. Шабалина, Т. И. Индивидуальные логопедические занятия по формированию фонетической стороны речи у детей с ринолалией / Т. И. Шабалина // Дефектология. – 2002. – № 2. – С. 83–85.
27. Сапин, М. Р. Анатомия человека / М. Р. Сапин, З. Г. Брыксина. – М. : Владос, 1995. – 464 c.
28. Юрова, Р. А. Формирование связной речи у детей-ринолаликов дошкольного возраста / Р. А. Юрова // Дефектология. – 1996. – № 2. – С. 13–16.
29. Смирнoва, Е. О. Психология ребенка / Е. О. Смирнова – М. : Школа-ПРЕСС, 1997. – 304 с.