ВВЕДЕНИЕ
Отношения человека – это по существу своему особая, присущая только ему форма связей с природой и социальной средой, а точнее – с их конкретными проявлениями. Характер этих отношений зависит и от специфических сторон действительности, с которыми эти отношения связаны и накладывают на них свою печать.
Еще Л.С. Выготский подчеркивал роль совместной деятельности для развития психики человека, показав, что «внутренние» психические процессы выступают преобразованными формами «внешней» коллективной деятельности людей, результатом их сотрудничества [7, с. 21].
Взаимодействие субъектов является основой и важной составляющей формирования взаимоотношений между людьми. По мнению Г.М. Андреевой межличностные отношения есть действительная реальность общественных отношений, вне которых нет «чистых» общественных отношений. Поэтому практически во всех групповых действиях участники их выступают как бы в двух качествах: как исполнители безличной социальной роли и как неповторимые человеческие личности [1, с. 34].
Отклонения в развитии речи отрицательно сказываются на психическом развитии ребенка, затрудняют общение с окружающими и препятствуют формированию личности. Следовательно, нарушения речи препятствуют процессу взаимодействия между детьми и развитию межличностных отношений. А ведь первый опыт отношений становится тем фундаментом, на котором строится дальнейшее развитие личности. От того, как сложатся отношения ребенка в первой в его жизни группе сверстников – в группе детского сада – во многом зависит последующий путь его личностного и социального развития, а значит, и его дальнейшая судьба.
Актуальность исследования работы обусловлена неослабевающим вниманием к поиску оптимальных форм и методов воспитания, социализации дошкольника с легкой интеллектуальной недостаточностью.
Цель исследования: изучить возможности коррекции нарушений межличностных отношений у старших дошкольников с общим недоразвитием речи средством литературных произведений.
Задачи исследования:
- рассмотреть особенности развития межличностных отношений у детей с общим недоразвитием речи;
- провести экспериментальное изучение у дошкольников с общим недоразвитием речи коррекции нарушений межличностных отношений;
- предложить рекомендации коррекции межличностных отношений у дошкольников с общим недоразвитием речи.
Объект исследования – методика воспитания дошкольников с общим недоразвитием речи.
ГЛАВА 1 ПРОБЛЕМА НАРУШЕНИЯ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ
1.1 Понятие межличностных отношений старших дошкольников
Межличностные отношения – субъективно переживаемые взаимосвязи между людьми, объективно проявляющиеся в характере и способах взаимных влияний людей в ходе совместной деятельности. Это система установок, ориентаций, ожиданий, стереотипов и прочих диспозиций, через которые люди воспринимают и оценивают друг друга [5, с. 122].
Основываясь на принципиальных положениях во взаимоотношениях личности и коллектива, представленных в трудах А.С. Макаренко, психологические исследования групп детского сада начали в 30-х годах Е.А. Аркин и А. С. Заслужный. Начиная с 50-х годов, в советской психологии появилось много работ по проблеме межличностных отношений. Среди них были единичны исследования групп детского сада. На эту тему были написаны отдельные работы Я. Л. Коломинского, Л. В. Артемовой и др.
Для того чтобы осуществлять процесс формирования межличностного общения, необходимо обозначить и рассмотреть его параметры: потребность и мотив, цель, предмет, средства и результат общения. С точки зрения психологии, целью межличностного общения является удовлетворение потребности в общении.
Потребность в общении – это потребность индивида как субъекта, как личности в другом субъекте, в другой личности. Исследователи М.И. Лисина, В. С. Мухина, С. Г. Якобсон отмечают, что ребенок только со сверстниками научается жить в горизонтальной плоскости, а значит – строить особые (личностные, деловые, оценочные) связи, которые он не может выстроить со взрослым. Как показывают специальные исследования Л. Н. Галигузовой, М. И. Лисиной, ребенка привлекает в сверстнике, прежде всего, возможность реализовать свою потенциальную активность, свободно выражать свои желания и переживания. Ж. Пиаже рассматривал общение сверстников как важный фактор, способствующий разрушению эгоцентризма «только благодаря разделению точки зрения равных ему – сначала других детей, а по мере взросления ребенка и взрослых – подлинная логика и нравственность могут заменить эгоцентризм, свойственный всем детям и в отношении с другими детьми, и в мышлении» [19, с. 44].
ГЛАВА 2 ИЗУЧЕНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ У ДЕТЕЙ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ
2.1 Организация и методика проведения констатирующего этапа исследования
Экспериментальное исследование было проведено на базе ГУО «Детский логопедический сад №20» г. Гомеля, на дошкольниках с общим недоразвитием речи. Всего в исследовании приняло участие 7 детей в возрасте 5 лет (Приложение А).
Цель констатирующего экспериментального исследования: выявить уровень межличностных отношений детей с общим недоразвитием речи.
Экспериментальное исследование проводилось в привычной для детей обстановке в виде метода эксперимента. Использовалась методика Е.О. Смирновой «Метод проблемных ситуаций» [16]. В ходе обследования испытуемым предлагалась ситуация «строитель», организованная как творческая сюжетно-ролевая игра, в которой участники становились перед выбором: действовать «в свою пользу» или «в пользу другого». Что и определяло проблемную игровую ситуацию. В ней участвовало двое детей.
Перед началом строительства детям предлагалось рассмотреть конструктор и рассказать, что можно из него построить. По правилам игры один из детей должен быть строителем (т.е. осуществлять активные действия), а другой – контролером (пассивно наблюдающим за действиями строителя). Дошкольники должны были самостоятельно решить: кто будет строить первым и, соответственно, будет исполнять роль строителя, а кто будет контролером, т.е. следить за ходом строительства. Если дети не могли самостоятельно сделать выбор, им предлагалось воспользоваться жребием: угадать, в какой руке спрятан кубик конструктора. Угадавший назначался строителем и выполнял постройку по собственному замыслу, а другой ребенок назначался контролером, он наблюдал за строительством и вместе с взрослым оценивал его действия.
В процессе игры экспериментатор делал замечания по поводу строительства, провоцируя тем самым играющих на критику или поддержку партнеров по игре.
Оценивались следующие показатели: степень эмоциональной вовлеченности ребенка в действия сверстника, характер участия в его действиях, характер и степень выраженности сопереживания сверстнику, проявления просоциальных форм поведения в ситуации, когда ребенок стоит перед выбором действовать «в пользу другого» или «в свою пользу» (рисунок 2.1.)
ГЛАВА 3 РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ИСПОЛЬЗОВАНИЮ ЛИТЕРАТУРНЫХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ ПРИ КОРРЕКЦИИ НАРУШЕНИЙ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ
Как видно из итогов проведенного эксперимента, у дошкольников с ОНР имеются значительные трудности в межличностном общении.
С целью коррекции данных нарушений целесообразно проводить систематическую работу с использованием литературных произведений.
Коррекционная работа должна включать в себя индивидуальную и групповую формы.
Индивидуальная работа осуществляется с детьми, которые согласно выводам диагностики получили низкие результаты, имеющими значительные трудности в контактах со сверстниками, и позволяет учесть их личностные и интеллектуальные особенности. С такими детьми проводится словарная работа, чтение ознакомительной литературы, моделирование ситуаций, в которые дети могут попасть в межличностном общении.
Групповая работа осуществляется на протяжении учебного года. Предварительно дети распределяются по желанию на подгруппы. Работа проводится во время, отведенное для самостоятельных игр, а также во время прогулок.
При коррекции межличностных нарушений можно использовать чтение и пересказ художественных произведений, заучивание стихов, скороговорок, пословиц и поговорок. Пересказ литературных произведений положительно влияет на связность детской речи, а значит, способствует социализации. Подбирая произведения для пересказа, необходимо, чтобы они были не только доступны детям по содержанию и объему, но и имели нравственную направленность. В произведении все слова должны быть знакомы ребёнку. Всем этим требованиям отвечают произведения Л. Н. Толстого и русские народные сказки.
В работе над стихами, потешками, прибаутками, скороговорками, необходимо обращать внимание на ритмическую сторону речи. Использование в логопедической практике скороговорок, дразнилок, нелепиц помогает закрепить чёткую дикцию автоматизированного звука. Отработать различные высотные, силовые, тембральные звучания.
Использование в коррекционной работе пословиц и поговорок полезно и целесообразно. Значение иносказательных, метких и образных поучений, в которых раскрывается смысл, в краткой форме, точно, метко и сильно.
Произнесённое кстати краткое изречение запомнится детьми и воздействует на них значительно сильнее, чем любое нравоучение и уговоры. Детям сложно понять смысл пословицы и поговорки, поэтому необходимо уточнить, как дети понимают выражение, предложить нарисовать картинку о пословице или поговорке.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Истоки формирования личности лежат в дошкольном детстве. В этом возрасте ребенок наиболее восприимчив для формирования добрых чувств к другим людям. В обществе сверстников наиболее эффективно развиваются механизмы межличностного восприятия и понимания (эмпатия, рефлексия, идентификация), лежащие в основе формирования таких положительных личностных качеств, как сочувствие, стремление к оказанию помощи и дружеской поддержки, умение разделить радость, чувство справедливости, честность, порядочность, а также качества, обеспечивающие способность к самосознанию и самоориентированию.
Благоприятные отношения со сверстниками рождают у ребенка чувство общности с ними, привязанности к группе. Если же их нет, то возникают состояния напряженности и тревожности, приводящие к возникновению чувства неполноценности и подавленности, а иногда к агрессивности.
По итогам данного исследования можно сделать следующие выводы.
1. Потребность в общении – это потребность индивида как субъекта, как личности в другом субъекте, в другой личности. Потребность в общении со сверстниками у детей старшего дошкольного возраста проявляется в сотрудничестве, признании, уважении, сопереживании и доброжелательном внимании. Для реализации процесса общения партнеры используют различные средства общения. В дошкольном возрасте (от 3 до 6–7 лет) межличностные отношения детей проходят достаточно сложный путь возрастного развития. В этом процессе можно выделить три основных этапа: младший дошкольный возраст (2-4 года), средний дошкольный возраст (4-5 лет) и старший дошкольный возраст (4-6 лет). Особенности речевого развития деней с ОНР (бедность и недифференцированность словарного запаса, явная недостаточность глагольного словаря, своеобразие связного высказывания) препятствуют осуществлению полноценного общения. Особенностями поведениядетей с ОНР является незаинтересованность в контакте, неумение ориентироваться в ситуации общения, негативизм. В целом в коллективе детей данной категории действуют те же закономерности, что и в коллективе нормально говорящих сверстников.
2. По результатам эксперимента дошкольники с ОНР испытывают трудности в межличностных отношениях, выказывают агрессию, редко проявляют одобрение, поддержку. Данные нарушения межличностного общения требуют коррекции. Коррекция межличностных отношений дошкольников с общим недоразвитием речи должна проходить совместно с психологом. Одним из средств такой коррекции выступает литературное произведение. Основными формами, применяемыми для развития межличностных отношений у детей с общим недоразвитием речи, являются диалоговые (дискуссия, диспут, дебаты, игровые, коммуникативные тренинги, коллективные творческие дела, игровые программы). Важную роль в этом процессе играет литературный материал.
1. Андреева, Г.М. Социальная психология : учебное пособие / Г.М. Андреева. – М. : Аспект Пресс, 1999. – 376 с.
2. Аркин, Е.А. Ребенок в дошкольные годы / А.Е. Аркин. – М. : Просвещение, 1969. – 445 с.
3. Арушанова, А. Коммуникативное развитие: проблемы и перспективы: сценарии / А. Арушанова // Дошкольное воспитание. – 1998. – № 8. – С. 96–107.
4. Бодалев, А.А. О взаимосвязи общения и отношения / А.А. Бодалев // Вопросы психологии. – 1994. – № 1. – С. 122–127.
5. Бодалев, А.А. Психология общения / А.А. Бодалев. – М. : Институт практической психологии ; Воронеж : МОДЭК, 1996. – 256 с.
6. Веракса, Н.Е. Развитие ребенка в дошкольном детстве: пособие для педагогов дошкольных учреждений / Н.Е. Веракса. – М. : Мозаика-Синтез, 2006. – 72 с.
7. Выготский, Л.С. Педагогическая психология / Л.С. Выготский. – М. : Педагогика, 1991. – 480 с.
8. Гаркуша, Ю.Н. Особенности общения детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи / Ю.Н. Гаркуша, В.В. Коржевина // Ребенок. Раннее выявление отклонений в развитии речи и их преодоление / под ред. Ю. Ф. Гаркуши. – М. : Московский психолого-социальный институт ; Воронеж: МОДЕК, 2001. – С. 95 – 99.
9. Ежова, Н. Диагностика ценностных ориентаций детей старшего дошкольного возраста / Н. Ежова // Детский сад от А до Я. – 2006. – № 5. – С. 152–156.
10. Зайцев, И.С. Факторы социальной дезадаптации лиц с тяжелыми нарушениями речи / И.С. Зайцев // Специальная психология. – 2007. – № 3 (13). – С. 39-46.
11. Исмагилова, А.Г. Стиль педагогического общения воспитателя детского сада / А.Г. Исмагилова // Вопросы психологии. – 2000. – № 5. – С. 65–72.
12. Коломинский, Я.Л. Психология личных взаимоотношений в группе сверстников (общее и различное) : дис. … д-ра психол. наук / Я.Л. Коломинский. – Минск., 1980. – 426 с.
13. Левина, Р.Е. Общая характеристика недоразвития речи у детей / Р.Е. Левина // Логопедия. Методическое наследие. / под ред. Л. С. Волковой. – М. : Владос, 2008. – Кн.5. – 320 с.
14. Мясищев, В.Н. Психология отношений / / В.Н. Мясищев. –М. : Институт практической психологии, 1995. – 356 с.
15. Репина, М.А. Особенности межличностных отношений детей дошкольного возраста / М.А. Репина // Молодой ученый. – 2015. – №9. – С. 1267–1269.
16. Смирнова, Е. Межличностные отношения дошкольников: диагностика, проблемы, коррекция / Е. Смирнова, В. Холмогорова. – М. : Владос, 2003. – 160 с.
17. Филичева, Т.Б. Дети с общим недоразвитием речи. Воспитание и обучение / Т.Б. Филичева, Т.В. Туманова. – М. : ГНОМ и Д, 2007. – 238 с.
18. Филичева, Т.Б. Психолого-педагогическая характеристика детей с общим недоразвитием речи / Т.Б. Филичева, Т.В. Туманова // Логопедия. –2010. – № 2. – С. 57–68.
19. Флейвелл, Дж. Генетическая психология Жана Пиаже / Дж. Флейвелл. – М. : Зарубежная литература, 1976. – 389 с.
Якобсон, С.Г. Психологические проблемы этического развития детей / С.Г. Якобсон. – М. : Просвещение, 1984. – 144 с.