Введение
Глава 1 Теоретические особенности использования информационных технологий в процессе формирования представлений о геометрических фигурах на уроках математики у учащихся первого класса с ТНР
1.1 Использование информационных технологий в процессе обучения и воспитания детей, в том числе с тяжелыми нарушениями речи
1.2 Особенности формирования представлений о геометрических фигурах у младших школьников с тяжелыми нарушениями речи
Список использованных источников
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность курсовой работы определяется следующими положениями. Использование информационных технологий в образовании, в том числе с детьми с ТНР. В связи со стремительными изменениями в обществе требуется создать новую модель учебного процесса, направленную на самостоятельную работу школьников, коллективное обучение и формирование нужных навыков. Важную роль в этом должны сыграть новые информационные технологии. Для этого есть несколько причин:
1) использование ИТ во время обучения позволит школьникам получить знания и умения, необходимые в современном мире;
2) ИТ эффективны при создании новых методов обучения, они повышают качество образования;
3) использование ИТ делает образование более доступным, позволяем перейти от обучения на всю жизнь к форме «обучение через всю жизнь». Это позволяет быстро адаптироваться к постоянно меняющимся условиям в обществе.
В начальном курсе математики геометрический материал играет особо важную роль, что определяется большим значением геометрии для познания окружающего мира и для развития личности ребенка. Геометрический материал как важная составная часть начального курса математики, обладает особенностями, создающими благоприятные условия для формирования геометрических представлений учащихся. Следовательно, обучение математике предпочтительнее начинать с изучения элементов геометрии и лишь, затем знакомить с арифметикой.
Изучение геометрии невозможно без формирования представлений о геометрических фигурах. Но в начальной школе представления о геометрических фигурах формируются путем показа их моделей и, следовательно, абстрактно, вне связи с тем реальным пространством, наблюдения которого и положили начало геометрии как науки. Значит, используемый в школе подход противоречит, с одной стороны, историческому ходу становления и развития геометрии, а, с другой, опыту ребенка, связанного с освоением окружающего пространства.
У детей с тяжелыми нарушениями речи отмечаются трудности в усвоении материала по данному направлению. Дети выполняют классификацию геометрических фигур, могут определить форму предметов. Однако наблюдаются трудности в речевом оформлении имеющихся знаний и включении их в понятийный аппарат. Дети ошибочно дифференцируют сходные геометрические фигуры, так как обобщение идет не на основе выделения существенных признаков, выделении свойств и анализа частей, а с порой на зрительное восприятие.
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ПРОЦЕССЕ ФОРМИРОВАНИЯ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ГЕОМЕТРИЧЕСКИХ ФИГУРАХ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ У УЧАЩИХСЯ ПЕРВОГО КЛАССА С ТНР
1.1 Использование информационных технологий в процессе обучения и воспитания детей, в том числе с тяжелыми нарушениями речи
Дети с нарушениями речи – это дети, которые имеют отклонения в развитии речи при нормальном слухе и сохранном интеллекте. Нарушения речи многообразны, они проявляется в нарушении произношения, грамматического строя речи, бедности словарного запаса, а также в нарушении темпа и плавности речи [11, с. 84].
Особенности речевого развития детей с тяжелыми нарушениями речи оказывают влияние на формирование личности ребенка, на формирование всех психических процессов. Эти дети имеют ряд психолого-педагогических особенностей, затрудняющих их социальную адаптацию и требующих целенаправленной коррекции имеющихся нарушений.
Для детей с тяжелыми нарушениями речи характерно недоразвитие познавательных интересов, которое выражается в том, что они меньше, чем их нормальные сверстники, испытывают потребность в познании. У них обнаруживается недоразвитие всей познавательной сферы (внимание, восприятие, память, воображение, мышление, речь) [2, с. 24].
Внимание детей с тяжелыми нарушениями речи характеризуется недостаточной устойчивостью, низким уровнем произвольности внимания, испытывают трудности в переключении внимания, недостаточной устойчивостью внимания. Они испытывают трудности в планировании своих действий [16, с. 625].
Восприятие детей с тяжелыми нарушениями речи характеризуются такими психологическими особенностями как недостаточное развитие или нарушение слухового, зрительного, кинестетического восприятия; нарушения оптико-пространственного гнозиса; трудности в пространственной ориентации.
Дети с нарушениями речи испытывают существенные трудности в общении: как объективные (проявление речевых недостатков), так и субъективные (чувство неполноценности). Эти дети характеризуются неуверенностью в своих поступках, страхом самовыражения, чувством неполноценности, низкой сопротивляемостью стрессу. Согласно А.В. Погодаевой, особенно выражен у этой категории детей негативизм – они не заинтересованы в контакте, не ориентируются в ситуации общения, проявляют стойкое нежелание общения в совместной деятельности [16, с. 626].
1.2 Особенности формирования представлений о геометрических фигурах у младших школьников с тяжелыми нарушениями речи
«Исследуя процесс образования понятий, известный нами Л.С. Выготский установил следующую закономерность: «Развитие процессов, приводящих в последующем к образованию понятий, уходит своими корнями глубоко в младенчество, но лишь только в переходном возрасте вызревают, складываются те умственные функции, которые в определенном сочетании образуют психологическую основу образования понятий» [5].
Одна из самых древних наук - геометрия - это такая наука, которая изучает формы, размеры и взаимное расположение геометрических фигур. Эта наука появилась и развивалась в связи с необходимостями практической деятельности человека. Ещё с древних времён человек сталкивался с потребностью отыскивать расстояния между предметами. Предопределять размеры земельных участков, ориентироваться по месторасположению звёзд на небе.
В настоящее время геометрия крепко закрепилась в системе общего образования. Она исследуется как предмет и в школьной программе, так и в институте. Её цели не ограничиваются рамками этого предмета, они настолько ценные и широки, собственно, что нашей школе давно нужно бы взять на вооружение принцип, который возможно сформулировать, перефразировав знаменитое платоновское высказывание: «Не понимающий геометрии не выпускается из школы». При данном тут имеется ввиду не столько особые геометрические познания, которые предусмотренные программой, сколько тот пока ничем не заменимый эффект, который имеет для общего развития личности сам процесс серьезного познания геометрии.
Одной из основных задач изучения геометрического содержания в курсе математики начальной школы является развитие пространственного воображения у ребенка, умения наблюдать, сравнивать, обобщать, анализировать и абстрагировать. Второй важной задачей является формирование у ребенка практических умений измерения и построения геометрических фигур с помощью циркуля, угольника и линейки. Задания на вычисление различных параметров геометрических фигур (длин отрезков, периметра и площади прямоугольника, и квадрата) позволяют показать ребенку взаимосвязь количественных и пространственных характеристик объектов материального мира, а также показать еще одно приложение понятия «натуральное число» - как результата измерения величин [15]. Геометрический материал не выделяется в качестве самостоятельного раздела [12].
1. Апатова, Н.В. Информационные технологии в школьном образовании / Н.В. Апатова. – Москва: Педагогика, 1994. –228 с.
2. Артищева, Л. В. Логопсихология : учеб.-метод. пособие / Л. В. Артищева. – Казань : Изд-во Казан. ун-та, 2016. – 60 с.
3. Бим-Бад, Б.М. Педагогический энциклопедический словарь / Б.М. Бим-Бад. – Москва : Большая рос. энцикл., 2002. – 528 с.
4. Большая Советская Энциклопедия (В 30 томах) Т.15. Ломбард – Мезитос Москва: Изд-во «Советская Энциклопедия», 1976. – 600 с.
5. Выготский, Л. С. Умственное развитие детей в процессе обучения / Л. С. Выготский. - М. : Кн. по Требованию, 2013. - 135 с.
6. Данилов, О. Е. Роль информационно-коммуникационных технологий в современном процессе обучения / О. Е. Данилов // Молодой ученый. – 2013. – №12. – С. 448-451.
7. Интегрированное обучение детей с ограниченными возможностями в обществе здоровых детей/ Ф.Л. Ратнер, А.Ю. Юсупов. – М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2006.
8. Кравченя, Э. М. Технические средства обучения: учеб. пособие / Э. М. Кравченя. – Минск : Высшая школа, 2005. –304 с.
9. Крысин, Л. П. Толковый словарь иноязычных слов / Л. П. Крысин. – Москва : Эксмо, 2008. – 944 с.
10. Латотин, Л. А. Математика: учеб. пособие для 10 кл. учреждений общ. сред. образования. с рус. яз. обучения. / Л. А. Латотин, Б. Д. Чеботаревский. – Минск : Адукацыя и выхаванне, 2013. – 397 с.
11. Логопедия : учебник / Под ред. Л. С. Волковой, С. Н. Шаховской. – М. : Владос, 1998. – 680 с.
12. Минич, О.А. «Информационные технологии в образовании» / О.А. Минич. – Минск : Красико-принт, 2008. – 176 с.
13. Миронова, М. Конструирование урока математики с использованием ИКТ: Газета «Математика» № 15 / М. Миронова. – Москва: «Первое сентября», 2008.
14. Никольский, М. К. Алгебра и начала анализа: Учеб. Для 10 класса общеобразовательных учреждений / М. К. Никольский. – Москва : Просвещение, 2009. – 430 с.
15. Педагогический словарь (В 3 томах). Т. 2. / Г.М. Воловникова [и др]. – Москва : Издательство АПН РСФСР, 1961. – 264 с.
16. Погодаева, А. В. Особенности общения со сверстниками детей старшего дошкольного возраста с речевыми нарушениями / А. В. Погодаева // Молодой ученый. – 2017. – № 15. – С. 625-627.
17. Просветов, Г. И. Тригонометрия. Задачи и решения / Г. И. Просветов. – М. : Альфа-Пресс, 2010. – 72 c.
18. Пупцев, А. Е. Формирование методического компонента информационной культуры учителя информатики // Адукацыя i выхаванне. – 2005. – № 11. – С. 76.
19. Роберт, И. В. Информационные и коммуникационные технологии в образовании : Учебно-методическое пособие / И. В. Роберт. – Москва : Дрофа, 2008. – 312 с.
20. Савченко, Е. М. Использование компьютера на уроках математики // Начальная школа. – 2006. – №5. – С. 56–57.
21. Селевко, Г. К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие / Г. К. Селевко. – Москва : Просвещение, 2005.
22. Слинько, О. А. К изучению проблемы межличностных отношений дошкольников с нарушениями речи / О.А. Слинько // Дефектология. – 1992. – № 1. – С. 62-67.
23. Соловьева, Л. Г. Особенности коммуникативной деятельности детей с общим недоразвитием речи / Л. Г. Соловьева // Дефектология. – 1996. – № 1. – С. 62 -66.
24. Тарасова, С. Е. Выявление уровня сформированности культуры общения у детей младшего школьного возраста / С. Е. Тарасова // Символ науки. – 2016. – № 2. – С. 191-194.
25. Темербекова, А. А. Методика преподавания математики / А. А. Темербекова. – Москва : Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. – 176 с.
26. Хабарова, С. П. Особенности коммуникативных умений дошкольников с тяжелыми нарушениями речи : теоретический аспект / С. П. Хабарова // Актуальні питання корекційної освіти, 2015. – № 2. – С. 404-411.