ВВЕДЕНИЕ
1. ПОНЯТИЕ ИНТЕГРИРОВАННОГО ОБУЧЕНИЯ
2. ПОНЯТИЕ УЧЕНИЧЕСКОГО КОЛЛЕКТИВА
3. РОЛЬ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ В ФОРМИРОВАНИИ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ ПОДРОСТКОВ
4. ВОЗМОЖНОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ СРЕДСТВАМИ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ВВЕДЕНИЕ
Возникновение физического воспитания относится к самому раннему периоду в истории человеческого общества. Элементы физического воспитания возникли в первобытном обществе. Люди добывали себе пищу, охотились, строили жилье, и в ходе этой естественной, необходимой деятельности спонтанно происходило совершенствование их физических способностей — силы, выносливости, быстроты.
Постепенно в ходе исторического процесса люди обратили внимание на то, что те члены племени, которые вели более активный и подвижный образ жизни, многократно повторяли те или иные физические действия, проявляли физические усилия, были и более сильными, выносливыми и работоспособными. Это привело к осознанному пониманию людьми явления упражняемости (повторяемости действий). Именно явление упражняемости стало основой физического воспитания.
Осознав эффект упражняемости, человек стал имитировать необходимые ему в трудовой деятельности движения (действия) вне реального трудового процесса, например бросать дротик в изображение животного. Как только трудовые действия начали применяться вне реальных трудовых процессов, они превратились в физические упражнения. Превращение трудовых действий в физические упражнения значительно расширило сферу их воздействия на человека, и в первую очередь в плане всестороннего физического совершенствования. Далее, в ходе эволюционного развития выяснилось, что значительно лучший эффект в физической подготовке достигается тогда, когда человек начинает упражняться в детском, а не в зрелом возрасте, т.е. когда его готовят к жизни и к труду предварительно. Таким образом, осознание человечеством явления упражняемости и важности так называемой предварительной подготовки человека к жизни, установление связи между ними послужили истоком появления подлинного физического воспитания.
1. ПОНЯТИЕ ИНТЕГРИРОВАННОГО ОБУЧЕНИЯ
В настоящее время проблема эффективного развития и обучения учащихся становится все более актуальной. Для воспитания всесторонне развитой личности необходимы новые подходы в обучении. Новые подходы должны обеспечивать социокультурное и личностное развитие обучающегося. Особое место отводится духовному воспитанию личности [7].
Для реализации таких задач основным инструментом становится интегрированное обучение. Интеграция в педагогической науке и практике обозначает объединение различных компонентов в единое цело на различных уровнях: содержательно-предметном, деятельностном (объединение разных видов деятельности учащихся и педагогов), организационном (объединение различных категорий учащихся) [15].
Под интегрированным обучением принято понимать построение воспитательно-образовательного процесса, основанного на увеличении силы связей каждого из элементов данного процесса, а также соединение содержания различных областей учебных дисциплин, помогающих в итоге сформировать общую картину мира. Интегрированное образование в первую очередь нацелено на развитие и воспитание личности обучающегося с дальнейшим развитием необходимых компетенций. Интегрированный урок – составление модели изучаемого объекта с позиций разных учебных дисциплин [24] .
На сегодняшний день интегрированное обучение становится все более актуальным, так как благодаря его реализации в образовательном процессе возможно обеспечить конкретное представление о картине мира в настоящее время. Концепция современного образования становится подтверждающим аспектом указанной концепции интегрирования. Но реализацию интегрированного обучения невозможно осуществить в рамках одной учебной дисциплины. Именно поэтому, все чаще можно наблюдать различные интегрированные курсы и интегрированные уроки. Интегрированное обучение дает возможность осуществления межпредметных связей и позволяет ученикам приближаться к общей картине мира [5].
2. ПОНЯТИЕ УЧЕНИЧЕСКОГО КОЛЛЕКТИВА
«Коллектив» (от лат. соllective -- собирательный) рассматривается как социальная общность людей, объединенных на основе общественно значимых целей, общих ценностных ориентации, совместной деятельности и общения».
Коллектив как психолого-педагогическое явление в научной и методической литературе понимается различно. В одном случае под коллективом понимают любое организованное объединение людей, в другом – высокую степень развития группы [8].
Современная образовательная система направлена на всестороннее развитие личности, потенциал которой определяется не только ее способностями и знаниями, но и общей культурой, в том числе нравственностью, ответственностью, общительностью, терпимостью. И основной период формирования личности ребенка наступает на начальном этапе школьного обучения, когда начинается подготовка детей к активному участию в общественной жизни, формируются навыки и привычки поведения ребенка, которые в дальнейшем определяют характер отношений ребенка с другие люди. Коллектив в этом отношении является мощным стимулом для образовательной и межличностной деятельности, которая является комфортной средой для развития и самореализации каждого члена, продуктивной формой организации и необходимым условием для обучения личности [17].
Одним из главных представителей русской педагогики, разработавшим теорию коллектива, является А.С. Макаренко. Разработанная им методология коллективного воспитания содержит принципы и детальную технологию поэтапного формирования коллектива. Он отметил, что «коллектив - это социальный живой организм, потому что у организма есть органы, что есть силы, ответственность, соотношение частей, взаимозависимость, и если ничего из этого не существует, то нет коллектива, а есть только толпа», или собрание» и рассматривал коллектив как «инструмент прикосновения к личности »[19].
3. РОЛЬ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ В ФОРМИРОВАНИИ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ ПОДРОСТКОВ
Уроки физической культуры в школе часто воспринимаются как нечто второстепенное, имеющее подчиненное значение по отношению к таким, как математика, физика, литература и др. Поддавшись сложившемуся в педагогической среде отношению учителей-предметников к урокам физкультуры как к чему-то необязательному, ученики часто пренебрегают ими. Да и родители, порой, не имея на то достаточно серьезных оснований, стараются освободить своего ребенка от уроков физкультуры. Однако настало время переосмыслить роль этих уроков не только в физическом, но и умственном развитии учащихся.
Традиционно считается, что цель физического воспитания состоит в развитии физических качеств учащихся и в укреплении их здоровья. Это совершенно справедливо с педагогической и медицинской точек зрения. Ни в коей мере не отрицая этого, мы хотели бы взглянуть на школьную физкультуру с психологической точки зрения. Такой подход позволяет обогатить общепринятое представление о назначении уроков физического воспитания.
С этой точки зрения оказывается, что развитие физических качеств - это внешний результат физического воспитания. Однако существует еще и не менее важный внутренний - психологический результат, существование которого в практике физического воспитания еще не полностью осознано, а потому целенаправленная педагогическая деятельность на его достижение в подавляющем большинстве случае отсутствует.
Общепринятое представление о том, что физическая культура в основном должна быть направлена на развитие физических качеств учащихся (силы, быстроты, выносливости, прыгучести и др.) и достижение оздоровительного эффекта, в значительной мере обедняет само содержание этого понятия. При этом на второй план отходит ряд компонентов, без которых невозможна подлинная культура физического воспитания. В нашем случае - это межличностные отношения на уроках физической культуры.
4. ВОЗМОЖНОСТИ И ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ СРЕДСТВАМИ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ
В настоящее время наблюдаются значительные социально-экономические преобразования в обществе, происходит утверждение приоритета общечеловеческих ценностей, реорганизация и обновление системы педагогического образования на основе принципов гуманизации и демократизации, признание прав каждого ребёнка на получение образования адекватно его познавательным возможностям. Все вышеперечисленное делает объективно необходимыми поиски путей совершенствования системы образования и оптимальной организации работы в классах по социализации детей и интеграции их в общество. Одним из путей реализации данной работы является формирование положительных межличностных отношений в рамках интегрированного обучения и воспитания.
Однако, в настоящее время есть ряд социально-психологических проблем, одна из которых — несформированность положительных межличностных взаимоотношений субъектов образовательного процесса (учащихся, учителей и родителей).
Одним из условий нормального психосоциального развития детей является создание условий для их обучения и возможности общения с другими детьми в образовательных учреждениях. На наш взгляд одним из эффективных и действенных средств духовно и физически здорового подрастающего поколения являются физическая культура и спорт.
В педагогической практике есть некоторый опыт использования физических упражнений для оптимизации межличностного общения и профессионального взаимодействия школьников и молодежи. Одним из наиболее эффективных средств, способствующих оптимизации межличностных отношений учащихся, укреплению взаимопонимания и сотрудничества на начальном этапе их пребывания в учебной коллективе, являются средства совместной физической культуры и занятий спортом.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В условиях интеграции большое значение приобретает педагогическая деятельность, направленная на сопровождение процессов взаимодействия учащихся с интеллектуальной недостаточностью с нормально развивающимися сверстниками и постоянное побуждение детей с интеллектуальной недостаточностью к анализу моделей поведения, демонстрируемых нормально развивающимися одноклассниками.
Одной из форм проявления интеграционных процессов в образовании является интегрированное (совместное) обучение обычных детей и детей с ограниченными возможностями. В специальной образовательной системе ему отводится важное место. Интегрированное обучение детей рассматривается как путь и как одно из возможных средств более успешной социализации и интеграции в обществе лиц с ограничениями. Это относительно новая форма обучения, в которой реализуется принцип «научения жить вместе», построенный на гуманистических началах.
Обучение в условиях образовательной интеграции открывает возможности для влияния классного микросоциума нормально развивающихся детей на социальную адаптацию учащихся с интеллектуальной недостаточностью.
Было установлено, что в настоящее время есть ряд социально-психологических проблем, одна из которых — несформированность положительных межличностных взаимоотношений субъектов образовательного процесса.
Процесс формирования межличностных отношений учащихся данных классов является одним из средств обеспечения социализации и интеграции детей с особенностями психофизического развития в общество, что и является основной задачей интегрированного обучения.
Межличностные отношения в классах интегрированного обучения требуют педагогической организации и коррекции, средствами которой являются те же, что и при аналогичной педагогической работе в обычном классе.
1. Андреева Г. М. Социальная психология. – М., 1980.
2. Андреева, В. В. Особенности деятельности классного руководителя в гуманистической воспитательной системе / В. В. Андреева // Методология, теория и практика воспитательных систем: поиск продолжается; под ред. Л. И. Новиковой, Р. Б. Вендровской, В. А. Караковского. – М.: НИИ Теории образования и педагогики РАО, 1996. – 350 с.
3. Аникеева, Н. П. Учителю о психологическом климате в коллективе / Н. П. Аникеева. – М.,1983. – 332 с.
4. Багрецов С.А., Кузич С.А. Индивидуально-психологические факторы совместимости личности и малой группы // Человеческий фактор: проблемы психологии и эргономики. - 2004. - № 1. - С. 24-28
5. Балаев, А. А. Активные методы обучения / А. А Балаев. – М.: Профиздат, 1986. –96 с.
6. Баранов, С. П., Болотина, Л.Р. Сластенин, В.А. Педагогика / С. П. Баранов, Л. Р. Болотина, В. А. Сластенин. – М., 1987. – 356 с.
7. Бахарева Л.Н. Интеграция учебных занятий // Основная школа. – 1991. – № 8. – с. 48-51.
8. Беликова В.В. Педагогическая диагностика формирования межличностных отношений в учебной группе // Известия РГПУ им. И.А. Герцена. - 2008. - № 2. - С. 50-52
9. Варёнова, Т.В. Теория и практика коррекционной педагогики: Учеб.пособие / Т.В.Варёнова. – Мн.: ООО «Асар», 2003. – 288 с.
10. Донцов А.И. Психология коллектива. – М., 1984.
11. Екжанова, Е.А. Основы интегрированного обучения: пособие для Вузов / Е.А. Екжанова, Е.В. Резниоква. - М.: Дрофа, 2008. - 210 с.
12. Захарова И.Г. Инф. тех в образовании: Уч. пособие для студ. высш. пед. уч. завед. Москва: Изд. центр Академия, 2003. – 192 с.
13. Коломинский Я.Л. Социальная психология взаимоотношений в малых группах: учеб. пособие для психологов, педагогов, социологов. – М.: АСТ, 2010.
14. Коноплева, А.Н. Интегрированное обучение детей с особенностями психофизического развития / А.Н. Коноплева, Т.Л. Лещинская. - Мн.: Национальный институт образования, 2003. - 232 с.
15. Коноплева, А.Н. Проблемы и перспективы образовательной интеграции в Республики Беларусь / А.Н. Коноплева //Дефектология. – 2006. – №5.- С. 3-9.
16. Коноплева, А.Н. Теория и практика интегрированного обучения / А.Н. Коноплева, Т.Л.Лещинская // Дэфекталогiя. - 2001. - № 6. - С.3 - 14.
17. Кукушин B.C. Современные педагогические технологии. Нач. школа. Пособие для учителя (Серия «Школа развивающего обучения») / В.С. Кукушин – Ростов на Дону: Из-во «Феникс», 2003. – 448 с.
18. Лепнева, О. А. Классный коллектив: технология формирования : метод. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / О. А. Лепнева, Е. А. Тимошко. – М. : ВЛАДОС, 2015. – 167 с.
19. Макаренко, А. С. Воспитание гражданина / А. С. Макаренко / сост. Р. М. Бескина, М. Д. Виноградова. – М., 1988. – 304 с
20. Мухамитянов Ф.Д. Педагогика физической культуры и спорта: учеб. пособие. – Чайковский, 2011.
21. Навцевич, О.Т. Классный микросоциум как фактор социально-бытовой адаптации детей в условиях интегрированного обучения / О.Т. Навцевич // Дэфекталогiя. - 2007. - № 6 (59). - С.58 - 64.
22. Новикова, Л. И. Педагогика детского коллектива: вопросы теории/ Л. И. Новикова. – 3-е изд., перераб. и доп. – М. : Педагогика, 2008. – 143 с.
23. Осипова И. Нарушение межличностных отношений как фактор формирования отклоняющегося поведения детей и подростков // Воспитание школьников. 2006. №2.
24. Специальная педагогика: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Л.И.Аксенова, Б.А.Архипов, Л.И.Белякова и др.; под ред. Н.М.Назаровой. - М.: Издательский центр «Академия», 2000. - 400 с.
25. Фуряева, Т.В. Интегрированный подход в организации воспитания и обучения детей дошкольного возраста с проблемами развития (зарубежный опыт) / Т.В. Фуряева // Дэфекталогiя. - 1999. - № 1. - С. 61 - 74.
26. Эльконин Д. Б. Психология игры. – М., 1978.